Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)
картотека по музыке

Комладзе Светлана Тристановна

(картотека занятий по разделу "Слушание")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_slushanie_muzyki-o.p.radynovoy.doc187 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушание классической музыки на музыкальных занятиях

(из опыта работы по программе О. П. Радыновой

 «Музыкальные шедевры»

 Подготовительная группа.

Тема: «Осень» А. Александрова.

Содержание                                            

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей различать смену настроения произведения: запев песни – чуть грустный, нежный, припев – светлый, оживленный. Отмечать настроение музыкального вступления (минор) и заключение (мажор).

- Дети сейчас я вам спою песню, а вы внимательно послушайте слова, музыку и попробуйте отгадать, как она называется. Это песня «Осень», муз. А. Александрова. Дети, а кто скажет, какая она по характеру. Грустная. Нам жалко расставаться с летом, с ярким и теплым солнышком. (Игра). Определить характер.

2 занятие.

- Дети, внимательно послушайте песню и скажите, всегда ли она поется грустно? (Игра). Не всегда. Иногда радостно. Я еще раз сыграю песню, а когда вам станет радостно, поднимите руку. (Игра). Значит можно сказать, что эта песня состоит из сколько частей? Из двух. А как вы думаете, почему радостно? Дети радуются приближению зимы (показ иллюстраций). Дать понятие о двух частном произведении, о характере 2-ой части.

3 занятие.

- Игра 2-ой части. Что эта за песня? «Осень». Какая часть? Дети я сыграю вступление, а вы послушайте внимательно и скажите, что хотел изобразить музыкой композитор? Какую картину? (Игра). Да, дождь, кружение листьев. А сейчас я вам сыграю заключение.

4 занятие.

- Подробный разбор оттенков и краткое пояснение. Фронтальный опрос о полученных знаниях.

       

Тема: «Три вальса» Д. Шостаковича.

Содержание

1 занятие.

- Д. Шостакович написал немного произведений для детей. Сборник «Детская тетрадь», он подарил своей дочери Гале в 9 лет. Какие произведения Шостаковича мы знаем – «Шарманка», «Марш». Мы знаем, что музыка передает разные настроения человека. Сегодня послушаем  три вальса Шостаковича и сравним их, все они различны по настроению.

Первый вальс – грустный, печальный, жалобный, тихий.

Второй вальс – нежный, радостный, полетный, волшебный.

Третий вальс – веселый, отрывистый, как будто танцуют куклы.

Первый – «Вальс»

Второй – «Лирический вальс»

Третий – «Вальс-шутка». (Игра).

2 занятие.

- Вспомнить название трех пьес. (Игра). Попробовать движением руки передать настроение вальса.

Первый – «Вальс» плавный, медленный, неторопливый (движ. рук)

Второй – плавный, но более быстрый, размашистый.

Третий – движения отрывистое, короткое, шутливое, легкое.

3 занятие.

- Исполнить фрагменты, вспомнить название пьес. Определить характер каждой пьесы. Предложить характер в танце. Попробовать поиграть на музыкальных инструментах. Фронтальный опрос.

Тема: «Веселый крестьянин» Р. Шумана.

Содержание

1 занятие.

 Програм задачи. Познакомить детей с музыкальной пьесой зарубежного композитора, учить детей чувствовать и понимать характер музыки, жанр.

 Ход занятия. Определить жанр музыкального произведения. Спросить, что напоминает музыка. (Игра).

2 занятие.

Програм задачи. Обогатить представление детей о явлениях изображенных в музыке: народное веселье после нелегкого крестьянского труда. Учить детей узнавать знакомое музыкальное произведение. (Игра).

Ход занятия. (Игра). Вспомнить её название и автора. А почему вам кажется, что крестьянин весел, что он пляшет? Или напевает? Определить сколько частей. (Игра).

3 занятие.

Програм задачи. Учить детей вслушиваться в музыку. Определять характер и жанр музыки.

Ход занятия. Послушайте музыкальное произведение и определите характер и жанр. Кто автор? (Исполнить четыре такта партии левой руки). Сколько частей в пьесе и какая кому больше нравится? Почему? (Игра)

4 занятие.

Програм задачи. Учить детей осознанно воспринимать музыкальное произведение, различая в музыке выразительные и изобразительные средства, побуждать высказываться о прослушанном музыкальном произведении.

Обогащение словаря: музыка веселая, жизнерадостная, шутливая, мелодия плясовая и т. д.

Ход занятия. Послушать знакомые пьесы, вспомнить авторов  и название. (Слушание «Камаринской» П. Чайковского и «Веселого крестьянина» Р. Шумана)

Подумайте о характере музыки, о жанре. Расскажите, чем и почему вам эти пьесы нравятся. (Повторное слушание пьесы. Ответы детей).

Тема: «Кавалерийская» Д. Кабалевского.

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Вызвать у детей интерес к новому произведению, учить детей распознавать основной замысел композитора. Создать картину движущейся, скачущей конницы.

Ход занятия. Показать иллюстрацию. Объяснить кто такие кавалеристы.(Игра). Спросить почему пьеса так называется? Музыка быстрая, ритмичная, смелая.

2 занятие.

Програм задачи. Учить на слух узнавать произведение.

Ход занятия. Как называется пьеса? Каков характер пьесы? Пьеса быстрая, звучитотрывисто. Звучит песня на фоне стука копыт. (Игра).

3 занятие.

Програм задачи. Учить детей определять динамичные оттенки, различить части в музыке и высказываться о музыкальной пьесе.

Ход занятия. Вспомнить название пьесы и композитора. (Игра). В какой части исполняют песню кавалеристы? (Игра 1, 2, части). Сравнивать одинаковые части. Музыка звучит мужественно. (Игра 2 части). Как она звучит? Несколько нежнее, тяжелее. Сколько частей?

4 занятие.

Програм задачи. Учить детей разбираться в  выразительных средствах музыки на примере сравнения звучания: фото или оркестр, воспитывать интерес и любовь к музыке, умение высказываться о ней, формировать на этой основе отзывчивость и музыкальный вкус.

Обогащение словаря: решительная, смелая, ритмичная, подвижная. Звучит отрывисто, на фоне стука копыт.

Ход занятия. Показать портрет композитора, вспомнить название пьесы. Исполнить на фортепиано. Спросить, на каком инструменте исполнена музыка? Исполнить оркестровое исполнение. Спросить какое исполнение понравилось больше? При помощи разных музыкальных инструментов в оркестре можно показать и стук копыт, и песню кавалеристов, поэтому музыка получается выразительнее и ярче. Спросить какой инструмент, передает стук копыт. А какие инструменты передают мелодию пьесы? (Игра).

Тема: «Детская полька» М. Глинки

Содержание.

1 занятие.

Програм задачи. определять характер плясовой музыки, основной замысел композитора – классика М. Глинки. Показать. Познакомить детей с новым музыкальным произведением. Учить детей портрет композитора.

Ход занятия. Спросить, что делают изображенные на иллюстрации мальчик и девочка? (игра) спросить какой характер. Музыка звучит легко, весело, подвижно, хочется задорно плясать. Как называется произведение и кто композитор?

2 занятие.

Програм задачи.

Учить узнавать на слух знакомое музыкальное произведение. Назвать имя композитора. Учить различить части произведения, отмечать динамические оттенки в музыке.

Ход занятия. Как называется музыка? (игра 1 части). Какая музыка по характеру? Как она звучит? (легко, весело, задорно, подвижно) сколько частей в пьесе?

3 занятие.

Програм задачи. Учить детей высказываться о музыке. Учить слушать музыкальное произведение, оркестровое исполнение.  

Обогащение словаря: полька звучит подвижно, умеренно подвижно, умеренно громко. Музыка яркая, праздничная, веселая, задорная, легкая. Звучит то тише, то громче, одинаковые части.

Ход занятия. Как называется пьеса? (игра оркестр) Кто автор? Почему прозвучало так необычно? Какие инструменты слышны. Послушать пьесу в оркестровом и фортепианном звучании. Какое исполнение больше понравилось? Какие инструменты слышны в исполнении оркестра?

Тема: «Раздумье» С. Майкапар

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Обогащать представление детей о разных человеческих чувствах, выражениях в музыке.

Ход занятия. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они между собой. (игра) Первая – быстрая, грустная, а вторая спокойная, но тоже немного грустная. Пьесы похожи, хотя обе выражают грустное настроение. Но эта грусть разная. Первая – грустная, встревоженная, беспокойная. Вторая – задумчивая, слышится светлая грусть. (игра) Когда человек волнуется, беспокоится о чем то, даже сердце начинает сильно биться, ему не сидится на месте. Так и музыка. (игра). А пьеса «Раздумье» мелодия плавная. Так и в жизни бывает разная грусть – светлая и грусть – тревога.

2 занятие.

Програм задачи. Различать средства музыкальности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым.

Ход занятия. Вспомнить название пьес. Почему пьесы имеют такое название? Определить характер первой части пьесы, затем второй. Музыка похожа на речь человека. Когда человек взволнован, то и речь у него быстрая, взволнованная и наоборот. (игра)

3 занятие.

Програм задачи. Учить детей различать форму музыкальных произведений, слышать кульминации.

Ход занятия. Когда вам рассказывают сказку, то в ней всегда есть место, где с ее героями происходят самые захватывающие приключения. Это кульминация сказки. После наступает развязка, часто побеждает добро. Так же и в музыке. Музыка рассказывает свои переживания не словами, а музыкой. Определить где звучит кульминация. Но в конце тревога не прошла, заканчивается, страшновато, таинственно.

А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется

1 часть – спокойная, задумчивая, немного грустная.

2 часть – громче, настойчивее с волнением, в этой пьесе тоже есть кульминация, - музыка замирает на одном звуке.

3 часть – повторение  1 части, но звучит, тихо, отрывисто. Музыка похожа на мечту, звучит нежно. Заканчивается – спокойно, печально. Музыка передала грустное настроение с тревогой или грустное раздумье.

Тема: «Болезнь куклы» П. Чайковского.

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей передавать движениями различный характер музыки. Учить детей различать и определять словестно разные настроения музыки: ласковое, веселое, грустное. Различать их оттенки.

2 занятие.

Пограм задачи. Привлекать внимание детей к выразительным интонациям музыки.

3занятие.

Програм задачи. Привлекать внимание детей к выразительным интонациям музыки.

Тема: «Про нашу родину» А. Пахмутовой.

Содержание

1 занятие.

Ход занятия. Дети все вы знаете, как необъятна и велика наша родина. Сколько прекрасных песен написано о ней. Сейчас я спою вам одну из них, называется «Про нашу Родину». (игра) Каков характер этой песни? Как звучит? (торжественно, величаво, спокойно). Под эту музыку можно танцевать. Она написана в жанре вальса.(Игра).Определить характер.

2 занятие.

Ход занятия. Послушайте, дети, стихи о Родине.

«Широка страна моя родная

Много в ней лесов полей и рек.

Я другой страны такой не знаю

Где так вольно дышит человек».

                                    Тема: «Камаринская» П. Чайковского.

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Вызвать у детей интерес к музыке П. Чайковского. Закреплять умение определять характер, жанр музыкального произведения.

Ход занятия. Послушать новую пьесу П. Чайковского. Определить жанр и характер музыки. (игра).

2 занятие.

Програм задачи. Определить замысел композитора: показать веселую, жизнерадостную народную пляску. Научить детей находить зерно – интонацию в музыке. Дать представление о народности, основной мелодии пьесы.

Ход занятия. Вспомнить название и имя композитора. Определить характер. (игра). Музыка веселая, быстрая под нее можно плясать. П. И. Чайковский обработал р.н.м. и на её основе создал эту пьесу. (игра)

3 занятие.

Програм задачи. Учить детей вслушиваться в музыку, различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, воспринимать музыкальное произведение.

Ход занятия. Показать иллюстрацию и спросить подходит ли она к музыке. Давайте послушаем, как изменяется пляска танцора. Начинается пляска легко, спокойно, постепенно музыка звучит быстрее, громче…, но потом танцор, как бы устает, музыка постепенно стихает, танцор медленно заканчивает пляску.

4 занятие.

Програм задачи. Учить детей находить в произведении средство музыкальной выразительности: устанавливать связи с вариациями, с голосами народных инструментов. Способствовать воспитанию музыкального вкуса.

Ход занятия. Вспомнить название произведения. Напомнить лишь мелодию. Кто сочинил мелодию? Что сделал композитор с этой мелодией? Прислушаться и постараться узнать, какие инструменты звучат в пьесе. П. И. Чайковский сумел создать такой образ пляски, что слушателю как бы слышатся разные музыкальные инструменты.

Тема: «Танец» В. Бланг

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку шутливого, задорного характера. Учить детей высказываться о содержании музыки в данном случае эмоционально образном.

Ход занятия. Определить название танца. Определить характер (веселый, шутливый, озорной, задорный). Полька. Сравнить с полькой П. Чайковского.

2 занятие.

Програм задачи. Закреплять определение характера польки. Различать черты жанра песни в сочетании с танцем. Дать детям понятие вокальной и инструментальной музыки.

Ход занятия. Вспомнить название пьесы, (исполнить фрагмент). Дать понятие инструментальной и вокальной музыки. Определить жанр. Спеть мелодию на слоги «ти – ли – ли». Определить характер польки Чайковского – (Отрывистая, четкая, веселая, изящная). В этой польке нет слов, она не поется. Это инструментальная музыка. А полька Бланго - песня. Песня может быть одновременно и маршем, ведь есть песни, которые поют и одновременно маршируют под них. «Танец» - Бланго – это вокальное произведение, т.е. произведение, написанное для голоса. Это песня. Песни бывают и танцевальные, как эта. Предложить игру на скрипке и спеть на слоги «тили – тили».

3 занятие.

Програм задачи. Определить средства музыкальной выразительности, создающие образ (темп, динамику, артикуляцию), темп музыки, инструментов, подчеркивающих характер куплетов песни.

Ход занятия. Определить характер каждого куплета. Определять тембр музыкального инструмента, передающего характер каждого куплета.

1 куплет – весело, легко, быстро (шмель играет на скрипке легко, отрывисто).

2 куплет – громко, четко, задорно (застучали каблучки, и музыка стала бойкая)

3 куплет – тяжело медленнее (улитка неповоротливая, неуклюжая)

Предложить игру на инструментах.

1 куплет – колокольчики

2 куплет – ложки, бубны

3 куплет – барабаны, можно и напевать на слоги.

4 занятие.

Програм задачи. Учить инсценировать песню, импровизирую танцевальные движения, соответствующие характеру музыки и образам персонажей.

Ход занятия. Предложить инсценировать песню, поочередно каждый куплет, беседа о характере музыки и движения. Выбрать действующих лиц инсценировки, импровизировать танцевальные движения. При повторном исполнении каждого куплета использовать прием оркестровки песни. Выбрать муху, червячка, улитку и танцевать так, как подсказывает музыка и текст песни.

1 куплет – шмель играет на скрипке, а двое ребят танцуют вокруг.

2 куплет – муха и червячок (стучать каблуками) – подыгрываем на ложках и бубнах.

3 куплет – улитка и червячок (танцевать тяжело, неповоротливо)

Ребята попросим муху, червячка и улитку станцевать вместе, а вы подпоете мелодию песни на слоги «тили – тили – тили – ли» и сыграйте одновременно на всех инструментах, только не громко.

Исполнить песню целиком. Роли можно поменять импровизируя движения.

Старшая группа

                              Тема: «Мальчик – замарашка» Т. Попатенко

Содержание

1 занятие.

Программ задачи. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку задорного, шутливого характера. Побуждать детей высказываться об эмоционально – образном содержании песни, определять признаки танцевального жанра.

Ход занятия. Вспомнить произведение Т. Попатенко. Это «Листопад», «Родине спасибо!», «Новогодний хоровод», «Слушай май» и др.Т. Попатенко изучала песни разных народов и делала их обработки, т.е. сочиняла к народным мелодиям аккомпанемент. Послушайте финскую народную мелодию в её обработке «Мальчик – замарашка». (игра). Определить характер песни (веселая, шутливая, игровая, задорная). На что похожа эта музыка? (танец) Под эту музыку можно танцевать.

2 занятие.

Программ задачи. Различать части песни (вступление, запев, припев), определить её характер. Различать смену характера музыки в отдельных куплетах, моменты изобразительности.

Ход занятия. Исполнить  фрагмент, вспомнить название и автора. Определить характер (веселый, шутливый, танцевальный, плясовой, игривый, задорный).

Из каких частей состоит песня? Каков характер этих частей?  

Запев  - спокойный, легкий, отрывистый, а припев звучит громче, задорно Он танцевальный, плясовой. Отметить вступление – веселое, шутливое, легкое, отрывистое.

1 куплет – василек умывается в капельке – дождике. На что похожи отрывистые, острые звуки в мелодии (на капельки, росинки). Меняется ли характер музыки в разных куплетах? (игра)

1 куплет – легко, спокойно, отрывисто, как капельки.

2 куплет – мягче, тише, как будто кот умывается.

3 куплет – тяжелее, громче, медленнее. Мальчик – замарашка – ленивый, неповоротливый, и музыка звучит лениво, тяжело, неуклюже.

3 занятие.

Программ задачи. Различать средства музыкальности, создающие образ (темп, динамику, регистр, артикуляцию). Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки песни.

Ход занятия. Послушать финскую песню и сказать, как звучит каждый куплет.

1 куплет – остренькая, быстрая, ласковая, звонко, подвижно. Все цветы проснулись, умываются, стряхивают с себя росу (исполнить 9-12 такты). В начале слышатся звуки пастушьей свирели, доносящиеся издалека. (исполнить 5,6 такты игра на колокольчиках и треугольниках.

2 куплет –звучит мягко, вкрадчиво, нежно (игра на арфе)

3 куплет – музыка звучит тяжело, лениво, ведь мальчик выглядит некрасиво. (погремушки, барабан). Исполнить песню целиком.

4 занятие.

Программ задачи. Учить детей инсценировать песню, используя образные и танцевальные движения, передающие характер её персонажей.

Ход занятия. Вспомнить, что делали на прошлом занятии. Распределить роли: кто будет изображать умывающихся утром васильков, ромашек, колокольчиков, кто будет потом, а кто – мальчиком – замарашкой. Стараться искать движения, которые соответствуют музыке и тексту.

Инсценировать утро с цветами. Подыграть на колокольчиках и других инструментах.

Помочь мальчику умыться и побрызгать на него водичкой, чтобы но умылся и сплясал со всеми вместе.

Исполнить всю песню целиком.

Тема: «Марш» Д. Шостаковича

                                                       «Марш» Л. Шульгина

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Дать сведения о композиторе Д. Шостаковиче. Учить определять жанр и характер музыкального произведения.

Ход занятия. Рассказать о композиторе. Определить жанр произведения.

«Марш» - Шульгина – праздничный, бодрый, боевой, решительный.

«Марш» - Шостаковича – веселый, шутливый, озорной, игривый. (игра)

2 занятие.

Программные задачи. Вспомнить название и автора. Какой характер этих маршев? Сколько частей и каков их характер?

1 часть – веселая, легкая, шутлива, тихая.

2 часть – сердитая, резкая, громкая, командующая, приказывающая.

3 часть – беззаботная, веселая, легкая, озорная. (исполнять фрагменты).

3 занятие.

Програм задачи. Различать средства музыкальной выразительности в связи с характером частей марша. Выражать в движении смену настроения музыки, средства музыкальной выразительности (динамику, регистр, штрихи).

Ход занятия. Определить характер музыки. Почему произведение называется маршем? Попробовать прошагать так, как  подсказывает музыка. Можно предложить прошагать и под марш Л. Шульгина – праздничный, боевой.

Тема: «Неаполитанская песенка»

                                                      «Итальянская песенка» П. Чайковского

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Рассказать детям о П. И. Чайковском. Вызвать эмоциональный отклик на танцевальную музыку. Побуждать к высказываниям об эмоционально образном содержании пьесы.

Ход занятия. Рассказать о П. И. Чайковском. Композитор много путешествовал, и свои впечатления отражал в музыке. Какие настроения передает эта музыка? (игра) Музыка веселая, задорная, танцевальная. Пьеса напоминает итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой жизнерадостный, изящный, задорный. (игра) «Неаполитанская песенка»

2 занятие.

Програм задачи. Различать тембры народных инструментов, повторяющийся характерный ритм тарантеллы.

Ход занятия. Вспомнить название пьесы и фамилию автора. Определить характер музыки (веселая, жизнерадостная, живая, задорная, четкая, танцевальная).

Определить характер тарантеллы. (игра)

3 занятие.

Програм задачи. Различать части пьесы в связи со сменой характера, средства музыкальной выразительности, создающие образ (регистр, динамику, темп).

Ход занятия. Определить сколько частей и характер музыки.

1 часть – бодрый, задорный, важный, гордый.

2 часть – тише, мягче, светлее, не так отрывисто.

3 часть – очень быстрая, громкая, светлая, задорная.

«Итальянская песенка» - более плавная, нежная, похожа на вальс. Обе пьесы танцевального характера.

4 занятие.

Програм задачи. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, но разными характером танцевальности. Определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (акценты, динамику, артикуляцию).

Ход занятия. Вспомнить название пьес. (исполнить фрагмент). Что их различает, какой характер?

Тема: «Шарманка» Д. Шостаковича

«Шарманщик поет» П. Чайковский

Содержание

1 Занятие.

Програм задачи. Учить детей определять характер музыки (веселый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звуком шарманки0.

Ход занятия. Вспомнить какое произведение Д. Шостаковича дети слушали (исполнить фрагмент). «Марш». Определить характер этого марша? (шутливый, веселый, озорной, как будто шагают игрушечные солдатики).

Исполняется «Шарманка». Что такое шарманка? (обьяснить) – это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Кто был шарманщиком? (игра) Какая мелодия по характеру? (игра) Какая мелодия по характеру? Веселая , шутливая, задорная, забавная, игривая, танцевальная. Д. Шостакович изобразил в этой пьесе шарманку. В ней повторяется одни и те же звуки. (исполняется только акомпанимент).

2 занятие.

Програм задачи. Различать форму музыкального произведения, характер отдельных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику, регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (четкая, отрывистая полька).

Ход занятия. (исполнить отрывок) вспомнить её название и автора. (игра). Какая музыка по характеру? Веселая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная. Какой танец играет шарманка? (польку). Потому, что музыка быстрая, отрывистая, подпрыгивающая, веселая.

3 занятие.

 Програм задачи. Закреплять умение детей различать вступление и заключение. Определять темпы музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы.

Ход занятия. Определить где вступления и заключение. (игра) Характер пьесы. Потом  сыграть обе пьесы.

4 занятие.

Програм задачи. Попробовать сделать оркестровку «Ш» - колокольчик, бубен, металлофон.

Ход занятия. Определить характер двух пьес. «Шарманка» - полька, «шарманщик поет» - вальс. Исполнить оркестром.

Тема: «Вырастает огород» Е.Тиличеевой

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку задорного, радостного характера.

Развивать умение высказываться об эмоционально – образном содержании музыкального произведения.

2 занятие.

Програм задачи. Различать характер частей песни, изобразительность музыки, отдельные средства выразительности (артикуляцию, динамику).

3 занятие.

Програм задачи. Различать средства музыкальной выразительности (характер звучания мелодии, аккомпанемента). Различать направление движения, мелодии, воспроизводить ритмичный рисунок, готовя детей к последнему воспроизведению фрагментов мелодии на металлофоне.

4 занятие.

 Програм задачи. Закреплять представление детей о характере различных частей песни, опираясь на определение средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан (темп, динамику, артикуляцию, регистр).

5 занятие.

Програм задачи. Закреплять умение детей оркестровать песню. Различать характер танцевальности в музыке. Уметь передавать его в движении.

Тема: «Мамин праздник» Е. Тиличеевой

Содержание

1 занятие.

Прграм задачи. Выражать веселый, задорный характер музыки, черты изобразительности.

Ход занятия. Рассказать о творчестве композитора Е. Тиличеевой. Предложить послушать песню, определить характер (задорная, радостная, озорная). О каком празднике поётся в песне? Как рассказывает музыка? В музыке слышно, как копают капли, тают сосульки. Какой подарок принес мамам месяц март? (солнышко). (игра)

2 занятие.

Програм задачи. Различать смену характера запева и припева, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия. Вспомнить название песни. Определить характер музыки (веселая, радостная, задорная, шутливая). Сколько частей в пьесе? (две части)

1 часть – отрывистая, легкая

2 часть – таинственная, волшебная, сказочная. (игра)

3 занятие.

Програм задачи. Различать эмоциональную окраску музыкальных произведений, имеющих сходные изобразительные моменты. Подбирать тембры музыкальных инструментов, соответствующие эмоциональному содержанию пьес.

Ход занятия. (игра на металлофоне) Ребята, постарайтесь узнать, какое музыкальное произведение я играю? Кто написал? Как звучит песня на металлофоне? (звонко, как будто капельки, которые сверкают на солнце). А теперь послушайте пьесу Майкапара «Росинки». Почему эта пьеса так называется?

Музыка похожа на капельки росинок, музыка высокая, остренькая, серебристая). Сыграть на фо-но и отличить их по настроению.

«Мамин праздник» - музыка очень веселая, а «Росинки» - грустная. Музыка может передать не только звуки ветра, волн, капелек, но и может передать настроение (радость, грусть, нежность). Пьеса «Росинки» - нежная, немного грустная. Музыка передает волшебную красоту природы. А «Мамин праздник» - очень веселая, искрящаяся, как будто капельки пляшут и хохочут на солнышке. Обе эти пьесы похожи, звучат в высоком регистре, мы слышим, как капельки сверкают, переливаются. Какие инструменты могут передать звучание сверкающихся капель? (колокольчик, треугольник).

«Росинки» - колокольчиками.

«мамин праздник» - и колокольчиком и треугольником. (раздать детям инструменты и исполнить фрагмент).

4 занятие.

Програм задачи. Различать эмоциональную окраску песен, имеющих одинаковое название, разный характер танцевальности (полька, вальс)..

Ход занятия. Сравнить две песни: «Мамин праздник» и «Маме в день 8 марта». Чем они отличаются?

«Мамин праздник» - веселая, задорная.

«Маме в день 8 марта» - нежная, ласковая. Припев песни на что похож? (на танец)

«Мамин праздник» - на польку

«Маме в день 8 марта – вальс. (показать движением руки разный характер)

5 занятие.

Програм задачи. Учить инсценировать песню, передавая характер музыки в образе персонажей, импровизировать движения пляски.

Ход занятия. Попробовать инсценировать песню. Выбрать героев персонажей – маму, которая будет сидеть за столом в окружении детей. Месяц Март, который войдет вместе с лучиками – дети неся солнце, а мама пригласит его войти в дом, посадит за стол. Так мы все повеселимся на празднике наших любимых мам.

1 куплет – (1-7такт) – 3,5 детей играют на колокольчиках и треугольнике.

10-12 детей стоит полукругом вокруг мамы, сидящей за столом.

(8-11 такт) март с солнцем входит с лучиками, лучики дарят маме желтые шары.

(12-18 такт) лучики пляшут вокруг Марта. Остальные дети хлопают.

Тема: «Клоуны» Д. Кабалевского

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.

2 занятие.

Програм задачи. Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства – динамику, направление мелодических интонаций.

3 занятие.

Програм задачи. Закреплять представление детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.

4 занятие.

Програм задачи. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов.

Тема: «Шарманка» Д. Шостаковича

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей определять характер музыки (веселый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звукам шарманки).

2 занятие.

 Програм задачи. Различать форму музыкального произведения, характер отднльных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику. Регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (четкая, отрывистая полька).

3 занятие.

Програм задачи. Закреплять умение детей различать вступление и заключение, части пьесы в связи со сменой характера музыки. Определять тембр музыкальных инструментов. Соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на этих инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Средняя группа.

Тема: «Баю – бай» М. Красева

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Развивать эмоциональную отзывчивость музыкального восприятия детей.

Ход занятия. Дети все вы любите кукол, укачиваете их спать и поете. Сейчас я вам спою такую песню, которая, называется – колыбельная.(игра). Песня поется ласково, медленно, тихо, нежно, что бы кукла уснула. Краткая беседа о характере.

2 занятие.

Ход занятия. Дети, посмотрите какая у меня красивая кукла. Давайте ее укачаем, положим спать. (игра) Дети о чем поется в песне? О том, что кукла устала и её надо уложить спать. А как мы ей будем петь, какие слова? Правильно – «баю – бай». Так и песня называется «Баю – бай». Вопросы по содержанию, название песни.

3 занятие.

Ход занятия. Дети посмотрите на картину, что здесь нарисовано? Кукла спит. А мы знаем о ней песенку. Как она называется? «Баю – бай». (игра). Дети послушайте, как девочка качает куколку. (пример). Опрос.

В одну, в другую сторону качает (показ рукой под музыку, при чем на верхн. зв. рука вверх, на нижн. внизу). Узнав песни по картинке, первоначальные сведения в доступной форме о звуковысотности.

4 занятие.

Ход занятия. Дети, послушайте я спою песенку, а вы скажите, как она называется (игра). Чтобы кукла уснула, как надо петь? Тихо, ласково, нежно, медленно. Песенку, которую нам поют перед сном называется – «Колыбельная». А о чем нам сейчас музыка расскажет? (игра). Это качается кроватка, а когда мы поем, кроватка тоже качается (игра с выделением сопровождения).

5 занятие.

Ход занятия. Фронтальный опрос о всех полученных знаниях.

Тема: «Весело – грустно» Л. Бетховена

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. 1. Рассказать детям о том, что музыка передает разные настроения людей: веселое, грустное, нежное, игривое.

2 занятие.

Програм задачи. учить детей передавать в движениях смену настроений в 3х частной музыки с различными тембрами музыкальных инструментов и грушек.

3 занятие.

Програм задачи. Дать детям представление об оттенках чувств, настроений: например, нежность может быть радостным или грустным

Тема: «Будем кувыркаться» И. Саца

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку веселого, задорного, радостного характера.

2 занятие.

Програм задачи. Предложить детям послушать музыку. Затем пояснить: «Музыка рассказывает о том, как детям было весело, они радовались, прыгали и даже кувыркались. Музыка так и называется – «Будем кувыркаться». Пьеса исполняется еще раз.

3 занятие.

Програм задачи. Узнавать знакомую пьесу. Предложить детям узнавать пьесу, с которой они познакомились на прошлом занятии, вспомнить, о чем рассказывает музыка. После ответа исполнить пьесу еще раз.

4 занятие.

Програм задачи. Слушать музыку, чувствовать изменение динамики. (игра). Пояснить содержание музыки, предложить детям отметить хлопками ту часть музыки, где дети веселяться, и положить руки на колени, когда они отдыхают.

5 занятие.

Програм задачи. Внимательно слушать и воспринимать муз.образ. по второй части пьесы предложить детям узнать музыку. Они называют произведение, затем пьеса исполняется полностью.

Тема: «Молодой солдат» В Карасевой

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей воспринимать бодрый, веселый характер музыки. Приучать слышать музыкальное вступление. Петь легким звуком. В умеренном темпе. Учить чисто интонировать малую секунду (фа# - соль) в 1м и 5м такте, пропевать мелодический ход: скачок на квинту (ми – си) вверх и скачок на квинту вниз вверх (ля – ми). Правильно произносить гласные звуки в словах «звездой», «отважный».

Младшая группа.

Тема: «Как у наших у ворот» (р.н.м) обр.Т.Ломовой

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Приучать слушать музыку веселого, танцевального характера.

Ход занятия. предложить детям послушать новую пьесу, и если они услышат тихую, спокойную музыку, положат ладошки под щеку, а если будет веселая, начнут хлопать в ладоши. Отметить правильность выполнения задания отдельными детьми.

2 занятие.

Програм задачи. «Как у наших у ворот» - колыбельная – исполнить два произведения. Детям дать куклу и предложить показать, что может делать кукла под каждую исполненную музыку. Вызвать 3-4 детей. Они показывают, как спит и пляшет кукла.

3 занятие.

Програм задачи. «Колыбельная» - «Как у наших у ворот». Слушать две знакомые контрастные по характеру пьесы, узнавать и сопоставить их. Спросить похожи ли они.

Тема: «Моя лошадка» А. Гречанинова

                                                 «Танец Петрушки» М. Раухвергера

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Формировать у детей умение слушать музыку до конца, узнавать знакомые произведения. Слушать и узнавать знакомые пьесы, менее контрастные по характеру. Предложить детям послушать музыку и узнавать, о ком она рассказывает. Затем ответы детей уточняются. Пьесы исполняются вновь.

2 занятие.

Програм задачи. Слушать знакомые пьесы по выбору детей. Предложить детям назвать, какую музыку они хотели бы послушать. Если затруднятся в выборе, можно подсказать им любую пьесу, исполняя первые такты вступления или отдельные выразительные фрагменты. (игра).

Тема: «Осенняя песенка» А. Александрова

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание послушать её. Учить детей воспринимать контрастное настроение песни и инструментальной пьесы. (Как у наших у ворот).

Ход занятия. Показать детям осенние листья, спросить, какого они цвета, раздать их и предложить послушать песенку. Затем спросить, о чем в ней поется, и объяснить содержание. (игра)

2 занятие.

Ход занятия. вспомнить содержание песни. Раздать детям осенние листья, и еще раз послушать песню, легко помахивая листьями, по окончании песни собирают их в букет.

3 занятие.

Ход занятия. повторно слушать песню спокойного характера. Предложить детям послушать и вспомнить, о чем поется в песне. (игра). Затрудняющимся ответить напомнить первую фразу песни.

Тема: «Барабанщик» М. Красева

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей эмоционально откликаться на музыку бодрого, веселого характера. Точно пропевать скачки на кварту (соль – ре) и квинту (ля – ре). Чисто интонировать, правильно произносить гласные в словах «ленте», «стене», «наденьте», «веселый»; согласные в конце слов «висит», «ребят», «парад».

Метод указ: для развития правильного звукообразования и подвижности нижней челюсти при разучивании хорошо ввести игровой момент – петь мелодию без слов на слоги «тра-та-та», подрожая игре на барабане, постукивая указательными пальцами.

Ход занятия. Дети слушают песню и говорят о её содержании. Предложить на припеве постукивать пальчиками. Исполнить еще раз.

2 занятие.

Програм задачи. Вспомнить песню, назвать, о чем в ней поется. Предложить рассказать содержание. Послушать песню, на припев – постучать пальчиками.

3 занятие.

Програм задачи. «Барабанщики» - «Осенняя песенка». Слушать песни контрастные по характеру, рассказать их содержание. Предложить исполнить песню «Барабанщики», наблюдать, вспомнят ли дети движения в припеве, если нет – напомнить. Затем исполнить «Осеннюю песенку2. спросить о чем в ней поется.

4 занятие.

Програм задачи. Показать барабан и предложить послушать песню. При повторном исполнении на припев кто-либо из детей играет на барабане, остальные постукивают пальчиками. Песня исполняется 2-3 раза. После каждого куплета можно вызывать  детей играть на барабане (воспитатель ему помогает)

Тема: «Петушок» М. Красева

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей эмоционально откликаться на знакомый образ петушка. Передавать ласковый, напевный характер. Петь протяжно, в медленном темпе. Протягивать ударные слоги в словах «петушок», «гребешок» и т. д. чисто интонировать.

Метод указ. – Использовать игрушку петушок. Провести игру, распределяя между детьми (поочередно) роли Вани и петушка.

2 занятие.

Ход занятия. Слушать новую песню, понимать её содержание. Показать игрушку, сказать какой он красивый, у него есть гребешок и бородка. Спросить детей, как он кричит. Дети отвечают. (игра).

3 занятие.

Ход занятия. правильно интонировать мелодию. Спеть песню и спросить не приходил ли петушок, предложить его назвать – «петушо-о-ок». появляется петушок (игрушка), дети кормят его воображаемыми зернышками из ладошки. «петушок хочет послушать, как дети будут петь про него песню, если ему понравится, он тоже споет «ку-ка-ре-ку». (игра)

Тема: «Песенка петрушки» Г. Фрида

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Развивать умение слушать и различать муз. произведение контрастного характера (Колыбельную) веселую. Задорную музыку.

2 занятие.

Програм задачи. Слушать песню веселого, задорного характера, понимать содержание её. Дети слушают песню и отвечают, про кого в ней поется. Предложить позвать Петрушку, принести куклу (бибабо). Он здоровается с детьми. Они его рассматривают и просят послушать песню.

Ход занятия. предложить вспомнить кто приходил к детям в гости, какая исполнялась песня. Дети поясняют содержание песни. (игра).

Тема: «Колыбельная» С. Разоренова

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить детей воспринимать музыкальное произведение грустного, нежного характера. Инструментальная пьеса.

Ход игры. Предложить послушать музыку. Сказать что музыка спокойная, тихая, ласковая, называется «Колыбельная». Спросить знает ли кто, что такое колыбельная песня. «Музыка рассказывает о том, как мама укачивает своего маленького сыночка (дочку), чтобы он заснул, поэтому музыка тихая, ласковая». (игра)

2 занятие.

Ход занятия. «Колыбельная» - «Танец Петрушки» - сопоставить пьесы разного по характеру. Исполнить «Колыбельную», спросить что это за музыка. Затем звучит «Танец Петрушки». Спросить, какая эта музыка и похожа ли она на первую. Уточнить ответы, поясняя, что «Колыбельная» - спокойная, ласковая, а «Танец Петрушки» - веселая, задорная.

Тема: «Воробей» А. Рубаха

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Слушать новую пьесу, воспринимать её изобразительный характер, проявлять доброжелательное отношение к образу, переданному в пьесе.

  1. Воробей, воробей                         2. Я  воробышка люблю

Ты не бойся, не робей.                     Дам я зерен воробью.

Прыгни с веточки скорей                Приласкаю, угощу

Прыгни с веточки скорей.               И на волю отпущу.

Исполнить пьесу. Подчеркнуть легкий, подвижный характер, изменение динамики и заключительный такт – «воробей вспорхнул и улетел». Спросить о ком прозвучала музыка, какая она. (игра).

2 занятие.

Ход занятия. исполнить пьесу. Узнавать пьесу, обратить внимание на изменение динамики. Спросить о ком рассказывает музыка. (игра). «Послушайте внимательно еще раз, вначале она звучит ярко, громко, как будто воробей около нас прыгает и чирикает, а потом музыка тихая, как будто он немного отлетел от нас и совсем улетел. (игра).

     

Тема: «Колыбельная» С. Разоренова

                                                   «Как у наших у ворот» р.н.м.

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Развивать умение слушать и различать музыкальное произведение контрастного характера (нежная, ласковая, спокойная, веселая, задорная).

Ход занятия. Слушать две знакомые контрастные по характеру пьесы, узнавать и сопоставить их. Исполнить две пьесы и детей сказать, похожи ли они.

Тема: «Моя лошадка» А. Гречанинова

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Приучать детей слушать инструментальную музыку изобразительного характера. Понимать её содержание.

Ход занятия. исполнить пьесу и спросить детей, как они думают, о ком эта музыка. Если не ответят напомнить, кого они изображают, как весело они скакали. Дети называют. (игра).

Тема: «Пляска Петрушки» М. Раухвергера

Содержание

1 занятие.

Програм задачи. Учить слушать и различать музыкальное произведение контрастного характера, веселую, задорную музыку.

Ход занятия. предложить послушать новую музыку. Раздается голос петрушки: «Подождите, подождите, это же моя музыка». Спросить, почему он прибежал и не здоровается с детьми петрушка, извиняется и говорит, что он услышал музыку, под которую он всегда танцует, и ему хочется поплясать. Петрушка пляшет, дети хлопают. Поблагодарить героя и попрощаться с детьми.

2 занятие.

Програм задачи. Слушать и узнавать веселую, подвижную знакомую пьесу. Дети вспоминают, кто плясал под эту музыку. Затем слушают её повтор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ учебного курса «ГАРМОНИЯ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

Авторская программа О.Г.Артемьевой представляет опыт систематического учебно-практического курса гармонии в Детских музыкальных школах и Школах искусств. Подобный курс на сегодняшний день отсутствует ...

Методическое пособие "Развитие музыкальных способностей детей через слушание классической музыки"

Содержание методического пособия направлено на наиболее актуальную проблему современного музыкального воспитания детей дошкольного возраста,  Данное методическое пособие содержит подробное описан...

Презентация "Технологии создания среды для социально-личностного развития дошкольников в коммуникативной деятельности через использование музыкальных сказок"(Из опыта работы музыкального руководителя)

Музыкальные сказки позволяют раскрыть творческий потенциал ребёнка(вокальные, хореографические способности), успешно социализировать дошкольника, способствуют развитию речи....

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки и музыкальных занятиях"

Доклад на педсовете школы "Игровая технология на уроках музыки  и музыкальных занятиях"...

Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.

В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на занятии (из опыта работы).

quot;Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и спосо...

Реализация единой линии развития музыкальных способностей ребёнка через слушание классической музыки в режиме дня в детском саду

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества л...