Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Сабирова Алла Сулеймановна

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_muzyki.docx37.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Технологическая карта открытого урока музыки

      В соответствии с требованиями ФГОС в 5 « Б» классе

 по теме : «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Автор: Сабирова Алла Сулеймановна, учитель музыки

                         ГБОУ СОШ № 9г. Кинеля

                                                                        Технологическая карта

ФИО учителя: Сабирова Алла Сулеймановна

Место работы: ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля

Предмет: музыка

Класс:   5 « Б»

Дата проведения:

Учебник: Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская « Музыка»  5 класс, « Просвещение»  2019 г.

Тема урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка»

Тип урока: комбинированный

 Цели по содержанию:

обучающие:  продолжить формировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, создать условия для эмоционального восприятия и передачи звуковых и зрительных образов природы

развивающие:  учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Развивать эмоциональную отзывчивость на звуковые образы природы.

воспитывающие:   воспитывать  слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству

Планируемые  результаты учебного занятия :Развитие  личностных, регулятивных, познавательных учебных действий

Предметные : Сформированность основ музыкальной культуры  школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. Овладение основами музыкальной грамотности: способностью воспринимать музыку как образное искусство во взаимосвязи с жизнью, с терминологией и понятиями: мелодия, рисунок, ритм, палитра чувств, квинтет, мотив,  выразительность и изобразительность.

Метапредметные :

регулятивные : продолжить развивать целеполагание, контроль, планирование, оценку

коммуникативные : продолжить развивать монологическую речь, письменную коммуникацию, диалог в общении

познавательные: работать с текстом, уметь поставить проблему и находить решение проблемы, уметь извлекать информацию ( прочитать и ответить на вопросы)

Личностные: самопознание и самоопределение,  смыслообразование, чувство гордости за свою Родину. Знание культуры своего народа.

Используемая технология : Обучение в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология индивидуально- деятельного подхода

Формы организации работы:   фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение

         

                                                                  Организация пространства

1.Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация

2. Образовательные ресурсы интернет

Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов

3. Необходимое аппаратное обеспечение

Компьютер с проектором.

4. Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, доска, мел

                                                         

                                                                    Организационная структура урока

Этапы урока

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

 Формируемые умения

            ( УУД)      

1

Организационный момент(

самоопределение к учебной деятельности)

Приветствие  в форме вокальной попевки: « Здравствуйте, ребята, здравствуйте!».

 Организация учебной деятельности. Настраивание учащихся на деятельность.

 Приветствие учителя в форме  попевки : « Добрый день!»

Познавательные:

Формулировка целей и задач.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом

Регулятивные: восприятие информации учителя

 Предметные

Развитие общих музыкальных способностей школьников

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

 Учитель раздает группе учеников  карточки с частями слова  из темы урока.

 Тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка». Слайд № 1

Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать?

( Общность музыки и живописи. Сходство выразительных средств музыки и живописи. )

Группа учеников  получает карточки с частями слова из темы урока, дети выстраиваются в нужном порядке. Все читают получившуюся фразу: « Музыкальная живопись и живописная музыка»

Метапредметные УУД

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

Работа в группах, умение слушать других учащихся.

Регулятивные: умение обнаружить проблему

 Предметные

Сформированность мотивационной  направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

3

Постановка проблемы:

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

 Задает вопрос: Можем ли мы услышать  живопись», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Учащиеся отвечают на вопросы

 (к этим вопросам вернёмся на стадии обобщения темы урока).

Метапредметные УУД

Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг дугу.

Регулятивные: следят за ответами одноклассников

Предметные: Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

4

Открытие новых знаний

Перед вами текст из дневника художника  В. Борисова-Мусатова. Я прочитаю  текст, а вы найдите доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной. Слайд № 2

Учитель с помощью презентации рассказывает о жизни и творчестве художника В. Борисова- Мусатова Слайд № 3

Показ картин  В. Борисова-Мусатова. https://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor-01.html

Учитель задает вопросы:

-какими словами можно передать настроение живописных полотен художника?

- Какая музыка созвучна его картинам? Слайд № 4

- Давайте подробно разберем картину « Водоем» Слайд № 5

Кто изображён на переднем плане?

-Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение?

-Опишите их позу, одежду. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.

-Проанализируем средства изобразительного языка, которые помогают  передать состояние задумчивости, созерцательности. Заполните таблицу.

Какие средства выразительности показывают  задумчивость, созерцательности.

- Что  же главное  в картине: образы природы или образы женщин?

Мне кажется, что последнее высказывание очень точное. Ведь если бы не было в картине женских образов, то вряд ли мы смогли ощутить настроение картины.

Тексты у каждой команды.

Спокойствие душу объемлет,

И я никуда не иду.

А я сижу дома и задаю концерты

себе одному.

В них вместо звуков — все краски,

А инструменты — кружева, и шёлк,

и цветы.

Я импровизирую на фоне фантазии,

А романтизм —

мой всесильный капельмейстер,

И мне кажется иногда, что я на каком-то

необитаемом острове.

И действительность

как будто не существует,

Мечты мои всегда впереди.

Они мне создают целые симфонии,

Тоска меня мучит, музыкальная тоска

по палитре, быть может.

И я никуда не иду,

Спокойствие душу объемлет

Учащиеся отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, после обсуждения в команде.

Дети отвечают на вопросы

Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они  находятся у пруда или озера.

-Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают.

-Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны. Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость.

округлые линии в  складках платья сидящей  девушки… округлые очертания облаков, а так же линии не берегу, форма листвы, проблески между листвой, отражение деревьев в воде .Доказывают:

- Главное- природа.

- главные образы – образы женщин.

-А по-моему, они связаны.

 

Метапредметные УУД

Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения.

Регулятивные:

Целеполагание, оценка, самооценка

Предметные: научатся слушать, следить за текстом, находить доказательства по данному вопросу.

Метапредметные УУД

Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения.

Регулятивные:

Целеполагание, оценка, самооценка

Коммуникативные: умение слушать собеседника, обосновать собственное мнение. Задавать вопросы

Коммуникативные:

-выражают собственное мнение о картине

Регулятивные:

-договариваются, находят общее решение при работе в группе.

Личностные:

-уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Предметные.

Учащиеся доказывают, что и природа и люди в картине единое целое.

5

Включение новых знаний в систему знаний и повторений

-Какие вы знаете произведения искусства, которые обращаются к образам природы?

-Да, правильно. Настроение этой картины хочется сравнить с литературным произведением и  музыкой. У вас на партах лежат картинки со стихами, но четверостишия в них перепутаны.  Соберите из этих картинок стихотворения. Слайд № 6

-Сравните стихотворение

« Островок» К Бальмонта и романс « Островок» С. Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=0qBdn-DEFvk

Что их связывает? Обратите внимание на мелодию и ритм произведения. Какую роль играют повторы звуков, паузы?

-Давайте сравним произведения двух видов искусств: музыки и живописи.

- если бы вы были композиторами, какую музыку по настроению вы бы создали на стихотворение

« Весенние воды» Тютчева? Слайд № 7

Послушаем романс « Весенние  воды» Рахманинова.

https://www.youtube.com/watch?v=upSZWWPWCP4

Совпало настроение музыки с вашими высказываниями?

  Проследите за развитием стихотворного текста и обоснуйте трактовку музыки  С. В .Рахманинова. Слайд № 8

- Какие изобразительные и выразительные свойства в этом произведении?

-Зачем  С .В .Рахманинов сочинил мелодию романса в высоком регистре, а  в аккомпанементе мы слышим нисходящие  звуки в низком регистре?

Давайте покажем жестами мелодическую линию  романса

-А теперь заполните каждый таблицу  со средствами музыкальной выразительности, анализируя романс «Весенние воды» Рахманинова

Дети отвечают :«Музыка, литература.»

Дети выкладывают картинки со стихотворениями К. Бальмонта

« Островок» и Ф. Тютчева « Весенние воды», читают их выразительно

Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину «Водоём» и Стихотворение «Островок».

-Мечтательность, спокойствие природы, тихая грусть

Слушают, анализируют, сопоставляют  со стихами К.Бальмонта.

Мелодия более спокойная, плавная, длительности ровные.

Исполнение по нотам.

-Повтор звука выражает покой, тихую грусть, как в картине. Паузы усиливают настроение

- протяжно, певуче; все звуки  движутся без скачков,   Звуки движутся в равномерном ритме.

- сравнивают настроение картины  и романса.

- высказывают свое мнение

Дети жестами показывают мелодическую линию произведения

Дети заполняют самостоятельно таблицу. Защита ответа

Мелодия

Характерис-тика

Аккомпанемент

Темп

Лад

Регистр  в мелодии

Динамика

Форма

Предметные:

научатся работать с информационными источниками, извлекать необходимую информацию.

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии, вести диалог.

Познавательные:

-передавать свои впечатления об услышанной мелодии.

Регулятивные:

 -выполнять учебные действия в качестве слушателя

Личностные:

Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения.

Предметные:

научатся и слушать, воспринимать и понимать музыку разных жанров, сопоставляя характер музыки и текста,

сравнивать, сопоставлять,   понимать замысел композитора. Научатся слушать и анализировать мелодии  дирижировать и предавать движениями рук характер мелодии

Регулятивные:

-выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий.

Личностные:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

Познавательные:

-сравнивать музыкальные и художественные образы,

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии, вести диалог

6

Физкультминутка

И дыхательная гимнастика

Выполняют ритмичные движения под музыку

7

Вокально- хоровая работа

- Сейчас послушайте песню

 « Живет на свете красота» Юрия Антонова.

-Скажите, можно ли эту песню назвать живописной музыкой?

Какие картины рисуются в вашем  воображении? Что композитор хотел нам донести  в своем произведении?

-Давайте мы разучим эту песню

Дети слушают песню

Отвечают на вопросы.

Разучивают  песню

 Предметные:

научатся слушать и анализировать мелодии  

Познавательные:

-передавать свои впечатления об услышанной мелодии.

Регулятивные:

 -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Личностные:

Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения.

Регулятивные:

-выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий.

8

Закрепление и применение полученных знаний

-Возвращаемся к вопросам, которые были даны  в начале  урока: Можем ли мы услышать  живопись», «Можем ли мы увидеть музыку?»

Чему учат нас эти произведения? Какой из романсов вы бы предложили послушать своим родным и близким?  Известно, что романс « Весенние воды» композитор посвятил своей первой учительнице А.Д. Орнатской. http://visualrian.ru/hier_rubric/photo/843982.html

 Как вы думаете, что он хотел сказать этим музыкальным посвящением? Слайд № 9

Учащиеся отвечают.

Видеть в природе красоту, учиться ею любоваться.

-Природа приглашает с ней поговорить о любви, красоте, о своих мечтах.

-Человек  в такой красоте может отдохнуть от суеты, подумать о  смысле жизни, побыть наедине  с самим собой

- Работают в группах, отвечают на вопрос, доказывают свои ответы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
осознавать успешность своей деятельности 
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка

9

Рефлексия учебной деятельности

- Какая была наша учебная задача?

-Перечислите произведения изобразительного искусства, литературы и музыки, с которыми мы с вами познакомились.

- Какие затруднения у вас были?

- Подведите итог в листе самооценки: кому было интересно и получил удовольствие от урока, тот приклеит красную нотку,  у кого менялось настроение- синюю нотку, кому было не интересно- желтую.

Учитель формулирует выводы, консультирует, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности . Учащиеся выставляют эмоциональные оценки на доску

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности

10

Информация о домашнем задании

Вспомнить песни и пьесы, которые по вашему мнению подходят  к картинам В. Борисова- Мусатова, записать их названия, нарисовать  весенний пейзаж.

Записывают домашнее задание  и задают вопросы

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...

Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».

Данный  урок по предмету «Музыка»  относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...