«Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося посредством применения эффективных педагогических технологий на уроках музыки»
статья по музыке

Светлана Александровна Михайлова

"Педагогический труд не творческим не бывает..."

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала учителя и обучающегося посредством применения эффективных педагогических технологий на уроках музыки»

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический». (М.М. Поташник). Таким образом, педагогическая деятельность – это всегда полет фантазии, творчества, креативных идей.

Стремление к прекрасному испытывает каждый человек, смотрит вокруг себя и пытается реализоваться: кто-то рисует, кто-то поет, кто-то танцует, а кто-то создает небольшие шедевры своими руками. Вот этот настрой и нужно постараться сохранить и еще больше развить в ребятах. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих).

Современное образование ставит перед педагогом новые пути, возможности и задачи. XXI век – это век новейших информационных технологий.

Современный учитель музыки – это современный взгляд на роль музыки в обществе, на существование ее в детской и подростковой среде. Это определенная позиция в преодолении сложностей и противоречий эстетико-воспитательного процесса, в тоже время это и концепция открытия музыкальной красоты ребятам. Как показывают разные исследования, музыка все больше занимает лидирующее положение в художественных предпочтениях человека.

В Государственном образовательном стандарте по предмету «Музыка» предлагаются рекомендации по использованию компьютерных технологий в образовательном процессе. Именно мультимедийные технологии занимают одно из первых мест в качественном и эффективном преподавании. Чтобы люди не говорили о компьютеризации, дистанционном образовании, «учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы». Учитель всегда будет главным действующим лицом на уроке, так как есть определенные знания, опыт понимания и применения этих знаний. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком понимании этого слова. Современный – новый, не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Д.Б. Кабалевский отмечал, что музыка в школе выходит далеко за пределы искусства. Она, также как литература и изобразительное искусство, является незаменимым средством формирования духовного мира школьников.

Перед педагогом стоят такие вопросы: как заинтересовать обучающихся на уроке, как пробудить интерес к изучаемому предмету, как увлечь, превратив уроки в творческую мастерскую, как научить слушать хорошую и качественную музыку, как провести урок, развивающий ученика, а также нравственно и эстетически воспитать.

К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит  свободно…». Наглядные пособия – самое эффективное средство познания окружающей действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Б.М. Теплов писал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания, познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».

Раньше ребята могли лишь на уроке познакомиться с каким-то классическим произведением, либо на концерте. В современном мире, дети окружены разной музыкой, которая раздается в приемниках, по телевизору, по радио. В современном мире звучит много некачественной музыки. Иногда некоторые музыкальные фрагменты у ребят ассоциируются с рекламой, а не с конкретным музыкальным произведением великого композитора. Для того чтобы была возможность разговаривать с ребятами на их языке, современному учителю необходимо обладать высоким профессионализмом, хорошими теоретическими знаниями, музыкально-исполнительскими навыками, владеть современными методами, образовательными технологиями.

    Благодаря техническим возможностям, каждый урок можно сделать наглядным и запоминающимся. Есть ряд цифровых средств обучения, благодаря которым ребятам будет интересней узнавать что-то новое: видео с фрагментами из опер, балетов, концертов, жизни и творчества композиторов; анимация, объясняющая в игровой форме новый учебный материал; фонограммы музыкальных произведений, песен; отрывки стихотворений, проза, созвучная музыке; фрагменты писем, воспоминаний, цитаты, высказывания композиторов.

Музыкальная деятельность на уроках может быть разнообразна: слушание музыки, пение, инсценировка музыкального произведения, игра на простых музыкальных инструментах. Пение вслух, по цепочке, сочинение мелодии к маленьким стишкам - все это развивает обучающегося, дает установку на творчество. Когда ребята получают задание инсценировать песню, они стараются подготовить не только музыкальный материал, но и реквизит, помогающий им раскрыть содержание и характер произведения. Такие совместные задания сплачивают коллектив, позволяет проявить самостоятельность, а также дает возможность проявиться творческой фантазии учащихся. Такой процесс тренирует и развивает память, мышление, логику, активность, целеустремленность, наблюдательность, интуицию.

Современные дети очень любят выступать на сцене, чувствовать себя артистами, также им интересно наблюдать за успехами своих сверстников в этом вопросе и анализировать: кто, как подготовил номер, что было удачно, а что не совсем получилось.

Современный урок может проходить по-разному. Главное  - привить любовь к искусству, научить слушать классическую музыку, дать возможность творческой фантазии на уроках.

Литература

  1. Музыка. Е.Н.Арсенина. Волгоград.,2009
  2. Уроки музыкальной культуры. Р.А.Тельчарова М., 1991
  3. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Л.Н. Комиссарова, Э.П.Костина. М., 1986
  4. Современный урок. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Ростов на Дону., 2005
  5. Как развивать педагогическое творчество. М.М.Поташник., 1987
  6. Врата в будущее. Н.К.Рерих., Рига., 1991
  7. Собрание сочинений. К.Д.Ушинский., М. 1974
  8. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Д.Б.Кабалевский. М., 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"

В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, о...