Проектирование деятельности педагога как важное условие успешного воспитания личности учащегося
методическая разработка по музыке

Шамсигалеева Флюра Абударовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                          МБОУДО  «Федоровская ДШИ»

Методическая разработка на тему:

«Проектирование деятельности педагога

как важное условие успешного воспитания личности учащегося»

                                                                                               Выполнила:

Преподаватель по классу фортепиано

                                                                          Шамсигалеева Флюра Абударовна

                                                г.п.Федоровский

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации образования.

В условиях современной действительности возникает острая необходимость в поиске новых методов и приёмов работы в дополнительном образовании детей, с целью воспитания творческой личности, развитию креативного мышления обучающихся. И, на сегодняшний момент, на мой взгляд,  ведущей в педагогике становится проектная деятельность.

Педагогическое проектирование требует особого педагогического мастерства, способности к импровизации, умения чутко улавливать индивидуальные проявления детей, их интересы и предпочтения. Детям должен быть предоставлен достаточно широкий спектр деятельности, по принципу полноты различных видов детской активности. Среда должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

  Проективная деятельность носит поисковый характер, в ходе которой рождаются новые формы работы с детьми, такие как:

-Концерты – беседы в рамках «Филармонии» школьника, направленные на привлечение детей к искусству, развитию интереса и любви к музыке, расширению кругозора, и в целом, воспитанию полноценной творческой личности.

Актуальность внедрения проективной деятельности в систему дополнительного образования

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства. Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Перед дополнительным образованием детей стоят задачи качественного обновления содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет разнообразия образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом. На сегодняшний момент возрастает необходимость организации профессиональной деятельности педагога таким образом, чтобы дополнительное образование могло обеспечить условия развития ребенка. Однако, практика показывает, что значительная часть педагогов учреждений дополнительного образования действуют стереотипно в силу сложившихся традиций, недооценивают значимости проектирования образовательных программ как средства совершенствования профессиональной деятельности.

С целью  развития творческой личности, построении индивидуальных траекторий развития каждого учащегося, необходима такая личностно - ориентированная технология учебного процесса, которая обладает способами, оптимальными для достижения поставленной цели. Возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности ведущей в педагогике становится проектная деятельность.

Проективная методика – необходимое условие для успешного обучения и всестороннего развития подрастающего поколения. В процессе проективной деятельности особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, проводящих в рамках проекта свои собственные исследования. Проект – это реалистичный замысел о желаемом будущем, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.

Педагогическое проектирование объединяет все виды проектной деятельности, субъектом которых выступает педагог, и которые осуществляются в педагогических целях. Основным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект. Для того, чтобы разработать педагогический проект, необходимо следовать определенным требованиям к его содержанию и оформлению.

Структура проекта включает следующие разделы:

  • введение: обоснование необходимости разработки проекта, значимость выбранной темы, ее актуальность;
  • цели и задачи;
  • участники проекта.

Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. На основе такого анализа педагог определяет, какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность.

Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы. Технология педагогического проектирования - это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования,  педагог дополнительного образования ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.        

    Одним из основных в дополнительном образовании является личностно - ориентированный подход, рассматривающий ребенка, как уникальное явление, самостоятельную ценность. Он означает ориентацию на личность как цель, результат, главный критерий эффективности деятельности педагога, где ребенок является приоритетным субъектом. Использование технологий педагогического проектирования позволяет реализовывать проекты, изменяющие облик образовательного учреждения, способствует формированию  личностно - ориентированной образовательной среды учреждения.

В конечном счёте, успешность деятельности педагога дополнительного образования во многом зависит от степени овладения им технологией педагогического проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

«Филармония» школьника, как одна из форм проективной деятельности

   Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер: при изучении личностного опыта учащихся, при определении методов развития каждого, при выявлении сложившегося микроклимата в детском коллективе и возможности влияния на него, а также при выборе оптимального стиля педагогической деятельности.

Профессия – педагог должна быть пронизана творческим началом и постоянным поиском нового и интересного. Многие же педагоги озабочены лишь тем, чтобы их ученики овладели теоретическими знаниями, техничным исполнением, навыками в области искусств без творческой фантазии.

Исходя из этого, современному учителю следует отойти от шаблонности в своей работе, и привести себя к мысли о том, что каждый ребёнок – гений, нужно лишь помочь ему раскрыть свои самые сокровенные мечты, пробудить творческое начало. Всё вышесказанное возможно лишь при условии внедрения в деятельность педагога дополнительного образования методов проектирования.

 Применяя в своей деятельности проективную методику поискового характера, а также понимая большое воспитательное значение концертных выступлений учащихся, школа искусств всячески стимулирует их, используя разные формы. По исконной традиции учащиеся уже на ранних стадиях обучения привыкают делиться своими знаниями и приобретенной музыкальной культурой с различной аудиторией, привыкают к эстраде, к публичным выступлениям. Тем самым у них постепенно вырабатывается чувство артистизма, огромной ответственности перед слушателями, без чего нельзя воспитать музыканта-исполнителя.

Участниками таких концертов являются наши дети – учащиеся отделения фортепиано, классической гитары, эстрадного вокала, а также отделения хореографии. А такие встречи - концерты для зрителей – лучшая терапия, помогающая ребенку осознать себя личностью, преодолеть многие трудности, обрести уверенность в жизни, новых друзей и союзников.

Кроме того, проект нацелен на мировоззренческую поддержку детей, на адаптацию их, раскрытие себя в сообществе людей и окружающего мира. Для этого мы используем такие формы, как обучение игре на различных музыкальных инструментах,  обучение искусству рисования, и даже искусству вокала и хореографии. Мы даем ребенку почувствовать, что он тоже может, как и его сверстник, получить образование по творческим специальностям.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения – работа достаточно сложная и многогранная. В ней должны участвовать и школа, и семья, и учреждения культуры. При этом очень важно добиться согласованности действий всех сил, занимающихся воспитанием детей и подростков, всемерно развивая художественное творчество учащихся на базе освоения мировой классики и народного искусства.

Придавая большое значение роли эстетического воспитания в гармоничном развитии детей, занимаясь воспитательной работой, мы проектируюем деятельность педагогов и учащихся нашей школы на распространение музыкальных знаний  среди учащихся общеобразовательных школ поселка и других детских учреждений.

        Основная цель данного проекта: дать первичные представления о музыкальном искусстве.

Задачи «Филармонии» школьника:

  • увлечь музыкой, развивать интерес и любовь к музыке;
  • вызвать музыкально - эстетический отклик на произведения;
  • способность размышлять о музыке, развивать вокальные навыки, музыкально- эстетический вкус;
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

Тематический план «Филармонии» разработан для детей 2-3-х классов общеобразовательных школ города. При разработке каждой темы предусматривается взаимосвязь с учебной программой общеобразовательных школ по литературе и истории. В течение обучающего концерта дети слышат звучание таких инструментов, как фортепиано, народные инструменты классическая гитара,. Все концерты проходят в интересной, увлекательной форме.  Как правило, по окончании концерта, у гостей нашей школы есть возможность посетить выставку работ учащихся отделения изобразительного искусства.

Таблица 2. Перспективный план лекций – концертов  филармонии школы искусств.

Учебный

год

Класс

Тема лекции - концерта

Краткое описание

2009-2010

2

  1. «Приглашение к музыке»

  1. «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

  1. «Энциклопедия нежных чувств»

  1. «Музыкальный   брейн– ринг»

Рассказ о необыкновенном многогранном мире музыки.

Знакомство с инструментами в виде путешествия по странам.

Беседа о прекрасном чувстве – любви к маме, природе и родному краю…

Концерт – викторина.

2010-2011

2-3

  1. «Музыка как вид искусства»

 

  1. «Песни, которые мы поём»

  1. «Инструменты симфонического концерта»

  1. Музыкальная викторина.

Знакомство со средствами музыкальной выразительности, музыкальными жанрами и программной музыкой

Беседа о песнях разных народов мира.

«Песни моего народа».

 

История возникновения и развития музыкальных инструментов.

Концерт – викторина.

       В целом, данный проект для учащихся нашей школы способствует активному их участию в концертной деятельности, даёт возможность поделиться своими знаниями и приобретённой музыкальной культурой, вырабатывает чувство артистизма, огромной ответственности перед слушателями, без чего нельзя воспитать музыканта – исполнителя. Для слушателей такие концерты – беседы способствуют расширению кругозора, привитию интереса и любви к музыке, становлению позитивного отношения к искусству. В конечном счёте, спроектированный нами данный вид деятельности в школе искусств, разбудит в детях любовь к музыке, разовьет в них творческое начало, научит слушать музыку.

Заключение

В заключении своего доклада, хочу сказать, что обновление содержания образования требует от педагогов дополнительного образования уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, а не просто теоретической и методической подготовки.

Исходя из этого, считаю, что необходима разработка путей раннего внедрения проектно - исследовательского метода в образовательный процесс, что повлечет за собой активизирование самостоятельных исследований учащихся, их воображения и творческих способностей. Таким образом произойдет перенос акцента с «усвоения знаний» на формирование ряда компетентностей. Чем раньше мы внедрим в образовательный процесс росточек под названием «проектирование» тем интенсивнее, ярче и красивее будет процесс его развития и совершенствования.

Осмысливая возможности дополнительного образования детей в плане решения поставленных задач, спроектированные мною формы проективной деятельности,  позволяют сделать следующие выводы:

  •  Концерты, организованные и проведённые учащимися школы искусств  являются лучшей терапией для всех без исключения детей, помогает обрести уверенность в жизни, получить положительные эмоции и, в целом, осознать себя личностью;
  • «Филармония» школьника способствует активному участию нашей учеников в общественной жизни поселка, а для ребят, которые приходят на такие концерты, способствуют расширению кругозора, привитию интереса и любви к музыке;
  •  Коллектив школы искусств обладает реальным потенциалом движения в данном направлении, и многое делает уже сейчас для достижения поставленных целей.

 

Литература:

  1. Крюкова В. В. «Музыкальная педагогика». – Ростов – на – Дону, 2002.
  2. Научно – методический журнал «Наука и практика воспитания дополнительного образования». – М., 2009.
  3. Куприянов Б. В. «Воспитательная работа в школе: организация, методика, инновации». – М., 2009.
  4. Рыбакова М. М. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе». – М., 1991.
  5. Тыртышная М. А. «Новые технологии воспитания в работе педагога». – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....

Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся вечерней школы при исправительной колонии.

         Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, а главное, по специфике мыслительной деятельности ...

«Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»

Методический педсовет.Тема: «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»....

Внеурочная деятельность как важнейшее условие развития личности: воспитание культуры общения старшеклассников

Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного, среднег...

Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...

«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».

laquo;Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности»....