предметная интеграция в проектной деятельности
статья по музыке (8 класс)

Межпредметные интеграции на уроках музыки и изобразительного искусства очень естественны и уже привычны: музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка и история.  Можно и нужно взглянуть на эти межпредметные связи шире, увидеть что мир действительно един в своей неразрывной связи музыки, математики, физики, истории, литературы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnaya_integratsiya_v_proektnoi_deyatelnosti.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предметная интеграция в проектной деятельности

Аралина О.Э.

учитель музыки МБОУ СОШ №22

г.о. Королев

Цель современного образования — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.  Ключевой компетенцией при этом является  умение учиться, которое выражается  в метапредметных результатах: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных  и учебных задач, тех задач, которые могут помочь сегодняшним школьникам адаптироваться в жизни. Так образовательная функция соединяется с воспитательной и  оказывает огромное влияние на  формирование нравственного сознания обучающихся, которое в свою очередь   тесно связано с мировоззрением школьников.

Каждая школа — небольшой срез современного общества. Наша школа расположена в непростом районе. С одной стороны, у микрорайона большая культурная история, уходящая в глубь веков (XVI век) и связанная с именами фабрикантов Сапожниковых, Алексеевых, где в историческом   имении Алексеевых прошло детство будущего выдающегося театрального деятеля К.С. Станиславского. А с другой стороны, большинство современных жителей микрорайона (родителей наших учеников) находятся в сложном социально-экономическом положении. И тот образ мира, который формируется у многих из них в семье, это образ враждебного мира, в который часто наполнен деструктивными, асоциальными явлениями.

 Поэтому у нашей школы есть особая задача: помочь учащимся сформировать не только научную и культурологическую картину мира, но и скорректировать восприятие своей личности в этом мире как позитивное.  Свою главную воспитательную и образовательную цель как учителя музыки я вижу в формировании у обучающихся, среди прочих умений, эмоционального интеллекта. Еще древние греки считали, что мудрость объединяет в себе ум, логику и эмоции. Впервые о значимости эмоционального интеллекта для достижения успешности в жизни заговорили еще 60-х годах прошлого века в связи с изучением соотношений уровня успешности в жизни и умением поддерживать позитивные отношения с окружающими. В 1990 году концепцию эмоционального интеллекта начали разрабатывать  психологи Питер Саловей из Йельского университета и Джон Майер из Университета Нью-Гэмпшира. Ученые назвали эмоциональным интеллектом набор навыков, таких как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей. Развитый эмоциональный интеллект проявляется  в процессе достижения  обучающимися таких личностных результатов как компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, признание ценности жизни во всех ее проявлениях.  

Новые федеральные государственные  образовательные стандарты меняют вектор взаимодействия учитель-ученик. Теперь учитель выступает не в роли транслятора некоего объема знаний, а скорее в роли коуча, тренера, который направляет познавательный интерес школьника. И очень трудно этот интерес формировать и удерживать путем изучения, рассмотрения какой-то научной или культурной (образовательной) проблемы только с одной точки зрения. Современный человек  физически находится в таком бесконечном информационном поле, поэтому, я считаю, изучать какую-либо дисциплину в отрыве от других просто нельзя. Например, архитектура Веронезе раскроет свои тайны, если мы будем рассматривать ее через призму космогонических теорий пифагорейцев, творчество Баха станет понятнее после знакомства с христианской символикой, а серийная техника позднего Стравинского удивит нас математической точностью и изяществом. Межпредметные интеграции на уроках музыки и изобразительного искусства очень естественны и уже привычны: музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка и история. Но, мне кажется, можно и нужно взглянуть на эти межпредметные связи шире, увидеть что мир действительно един в своей неразрывной связи музыки, математики, физики, истории, литературы и т.д. И урок становится интереснее, если мы будем рассматривать изучаемый предмет с совершенно разных сторон. В этом случае, как мне кажется, проблема мотивации учащихся будет довольно успешно решаться.

Проблема мотивации учащихся  может быть решена, в том числе, и путем применения новых педагогических технологий таких как, например, проектная деятельность. В процессе работы над проектом обучающийся также задействует знаний из других областей и методы работы с информацией, характерные для научного познания мира.

Проектная деятельность на уроке музыки осуществляется в соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований ФГОС ООО, и позволяет учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Так  целью одного из проектов, которым занимаются учащиеся 8 класса во время внеурочной деятельности, является исследование формирования музыкальных предпочтений среди различных возрастных и социальных групп (ученики и учителя). Мы поставили перед собой такие задачи: разработать анкету, с помощью которой можно будет:

  1. Определить отношение к музыке подростков и педагогов;
  2. Узнать значение музыки в их жизни;
  3. Выявить наиболее популярные среди учеников и учителей музыкальные стили и жанры.  

В работе над проектом ребятам необходимы были знания не только современной и классической музыки, но также и знания психологии и социологии. Хотя таких предметов в  школьной программе нет, но эти знания содержатся в курсе обществознания. И, конечно, не надо забывать, что математика — универсальный язык науки, помогла нам обработать и описать результаты нашего анкетирования.

Работая над этим проектом, нам было важно выяснить:

  1.  каким образом музыкальный вкус и музыкальный кругозор оказывают влияние на уровень коммуникаций,  
  2. каким образом музыка способствует установлению этих коммуникаций,  на позитивное восприятие учащимися себя и других.

Было выдвинуто предположение, что музыкальные предпочтения связаны с возрастом, уровнем образованности и социальной принадлежностью. Всего в анкетировании приняли участие 70 учеников 5 — 7 классов и 25 педагогов нашей школы. 100 % учителей и учащихся ответили утвердительно на вопрос слушают ли они музыку. На вопрос «считаете ли вы себя меломаном?»  70% учащихся ответили утвердительно, а среди учителей таких всего 30%. То есть,  учащиеся слушают самую разнообразную музыку и им трудно отдать предпочтение какому-либо одному определенному стилю: знания о музыкальных стилях, законах ее развития у них пока еще довольно поверхностные. Взрослые уже обладают сформированными музыкальными вкусами. 65% учителей предпочитают слушать в самых разных жизненных ситуациях классическую музыку. А большая часть учеников — 48% - являются поклонниками русского рэпа. 75% педагогов считают, что музыка несет в себе некий смысл, который каждый может понять по - своему. И в музыке они ищут некоего проводника к своему внутреннему «Я». Большинство же учеников (73%) согласны с  утверждением: «Главная цель музыки — развлечение, отвлечение от негативных мыслей».

На основании полученных результатов ученики 8 класса попытались дать психологический портрет ученика и учителя. Мне показалось важным, что сами ребята пришли к выводу о том, что музыка в подростковом возрасте помогает устанавливать и поддерживать контакты, а также, самое главное, музыка помогает убрать негативные переживания, справиться со стрессом, сублимировать фрустрирующие переживания. Причем, ребята считают, что чем серьезнее испытываемый стресс, чем сложнее жизненная ситуация, тем охотнее они слушают агрессивный рок, рэп с его ненормативной лексикой. Жизненная востребованность этого проекта мне видится в том, что породил новые вопросы, интересные школьникам: возможно ли с помощью музыки оказать влияние на успеваемость по школьным предметам, как участие в школьной художественной самодеятельности (хоре, вокальном ансамбле) помогает снизить уровень школьной тревожности.  Но это уже проблема для следующего исследовательского проекта.  

В результате исследования ребята выяснили, что безусловно музыкальные предпочтения и потребности подростков отличаются своим стремлением к более агрессивной, неформальной музыке — рок, рэп. Тогда как взрослые предпочитают классическую, народную, популярную эстрадную музыку, т.е. более «спокойные»  и традиционные жанры и стили. Эти отличия, по мнению юных исследователей, обусловлены разными жизненными задачами и целями. Для подростков важно исследовать свои возможности, как социальной личности, научиться понимать себя и найти свое место в этом мире. Другими словами, музыка помогает найти своих друзей, единомышленников, выстроить отношения в группе. Тогда как для взрослых, по мнению исследователей, музыка не является уже таким активно социализирующим фактором, как в подростковом возрасте. Клубам, дискотекам, которые так популярны у молодых людей и где можно выплеснуть свои негативные эмоции,  взрослые предпочитают концерты классической и (или) популярной музыки.

Для меня же, как для учителя музыки, наиболее ценным является то, что ребята учились самостоятельно  ставить учебные задачи, анализировать собственную деятельность, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. А еще они пытались понять себя, осмыслить эмоции своих ровесников и взрослых, своих учителей. Значит, мы вместе тренировали свой эмоциональный интеллект. И, конечно, проектная деятельность дала нам (и ученикам, и учителю) прекрасную возможность раздвинуть рамки школьной программы, посмотреть на музыку не только как на прекрасное искусство, но увидеть в ней средство, помогающее социализации подростков, понять, что за музыкальными вкусами стоит тот или иной стиль жизни, образ мыслей.

Закончить свое выступление мне хочется стихотворением А. Ахматовой «Музыка». О музыке можно говорить очень много и долго,  и вряд ли мы сможем приблизиться к ее тайне. Ахматова смогла.

В ней что-то чудотворное горит

 и на глазах ее края гранятся.

Она одна со мною говорит,

когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной, в моей могиле.

И пела, словно первая гроза,

Иль будто все цветы заговорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Организация проектной деятельности учащихся. Интегрированные уроки....

Статья на тему: "Интеграция предметного содержания в проектной деятельности учащихся"

В статье помещён материал по интеграции предметов в проектной деятельности учащихся...

Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности,  в кружковой работе как способ интегра...

Проектная деятельность как актуальная система интеграции урока и внеурочной деятельности.

Описание проекта,направленного на развитие интереса к исследовательской деятельности учащихся....