Программа дополнительного образования детской вокальной студии.
методическая разработка по музыке

Чернова Светлана Леонидовна

Актуальность  программы  связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.             

Основная цель программы приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Программа способствует решению следующих задач:

- воспитание устойчивого интереса к пению;

- обучение выразительному пению, певческим навыкам;

- развитие слуха и голоса детей;

- формирование голосового аппарата;

- развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально слуховых представлений, чувства ритма;

- приобщение к концертной деятельности;

- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vokalnoy_studii.doc131 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

детской вокальной студии

Составитель:

Чернова Светлана Леонидовна

педагог дополнительного образования

срок реализации программы 3 года

возраст учащихся 7-15 лет

Санкт-Петербург        

Пояснительная записка.

              Человек наделён от природы особым даром – голосом. Этот голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.

              Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

              Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

              Актуальность  программы  связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.

             В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

             По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

             Основная цель программы приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

             Программа способствует решению следующих задач:

- воспитание устойчивого интереса к пению;

- обучение выразительному пению, певческим навыкам;

- развитие слуха и голоса детей;

- формирование голосового аппарата;

- развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально слуховых представлений, чувства ритма;

- приобщение к концертной деятельности;

- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

            Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Обучение детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

- подготовку голосового аппарата;

- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.

            В результате реализации программы учащиеся приобретают опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

           Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

- концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

- системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

- предоставление возможности самовыражения, самореализации.

          Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

            Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

            Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

           Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

            В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

            Тематический план не должен ограничивать деятельность педагога. Его можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей детей и состава группы.

             Программа рассчитана на три года обучения – младшая, средняя и старшая группа.

Младшая группа - первый год обучения – это дети 7-9лет, средняя группа – второй год обучения – дети 10-12 лет, старшая  группа – третий год обучения - дети 13-15 лет.

             Группа занимается 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия, 144 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

             Содержание программы имеет трёхуровневую структуру, которая раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом»).

              Первый год обучения «Звучащий мой голос» - раскрывает певческий голос ребёнка, даются основы вокальных  навыков, певческой позиции, правильного дыхания, артикуляции, развитие музыкального слуха и памяти, идёт знакомство с элементами музыкальной грамоты, а также даются основы сценической культуры и сценического образа.

               Второй год обучения «Могу красиво петь уже…» - расширяются вокальные навыки, идёт овладение собственной манерой исполнения, вводятся элементы двухголосия, идёт работа над точным звучанием унисона,  сценодвижением, даются основы музыкальной грамоты, усложняется репертуар.

               Третий год обучения «Звучит, поёт моя душа!» - обозначается вокальная принадлежность, т.к. голос крепнет и сочнеет. Продолжается работа над собственной манерой исполнения, расширением диапазона и выявлением индивидуальных красок голоса, вводятся элементы многоголосья, пение по нотам, осваивается исполнение бэк-вокала, повышается исполнительское мастерство.

                Учебно – тематический план

(1-й год обучения)

№ п.п.

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1.

Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.    

10

3

7

2.

Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки.

15

4

11

3.

Дыхание, артикуляция, вокальная позиция.

25

6

19

4.

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движение под музыку.

20

4

16

5.

Основы музыкальной  грамоты.

15

15

6.

Вокально-хоровые навыки.

20

4

16

7.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

39

6

33

Итого

144

42

102

Содержание программы 1 год обучения:

  1. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов. Объяснение  целей и задач занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Знакомство с основными разделами и темами программы,  правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

  1. Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Звуковедение. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Правила вокальных упражнений. Использование скороговорки  на начало распевки. Требования к пению гласных. Пение согласных. Развитие навыков уверенного пения и пения в ансамбле.

  1. Дыхание, артикуляция, вокальная  позиция.

Знакомство с основными правилами певческого дыхания. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием. Соотношения  работы  органов дыхания и гортани.

Звук и механизм его извлечения. Соблюдение правил певческой установки

  1. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движение под музыку.

Жесты  вокалиста, осанка, сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Песенный образ.

  1. Основы музыкальной грамоты.

Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам. Название нот.  Гамма. Длительности нот. Знакомство с дирижёрскими жестами и их значением:  внимание, дыхание, вступление, снятие.

  1. Вокально-хоровые навыки.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.  Особенность вокальной импровизации.

  1. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Разбор технических мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

Планируемый результат первого года обучения:

- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально - творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные и вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;

- владение некоторыми основами нотной грамоты: название нот, длительностей, ритмический рисунок.

Учебно – тематический план

(2-й год обучения)

№ п.п.

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1.

 Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.    

10

3

7

2.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

15

2

13

3.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения великих вокалистов.

6

6

4.

Звуковедение, дикция, артикуляция, дыхание.

15

3

12

5.

Сценическая хореография.

15

2

13

6.

Музыкальная грамота.

9

9

7.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

30

4

26

8.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

44

6

38

Итого

144

35

109

Содержание программы 2 года  обучения:

  1. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

Бережное отношение к здоровью – как  залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. Рекомендации при простудных  заболеваниях. Подбор репертуара.

  1. Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Важность  работы над звуком. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений. Требования  и порядок к организации распевки, её продолжительность. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

  1. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения великих вокалистов.

Разнообразие жанров вокальной музыки. Жизнь и творчество великих вокалистов. Разнообразие тембров голоса. Прослушивание и анализ музыкальных записей.

  1. Звуковедение, дикция, артикуляция, дыхание.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дикция и механизм ее реализации. Формирование правильного певческого произношения слов.

  1. Сценическая хореография.

Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Введение элементов хореографии. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения.

  1. Музыкальная грамота.

 Правильное  пение по нотам. Музыкальный  ритм. Тональность. Интервалы. Знакомство с простыми размерами. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Дирижирование схем 2/4; 3/4; 4/4

  1. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Воспитание навыков пения в ансамбле. Особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

  1. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Работа над образом исполняемого произведения.

Планируемый результат второго года обучения:

- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально - творческое самовыражение;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложнённые вокальные произведения);

- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а capella в унисон, правильное распределение дыхание в длинной фразе, использование цепного дыхания;

- увеличение сценических выступлений, движение под музыку, навыки ритмической деятельности;

- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

Учебно – тематический план

(3-й год обучения)

№ п.п.

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1.

Отработка певческих навыков, собственной манерой  исполнения.  

     15

3

12

2.

Звукообразование и звуковедение.

18

3

15

3.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

23

4

19

4.

Сценическая культура и сценическое движение.

16

2

14

5.

Музыкальная грамота.

10

10

6.

Творчество и импровизация.

12

4

8

7.

Знакомство с многоголосным пением.

9

3

6

8.

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

41

6

35

Итого

144

35

109

Содержание программы 3 год обучения:

  1. Отработка певческих навыков, собственной манерой  исполнения.  

Формирование правильного певческого звука – открытого, звонкого, полётного. Классическая, народная, эстрадная манера исполнения. Развитие подвижности голоса.

  1. Звукообразование и звуковедение.

Расширение звуковысотного диапазона. Различный характер дыхания и смена его в процессе пения. Навыки цепного дыхания.Развитие дикционных навыков. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

  1. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости, соблюдение динамической ровности. Устойчивое интонирование. Понятие о головных и грудных резонаторах. Обработка динамических оттенков и штрихов. Фальшь  и пути ее устранения.

  1. Сценическая культура и сценическое движение.

Элементы пластики и хореографии. Устранение внутренних и внешних зажимов. Способы самовыражения, интерпретации.

  1. Музыкальная грамота.

Определение звукоряда. Строение мажорных и минорных гамм. Элементы сольфеджио – пение по нотам. Соотношение длительностей.

  1. Творчество и импровизация.

Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, музыкальные игры, инсценирование песен, танцев.  Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Эффекты и требования к импровизации.

  1. Знакомство с многоголосным пением.

Фольклор как отражение особенности исторического развития народа. Разновидности и признаки народных песен.

  1. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

Работа над проектами песен. Поиск собственного имиджа.

Планируемый результат третьего года обучения:

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом и без, умение исполнять более сложные ритмические рисунки);

- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценичиском мастерстве, активно участвовать в концертной деятельности;

- исполнять двухголосные произведения с использованием различных интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса;

- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственное предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

- уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом, уметь владеть своим голосом.

        

Методическое обеспечение программы.

                Для реализации данной программы необходим кабинет, в котором имеется музыкальный инструмент,  магнитола (для работы с фонограммами),  наглядные пособия по разделу “Музыкальная грамота” и теме “Строение голосового аппарата”, аудиозаписи, нотный материал, методические пособия, а также  актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой.

               Для обеспечения реализации данной программы предполагается различные формы проведения занятий:

- занятие – игра, беседа (“ Элементы творческого самочувствия”, “Работа над сценическим образом”);

- репетиция (“Индивидуальные занятия”, “Работа над проектом песни”);

- викторина, контрольный урок, аудиторное занятие, зачет (при изучении раздела “Музыкальная грамота”);

- практикум, лекция (разделы “Развитие певческого голоса” и “Формирование вокальных навыков”);

Также возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.

                Организация деятельности учащихся осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.

                На занятиях кружка применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой  пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены.

                На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”, рука – нотный стан, игровые приемы : “Ритмическое эхо”, “Парад звезд”, “Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Свечи”, “Артикуляционная разминка”.

               В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 15-20 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (3-4) песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам.

               Занятия по темам раздела “Музыкальная грамота” строятся по следующему принципу: вначале занятия дается краткие теоретические формулировки, за ними следует нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами. Завершается занятие заданиями, проверкой знаний.

               Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребенок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

                Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественного звучания.

                 Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана кружка необходимо учитывать вокальные данные воспитанников и на их основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных на занятиях.      

                Данная программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Промежуточный контроль осуществляется в форме публичных выступлений на различных праздничных концертах и мероприятиях. Итоговый контроль проводится в конце года в форме отчётного концерта,  где исполняются песни, разученные в течение года. После контрольных уроков и концертных выступлений обязательно должна осуществляться рефлексия.

Библиографический список для педагога

  1. Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. Художественно - образное развитее школьников. В.: Учитель, 2009.
  2. Артболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.:Просвещение, 1995.
  3. Арсенина Е.Н. Музыка 1-4 класс. Тематические беседы, концерты, игротека. В.:

           Учитель, 2010.

  1. Битус А.Ф. Певческая азбука ребёнка. Минск: Тетрасистем, 2007.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Журавлёв А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Еремеева М.В. Музыкальная азбука 1-4 класс. М.: Экзамен, 2012.
  5. Исаева И.О. Эстрадное пение. М.: АСТ. АРТЕЛЬ, 2008.
  6. Камозина О.П. Неправильная музыкальная литература. История музыки. Р.-на-Д.:

           Феникс, 2012

  1. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005.
  2. Курушина Т.А. Музыка 1-6 класс. Творческое развитие учащихся. В.: Учитель, 2009.
  3. Мир вокального искусства. В.: Учитель, 2007.
  4. Музыка в начальных классах. М.: Просвещение,1985.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Я.: Академия

      развития, 1997.

  1. Михайлова М.А. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Я.: Академия развития, 1996.
  2. Орлова Т.М. Учите детей петь. М.: Просвещение,1987.
  3. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н. К. Беспятова. – М: Айрис-Пресс, 2003.
  4. Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Русские обрядовые праздники. Н.: НГИУУ, 1995.
  6. Яценко Т. Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках. «ПИТЕР», 2014.

Библиографический список для учащихся

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М: «ДОМ. XXI век», 2007.
  2. Альманах для школьников «Музыка и ты» 6-9 выпуск. М.: Советский композитор, 1990.
  3. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры.  М.: Детская лит., 1989.
  4. Клёнов А.С. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М: Музыка, 1998.
  5. Михеева Л.В. Словарь юного музыканта.  АСТ,  2009.
  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997.
  8. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. М.:  «Советский композитор», 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...

Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"

Особенность программы  позволяет расширить  возможности  образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».

Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...

Программа дополнительного образования детского самоуправления "Статус"

Программа детского самоуправления «Статус» разработана  для  учащихся 5-9 классов  имеет социально-педагогическую направленность Основная идея программы – развитие ученического самоупра...

Анализ выполнения программы дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo за 2015-2016 учебный год

Ссылка на презнтацию: "Анализ выполнения программы дополнительного образования детского объединения «ПервоРобот LEGO» WeDo за 2015-2016 учебный год"...

Программа дополнительного образования детей хореографической студии

Фундаментальным отличием данной  образовательной   программы  хореографической студии “Блюминг” от других  образовательных   программ, направленных на во...

Рабочая программа дополнительного образования детей Вокально-эстрадная студии "Радуга"

Главная цель данной Программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального иск...