Мультимедиа в системе современного музыкального образования: преподавание сольфеджио.
статья по музыке

Фролова Светлана Владимировна

Статья описывает на примере создания проекта компьютерных проверочных работ по сольфеджио внедрение средств мультимедиа в педагогический процесс. 

В 2013 году было положено начало компьютерному проекту по сольфеджио в виде тестов в формате мультимедийной презентации с использованием МКТ. Основная цель его –  сделать сложный проверочный этап более продуктивным и увлекательным для учащихся. На данный момент создано две проверочных работы для 2 и 3 класса. Каждая проверочная работа включает в себя наиболее полный спектр тем, изучаемых за год, а именно метро-ритм, мелодия, тональность, интервалы, аккорды. Все задания, включённые в проверочную работу для двух классов, можно разделить на три типа: работа по нотной записи, аудио-задания, смешанные, где совмещается нотный текст и аудио. 

Основной программой, где в конечном виде собирались все задания проекта, и где в последствие они же выполняются, является Microsoft Office Power Point. Двумя главными программами стали нотный редактор Finale (в данном случае версия 2011 года) и широкоформатная программа Cubase (5). 

Также в статье рассмотрены методическая база проекта и этап апробации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мультимедиа в системе современного музыкального образования: преподавание сольфеджио.

Музыкальное образование XXI века с каждым годом всё чаще опирается на мультимедийные средства в обучении. Последними исследованиями доказано их плодотворное влияние и эффективность в образовании. Стоит отметить, что любому преподавателю, относящемуся к своей работе творчески, а также желающему идти в ногу со временем необходимо будет владеть и применять средства мультимедиа в своей педагогической практике (как минимум на уровне пользователя, а лучше и создателя).

Варианты применения мультимедиа в современном музыкальном образовании очень разнообразны. Сегодня мы поговорим о них в сфере преподавания сольфеджио.

В 2013 году было положено начало компьютерному проекту по сольфеджио в виде тестов в формате мультимедийной презентации с использованием МКТ. Первый этап создания был связан с игрой для учащихся 3 класса. К конкурсу «ММО-2013», проходившем в Санкт-Петербурге, проект был немного переосмыслен и дополнен. Сформировалась как промежуточная, так и конечная концепция проекта. Основная цель его –  сделать сложный проверочный этап более продуктивным и увлекательным для учащихся. Проект предназначен для проверки знаний, умений и навыков детей в конце каждого года на протяжении всего школьного курса обучения по предмету «сольфеджио» с 1-го по 8-ой класс. Он будет представлять собой 8 отдельных проверочных работ, связанных между собой оформлением, тестовым вариантом заданий. На данный момент проект не включает в себя понятия «игры», а может только претендовать на игровое начало в нём. Итоговый вариант проекта будет выполнен в формате flash- и 3D-анимации, с автоматическим подсчётом результатов, возможностью вписывать открытые ответы на задания, а также содержать необходимые видео-фрагменты.

На данный момент создано две проверочных работы для 2 и 3 класса, а третья – для 1-го – находится в разработке.

Каждая проверочная работа включает в себя наиболее полный спектр тем, изучаемых за год тем, а именно метро-ритм, мелодия, тональность, интервалы, аккорды. Уровень проверочной работы соответствует данному классу, не включая в себя более лёгкие или превышающие по сложности задания (исключение – раздел «Разминка»).

Так, в проверочной работе для 2 года обучения встречается определение размера музыкальных примеров, ритма Описание: Описание: C:\Users\acer\Desktop\РАЗРАБОТКА\половинная - копия.jpg по слуху, пропущенных пауз или разделение данной мелодии на такты (с указанием размера). Из раздела «Тональность» встречаются определение тональности по вводным и неустойчивым ступеням, определение тоники по нотному текст и на слух. Используются только те тональности, которые проходятся по программе 2 класса – мажорные и минорные трех видов до 2-х знаков при ключе. Интервалы – до квинты, с видами: большие, малые, чистые. Задания также направлены как на знание правильного написания, так и на слуховое восприятие. Последним заданием представлен устный мини-диктант, где к нотному тексту необходимо подобрать соответствующее звучание.

В проверочной работе для 3 класса прибавляется раздел «Аккорды»: 4 вида трезвучий – мажорное, минорное, уменьшённое, увеличенное, обращения мажорных и минорных трезвучий, и включены уже интервалы до октавы. В раздел метро-ритма добавлены ритмические группы Описание: Описание: C:\Users\acer\Desktop\РАЗРАБОТКА\8-16-16.jpg и Описание: Описание: C:\Users\acer\Desktop\РАЗРАБОТКА\16-16-8 - копия.jpg. В конце работы представлено задание на слуховое восприятие целого каденционного оборота, а не тоники отдельно.

Все задания, включённые в проверочную работу для двух классов, можно разделить на три типа: работа по нотной записи, аудио-задания, смешанные, где совмещается нотный текст и аудио. Это позволяет более полно проверить знания учащихся.

Каждая проверочная работа включает в себя 2 раздела: вступительный – Разминка и основной – собственно проверочная работа. Есть заключительный, где представлен всего один слайд, на фоне которого идёт подсчёт результатов.

В разминке по 4 задания разного типа, не самых сложных. Цель данного раздела настроить ученика на выполнение дальнейших заданий подобного содержания.

Основной раздел – Проверочная работа – состоит из девяти заданий. Для 2 класса это: 3 задания – на метро-ритм (2 по нотной записи и 1 аудио), 4 – по теме «Тональность» (2 по нотной и 2 аудио), 1 – на интервалы (смешанный тип), 1 – диктант (тоже смешанный). По 3 классу: 1 задание на метро-ритм (по нотной записи), 1 – на тональность (аудио), 2 – на интервалы (по нотной записи и аудио), 2 из раздела «Аккорды», 1 задание – диктант и 2 – смешанных, построенные на сочетании разных разделов (также смешанный тип).

Техническая база проекта. При создании проекта «Компьютерные проверочные работы по сольфеджио» использовались различные программы. Основной программой, где в конечном виде собирались все задания проекта, и где в последствие они же выполняются, является Microsoft Office Power Point (2003 и 2010). Две версии программы применено только лишь для удобства работы и некоторых вариантов оформления.

Двумя главными программами стали нотный редактор Finale (в данном случае версия 2011 года) и широкоформатная программа Cubase (5). В программе Finale создавался иллюстративный материал заданий «работа по нотной записи» или смешанных. Cubase позволил сделать аудио-ряд проекта, как в самых простых заданиях, где звучали отдельные элементы музыкального языка, исполненные на фортепиано, так и в более сложных, где можно было использовать возможности аранжировки.

На ряду с выше перечисленными использовалось много вспомогательных программ, без которых невозможно было бы достичь желаемого результата. Это любая стандартная программа по редактированию изображений на подобии Microsoft Office Picture Manager, Paint, где можно обрезать более точно иллюстрацию (нотные записи из Finale или оформительскую), удалить мелкие лишние детали. Из более сложных (но не таких обязательных) была использована графическая программа Corel PHOTO-PAINT, позволяющая сделать цветовую коррекцию изображений формата -png, отразить их под нужным углом и т.д.

Методическая база. При составлении проверочной работы знаний, умений и навыков в конце учебного года важно чётко представлять их перечень на нужный момент. Поэтому главными методическими помощниками становятся образовательные программы, где прописан объём ЗУНов для каждого года обучения:

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по предмету «Сольфеджио» на основе ФГТ. В данной программе понадобится учебно-тематический план и содержание тем (содержание учебного предмета).
  • Настольной методичкой любого педагога-теоретика по-прежнему остаётся одна из самых удачных программ по сольфеджио, утверждённая Мин. культ. СССР. В ней очень подробно описывается уровень ЗУНов учеников не просто по классам, а по видам работы на уроках сольфеджио. Это сольфеджирование и пение с листа; воспитание чувства метро-ритма; воспитание музыкального восприятия (анализ на слух); музыкальный диктант; воспитание творческих навыков; теоретические сведения.

Из учебно-методических интересным является пособие «Музыкальный инструмент для каждого ребёнка» (сост. И.Б. Горбунова и С.Ю. Привалова). В нём представлены конкретные упражнения на развитие внимания, музыкальной памяти и слуха. Этот принцип можно использовать при разработке заданий для проекта.

Известный цикл Рабочих тетрадей по сольфеджио Г.Ф. Калининой является хорошим подспорьем. В этом учебном пособии представлен разнообразный спектр письменных заданий. Преподаватель, переработав под свой класс, может взять за основу многие из них.

Чтобы не придумывать мелодии к аудио-заданиям можно воспользоваться сборниками диктантов и учебниками по сольфеджио. На данном этапе понадобились пособия «Музыкальные диктанты» Г. Фридкина (М., 1995); Учебник по Сольфеджио 2 класса А. Барабошкиной (М, 2008); Учебник по Сольфеджио 3 класса Е. Давыдовой – С. Запорожец.

Так, используя все эти методические и учебные пособия в нужном для проекта аспектах, синтезируя их отдельные части, немного переосмысливая, получается своеобразный тип проверки учащихся. Компьютер здесь выступает больше как красочное и близкое современным детям оформление.

Методические рекомендации. Данные проверочные работы предназначены для выполнения в конце года, когда пройден весь материал по программе класса. Он требует определённой подготовки учащихся, т.к. вбирает в себя довольно разнообразный набор ЗУНов. А если преподаватель решил в конце года впервые применить подобную форму проверки, то ряд подготовительных мероприятий провести необходимо. Лучше всего, если педагог в течение всего учебного года частично внедряет принципы будущей годовой проверочной работы. Похожие задания могут встречаться в промежуточных небольших самостоятельных работах после прохождения какой-либо темы, в конце изучения раздела, а также в конце четверти. Неважно в каком формате это будет – в бумажном или компьютерном.

Задания на логику можно начинать с первых лет обучения. Как только дети прошли месторасположение нот на нотоносце, изучили самые основные музыкальные понятия – темп, лад, динамика, метр, ритм – можно начинать давать несложные подобные задания. Пусть это будут самые легкие упражнения, где написано три звена по три звука: до-ре-ми, ре-ми-фа, ми-фа-соль и надо продолжить дальше. В самом начале даже в этом задании учителю придётся очень подробно рассказать суть упражнения и задать определённые наводящие вопросы. Затем можно усложнять данное упражнение другим порядком нот и их количеством (вниз три-четыре звука, через ноту, опевание и т.д.). Также можно наталкивать детское мышление сразу обобщать материал, находить в нём общее и различия на основе того, что пройдено. Так, например, изучив несколько песен, спросить в каких из них встречался мажорный лад, поступенное движение мелодии. Другой вид заданий: прослушав одну мелодию два раза, определить, что изменилось (лад, размер, ритм, темп и т.д.) Разнообразие логических заданий прямо пропорционально пройденному материалу, а следовательно с каждой новой темой перед преподавателем открывается ряд упражнений подобного рода.

Несмотря на частичную реализацию, данный проект уже проходит небольшую апробацию. Так, проверочные для 2, 3 классов были проведены с учащимися вторых-пятых классов. Проверочную работу для 2 года обучения прошёл второй класс, а для 3 года – третьи, четвёртые и пятые классы.

В целом результат оказался положительным. Главная задача проекта – пробуждение интереса детей – была выполнена. С большим интересом и азартом ученики вспоминали «нелюбимые» гаммы, интервалы, анализировали на слух и без особого психологического напряжения сделали устный диктант.

Класс в класс проверочные работы были совершенно впору ученикам и не вызвали особых трудностей. Весь материал учащимся был знаком, что не создавало лишнего напряжения. В группах 4-5 классов подобные задания уже встречались ранее только в бумажном варианте. Поэтому, с легкостью пройдя все задания для 3 года обучения, они высказали желание сделать похожую проверочную работу по своему уровню. Одинаковый принцип построения заданий, в новом, красочном компьютерном формате не уменьшил интерес к ним, а даже наоборот.

Как показала апробация, разделение на Разминку и основную проверочную работу оправдало себя, т.к. незнакомая форма проверки требует подготовки. Сразу начинать с основной части можно класса с четвёртого, при условии, что подобные работы были во 2-3 классах.

По форме проверочная работа предназначена для выполнения её одним учеником при непосредственном присутствии учителя. Это больше обусловлено технической базой проекта. Сам формат программы Power Point не предусматривает сохранения выбранных вариантов ответов до конца работы. В ней также нет никакого автоматического подсчёта верных/неверных ответов, пропусков заданий и времени выполнения. Следовательно, преподаватель должен осуществлять контроль во время прохождения заданий не с целью уличить ребёнка в каких-то нечестных действиях, а для большей объективности его знаний. Наблюдение за учеником во время выполнения работы хороший способ более глубоко оценить уровень его ЗУНов.

Возможен и второй вариант, когда проверочная работа выполняется сразу группой. В таком случае необходим большой экран, на котором будут транслироваться задания для всей группы. Каждый ученик заполняет ответы на вопросы самостоятельно в тетради (либо на отдельном листе), а потом преподаватель собирает и проверяет.

Есть самый интересный вариант: класс делится на небольшие команды по 3-4 человека (три группы) и вся работа работа переходит в формат соревнований. Определяется порядок ответов групп по заданиям, а также кто будет в какой момент нажимать нужные анимационные элементы на компьютере.

Весь процесс становится вполне подвижным. К компьютеру выходят по очереди представители каждой группы для выполнения доставшихся им заданий. Приветствуется совместное обсуждение вариантов ответа. При этом преподавателю желательно делать заметки по поводу активности учеников, правильности суждений, высказываний, и может быть, вслух комментировать это, представляя всё в виде таблицы с «+» и «–». Так дети будут знать, что любое их высказывание и поведение в работе учитывается. В конце перед преподавателем вырисовывается полная, не только визуальная (конкретное количество «+» и «–» напротив каждого ученика), но и психологическо-поведенческая картина, по которой можно контролировать и успеваемость и взаимоотношения учащихся. Каждому ученику выставляется по две оценки – за команду и за личный вклад в достижение команды. Всем участникам по желанию преподавателя могут быть выданы сладкие или памятные призы/сувениры.

Как показала практика последний способ может более сложный для преподавателя в плане контроля, но намного увлекательнее для самих учащихся и что главное хорошо влияет на сплочение класса, что немало важно для учебного процесса в целом.

Опираться только на этот принцип проверки не стоит, т.к. в музыкальной педагогике есть много необходимых практических заданий чисто исполнительского плана, про которые забывать недопустимо. Главная цель подобных проверок с использованием мультимедийных средств повысить плодотворность работы учащихся и сэкономить время, чтобы его больше осталось на практические задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....

Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важн...

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников,  осваивающих эле...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются традиции музыкальной культуры Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Описываются методы и приемы использования традиций музыкальн...

«Электронные клавишные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в ДМШ»

Роль клавишного синтезатора в системе современного музыкального образования. Цели, задачи, методы, приемы, проблемы, как применить синтезатор в работе с детьми в ДМШ....