«Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание русской песенности» урок 23 час 2
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гринь Наталья Андреевна

Цель занятия - показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И.Левитана и музыки А. Алябьева.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть

УРОК 23: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

 Дыхание русской песенности» - 1 час

Цель:  показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение  на примере живописи И.Левитана и музыки А. Алябьева.

Задачи урока: познакомить с  замечательными образцами русской живописи и музыки: уметь  сопоставлять музыкальный и художественный образы;

дать понять, что музыка и живопись дополняют друг друга  и усиливают человеческие ощущения и  впечатления;  развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений; развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, портрет И. Левитана, фортепиано.

Музыкальный материал: А. Алябьев «Вечерний звон», «Моя Россия» Г. Струве.

Художественный материал: репродукция  картины  И. Левитана «Вечерний звон».

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Вход в класс учащихся под  звучание  Колокольного звона  (Ростовский Акимовский звон)

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята!

Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства.

Здравствуйте, учитель!

Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют. 

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу

  1. Основная часть.
  1. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Какая музыка «встретила» вас?

дети: Звон колоколов, колокольный звон

- А где  обычно звонят колокола?

дети:  В церкви, в храме

У: Правильно. Колокола и колокольные звоны издавна вызывали у людей любовь и уважение, были важной частью жизни русского народа.

Красота колокольного звона отражалась в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня  на уроке  мы познакомимся  с произведениями искусства, в которых  и «звучат» и «незримо присутствуют»  колокола.

Учитель: - Перед вами автопортрет Исаака Ильича Левитана – русского художника. А сейчас мы познакомимся с его картиной, которая называется  «Вечерний звон» (просмотр репродукции).

Однажды Исаак Ильич Левитан путешествовал по России. И посетил два монастыря на Волге и под Звенигородом. Прогуливаясь по берегу реки,  он остановился на косогоре, привлечённый открывшейся перед ним красотой уголка русской природы. Левитан долго смотрел,  вслушиваясь, и сказал, что этот мотив даст ему новую картину. Так родился замысел картины «Вечерний звон».

Учитель: -  Ребята, есть песня с таким же  названием, как и картина – «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы.

Музыку написал русский композитор Александр  Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни  создал  английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык  ярославский поэт Иван Козлов.

Прежде, чем мы послушаем музыку, я хочу вам прочитать слова певчего церковного хора  Владимира Осипова сказанные им о песне «Вечерний звон»:

"... Поёшь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси".

У:  Мы послушаем  песню в исполнении ………. Текст песни перед вами на партах. (Слушание песни «Вечерний звон»)

Учитель предлагает разбиться на группы (по рядам) и  ответить на вопросы:

-Что объединяет музыку и картину?

-С помощью каких художественных средств композитор и художник рассказали об одном и том же?  

 Попробуйте сформулировать тему урока.

Каждая группа отвечает на поставленные вопросы и предлагают свои трактовки темы урока:

(Музыка и живопись; Музыкальная живопись, живописная музыка и т.д.

После корректировки учители и ученики записывают тему урока).

У:  «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Сегодня мы продолжаем вести разговор о взаимосвязи музыки  и живописи.  Что объединяет эти виды искусства, что у них общего? 

Учитель: Фортепианная пьеса «Остров радости» К.Дибюсси написана под впечатлением одноименной картины французского художника Антуана Ватто.

Мы будем  говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть.  Давайте определим главный вопрос нашего урока.

Дети вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока):

- что общего между музыкой и живописью?

- что различного между музыкой и живописью?

- что объединяет и различает музыку и живопись?

«В чем родство и отличие музыки и живописи?»

Учитель: Прежде чем мы с вами ответим на этот вопрос, я предлагаю вам исполнить песню.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Вокально – хоровая работа:

Учитель:  - Давайте «Моя Россия» исполним  её. 

Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве.

Учитель: - А как ещё можно исполнить песню?

Дети:  С солистами, с квартетом солистов, пение песни с пластическим дирижированием. Работа по группам и индивидуально.

  1. Этап первичного закрепления изученного. (беседа, анализ, информ. Диалог по поставленным вопросам)

Учитель: А теперь вернемся к нашим одинаковым по названию произведениям.

Учащиеся:  анализируют прослушанную песню Алябьева «Вечерний звон» и полотно художника Левитана «Вечерний звон»  

Учитель:- Вам понравилась песня? (Да).

-Кто её исполнял помимо солиста?(Смешанный хор а капелла)

Какой характер музыки Алябьева? (Спокойный, нежный, плавный)

- Расскажите, какие средства музыкальной выразительности  использовал  композитор для передачи характера песни? (Песня написана в мажоре, плавная неторопливая  мелодия,  звучание мелодии, в  основном, в среднем и высоком регистре, музыка звучит довольно тихо, медленный темп)

- А есть ли в музыке элемент изобразительности? (Есть, хор  голосами «изображает» звон колоколов)

Учитель:- Какой жанр картины? (Пейзаж)

- Что вы видите на переднем плане? (Лодки, тропинка с косогора, река)

- Какая река? (Спокойная, тихая)

- Как художнику удалось убедить нас в этом? (Отражения на воде, лодка плывет спокойно, нет волн)

- Что вы видите на заднем плане картины? (Церковь)

-Это не просто церковь, это монастырский комплекс, который включает и церковь, и арку входа на территорию монастыря, и часовню, и колокольню…. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга.

Учитель: - А если бы на картине не было храма, изменилась бы суть, содержание  картины?  (Да)

- Что бы изменилось? (Прежде всего – название)

Учитель:  - Какие чувства  вызывает у вас это полотно? (Чувство грусти, покоя, тишины)

Учитель:- Скажите, а картину можно назвать «звучащей» или она безмолвна? (Она звучит!)

- А какие звуки можно было бы «услышать», рассматривая эту картину? (Плеск весел, шелест листвы, голоса сидящих в лодке, звон колоколов)

Учитель: Мы  познакомились сегодня с песней и картиной с одинаковым названием. Что же объединяет  и  отличает эти два разных жанра?

Различное: Песня - вокальное произведение, а картина  художественное живописное произведение

Общее:   1. Одинаковое   название – «Вечерний звон»

                 2.Созданы  русскими авторами

                 3. Близки по настроению

Подведение итогов: увидели и услышали, что одним из стыкующих звеньев музыки и изобразительного искусства становится жанр – пейзаж. Музыка и живопись помогают друг другу открывать «тайный смысл». В познании законов связи и различий искусств, почувствовали единство средств выразительности.

Д/З:  

Нарисовать любимый уголок природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...