Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"
план-конспект урока по музыке

Майер Лариса Маматнабиевна

Цели урока:

образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;

развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).

воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00068f6d-d89ffd60.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Цели урока:

образовательные: показать на примере произведений  музыки и  изобразительного искусства общность понятий и  терминов этих видов искусств;

развивающие: способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок).

воспитательные: способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Задачи урока: показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Цели деятельности учителя:

показать на примере произведений  музыки и  изобразительного искусства общность понятий и  терминов этих видов искусств;

способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, исполнение песен и попевок);

способствовать формированию художественного вкуса, воспитывать любовь к классическим произведениям музыки и изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

предметные:

научатся слушать и анализировать музыкальные произведения «Эхо» О.Лассо, Г.Струве, «Два еврея, богатый и бедный» М. Мусоргский,

наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества, взаимодействия музыки и изобразительного искусства;

получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить новую песню («Веселое эхо» Г.Струве)

метапредметные:

познавательные  -  внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные — осваивают диалоговую форму общения,

регулятивные — организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные:

оценивают результаты своей деятельности.

Музыкальный материал: О.Лассо «Эхо», Г.Струве «Веселое эхо», М.Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный», «Моя Россия» Г.Струве.

Оборудование: Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 Исполнение попевки-приветствия.

II.  Постановка учебной задачи. . 

Мы с вами знаем, что музыка тесно связана с разными видами искусства.

(с какими? - ответы детей: с литературой, архитектурой, хореографией, драматургией, изобразительным искусством.)

Мы изучали  взаимосвязь музыки с литературой. Попробуйте доказать  взаимосвязь музыки и литературы.

(ответы детей -  рождение новых жанров — вокальных: песня, романс, кантата, оратория; сценических — опера, балет, мюзикл)

Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ – с каким искусством –  вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.  

О, как хотелось мне азы науки  

Такой постичь!

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)

Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

Прочитайте, пожалуйста, тему урока — сделайте предположение, о чем мы будем рассуждать на сегодняшнем уроке.

(ответы детей — о связи музыки и изобразительного искусства)

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

А чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

III. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного и творческого типа.

«Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», - сказал немецкий поэт Людвиг Тик,  имея в виду, что каждое искусство выражает своё: поэзия — слово, музыка — звук, изобразительное искусство — цвет. Но если между искусствами существует граница, то в мире природы все живет и дышит в благотворном единстве.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неотделимы друг от друга, природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художники,  поэты и  композиторы часто воспевают красоту природы.

 1.  Рассматривание и сравнение собственного восприятия и  видения художника в картине И.Грабаря «Иней. Восход солнца».  Вопросы:

  • вы наблюдали природное явление — иней? Опишите его.
  • Как бы вы изобразили в рисунке иней (в какой технике, в каком цветовом решении)? слайд
  • Какие цвета использовал Грабарь для создания образа раннего зимнего утра?

(нежно-сиреневый, небесно-голубой, желтый)

  • Почему именно эти цвета выбрал художник для своей картины?

(учитель акцентирует внимание детей на том, что мастер в картине сумел передать прозрачность, легкость морозного зимнего утра посредством использования определенной техники рисования и правильного подбора цветовой гаммы)

  • Какое музыкальное звучание передает картина И.Грабаря? слайд  и (звучание пространства, эхо)
  • Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо? Вспомните, где его можно услышать?  

(там, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы)

  • В чем заключается особое звучание эха? (оно бывает близким и далеким, звонким и глухим. В нем мы слышим собственный голос, далекий и близкий, в зависимости от протяженности пространства)
  • Как вы думаете, какой прием передает ощущение пространства?

(Пояснить, что когда композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, то он пользуется эффектом эха, передавая его через силу звучания — динамику. слайд

(записать названия динамических оттенков: форте — громко, пиано — тихо).

Музыкальное эхо — это отдаленное повторение голоса. Оно звучит тише, приглушеннее. И динамика (тихо-громко) играет здесь первостепенную роль.)     Вот так звучит эхо в хоре Орландо Лассо.

 2.  Слушание музыкального фрагмента О.Лассо «Эхо»

Как изображено эхо в хоре? (композитор пользуется разными динамическими оттенками)

Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Слайд

3. Разучивание песни Г.Струве «Веселое эхо». слайд

Обучающиеся должны просмотреть текст, проанализировать и сделать вывод – какие слова являются эхом. Выделить их на доске.  Исполнение по группам (голос-эхо)        

4. Физминутка:

Облако.

Беленькое облако
Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу

5. Рассматривание и описание репродукции картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть». Слайд  Вопросы:

Что изображено на картине?   (две противоположные фигуры – по цветовой гамме, рельефности и т.п.)

Вывод:  эти фигуры КОНТРАСТНЫ.   Контраст и в музыке играет большую роль.  

6. Слушание музыкального фрагменты М.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный» слайд

В чем проявляет себя контраст в музыке?   (динамика, тембры и т.п.)

7. Как бы вы изобразили контрастные образы в рисунке? Что или кого нарисовали бы?

Обучающиеся рисуют свои контрастные образы – герои сказок

8. Рассматривание и описание репродукции картины К.Моне «Стог сена в Живерни». слайд

Вопросы:

  • Опишите, что вы видите на картине

(изображен сельский пейзаж, стог сена, деревенские домики, полевые цветы, деревья)

  • Правильно. Но при более детальном рассмотрении вы увидите, что все изображено по-разному
  • Как изображен стог сена?

стог сена на переднем плане картины, художник изобразил его более рельефным, четким, он достаточно большой по размеру.

  • А как художник изобразил деревья, домики, цветы, лес?

Они изображены менее четко, в отдалении, иногда – лишь очертания контуров.

Вывод: сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют РЕЛЬЕФ (передний план) и ФОН (задний план). слайд

Эти пространственные понятия играют огромную роль не только в изобразительном искусстве, они важны и в музыкальных произведениях.  В музыке рельеф и фон выражаются в сочетании солиста и инструментального сопровождения.

9. Исполнение песни (с солистом) «Моя Россия» Г.Струве. 1 куплет. слайд

ВЫВОД: говоря о том, что роднит музыку и изобразительное искусство, можно сделать вывод о том,  что у этих видов искусств много общих понятий, терминов. Изобразительное искусство оказало огромное влияние на музыку и в расширении её изобразительных возможностей. Слайд

IV. Итог урока. Рефлексия. слайд

Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнали?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Поставить отметки.

V. Домашнее задание: нарисовать два контрастных сказочных героя (закончить рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка по теме "Музыка и музыканты", 9 класс.

Данный урок разработан к УМК Кузовлева В. П. 9 класс.Учащиеся учатся монологическому высказыванию на основе прочитанного текста, знакомятся с интересными фактами из жизни знаменитых композиторов и муз...

Методическая разработка урока "Взаимопроникновение "серьезной" и "легкой" музыки".

Интегрированный урок в 8 классе по программе Д.Б.Кабалевского. Урок ведут три учителя: музыки, истории и литературы....

Разработка урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

       Писатели и поэты - мастера слова -  пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов г...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством

Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством...

Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха...