Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок для 5 класса

на тему: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Животовой Олеси Сергеевны,

учителя музыки МБОУ «СОШ с УИОП № 7» г. Каширы,

Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка». 5 класс

Цель: выявить общность средств выразительности живописи и музыки через анализ произведений В. Борисова-Мусатова, С.В. Свиридова, С. В. Рахманинова.

Задачи:

  • развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы;
  • углубление знаний о выразительных возможностях музыкального и изобразительного искусства;
  • воспитание эстетического отношения к произведениям искусства;
  • умение вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • определение своего отношения к проблеме значимости природы в жизни человека.

Оборудование: 

мультимедийны проектор, фортепиано, аудиосистема для прослушивания аудиофайлов;

презентация, тексты стихов К.Д. Бальмонта «Островок», Ф.И. Тютчева «Весенние воды»;

аудиофайлы с записью романсов С.В. Рахманинова «Островок» и «Весенние воды».

      Тип урока: комбинированный

      Интерактивные методы: работа в группах, синквейн.

Ход урока

  1. Изучение нового материала

На экране включается презентация с музыкальным сопровождением (песня «Музыка» Георгия Струве без слов). Обучающиеся смотрят презентацию, по ее окончании отвечают на вопрос: что объединяет показанные слайды? (При просмотре фиксируют в тетради)

(Предполагаемые ответы учащихся:

  1. один автор.
  2. Период его творчества. (Конец 19-начало 20 века)
  3. Это картины.
  4. Это картины природы – пейзажи.
  5. Художник, изображающий картины природы – пейзажист.

Перед нами русский художник Виктор Борисов-Мусатов

 (показываю слайд с его портретом)

Художник Борисов-Мусатов входит в плеяду гениальных творцов Серебряного века.

Красота, ясность, тишина и спокойствие царят на его полотнах.

(слайд с его высказыванием)

Итак, сегодня мы с вами посетили галерею пейзажей русского художника Виктора Борисова-Мусатова.

Найдите в тексте, как сам художник воспринимал свое творчество, с каким другим искусством его связывал? (зачитывают высказывание из дневника художника на стр.89)

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

Какая музыка созвучна картинам В. Борисова-Мусатова?

(Ответы учащихся: спокойная, душевная, небыстрая, плавная…) То есть, глядя на картины художника, мы можем слышать и представлять музыку. А можем ли мы слушая музыку представлять и видеть картины? Давайте попробуем это сделать: при прослушивании музыкального произведения, попробуйте нарисовать в воображении свою картину. Ответьте на вопрос: что необычного в этой музыке и как вы можете описать ее настроение.

  1. Слушание. Анализ произведений искусства. Работа в группах

(каждой группе раздается перечень вопросов, ответив на которые, они с легкостью смогут проанализировать любое из трех произведений).

Актуализация опорных знаний во время анализа миниатюры Г. В. Свиридова «Весна и осень».

Звучит композиция «Весна и осень» Г. Свиридова

Учащиеся описывают возникшие в воображении картины. Говорят, что состоит из 2-х частей, характеризуют части. Отвечают на вопросы:

почему «Весна»?, какая музыка? (светлая, напевная, мажорная…).

Почему «Осень»? Какая звучит музыка? (минорная, нежная, трогательная…).

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам нарисовать свою картину?

Ответы учащихся: динамика, темп, мелодия, ритм, лад…

Итак, мы с вами услышали живопись и увидели музыку!

А теперь давайте определим тему сегодняшнего урока (на доске вставляют в пробелы слова « …..….живопись и …………музыка»

Анализ картины В. Борисова – Мусатова «Водоем»

Обратите внимание на детали картины «Водоём». Работа с учебником.

-Кто изображён на первом плане?

-Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера.

-Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение?

-Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают. Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны. Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость.

-Верно. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Их позы показывают оцепенение.  Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.

-Какая главная идея картины Виктора Борисова-Мусатова?

-Именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья над смыслом жизни, тихо, без суеты поразмыслить над вопросами бытия, задуматься о жизненно важных вопросах, тихо погрустить, а может просто наслаждаться тишиной природы.

-Какие ещё произведения искусства обращаются к образам природы и образам человека в природе.

-(перечисляют)

Анализ стихотворения К. Бальмонта и романса С. В. Рахманинова

 «Островок»

В творчестве поэта Константина Бальмонта есть произведение о природе, и об отношении человека к природе. 

Работа с учебником.  

     Из моря смотрит островок,

     Его зелёные уклоны

     Украсил трав густых венок,

     Фиалки, анемоны.

     

      Над ним сплетаются листы,

      Вокруг него чуть плещут волны.

      Деревья грустны, как мечты,

      Как статуи, безмолвны.

     

      Здесь еле дышит ветерок,

      Сюда гроза не долетает,

      И безмятежный островок

      Всё дремлет, засыпает.

Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину «Водоём» и стихотворение «Островок». Высказывают свои предположения названия, аргументируя ответы.

Слушают романс С. В. Рахманинова «Островок», внимательно следя за текстом в учебнике.

Вопрос: Что навеяло композиторов С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова и художника В. Борисова-Мусатова создать свои произведения?

Ответ: Любовь к родной земле, красота родной природы.

  1. Разучивание

А теперь я хочу обратится к музыке, которую вы сегодня уже слышали (во время презентации).

 Это песня называется «Музыка» Авторы: Г. Струве и И. Исакова. Представлю фрагмент этой песни.

Раздаю печатный текст песни каждому ученику, разбираем текст, под фортепиано разучиваем мелодию. Несколько раз пропеваем, закрепляем, после чего исполняем с аккомпанементом 1 куплет. По мере разучивания песни дети распеваются.

  1. Рефлексия. Работа в группах. Составление синквейна по изученной теме: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Например,

  1. искусство
  2. музыкальное, литературное
  3. воздействует, приобщает, облагораживает
  4. вижу взаимосвязь музыки и литературы
  5. творчество
  1. Домашнее задание. Прослушать романс С. В. Рахманинова «Островок» (прикрепляю аудиофайл в школьном портале в д/з).

Список использованных источников:

  1. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/01/interaktivnye-tekhnologii-na-urokakh-muzyki
  2. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/12/26/tehnologicheskaya-karta-uroka-muzyki-v-5-klasse-po-fgos-muzykalnaya
  3. https://multiurok.ru/files/urok-muzyki-po-fgos-v-5-klassie-po-tiemie-muzykal.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 5 класса "Музыкальная живопись и живописная музыка" по программе Е.Критской, Г.Сергеевой

Конспект урока для 5 класса по программе Е.Критской, Г.Сергеевой "Музыкальная живопись и живописная музыка" из раздела "Музыка и изобразительное искусство". Тип урока - интегрированный....

Разработка метапредметного урока в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Знакомство с направлением в искусстве - импрес­сионизмом, расширение представление детей об экологических законах; побуждение детей к участию в природоохранных мероприятиях, формирование негативно...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

урок в 5 классе "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА"

Два русских гения. Музыка и живопись. Рахманинов и Борисов-Мусатов.«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего...

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...