Разработка урока музыка 7 класс "Песни - рожденные войной"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Карпова Людмила Анатольевна

Цель деятельности учителя:

 - создать условия для проведения анализа произведений;

- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

- воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_muzyke_7_klass.docx45.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Конспект урока по музыке.

Разработала учитель: Карпова Л.А.

Класс: 7

Тема урока:  «Песни - рожденные войной»

Цель деятельности учителя:

 - создать условия для проведения анализа произведений;

- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

- воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

Планируемые результаты:

Предметные: научиться слушать и анализировать песенные музыкальные произведения В.И.Лебедева- Кумача, В.П.Соловьева- Седого, М.И.Блантера, С.Каца

Метапредметные:

-познавательные:  внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

-коммуникативные:  осваивают диалоговую форму общения;

-регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

  Личностные: оценить результаты деятельности.

Музыкальный материал: В.И. Лебедев-Кумач  «Священная война», К.Я.Листов «В землянке», М.И.Блантер  «Катюша»,С.Кац  «Шумел сурово Брянский лес». «Эх, дороги»

Дополнительный материал: репродукции картин и плакатов времен ВОВ, слова песен, фонограммы песен о войне.                                         

 

 Сценарий  урока.

1. Постановка учебной задачи :

Учитель:  Сегодня мы поговорим о песнях рожденных Великой отечественной войной, о тех, кто создавал эти песни, о том, как  они создавались. Заслушаем ваши сообщения, вспомним и попоем ранее изученные вами песни.

11.  Актуализация опорных знаний. Выполнения задач реконструктивно-вариативного  и творческого типа. (понятие  ПЕСНЯ) 

рассказ учителя о возникновении песен во время Великой Отечественной войны(ВОВ).

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И тем не менее… Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, придавали бойцам и труженикам тыла чувства солидарности, сплоченности, веру и уверенность в победе. Возбуждая ненависть и презрение к фашистским захватчикам, они звали воинов в бой, вдохновляли на героические свершения.

Многие из этих песен стали частью истории войны, ведь они неразрывно связаны с тем или иным событием, происходившим на фронте или в тылу. Каждая имеет свою собственную, подчас очень интересную историю. Много замечательных песен было написано в суровые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов

Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Не случайно певец Александр Иванович ОкаЁмов, идя на казнь в немецком плену, запел «Орленка» композитора Виктора .Белого. Песня как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких, в песне солдат выражал свое чувство к любимой, веру в скорую победу и встречу.

Вам было дано задание, подготовить материал о создании нескольких песен времён ВОВ. 

Давайте заслушаем историю создания песни  «Священная война»

 (рассказ о песне А.В. Александрова  и В.И. Лебедева- Кумача «Священная война»  )

2. Знакомство с историей создания песни «Священная война»

   В один из июльских дней 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню.

Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи поэта В.И.Лебедева- Кумача. ( портреты на экране)

  Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.

Поэт Евгений Долматовский вспоминал:

- в начале июня 1941 года группа поэтов вернулась из военного лагеря в Москву. Нашего возвращения ждала редактор музыкального отдела радио- музыковед, женщина тихая и спокойная. Она посмотрела на нас сквозь толстые стекла очков и с невозмутимым  видом спросила: « не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот- вот начнется война с немцами? Надо думать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню - приносите. Обещаю, до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».

    Не знаю, написал ли песню Виктор Гусев, но у меня не получилось. А Лебедев - кумач засел за работу.

22 июня он дописал последние строки. А 24 июня 1941 года стихотворение «Священная война» было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда».

  На четвертый день войны композитор Александров написал на эти стихи музыку. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль. Она звучала по радио. В те грозные дни песня была просто необходима! Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла как пушка, стоявшая в засаде.

      Вставай страна огромная,

     Вставай на смертный бой

     С фашистской силой темною,

   С проклятою ордой!

     Слушание песни «Священная война» -

 Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Как вы охарактеризуете эту песню?

    Скажите , могла ли такая песня поднимать бойцов в бой?

   Охарактеризуйте музыку и ритм песни ( мужественная, суровая, ритм чеканный) Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

3. Знакомство с историей создания песни «Шумел сурово Брянский лес» :

 Песня «Шумел сурово Брянский лес» была создана композитором С.А.Кацем на стихи А.В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна.

  В военно- мемуарных источниках можно найти следующие сведения об этой песне:   в конце августа 1941 года в Москву приехал молодой комиссар Брянского фронта с поручением от политуправления. Он разыскивал поэтов и композиторов. Комиссару нужны были песни для партизан.

   Однажды по радио из лесов пришла шифровка: «…патроны и оружие отберем у врага, а вот песни как трофей не возьмешь. Пришлите песню».

Заказ был передан поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. Над песней работали долго. Авторам приходилось много слышать и читать о партизанах. Но будет ли этого достаточно, чтобы почувствовать атмосферу и обстановку? Когда песня была готова, заказчика в Москве уже не было- комиссар отбыл на фронт. Но обстоятельства складывались удачно: военного корреспондента «Известий» Анатолия Сафронова командировали на Брянский фронт, а Сигизмунду Кацу разрешили выехать вместе с ним. В одном из партизанских отрядов разучили песню «Шумел сурово Брянский лес». Вскоре эта песня широко зазвучала среди партизан.

  Сегодня ее мелодия звучит в Брянске ,на площади  Партизан у Памятника вечной славы павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня

Слушание песни «Шумел сурово брянский лес».

  -Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Скажите похожи ли эти песни, чем похожи ( характером, суровостью, настроением)

У - Какой музыкальный образ создал композитор в этом произведении?

Д- Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

4. Знакомство с истории создания песни «В землянке».

 Учитель: На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен, песен призывов к победе, песен маршей. Но не менее любимы песни лирические, душевные, тихие такие как «Катюша» и «В землянке».

ученик.

Только в Красной армии грустное лирическое стихотворение может выполнить  роль боевой воодушевляющей песни.

 Алексей сурков не писал песню специально. он и стихотворения не писал. Просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли в голову. Потом рассказал жене, где находится, о чем думает, какая наконец погода в тех местах. Причем песня «В землянке» распространилась раньше, чем на слова была написана музыка.

В конце 1941 года в Москве по дороге из эвакуации на фронт задержался композитор Константин Листов. Он и сочинил мелодию. Затем песня была исполнена по радио. Ее запели и очень полюбили за то, что она говорила людям суровую фронтовую правду.

     Бьется в тесно печурке огонь,

     На поленьях смола как слеза,

     И поет мне в землянке гармонь

     Про улыбку твою и глаза…

( звучит песня «В землянке»,  дети  подпевают, текст песни на столах или на экране)

Вывод: Лирические песни придавали силы бойцам. помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

Она затронула своей душевностью, выражая с необычайной силой переживания солдат, вызванные разлукой с близкими. Ее популярность была исключительной. В короткий срок песня облетела все фронты. Ее пели и в тылу, и везде, где мог звучать голос человека. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

5. Знакомство с истории создания песни «Катюша»

   Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу.

   После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках когда ее автор- композитор Я.Блантер  приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».

Исполнение песни «Катюша».

У - Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были востребованы?

Д- Эти песни поднимали настроение “на зло врагам”.

Вывод: песни, написанные до войны в 1939 - 40-х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов. Ведь солдат такой же, человек как и мы с Вами, и ему ничто человеческое не чуждо.

Песня «Катюша» появилась за три года до начала войны. Это лирическая песня о верности пограничника и о любви к пограничнику. Ее с удовольствием пели до войны и молодые, и старые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко. В годы войны ее запели с глубоким и тревожным чувством. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Ее именем окрестили самое мощное оружие тех лет – гвардейские минометы. Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, которые помогут его вере в победу. Имя Катюша была таким словом. Даже военные люди, приученные к точности терминологии, стали называть свое орудие только « Катюшами». Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». Песня звучала как гимн и помогала воевать и побеждать! А в сердце народа до сих пор осталась тихой, нежной, лирической песней, которую мы с удовольствием поем в наши дни.

  1. Знакомство с истории создания песни «Эх, дороги»

Эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы. Задумались поэт и композитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось: «Эх, дороги...» Вскоре появились четыре коротенькие музыкальные строчки, и на них тут же легли стихи:

Эх, дороги... 
Пыль да туман, 
Холода, тревоги 
Да степной бурьян. 

Спокойно, ровно течет мелодия, но спокойствие это кажущееся, за ним — трепет взволнованного воспоминаниями сердца. Воспоминаниями разными, и среди них немало горьких, страшных... Поэтому где бы ни звучали «Дороги», в какой бы стране их ни пели, даже там, где слова требуют перевода, — и без перевода песню слушают не шелохнувшись. В чем же такая ее сила? Наверное, в том, что побеждает в песне все-таки не горечь, а светлая романтика. И излучает ее мелодия, полная мужественной лирики.

  1. исполнение песни «Эх, дороги»

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

А какая песня стала знаменитой после войны?

«День  Победы»- это тоже гимн храбрости, мужества, стойкости солдат и работников тыла. И это еще одна правда жизни. Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня "День Победы" была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.

111. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

У - Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Д - Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

У - Какие песни прозвучали на нашем уроке?

Д- песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

Д - Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут, чтобы с ними не случилось и это придавало им огромную силу. Песни удваивали и утраивали силу нашей армии.

У - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Д - Огромную роль. Песня призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни “Темная ночь” и “В землянке” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

Вывод:

    Фронтовые песни - живые свидетельства героических лет. Они всегда вселяли в душу воинов дух бодрости и отваги, веру в победу.  А для нас это живая история Великой Отечественной войны в песнях. Изучая и исполняя эти песни мы - прикасаемся к истории войны. Сейчас в наше время 21 века композиторами и поэтами сложено много современных песен о воспоминании  про войну, о героев наших дедах и прадедов, бабушек и прабабушек, о том чтобы не было войны.

– Ребята, после того, как мы с Вами подвели все итоги, в самом конце нашего урока, давайте споем  раннее изученную песню в наше мирное время

Песня «Несовместимы дети и война»

А наш урок подошел к концу! До новых встреч!

Домашнее задание:

 Расспросить своих бабушек и дедушек, какие военные песни они помнят, записать.

Задание.. Выбрать из списка песен:

  1. песни, написанные до войны;

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”
  2. А. Александров “Священная война”
  3. К. Листов “В землянке”
  4. Э.Колмановский “Алеша”
  5. В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
  6. Д.Тухманов “День Победы”
  7. И. Дунаевский “Моя Москва”
  8. Я. Френкель “Журавли”
  9. Н. Богословский “Темная ночь”
  10. М. Блантер “Катюша”
  11. А. Эшпай “Москвичи”
  12. А. Новиков “Смуглянка”

Задание.. Выбрать из списка песен:

песни, написанные во время войны;

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”
  2. А. Александров “Священная война”
  3. К. Листов “В землянке”
  4. Э.Колмановский “Алеша”
  5. В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
  6. Д.Тухманов “День Победы”
  7. И. Дунаевский “Моя Москва”
  8. Я. Френкель “Журавли”
  9. Н. Богословский “Темная ночь”
  10. М. Блантер “Катюша”
  11. А. Эшпай “Москвичи”
  12. А. Новиков “Смуглянка”

Задание.. Выбрать из списка песен:

песни, написанные после войны.

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”
  2. А. Александров “Священная война”
  3. К. Листов “В землянке”
  4. Э.Колмановский “Алеша”
  5. В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
  6. Д.Тухманов “День Победы”
  7. И. Дунаевский “Моя Москва”
  8. Я. Френкель “Журавли”
  9. Н. Богословский “Темная ночь”
  10. М. Блантер “Катюша”
  11. А. Эшпай “Москвичи”
  12. А. Новиков “Смуглянка”

Задание.. Выбрать из списка песен:

  1. песни, написанные до войны;

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”
  2. А. Александров “Священная война”
  3. К. Листов “В землянке”
  4. Э.Колмановский “Алеша”
  5. В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
  6. Д.Тухманов “День Победы”
  7. И. Дунаевский “Моя Москва”
  8. Я. Френкель “Журавли”
  9. Н. Богословский “Темная ночь”
  10. М. Блантер “Катюша”
  11. А. Эшпай “Москвичи”
  12. А. Новиков “Смуглянка”

Задание.. Выбрать из списка песен:

песни, написанные во время войны;

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”
  2. А. Александров “Священная война”
  3. К. Листов “В землянке”
  4. Э.Колмановский “Алеша”
  5. В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
  6. Д.Тухманов “День Победы”
  7. И. Дунаевский “Моя Москва”
  8. Я. Френкель “Журавли”
  9. Н. Богословский “Темная ночь”
  10. М. Блантер “Катюша”
  11. А. Эшпай “Москвичи”
  12. А. Новиков “Смуглянка”

Задание.. Выбрать из списка песен:

песни, написанные после войны.

Список песен:

  1. А. Новиков “Дороги”
  2. А. Александров “Священная война”
  3. К. Листов “В землянке”
  4. Э.Колмановский “Алеша”
  5. В.Мурадели “Бухенвальдский набат”
  6. Д.Тухманов “День Победы”
  7. И. Дунаевский “Моя Москва”
  8. Я. Френкель “Журавли”
  9. Н. Богословский “Темная ночь”
  10. М. Блантер “Катюша”
  11. А. Эшпай “Москвичи”
  12. А. Новиков “Смуглянка”

1.        песни, написанные во время войны;

2.        песни, написанные после войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

разработка урока на тему "Рождение жизни" 6 кл.

Разработака урока по географии для 6 кл. по теме "Рождение жизни" к учебнику География (Мир Земли). Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы\ Под ред. В.А. Кошевого.- М.: Баласс, 2011 (Образо...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...