Конференция - Мастер-класс « Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»
план-конспект по музыке

Сергиенко Элла Ивановна

Мастер - класс предназначен для выступления на конференциях музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_master-klass_2019.docx23.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс « Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»

Цель: 

Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников.

Ход мастера-класса:

Музыкальный руководитель.

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас без сомнения.

СЛАЙД 1  (тема мастера-класса)

Здравствуйте, уважаемые педагоги-коллеги. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников». Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в совместной деятельности  и в повседневной жизни детей для развития их музыкальных и творческих способностей. Дидактические игры будят детское воображение. Создаёт приподнятое настроение и делает процесс обучения более лёгким.

1.Музыка фон

Для начала я хочу раздать вам разноцветные нотки, для того чтобы разделиться на группы и поочередно поиграть в каждую из данных игр.

(Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие и зелёные).

Приглашаю участников с красными нотками.( Музыка стоп)

Музыкальный руководитель. Каждое утро вы встречаете своих воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный настрой может помочь незатейливая игра «Музыкальное приветствие « Мы едем, едем, едем…». Суть ее заключается в том, что вы приветствуете ребенка в песенной форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем.

СЛАЙД 2 ( фото дети на занятии – паровоз)

2.Музыкальное приветствие «Мы едем, едем, едем…»

Муз.рук. Мы едем, едем, едем в далёкие края

               Хорошие соседи – весёлые друзья!

               Тра-та-та! Тра-та-та! Поздоровайтесь друзья

Дети (музыкально пропевая)

-Здравствуй, Маша!

-Здравствуй Саша! и т.д.

Тра-та-та! Тра-та-та! Поздоровались друзья!

Музыкальный руководитель. Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.

1.Музыка фон (тихо)

   Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму и времена года,  и время суток.  В любой музыке есть ритм.

   Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей   Я предлагаю вам  создать свои песенки. Игра называется «Собери ритмический рисунок» . Посмотрим на экран.

СЛАЙД 3 (на экране большие и маленькие цветы)

Мы видим цветы 2-х размеров. Большие цветы мы будем пропевать дольше, а маленькие быстрее. Давайте большому цветочку дадим песенку-слог -ЛИ, а маленькому  - песенку-слог ЛЯ.

СЛАЙД 4 (Показать цепочку на экране и пропеть)

СЛАЙД 5 (фото детей на занятии с цветами)

У вас на столах лежат цветы, теперь попрошу выложить свою цепочку, свой ритмический рисунок,  коротких и длинных звуков, а затем что соберете нужно будет пропеть.

( участники собирают цепочки)

 Эта игра поможет детям дать  представление о долгих и коротких звуках.  Это современный метод, метод моделирования музыкального языка, который позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать дошкольникам особенности выразительности средством музыки  и их отношений. Отношения могут быть разными – динамическими, ритмическими, темповыми.

  (участники пропевают свои ритмические рисунки)

Молодцы красные нотки справились с заданием, можете присесть. И я хочу пригласить участников с желтыми и синими нотками.

(Желтые и синие нотки выходят)

СЛАЙД 6 ( название игры «Угадай песенку по ритмическому рисунку»

Следующая игра называется «Угадай песенку по ритмическому рисунку» Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом. Я сейчас раздам вот такие волшебные палочки, которые вам помогут в этой игре.

 (Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с жёлтыми нотками на деревянных палочках. Участникам с синими  нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку).Затем наоборот. Вторая песня «Кузнечик».

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника. Молодцы участники, справились с заданием. Остаёмся на своих местах.

Музыкальный руководитель.

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты». (участвуют все нотки и присутствующие) 

СЛАЙД 7 (фото детей с занятия)

В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

(Звучит полька «Добрый жук». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты»).

3.Песня «Добрый жук»

Молодцы справились с заданием. Прошу сесть красным, желтым и синим ноткам, а зелёные остаются. А с вами  мы будем с вами музицировать. Игра называется «Поэтическое музицирование» (оркестр шумовых инструментов)

СЛАЙД 8 (фото  занятие с шумовыми инструментами)

 (Участники с зелёными нотками озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А.С.)

4.Вальс дождя ФОН

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром:  (Кастрюля)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом:                ( Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду:           (Дудочка, фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум!              (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе:             (Трещётка)

Гром ударил ещё раз :                  (Кастрюля)

Всё затихло  в тот же час.

Музыка стихает (тихо фон)

Музыкальный руководитель. С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. ( Музыка стоп).

Прошу присесть.

А  можно ещё и вот в таком исполнении музицировать . Посмотрите на экран.

СЛАЙД 9 (фото с занятия театрализованная речевая игра-сказка «Мишка строит теремок»

У нас на занятии была речевая игра-сказка «Мишка строит  теремок», воспитанники были героями, где они применяли шумовые инструменты и предметы, которые окружают нас . Это игра для слухового восприятия, а также мелкой моторики, слуховой памяти  и фантазии у детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 10 -11( фото сказка)

Игра «Весёлый кубик».( Наглядно показать кубик и рассказать об игре).

Муз.рук.  -Посмотрите, что у меня в руке? (Лист альбомный). Простой лист. Как вы думаете может ли этот лист звучать? (Ответы)

Например: лёгкое колебание листа бумаги ассоциируется с шумом ветра; сжимание листа бумаги в руках - с шагами на снегу; звук медленно рвущейся бумаги – со скрипом дерева и т.д.

Теперь наш лист превратим в веер (раздаются веера участникам на своих местах).

СЛАЙД 12 ( фото дети делают веера)

Эти веера ребята делали сами. Они могут превращаться в различные предметы. И в этой игре нам поможет музыка. Игра называется «Волшебный веер» 

СЛАЙД 13 ( фото вееров)

Сейчас будут звучать разные мелодии, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песня - веер станет гармошкой.

5.Полька

6.Марш

7.Вальс

8.Песня

СЛАЙД 14 ( 1 куплет из песни «Кузнечик» В.Шаинского)

Игра «Поём молча» (участвуют все нотки на своих местах)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Нечетная строка поется вслух, четная про себя.

9. «Кузнечик» минус

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Музыкальный руководитель. Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

 СЛАЙД 15      

ТАНЦТЕРАПИЯ (участвуют все)

Музыкальный руководитель. Приглашаю всех участников исполнить песню – «Светит солнышко»  Александра Ермолова  ритмическую детскую песню с движением.

10.Песня «Светит солнышко для всех»

Музыкальный руководитель.  Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

В заключении, хотелось бы посоветовать всем побольше двигаться и дарить друг другу только положительные эмоции. Я надеюсь, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии творческих способностей ваших воспитанников. Спасибо за внимание.

СЛАЙД 16 – Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. «В гостях у сказки» (кружковая работа).

Педагогический проект.Развитие творческих  способностей дошкольников в театрализованной деятельности....

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Взаимодействие с семьей в развитии творческих способностей дошкольников

в статье рассказывается о современных инновационных формах взаимодействия с семьями воспитанников по развитию творческих способностей дошкольников....

Мастер- класс по теме «Комплексный подход к развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях «Весёлые нотки »

1.Рассказать о развитии творческих способностей дошкольников студии «Малышок»  с применением комплексного подхода по программе  «Весёлые нотки» .2. Ознакомить с основ...

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»...