Элективный курс "Искусство и культура Бурятии"
элективный курс по музыке (10 класс)

Шабанова Наталья Сергеевна

Данная программа элективного курса «Искусство и культура Бурятии» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 68 часов.

Базовая учебная дисциплина, формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника. Специфика «Искусство и культуры Бурятии», как школьного предмета определяется сущностью как феномена культуры: искусство эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Оно обладает большой силой воздействия на учащихся, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа состоит из пояснительной записки, где представлены цели и задачи обучения, актуальность и общая характеристика программы: описаны требования к уровню подготовки учащихся: прописано календарно-тематическое планирование, список использованной литературы. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии.

В данной программе осуществляются разные виды контроля деятельности учащихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действий и ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc151 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43 г.Улан-Удэ»

Программа

Элективный курс  «Искусство и культура Бурятии»

Составитель: учитель музыки

Шабанова Наталья Сергеевна                                        

                                                             

                                                                               

Улан-Удэ

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Проблема культурного образования и воспитания подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей приобретает все большее значение в современных условиях глобализации мирового культурного пространства.

Особого внимания процесс культурного становления и развития  личности требует в период школьного возраста, когда у воспитанников закладываются основы культурных знаний и формируются мировоззренческие представления, выступающие необходимыми предпосылками социализации юных граждан современного общества.

Вместе с тем работа, проводимая в данном направлении, должна строиться на основе системного подхода, быть тесно связана с процессом всестороннего развития личности и включать в свое содержание формирующие аспекты эстетического, нравственного, патриотического, интернационального, экологического, трудового и других видов воспитания. Для этого необходимо привлечение таких средств образовательно-воспитательного воздействия, которые бы отвечали требованиям сензитивности и доступности возрастному уровню сознания, этнокультурному менталитету, духовным интересам и потребностям субъектов обучения. Только в этом случае возможно обеспечение целостности, адресной направленности и эффективности культурно-развивающего процесса в системе преемственной связи поколений.    

В этом плане актуальным становится внедрение в практику школы дисциплин, направленных на решение проблемы совершенствования культурного развития личности, содержание которых основано на многолетнем опыте работы, связанной с педагогически целесообразным использованием развивающего потенциала изобразительного и музыкального искусства Бурятии.

Предлагаемый элективный курс «Искусство и культура Бурятии» – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика «Искусство и культуры Бурятии», как школьного предмета определяется сущностью как феномена культуры: искусство эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Оно обладает большой силой воздействия на учащихся, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.

Изучение культуры и искусства родного края – это одно из направлений преподавания в школах республики Бурятия, главная цель которого – изучить культуру родного края, вызвать у учащихся интерес к своей родине, пробудить нравственно-духовные ценности, чувство любви к искусству и культуре Бурятии.

В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования.

Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

-принцип диалога и взаимодействия культур;

-контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования;

-принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

 Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры определьных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.

Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования.

Программа составлена для учащихся 10-11 классов МАОУ «СОШ № 43г Улан-Удэ». В соответствии с БУП на изучение «Искусство и культура Бурятии» в 10-11 классах отводится 68 часов – по 1 часу в неделю в каждом классе.

Программа рассчитана на два года обучения: первый год – 10 класс (34 часа), второй год –11 класс (34 часа).

   Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

– развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,

художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

– воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

– формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

– приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

– овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цели  курса:

1. Приобщение учащихся к богатствам фольклора, к художественным произведениям широко известных бурятских композиторов.

2. Формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям нашего региона.

        Задачи реализации данного курса:

– актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

– культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

– формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

– углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

– воспитание художественного вкуса;

– приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-

эстетической компетентности;

– формирование умений и навыков художественного самообразования.

Содержание курса распределяется между теоретическим изучением искусства Бурятии и практическим освоением полученных знаний, что положительно сказывается на развитии познавательного интереса школьников и готовит их к самостоятельной исследовательской работе.

Предлагаемые к практическим занятиям учебно-исследовательские задания, позволяющие учащимся использовать полученные теоретические знания в условиях, моделирующих различные формы деятельности педагога, имеют значение в повышении уровня учебно-исследовательской деятельности, уровня культуры старшеклассника. Задания носят поисковый или практический характер, что делает занятия более насыщенными и интересными. Комментарии и методические рекомендации к ним могут помочь школьникам в организации самостоятельной работы и нацелить их на активное участие в обсуждении рассматриваемых на уроках вопросов.

     Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, подчиненный художественно-педагогической идее, определяющей целевые установки урока, содержание,

конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом. В центре урока - художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя. Наряду с уроком в учебном процессе используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, культурные центры, на выставки, в театры, кино.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает включение в контекст уроков сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических)  музыкального и изобразительного искусства.

      На уроках «Искусство и культура Бурятии» применяются современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии.

Используются информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. Устанавливаются межпредметные связи с уроками литературы, истории, музыки, технологии, информатики.

Примерный художественный материал, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе.

Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый.

     Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действий и ключевых компетенций.

    В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

-  умение  учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность;

- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор;

- приобщение к творческой, исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы, овладевать элементарными приемами исследования;

- по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации;

- представление в виде выступлений, эссе, презентаций результатов исследования;

    Структуру программы составляют разделы,  в которых обозначены основные содержательные линии.

Содержание программы «Искусство и культура Бурятии»

10 класс

 Тема 1  Введение в предмет «Искусство и культура Бурятии»

 Общее представление об искусстве в целом. Роль искусства в жизни человека, в развитии человеческого общества и преобразовании окружающей действительности. Актуальность этнического воспитания на современном этапе.

Тема 2 «Национальная культура», «национальное искусство» - проблема современности.

  Проблема современности-взаимодействия общечеловеческой и национальной культуры. Культурный синтез - итог взаимодействия различных противоречивых культур. Определения национальной культуры, национального искусства. Типы культур, факторы развития западной и восточной культуры.

Раздел 1. Материальная культура бурят

Тема 3 « Дерево в культуре бурят».

 Человечество давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Каждый народ использует те материалы, которые распространены в данной местности. Лиственница, сосна, кедр, ель, береза -  Культ деревьев в бурятских обрядах и верованиях.

Тема 4  «Бурятский костюм, украшения».

Функции одежды. Народный костюм – область традиционной национальной культуры. Ценность народной одежды для изучения культуры и быта.  Традиционная мужская, женская одежда бурят, головной убор.  Украшение  - атрибут личной культуры. Функции украшений: магическая, декоративная.

Тема 5 «Традиционная пища бурят».

 Пища как часть культуры народа. Экологический фактор и его следствия. Историческая система питания кочевников. Молочная пища. Особенности натурального скотоводческого хозяйства. Виды мяса, мясные традиционный блюда.

Тема 6 «Типы жилища, интерьер жилища».

Основополагающие принципы художественного творчества нашли отражение, в народном зодчестве – конструкции жилища. Многовековая эволюция кочевой юрты, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и меблировки.

Тема 7 «Семья. Формы заключения брака».

Форма, структура и быт семьи, их эволюция. Соотношение семьи и хозяйства.  Внутренний строй семьи и взаимоотношения ее членов. Положение и роль женщины, ее права и обязанности.

Тема 8 «Свадебная обрядность».

Досвадебные церемонии и обряды. Свадьба. Обряды свадьбы. Послесвадебные обряды.

Раздел 2.   Духовная культура Бурят

 Тема 10 «Традиционные  и религиозные обычаи».

Религиозно – этническое содержание семантики и культов бурятского шаманизма. Основы и предпосылки зарождения бурятского шаманизма в контексте формирования этноса.

Тема 11 « Календарные обряды».

Календарь в археологических культурах Прибайкалья и Забайкалья. Народный календарь бурят конца Х1Х-начала XX вв.: структура и формирование.

Тема 12 «Мировоззренческая основа традиционных социальных культов».

Отражение элементов культа медведя в традиционной картине мира и религиозно-мифологических системах бурят (конец Х1Х-начало XX вв.) 

Тема 13 «Современная культовая практика бурятских дацанов». 

Бурятские и Хамниганские дацаны. Строительство и формирование архитектурного облика  дацанов. Структура и культовая специализация храмового комплекса дацанов.

Тема 14 «Символика в традиционной культуре бурят».

Теоретические основания изучения числовой символики в культуре, описание системы концептов, отражающих числовые представления в традиционной культуре бурят.

Тема 15  «Лошадь в традиционной культуре».

Место и роль лошадей в традиционной культуре бурят, образ коня в бурятском фольклоре.

Тема 16  «Древние игры и танцы бурят».

Представления народа в танцах и играх бурят. Описание танцев, игр.

Тема 17  «Сагаалган»- национальный праздник».

Исторические корни праздника. Варианты происхождения названия праздника. Культовая, народно-бытовая сторона праздника.

 Тема 18 «Сурхарбан» – национальный праздник».

Исторические корни праздника.  Этапы развития праздника. Описание праздника.

Тема 19 « Обоо, тайлаган»

Описание обрядовых праздников.

Тема 20 «Бурятский народный фольклор».

Понятие фольклор. Эпические жанры: традиция и современность. Ехорные песни, свадебные песни, жанрово-бытовые песни.

Тема 21 «Бурятские народные инструменты».

Культурные традиции создания бурятского народного музыкального инструментария. Классификация инструментов. Бурятский оркестр народных инструментов.

Тема 22 «Бурятские народные творческие коллективы».

Перечисление всех известных коллективов. Краткая аннотация каждого из них.

11 класс

Раздел 1.  «Становление традиционной культуры бурят»

Тема 1 «Становление традиционной культуры бурят»

Проблемы сохранения и развития традиционной культуры бурят. Языковая ситуация в республике. Закон «О языках народов Республики Бурятия».

Тема 2  «История бурятской народной музыки».

Становление системы профессионального музыкального образования. Традиции народной музыкальной культуры бурят как основа формирования профессионального музыкального искусства и образования

Тема 3 «Средства выразительности бурятской народной музыки»

Особые национальные средства выразительности. Формы связей профессиональной музыки с фольклором. "От прямого цитирования народных напевов композиторы шли к более сложному, опосредованному претворению фольклора в своей музыке, но всегда профессиональное искусство Бурятии опиралось на древнейшую народную ладовую систему — ангемитонную пентатонику. И в наше время национальная музыка Бурятии, так или иначе, связана с этим пятиступенным ладом" (Куницын. 1990. С. 175). Первыми сочинениями молодых бурятских композиторов были обработки народных песен, массовые песни, инструментальные пьесы. Примеры.

Тема 4  «Жанры бурятской народной музыки».

Классификация жанров народной песни (Д.С.Дугаров, Н.А. Шаракшинова). Понятие Улигер, музыкальный образ. Мелодическое развитие в песенном творчестве бурят.

Тема 5 «Хоровое искусство в Бурятии».

Национальная композиторская школа. Хоровая массовая песня. Хоровая музыка a cappella. Становление профессионального хорового исполнительства (1917-2001).

 Раздел 2. «Творчество бурятских композиторов»

Тема 6 « Опера «У истоков родника» Бау Ямпилов»

Жизнь и творчество композитора. История создания оперы. Основные сюжетные линии.

Тема 7 «Балет: «Красавица Ангара» Бау Ямпилов»

История создания балета. Главные герои. Роль и место балета в развитии национальной музыки.

Тема 8  «Симфоническая картина «Таежные песни» Д. Д. Аюшеев».

Жизнь и творчество композитора. История создания. Оркестровые сочинения.

 Тема 9  «Музыканты и певцы Бурятии»

Изучение образцов композиторского национального творчества в свете соотношения в них национального и общеевропейского; Музыка народная и профессиональная. Певцы: народные артисты СССР Л. Л. Линховоин, К. И. Базарсадаев, народный артист РСФСР Б. М. Балдаков (1918 — 1974), Н. К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В. П. Манкетов, В. Д. Лыгденова, К. И. Гомбоева-Языкова, заслуженный артист Бурятской АССР Д. Ц. Дашиев.

Тема 10 «Музыкальные организации и учебные заведения»

Перечень всех музыкальных организаций и учебных заведений, связанных с культурой и искусством Бурятии. Бурятский театр оперы и балета, Бурятская государственная филармония (1938 год)

Ансамбль песни и танца «Байкал» (1942 год),

Дом народного творчества (1929 год),

музыкальное училище (Музыкальный колледж им. П. И. Чайковского) (1931 год),

хореографическое училище (1961 год),

культурно-просветительное училище (1947 год),

Восточно-Сибирский институт культуры (Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств) (1960 год),

Музыкальные школы;

Союз композиторов Бурятской АССР (1940 год).

Раздел 3.  «Бурятское художественное искусство»

Тема 12   «Бурятское художественное искусство»

Систематизируются и обобщаются материалы о художественном искусстве. Орнамент, как важнейший компонент, определяющий художественное содержание бурятского декоративного искусства.  Воздействие ламаистского искусства на бурятское,  с разных точек зрения. Произведение Лодэ-Самбу.

Тема 13 «Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова»

Музей - один из ведущих музеев в Восточной Сибири, основан в 1944 году. Основные формы музейной работы. Творческое наследие Ц.С.Сампилова.

Тема 14 « Союз художников  Бурятии»

Годы создания. Основные направления работы. Основной состав союза художников Бурятии.

Тема 15 «Творчество художника Лубсана Доржиева».

Жизнь и творчество художника. Основные направления работы. Творческие работы Л.Доржиева.

Раздел 4. «Культурное  наследие Бурятии».

Тема 14 «Современная культовая практика бурятских дацанов».

Экскурсия в Иволгинский дацан. Религия в ценностных ориентациях современной бурятской молодежи.

Тема 15 «Священные места Бурятии».

 Краткое представление о главных священных местах, перечисление, краткое описание.  

Тема 16 «Памятники архитектуры и истории».

Республика Бурятия обладает большим количеством уникальных памятников археологии, истории и архитектуры.  Краткая аннотация основных памятников г.Улан-Удэ.

Календарно-тематическое планирование уроков

10 класс (34) часа

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.

1

Введение  «Искусство и культура Бурятии»

1

2

«Национальная культура», «национальное искусство»- проблема современности.

1

Раздел 1. Материальная культура бурят

6

3

«Дерево в культуре бурят».

1

4

«Бурятский костюм, украшения».

1

5

«Традиционная пища бурят».

1

6

«Типы жилища, интерьер жилища»

1

7

«Семья. Формы заключения брака».

1

8

«Свадебная обрядность».

1

9

Проверочная работа.

1

1

Раздел 2.   Духовная культура Бурят

7

10

Традиционные  и религиозные обычаи.

1

11

Календарные обряды

1

12

Мировоззренческая основа традиционных социальных культов.

1

13,14

Современная культовая практика бурятских дацанов.

2

15

Символика в традиционной культуре бурят.

1

16

Полугодовая контрольная работа

1

1

2 полугодие

10

17

Лошадь в традиционной культуре

1

18

Древние игры и танцы бурят

1

19,20

«Сагаалган»- национальный праздник

2

21

«Сурхарбан» – национальный праздник

1

22

Обоо, тайлаган.

1

23,24,25

Защита проектов на тему «Национальный праздник»

3

26

Тест по 2 разделу

1

Раздел 3. «Бурятское народное творчество»

8

27.28

Бурятский народный фольклор.

2

29,30

Бурятские народные инструменты.

2

31

Бурятские народные творческие коллективы.

1

32,33

Защита проектов на тему: «Бурятское народное творчество»

2

34

Итоговая контрольная работа.

1

1

Итого

34ч


Календарно-тематическое планирование уроков

11 класс (34) часа

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.

1 полугодие

Раздел 1.  «Становление традиционной культуры бурят»

9

1

Становление традиционной культуры бурят

1

2

История бурятской народной музыки.

1

3,4

Средства выразительности бурятской народной музыки.

2

5,6

Жанры бурятской народной музыки.

2

7,8

Хоровое искусство в Бурятии.

2

9

Проверочная работа

1

1

Раздел 2. «Творчество бурятских композиторов»

10

10,11

Б.Б.Ямпилов

Опера: «У истоков родника».

2

12,13

Б.Б. Ямпилов

Балет: «Красавица Ангара»

2

14,15

Д.Д,Аюшев        

 Симфоническая картина «Таежные песни»

2

16

Проверочная работа

1

1

2 полугодие

17,18

Музыканты и певцы Бурятии

2

19

Музыкальные организации и учебные заведения

1

Раздел 3.  «Бурятское художественное искусство»

7

20

Бурятское художественное искусство

1

21

Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова

1

22

Союз художников  Бурятии

1

23

Творчество художника Лубсана Доржиева.

1

24,25

Защита проектов на тему: «Творчество бурятских художников»

2

26

Контрольная работа

1

1

Раздел 4. «Культурное  наследие Бурятии»

8

27,28

Современная культовая практика бурятских дацанов.

2

29,30

Священные места Бурятии

2

31

Защита проектов на тему «Священные места»

1

32

Защита проектов на тему «Священные места»

1

33

Памятники архитектуры и истории

1

34

Итоговая контрольная работа

1

1

Итого:

34


Список литературы:

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск: Кн.из-во,1970.-184с.
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят.Учебное пособие.-Улан-Удэ,2004.- 228с.
  3. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора.-Улан-Удэ,1992.-235с.
  4. Бурят-монгольские народные танцы. - Улан-Удэ,1957.- 55с.
  5. Дугаров Д. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. -Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1980. Т. 3 - 280 с.
  6. Куницын О. Бурятская музыкальная литература. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. - Вып. 2. - 117 с.
  7. Куницын О. Бурятская опера. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. - 197 с.
  8. Куницын О. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан-Удэ: изд. ВСГАКИ, 1999. -146 с.213
  9. Маланов И.А., Будаева Т.Б. Бурятское музыкальное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников-Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001.-148с.
  10.  Литвинова Л. Становление хорового образования в Бурятии (рукопись). 1999. - 3 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Физическая культура как основа валеологии"

Курс предназначен для 9 классов и носит интегрированный характер (физическая культура, валеология, биология). Физическая культура – часть общей культуры человечества. Она является основой  валеол...

Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...

элективный курс по культуре речи

Элективный курс по культуре речи: "Условия успешной коммуникации"....

Презентация "Художественная культура Бурятии"

Презентация  "Художественная культура Бурятии" посвящена изобразительному искусству, изучению родного края, , включена в программу как регионально-национальный компонет....

Рабочая программа по предмету "Культура Бурятии" 8 класс

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и м...

рАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники полу...

Программа по внеурочной деятельности "Культура Бурятии"

Программа по внеурочной деятельности "Культура Бурятии"...