«Мониторинг развития и формирования музыкально-творческих способностей детей с ОВЗ на уроках музыки »
методическая разработка по музыке

Цель: «Выявление  уровня развития творческих способностей и уровня развития психических и познавательных функций у детей с ОВЗ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_urovnya_razvitiya_muz_tv_sposobn.doc93.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Мониторинг развития  и формирования музыкально-творческих  способностей детей с ОВЗ  на уроках музыки »

Цель: «Выявление  уровня развития творческих способностей и уровня развития психических и познавательных функций у детей с ОВЗ.»

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Выявлять музыкальные способностей обучающегося;
  • Систематизировать занятия, согласно полученных данных в диагностики;
  •  Дифференцировать работу согласно выявленным недостаткам;

Коррекционные задачи:

  • Коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий, слухового восприятия, коррекция и развитие  моторики (развитие чувства ритма, интонации, музыкальной памяти), согласно исследованию.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность

 Диагностика уровня развития психических и познавательных процессов на уроках музыки обследование практически не разработано. Поэтом для отслеживания динамики развития детей с отклонениями в развитии на уроках, я разработала  мониторинг по  двум направлениям:

  1. Диагностика уровня развития творческих способностей обучающегося (тестирование, наблюдение).
  2. Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение).

Ссылки:

В качестве исследования уровня музыкальных и творческих способностей обучающегося использовала разработки диагностики А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». А для диагностики уровня развития психических и познавательных функций  использовался сборник «Учителю о психологии» под редакцией: В.П.Лебедевой, В.И.Панова.

Структура мониторинга:

  1. Диагностика уровня развития творческих способностей обучающегося (тестирование, наблюдение).  Детей наблюдала по следующим критериям:
  • Интонация;
  • Восприятие музыки
  • Музыкальная память;
  •  Подвижность (лабильность) нервных процессов;
  • Творческие проявления.
  1. Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося (тестирование, наблюдение):
  •  Восприятие
  • Наглядно-образное мышление
  •  Внимание
  • Память

Сроки проведения: Мониторинг проводился ежегодно по трем этапа:

  • Первый этап – сентябрь. Диагностика на начало учебного года - выявляла знания, умения, навыки и на основании этого выстраивала индивидуальный подход, коррекционно-развивающую работу.
  • На втором этапе –конец января.   Проверка  эффективности  пути коррекции, есть ли динамика развития.
  • Третий этап - заключительная диагностика.  Достигнуты ли поставленные цели и задачи (есть ли положительные сдвиги).      

Диагностика уровня развития музыкально-ритмических способностей обучающегося

В качестве ключевых  качеств я выбрала:

  • Интонация;
  • Восприятие музыки
  • Музыкальная память;
  •  Подвижность (лабильность) нервных процессов;
  • Творческие проявления.

Изучение перечисленных качеств происходило на основе непосредственного наблюдения за выполнением определенных нормативов, соответствующих «программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений, Для детей с умственной отсталостью   1-4 классы ») .

После проведения мониторинга выявляется прирост ключевых физических качеств и музыкально- творческих способностей. Подобные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  1. Организация и проведение мониторинга основаны на учете основных периодов развития детей, что инициирует резервы детского организма на уровне его желаний и возможностей.
  2. Поэтапное проведение занятий позволяет последовательно стимулировать эмоциональный тонус детей и на основе значимых для детей мотиваций способствовать росту индивидуальных достижений.

Рассмотрим особенности формирования отдельных  качеств  занятиями музыки на основе его структуры:

  1. Интонация  – координация между слухом и голосом

Достигается на занятиях музыкой  не длительными тренировками, с их многократными уточнениями и повторениями, а в согласованности  с показом руки движение мелодии, слушания звучание инструмента  на уровне новых возникающих слуховых восприятий, требующих внимания, творческой инициативы. При этом достигается наиболее адекватное каждому ребенку включение  его в  вокально-слуховую  деятельность,  пение простых мелодий обеспечивают выполнение показателей на уровне исполнительского навыка.

  1. Восприятие музыки

Слушание небольших музыкальных произведений различного характера, эмоциональный отзыв ребенка на услышанную музыку. Узнавание знакомой музыки, участие в исполнении.  Все это способствует развитию навыков восприятия классической музыки

  1. Творческое развитие.                                                                                                          Занятия  формируют художественную индивидуальность, умение включиться в творческий процесс,

Можно сделать вывод о том, что все изучаемые музыкальные  способности у детей с ОВЗ  до и после занятий имеют положительную динамику.

Диагностика уровня развития психических и познавательных функций обучающегося

даёт возможность сделать вывод, что после уроков музыки улучшились  показатели и выросло количество баллов, включая отдельных детей. Незначительный прирост в критерии наглядно- образном мышлении, можно объяснить недостаточной и неустойчивой эмоциональной развитостью и открытостью детей, а также общим сложным эмоционально-психическим состоянием. Данные диагностики показывают, что у детей слабо сформированы индивидуальные механизмы, инициирующие развитие эмоционального опыта и впечатлений. Средствами собственной кинезики еще не все дети умеют внешне  реализовать на уроках музыки возникающие творческие ситуации. Здесь следует учитывать также специфику формирования нервной системы у детей с ограниченными возможностями  здоровья, что отражается на регуляции детского поведения и выявляется необходимость формирования их жизненного опыта.

Заключение

Таким образом, результаты диагностики дают основания полагать об эффективности уроков музыки , построенных на интонировании, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях. Уроки музыки действительно способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря мониторингу, это подтвердилось на примере психических процессов и музыкально-творческой  деятельности. Тем самым подтверждается значимость в коррекционной работе для детей с ограниченными возможностями  здоровья, занятия ритмикой. Музыкально-творческая может стать важным разделом физического и духовного воспитания.

Приложение 1 Карта диагностики уровня развития музыкально-творческих  способностей обучающегося

(на 20__-20__ учебный год)    

Класс_________________________класс_________________________________________        

Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________

 промежуточного этапа (2) ____________январь

 контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________

ФИ

обучающегося

Диагностика уровня развития музыкально-ритмических качеств

Интонация

Восприятие

музыки

Музыкальная память

Подвижность (лабильность) нервных процессов

Творческие проявления

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Итоговые данные

Приложение 2 Сводная карта диагностики уровня развития музыкально-творческих  способностей обучающегося

(на 20__-20__ учебный год)    

Класс_________________________класс_________________________________________        

Дата: констатирующего этапа (1) __________сентябрь________________________________

 промежуточного этапа (2) ____________январь

 контрольного этапа (3) ______________май_____________________________________

Ф И

обучающегося

Диагностика уровня развития музыкально-ритмических качеств

Интонация

Восприятие

музыки

Музыкальная память

Подвижность (лабильность) нервных процессов

Творческие проявления

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Итоговые данные



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...

курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Хоровое пение - один из видов коллективной исполни­тельской деятельности. Оно способствует развитию певче­ской культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...

Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках музыки.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универс...

Формирование национального самосознания и толерантности на уроках музыки.

В статье рассказывается о формировании  национального  самосознания школьников используя на уроках мордовскую музыку....

" Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"

Музыкальное образование в общеобразовательных школах представляет собой культурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой нар...