Конспект урока музыки "Музыкальные портреты"
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект урока музыки "Музыкальные портреты" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1_klass.docx15.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 1 «А».

Тема: «Музыкальные портреты».

Цель: Активизировать музыкальное воображение учащихся.

Оборудование урока: Музыкальный центр, учебник-тетрадь (1кл.), фортепиано, портреты композиторов: П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, С. Прокофьева.

Ход урока:

Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Ребята должны узнать кто они – обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

Звучит пьеса «Баба Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Учитель: В каком характере звучит музыка? О ком она рассказывает? Какой характер у этого незнакомца?

Дети: Мелодия этого произведения состоит из коротких фраз, окончание которых подчёркнуто акцентами. Музыка резкая, злая, стремительная, грозная.

Наиболее удачные ответы учитель записывает на доске.

Учитель: Молодцы! В действительности это произведение называется – «Баба Яга». Наверняка, композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.

Далее приводим фрагмент, на котором дети знакомятся с пьесой Леопольда Моцарта, отца известного австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, «Менуэт».

Учитель: Итак, первым в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба Яга, которую вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звучностям, резким акцентам. Вы верно решили, что портрет этого сказочного персонажа нужно изобразить в зеркале (стр.51 учебника-тетради). Что явилось подсказкой вам в выборе этого решения?

Дети: Рука Бабы Яги, держащая это зеркало. Она страшная, мохнатая.

Учитель: Верно. А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их – один? Два? Что они будут делать – петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом вам расскажет музыка!

(Учитель исполняет на фортепиано «Менуэт» Л. Моцарта).

Дети: Вошел один человек. Он танцует; Нет, их двое – мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.

Учитель:  Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют этот танец – один или двое?  Послушаем эту мелодию.  (Учитель играет верхнюю строчку «Менуэта»). Кого изобразила эта музыка – мужчину или женщину?

Дети: Это девушка. Она молодая. Красивая. Нежная. Музыка звучит ласково. Девушка будто бы напевает.

Учитель: Правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная. А теперь послушаем другую мелодию. Кого изображает она?  (Звучит нижняя строчка «Менуэта»).

Дети: Это мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, старый. Ворчливый. В его мелодии низкие звуки.

Учитель: Верно. Вы услышали и «увидели» в музыке танцующую пару – мужчину и молодую женщину. Как вы думаете, какой танец они танцуют – старинный или современный.

Дети: Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы звучат по-другому.

Учитель: Правильно! Этот танец называется «менуэт» и танцевали его давно, в XVIII веке, обычно на балах. В то время менуэт называли королем танцев и танцем королей. Откройте учебник-тетрадь на стр. 50 и вы увидите, как художник изобразил пару, танцующую менуэт. Пусть ещё раз прозвучит музыка, а вы подумаете над вопросом: молчат танцующие во время танца или, может быть, переговариваются?

(Звучат 5 – 12 такты «Менуэта»).

Дети: Они переговариваются.

Учитель: Говорят одновременно, или по очереди? Кто из танцующих начинает диалог – мужчина или женщина?

Дети: Мужчина. Голос у него суровый, грозный, ворчливый. Ему отвечает женщина – ласково, нежно.

Учитель: Покажите движением рук разговор-диалог между ними. (Опять звучит музыка, дети изображают контрастными движениями рук перекличку голосов). Чем заканчивается этот короткий разговор – примирением, согласием или ссорой?

Дети: Согласием. Они вместе продолжают танцевать.

Учитель: Правильно. А теперь встанем около своих столов (стульев) и каждый из вас изобразит при помощи танцевальных движений «музыкальные портреты» героев менуэта.  Девочки и мальчики, услышав окончание танца, сделают реверанс – приседание с вежливым поклоном. (Звучит первая часть «Менуэта», дети создают пластический этюд).

Самым доступным для детей портретом на этом уроке стала вокальная миниатюра «Болтунья» С. Прокофьева. Перед прослушиванием песни учитель читает стихотворение А. Барто «Болтунья».

Болтунья

Автор: Агния Барто.

Что болтунья Лида, мол,                                        Поднимусь на стратостате…

Это Вовка выдумал,                                                Что такое это, кстати?

А болтать-то мне когда?                                        Может, это стратостат,

Мне болтать-то некогда!                                        Когда старосты летят?

Драмкружок, кружок по фото,                                А что болтунья Лида, мол

Хоркружок – мне петь охота,                                        Это Вовка выдумал,

За кружок по рисованью                                        А болтать-то мне когда?

Тоже все голосовали.                                                Мне болтать-то некогда!

А Марья Марковна сказала,                                         У меня ещё нагрузки

Когда я шла вчера из зала:                                        По-немецки, и по-русски.

«Драмкружок, кружок по фото                                Нам задание дано -

Это слишком много что-то»                                        Чтенье и грамматика.

Выбирай себе дружок                                                Я сижу, гляжу в окно

Один какой-нибудь кружок»                                        И вдруг там вижу мальчика.

Ну, я выбрала по фото…                                        Он говорит: «Иди сюда,

Но ещё мне петь охота                                        Я тебе ирису дам».

И за кружок по рисованью                                        А я говорю: «У меня нагрузки

Тоже все голосовали                                                По-немецки, и по-русски».

А что болтунья Лида, мол,                                        А он говорит: «Иди сюда,

Это Вовка выдумал,                                                Я тебе ирису дам».

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости                                                А что болтунья Лида, мол,

В нашем классе староста,                                        Это Вовка выдумал.

А чего мне хочется?                                                А болтать-то мне когда?

Стать, ребята, лётчицей.                                        Мне болтать-то некогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Конспект урока "Музыкальный портрет"

Урок предназначен для учащихся 5 класса в разделе "Музыка и живопись". На уроке используются следующие педагогические технологии: групповая технология, информационные технологии, технология проблемног...

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи"....

Конспект урока "Творческий портрет И.С.Баха"

Конспект подробно поэтапно раскрывает тему урока, позволяет учащимся самим делать выводы о творчестве композитора...

Конспект урока "Музыкальные портреты"

Коспект урока в 1 классе...