Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Глинкина Елена Геннадьевна

Цель урока:

Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass._urok_soderzhanie_i_forma_v_muzyke.docx21.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс  - 7 класс

Предмет - Музыка

УМК - В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак, соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке (М.: Дрофа, 2014 год).

Ресурсы урока

  • Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка. 7 класс. Учебник с аудиоприложением. М.: Дрофа, 2014 г.
  • Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. М.: Дрофа, 2014 г.
  • Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка. 7 класс. Рабочая тетрадь (дневник музыкальных впечатлений). М.: Дрофа, 2014 г.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано;

Место и роль урока в изучаемой теме года «Содержание и форма в музыке» -  III четверть, урок 18.

Тема урока:

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей.

Задачи урока:

  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством)         на основе вновь приобретенных знаний;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);

Планируемые результаты

Предметные

  • Понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
  • Умение определить характерные черты музыкального образа отражение этого умения в размышлениях о музыке;
  • Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
  • Осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
  • Понимание художественно-выразительных особенностей музыкальной формы (период);

Метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

  • Размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • Использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному образованию;
  • Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  • Проявление творческой инициативы  и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • Определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
  • Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
  • Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Личностные

  • Наличие учебно-познавательного интереса к новому

Ход урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Организационный момент.

Цель этапа: Фиксация новой учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Организует погружение в проблему.

Организует слушание музыки:

звучит фрагмент увертюры к опере «Лоэнгрин» Р.Вагнера.

Создает эмоциональный настрой для прослушивания.

Предлагает обучающимся ответить на вопросы (письменно и устно):

 «Как звучит эта музыка?»

«Вы прослушали целое произведение или его фрагмент (отрывок)?»,

«Какому разделу оперы она может соответствовать?»

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Пытаются решить задачу.

Воспринимают и оценивают музыкальное произведение.

Выполняют упражнение в тетради.

Пользуются дидактическим пособием «Палитра настроений».

Рассуждают о характере музыки,

 о её месте в контексте всего произведения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Строят понятные для собеседника высказывания.

По очереди озвучивают написанное в тетради,

рассуждают о музыке,

корректно комментируют высказывания одноклассников.

Принимают и сохраняют цель и задачи урока.

II этап. Актуализация знаний (подготовительный  этап).

Цель этапа: Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи.

Формулирует задание, предлагает ответить на вопросы:

«Продолжи перечень (список)», «Что объединяет эти понятия?»

Организует работу в 5 группах:

1 – врач, пожарный, спортсмен, школьник…(форма)

2 – треугольник, квадрат, шар, конус…(вид, форма геометрических фигур)

3 – дом 1, 2, 3…12…25 этажный…(строение)

4 – архитектурные сооружения, мосты, башни…

(сложная конструкция)

5 – предложение, абзац, глава, раздел, параграф… (структура)

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Подводит учащихся к выводу об общности вышеперечисленных примеров, объединяющем их понятии «форма». 

Озвучивает тему и цель урока.

Различают характерные признаки разных жизненных явлений, видов деятельности, видов искусства.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Планирование работы в группе.

Рассуждают об общности и различии формообразующих средств.

Осознанно строят речевые высказывания.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения.

Принимают решение исследуемой задачи.

III этап. «Открытие нового знания». Изучение нового материала.

Цель этапа: Построение ориентированной основы нового способа действий.

Организует учебное исследование для формулировки нового понятия.

Дает понятие «Музыкальной формы».

Диктует определение.

Формируют понятие.

Записывают определение «музыкальной формы».

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют самоконтроль.

Организует беседу об особенностях воплощения художественного замысла в разных видах искусства.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Помогает раскрыть метафорический смысл понятий «герой» и «сюжет» по отношению к музыкальному произведению

(в музыке: показ и развитие).

Организует исследование формы построения музыкального произведения на примере музыкального периода.

Организует прослушивание.

Исполняет на фортепиано Прелюдию ля мажор, соч. 28 №7 Ф.Шопена.

Рассуждают о яркости и контрастности образов.

Выявляют и сравнивают характерные особенности «языка высказывания» в разных видах искусства.

Воспринимают и оценивают художественные произведения с точки зрения единства содержания и средств художественной выразительности.

Следят по нотам («читают» нотный текст).

Наблюдают за показом и развитием одного образа в музыкальном произведении.

Выявляют характерные особенности средств музыкальной выразительности.

Записывают результаты слухового анализа в тетрадь.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Построение

монологического высказывания.

Формулирование собственной позиции.

Формулируют выводы наблюдений.

Осуществляют взаимопроверку в парах.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Осуществляют самопроверку.

IV этап. Включение новых знаний в систему знаний и повторений. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: Контроль за правильностью выполнения способа действий.

Подводит обучающихся к выводу о единстве содержания и формы

как непременном законе искусства

(на примере стихотворения «Сонет к форме» В.Брюсова).

Организует самостоятельную работу с учебником.

Работают с учебником.

Знакомятся с содержанием параграфа № 14.

Читают вслух поочередно стихотворение.

Отвечают на вопросы с.81 № 4,5.

Слушают стихотворение и определяют его характерные особенности.

Делятся впечатлениями.

Высказывают своё мнение.

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Осуществляют самопроверку.

V этап. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель этапа: Контроль на этапе окончания учебной темы.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Проверяет усвоение обучающимися понятия «музыкальная форма».

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Осуществляет выборочный контроль.

Создает эмоциональный настрой для прослушивания финального музыкального произведения:

Р.Вагнер. Увертюра к опере «Лоэнгрин» (фрагмент, звучащий в начале урока).

Выполняют письменную работу, записывают определение «музыкальной формы». Озвучивают записанное понятие.

Узнают знакомое музыкальное произведение.

Записывают фамилию автора и название.

Рефлексия своих действий.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Дают самооценку.

Адекватное восприятие оценки учащихся и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки для 3 класса по теме "Форма рондо"

Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и настроение музыкальных произведений....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока по информатике на тему " Форма записи алгоритмов"( 6 класс)

Технологическая карта к уроку №25 по информатике в 6 классе по теме " Форма записи алгоритмов " по ФГОС....

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"

Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...

Технологическая карта урока "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"

Урок в 8 классе "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"...

Технологическая карта урока по обществознанию:Общество как форма жизнедеятельности людей.

Создать условия для формирования представлений об основных сферах жизни общества, роли в жизни общества и человека социальных норм...

Технологическая карта урока на тему "Уникальные храмы, архитектура и музыка" (7 класс)

Технологическая карта урока, цель которого - сформировать представление о тесной связи архитектуры и музыки, научиться разбираться в понятиях: чертеж, технический рисунок, эскиз....