Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.
методическая разработка по музыке

Озрокова Тамара Борисовна

Мастер класс:

“Игра как средство развития

творческих способностей дошкольников”

Музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»

Озрокова Тамара Борисовна

Терек

2018 г.

Инновационная направленность мастер–класса: развитие и укрепление связей между педагогами и коллективами; мотивация профессионального самосовершенствования педагогов.

Актуальность:

  • Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.
  • Недостаточное использование современных методов и технологий в решении воспитательно–образовательных задач.
  • Развитие творческих навыков способствует всестороннему развитию ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. 
  • Часто наблюдаемая незрелость развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями психофизического развития (ЗПР), а также у детей с проблемами коммуникативности.

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников. Ознакомление с методами и технологиями организации художественно–эстетической деятельности.

Задачи:

  • Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
  • Познакомить с различными видами детских игр.
  • Побудить участников мастер–класса к игровой активности.
  • Обеспечить освоение приемов игровой технологии педагогами в ситуациях практического применения.
  • Активизировать творческий потенциал.
  • Повысить уровень педагогического мастерства.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у участников мастер-класса.

Теоретическая часть.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. С внедрением ФГОС второго поколения проблема детского творчества становится все более актуальной. Современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах детской деятельности, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с раннего детства.

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно–эстетического направления требуют от педагога поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно–образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально–ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка. 

Уважаемые коллеги, выберите из представленных утверждений, фразы, соответствующие вашему понятию творчество. (Слайд)

Творчество — это…

  • Высшее проявление активности человеческой деятельности.
  • Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
  • Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
  • Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта.

Наблюдая за детьми в ходе организованной образовательной деятельности, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у воспитанников затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога или друг друга. В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей. Чтобы дети не боялись, не стеснялись нужно больше с ними играть, петь, плясать, придумывать, находить разные варианты выполнения задания.

Вспомним и перечислим виды детского художественного творчества.

         Изобразительное детское творчество (Слайд, картинка) является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Деятельность ребёнка, проявляется в создании рисунков, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней.

            Литературное детское творчество (Слайд, картинка) содействует развитию  чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение  воспроизводить эти средства в своем творчестве. Задания типа «Подбери рифму» стимулируют развитие поэтического слуха, творческую активность старших дошкольников. В период дошкольного детства литературное детское творчество является частью игры.

         Техническое детское творчество (Слайд, картинка) — это конструирование объектов, моделей, различных поделок из бумаги, картона, бросового материала. Оно стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Помимо развития мыслительной деятельности, мелкой моторики, у дошкольников воспитывается особое, бережное отношение к окружающему миру (если они работают с бросовым материалом), заботливое, внимательное отношение к близким (при изготовлении поделок или игрушек в подарок).

         Музыкальное детское творчество (Слайд, картинка) является естественной потребностью и формой самовыражения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно побудить его к творчеству.  Элементы музыкального творчества проявляются в старшем дошкольном возрасте.

Наша память сохраняет 10—20 % из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем. Поэтому мы с вами, уважаемые коллеги, постоянно в работе, занимаемся с детьми в течении всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.

Процесс детского творчества делится на этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнком окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет приемущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений выдаёт нечто, своё новое.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра (Слайд), в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста, способствует развитию индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, побуждает к творческой активности.

         Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей: (Слайд)

  • Большую роль играет атмосфера, в которой ребёнок растет и те люди, с которыми он общается.
  • Доброжелательность педагога в отношении к воспитанникам.
  • Отсутствие критики в адрес малышей.
  • Поощрение детский оригинальных идей, похвала при их реализации.
  • Вариативность игр.
  • Здоровый личный пример педагога.
  • Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  • Предоставление возможности высказываться в процессе игр.
  • Создание благоприятных условий для перехода игры на более высокий, сложный уровень.
  • Умение педагога наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие и т.д.

 

Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если рассматривать вопрос с точки зрения развития ребенка. Л. С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве малыш идет от действия к мысли, у старшего дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры. Детские игры очень разнообразны.

Виды детских игр  (слайд схема)

Картинки по запросу схема виды детских игр

Практическая часть.

         Настраивать воспитанников на позитив, на творчество можно в самом начале дня, по–особенному приветствуя их в прихожей или на площадке. Например:

“Доброе утро, Кантик! Я рада, что ты сегодня с нами.”

“Дисана, какое красивое платье ты сегодня надела” (заколка, ободок, туфли)

Приветствие может быть вербальным и невербальным. (Слайд) Обращаться необходимо с улыбкой, глаза в глаза.

Начать ООД также можно сразу с детской импровизации:

Музыкальное приветствие “Здравствуйте” (М.Картушиной)

– Здравствуйте, телята!

– Му–му–му!

– Здравствуйте, котята!

– Мур–мур–мур!

– Здравствуйте, ягнята!

– Бе–бе–бе!

– Здравствуйте, цыплята!

– Пи–пи–пи!

– Здравствуйте, ребята!

– Здравствуйте!  

Если дело происходит в начале учебного года, когда проблемы с коммуникацией и социализацией детей наиболее ощутимы, рекомендую использовать коммуникативные игры, которых сейчас существует множество. Давайте сами сейчас в одну поиграем.

Коммуникативная игра–танец “Ты шагай” (Слайд)

1. Ты шагай, ты шагай своей дорогой не зевай!          (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай                     (найти партнера)

Поздоровайся ладошкой                                   (хлопнуть в ладоши партнера)

Поздоровайся и ножкой                                     (коснуться ног партнера)

Плечиком и локотком                               (коснуться плечом, локтем друг друга)

И, конечно, язычком: – Здравствуй!

2. Ты шагай, ты шагай своей дорогой не зевай!          (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай      (найти другого партнера)

Поздоровайся головкой                                       (кивать головой)

Как ты делаешь все ловко              (показать поднятый вверх большой палец)

Пальчиками, кулачком                            (коснуться пальцев и кулачков партнера)

И, конечно, язычком: – Здравствуй!

3. Ты шагай, ты шагай своей дорогой не зевай!          (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай      (найти нового партнера)

Поздоровайся макушкой                                 (коснуться макушки партнера)

И своим красивым ушком,                              (коснуться уха партнера)

Спинкой, тепленьким бочком                       (коснуться спины и бока партнера)

И, конечно, язычком: – Здравствуй!

Коммуникативная игра–танец “У меня, у тебя”

(парами со сменой партнёра) (Слайд)

Помогает детям почувствовать друг друга, воспитывает дружеские отношения. Смена партнёра развивает быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, проявляется музыкальное творчество, развиваются коммуникативные навыки. Детей постоянно нужно провоцировать на что-то новое, чтобы они не превращались в механических болванчиков.

Кто к нам в гости пришёл?”  (Слайд)

         Игра учит детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя определённую роль и действовать в соответствии с ней. Развитию творчества способствует звукоподражание, имитация повадок животных.

К детям приходят различные гости. Игроки, изображающие животных, выходят к детям – зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом. Изображать гостей – животных можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком" –  махать сзади рукой и лаять и т.д.).

 

Примеры литературного творчества.

Работа с текстами сказок

         При работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста целесообразно использовать тексты сказок. Сказка самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета.

Работа над сказками должна осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком. После прочтения сказки вы с детьми, конечно же, проводите беседу по осмыслению содержания. С вашей помощью ребята вспоминают сказочные места, где происходили волшебные события, рассказывают о героях сказки (положительные и отрицательные качества, присущие персонажам сказки, связь характера героя с последовательностью его поступков), говорят о волшебных предметах, называют последовательность всех этапов сказки. Работа над языком включает в себя следующие вопросы:

  • Какие сказочные выражения вы услышали и заметили?
  • В каких еще сказках были похожие выражения? (“Жили-были”? “стали они жить – поживать”)
  • Какие слова используются для описания героя и почему?
  • Почему сказка так называется?
  • Как бы вы назвали ее по-другому?

Такое акцентирование внимания не только на семантической, но и на лингвистической стороне текста способствует запоминанию детьми образного строя речи рассказчика, пониманию уместности определенных метафорических выражений, употреблению их в дальнейшем в самостоятельной творческой работе. Следующим важным этапом являются творческие задания. Детям  предлагается:

  • продолжить сказку;
  • переработать сюжет;
  • придумать другой конец сказки.

Данные задания творческого характера у дошкольников находят продолжение в рисунках, аппликациях и поделках.

Игра в словосложение.

В основе игры стихотворение – шутка Н. Кончаловской “Про овощи”. Садовод перепутал семена и вырастил смешные овощи.

Про овощи

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Задание: детям предлагается разгадать, из каких семян получились новые овощи. Семена перепутались, а с ними и слова. Получились сложные слова, но они понятны для детей, так как в словосложении участвуют корни, несущие всю семантическую нагрузку. Можно предложить детям самим придумать новые словосочетания. Сказки “Красная Шапочка”, “Бременские музыканты”, “Три медведя”, “Снежная королева” перепутались. Дети должны сочинить название и рассказать новые сказки: “Красные медведи”, “Снежные музыканты», “Три королевы”.

         Играющий в такие игры ребенок будет способен сопровождать игровое взаимодействие ролевыми высказываниями, использовать словообразовательные умения и навыки, заниматься литературным творчеством, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

 

О персонажах.

“Как вы думаете, какой была Баба Яга в детстве?” (с аудиторией)

Вопросы:

  • Всегда ли Баба Яга была старухой?
  • Как вы думаете, кто были ее родители?
  • С кем она дружит?
  • В какие игрушки играла Яга?
  • Как и почему она стала злой?
  • Если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа?
  • Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.
  • Представьте и нарисуйте Бабу Ягу в детстве.

“Смайлики” (Слайд)

В сентябре отмечается День смайлика. Я предложила детям разрисовать подготовленные кружки, предварительно продемонстрировала им слайды, и ребята постарались, проявили изобразительное творчество. 

“Одно и то же по-разному”   (Слайд)

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, творчество, фантазию, веру в себя.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек “идет”, “сидит”, “бежит”, “поднимает руку”, “слушает” и т. д. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по—разному.

I задание «сижу». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть с книжкой в руках;

г) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II задание “идти”. Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти,как принцесса;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III задание “бежать”. Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в детский сад;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV задание “размахивать руками”. Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

“На что похоже настроение?”

Цель: Развивать воображение, словарный запас, умение описывать своё настроение.

Участники по очереди говорят на какое время года, природное яление, какую погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает взрослый: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном лазурном небе”.

Игра Покажи настроение (Слайд)

Цель: Закрепляет представление о различных эмоциональных состояниях,  развивает фантазию, свободное самовыражение, коммуникативность.

Показать “улыбку”, “испуг”, “удивление”,  “страх”, “злость”, “радость”.

Вторая команда должна угадать, что было изображено.

Игра «Разговор без слов»

Показать слова: “здравствуйте”, “тихо”, “не балуйся”, “не знаю”, “да”, “нет”, “негодование”, “благодарность”, “до свидания”.

         Используя эти—упражнения игры, вы увидите насколько по—разному будут показывать эти эмоции ваши воспитанники. Эти и другие задания ребёнку будет интересней выполнять, если вы предложите встать на “волшебный коврик, который поможет справиться с заданием.

 

Строительные игры   (Слайд)

         Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно – ролевой. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, создают нечто своё, новое, творчески решают конструктивные задачи.

         Как музыкальный руководитель, я не могу не представить вам, коллеги несколько музыкальных игр, способствующих развитию творчества дошкольников.

Танцевальное творчество. (Слайд)

Придумываем танец птиц.

         Дети слушают музыку, определяют её характер, высказывают своё мнение. Затем вместе придумываем движения, рисунок танца. Для этого мы вспоминаем о жизнедеятельности и повадках различных птиц.

Птицы – летают; клюют; садятся на землю, складывая крылья; взлетают, расправив крылья; кружат стаями; разлетаются, если кто-нибудь спугнёт их; во время полёта ищут еду; сказочные птицы могут служить на стороне добра или зла, как в сказке “Гуси–лебеди”.

                            “Хор рук”   (показать)

         Это — инновационный приём, который способствует раскованной свободе движений, развивает навыки импровизации и творчества детей. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Направлена на развитие двигательной фантазии детей. 

“Танцующие обручи”

Игра развивает сотрудничество между детьми и творчество в паре. Формирует навык согласованных действий в условиях ограниченного пространства.  Участники делятся на пары. У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч с противоположных сторон, выполняют различные танцевальные движения. У каждой пары дижение своё.

   “Весёлый бубен”

         Содействует освоению правил честного соперничества, закрепляет танцевальные навыки и умения, побуждает к танцевальному творчеству.

Девочки стоят в одном кругу, мальчики — в другом. Передают по кругу бубен со словами:

Ты скачи, весёлый бубен, быстро по рукам.

У кого остался бубен, тот станцует нам.

Двое, у кого оказался бубен в руках, выходят в центр и исполняют танец (вальс, полька, национальный, танго, современный и т.д.).

Заключительная часть. Рефлексия.

         В заключении хотела бы подвести некоторый итог. (Слайд) Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит, слышит и делает, тем больше он понимает, усваивает и может применить в дальнейшем. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

         Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. (Слайд) Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, рассказывают о них родителям. В подготовительных и старших группах у нас почти все мероприятия проходят с привлечением родителей. Дети с большим удовольствием играют, танцуют и поют с воспитателями и родителями. (Слайд)

Помните, что если в ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

Вместо вербальной рефлексии, мы проведём анкетирование. Я подготовила несколько вопросов и хотела бы ,чтобы вы на них ответили. Спасибо за внимание.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер — класс:

“Игра как средство развития

творческих способностей дошкольников”

Музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»

Озрокова Тамара Борисовна

Терек

2018 г.

Инновационная направленность мастер–класса: развитие и укрепление связей между педагогами и коллективами; мотивация профессионального самосовершенствования педагогов.

Актуальность:

  • Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.
  • Недостаточное использование современных методов и технологий в решении воспитательно–образовательных задач.
  • Развитие творческих навыков способствует всестороннему развитию ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.  
  • Часто наблюдаемая незрелость развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями психофизического развития (ЗПР), а также у детей с проблемами коммуникативности.

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников. Ознакомление с методами и технологиями организации художественно–эстетической деятельности.

Задачи:

  • Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
  • Познакомить с различными видами детских игр.
  • Побудить участников мастер–класса к игровой активности.
  • Обеспечить освоение приемов игровой технологии педагогами в ситуациях практического применения. 
  • Активизировать творческий потенциал.
  • Повысить уровень педагогического мастерства.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у участников мастер-класса.

Теоретическая часть.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. С внедрением ФГОС второго поколения проблема детского творчества становится все более актуальной. Современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах детской деятельности, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с раннего детства.

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно–эстетического направления требуют от педагога поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно–образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально–ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка.  

Уважаемые коллеги, выберите из представленных утверждений, фразы, соответствующие вашему понятию творчество. (Слайд) 

Творчество — это…

  • Высшее проявление активности человеческой деятельности.
  • Способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.
  • Целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.
  • Вид продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта.

Наблюдая за детьми в ходе организованной образовательной деятельности, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у воспитанников затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога или друг друга. В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей. Чтобы дети не боялись, не стеснялись нужно больше с ними играть, петь, плясать, придумывать, находить разные варианты выполнения задания.

Вспомним и перечислим виды детского художественного творчества.

        Изобразительное детское творчество (Слайд, картинка) является самым массовым среди детей дошкольного возраста. Деятельность ребёнка, проявляется в создании рисунков, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней.

        Литературное детское творчество (Слайд, картинка) содействует развитию  чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение  воспроизводить эти средства в своем творчестве. Задания типа «Подбери рифму» стимулируют развитие поэтического слуха, творческую активность старших дошкольников. В период дошкольного детства литературное детское творчество является частью игры.

        Техническое детское творчество (Слайд, картинка) — это конструирование объектов, моделей, различных поделок из бумаги, картона, бросового материала. Оно стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Помимо развития мыслительной деятельности, мелкой моторики, у дошкольников воспитывается особое, бережное отношение к окружающему миру (если они работают с бросовым материалом), заботливое, внимательное отношение к близким (при изготовлении поделок или игрушек в подарок).

        Музыкальное детское творчество (Слайд, картинка) является естественной потребностью и формой самовыражения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно побудить его к творчеству.  Элементы музыкального творчества проявляются в старшем дошкольном возрасте.

Наша память сохраняет 10—20 % из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем. Поэтому мы с вами, уважаемые коллеги, постоянно в работе, занимаемся с детьми в течении всего времени пребывания их в дошкольном учреждении.

Процесс детского творчества делится на этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнком окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет приемущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений выдаёт нечто, своё новое.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра (Слайд), в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста, способствует развитию индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, побуждает к творческой активности.

        Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей: (Слайд)

  • Большую роль играет атмосфера, в которой ребёнок растет и те люди, с которыми он общается.
  • Доброжелательность педагога в отношении к воспитанникам.
  • Отсутствие критики в адрес малышей.
  • Поощрение детский оригинальных идей, похвала при их реализации.
  • Вариативность игр.
  • Здоровый личный пример педагога.
  • Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  • Предоставление возможности высказываться в процессе игр.
  • Создание благоприятных условий для перехода игры на более высокий, сложный уровень.
  • Умение педагога наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие и т.д.

Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если рассматривать вопрос с точки зрения развития ребенка. Л. С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве малыш идет от действия к мысли, у старшего дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры. Детские игры очень разнообразны.

Виды детских игр  (слайд схема)

Практическая часть.

        Настраивать воспитанников на позитив, на творчество можно в самом начале дня, по–особенному приветствуя их в прихожей или на площадке. Например:

“Доброе утро, Кантик! Я рада, что ты сегодня с нами.”

“Дисана, какое красивое платье ты сегодня надела” (заколка, ободок, туфли)

Приветствие может быть вербальным и невербальным. (Слайд) Обращаться необходимо с улыбкой, глаза в глаза.

Начать ООД также можно сразу с детской импровизации:

Музыкальное приветствие “Здравствуйте” (М.Картушиной)

– Здравствуйте, телята!

– Му–му–му!

– Здравствуйте, котята!

– Мур–мур–мур!

– Здравствуйте, ягнята!

– Бе–бе–бе!

– Здравствуйте, цыплята!

– Пи–пи–пи!

– Здравствуйте, ребята!

– Здравствуйте!        

Если дело происходит в начале учебного года, когда проблемы с коммуникацией и социализацией детей наиболее ощутимы, рекомендую использовать коммуникативные игры, которых сейчас существует множество. Давайте сами сейчас в одну поиграем.

Коммуникативная игра–танец “Ты шагай” (Слайд)

1. Ты шагай, ты шагай своей дорогой не зевай!            (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай                     (найти партнера)

Поздоровайся ладошкой                                    (хлопнуть в ладоши партнера)

Поздоровайся и ножкой                                     (коснуться ног партнера)

Плечиком и локотком                                   (коснуться плечом, локтем друг друга)

И, конечно, язычком: – Здравствуй!

2. Ты шагай, ты шагай своей дорогой не зевай!            (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай            (найти другого партнера)

Поздоровайся головкой                                       (кивать головой)

Как ты делаешь все ловко                 (показать поднятый вверх большой палец)

Пальчиками, кулачком                         (коснуться пальцев и кулачков партнера)

И, конечно, язычком: – Здравствуй!

3. Ты шагай, ты шагай своей дорогой не зевай!            (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай, другую пару выбирай            (найти нового партнера)

Поздоровайся макушкой                                   (коснуться макушки партнера)

И своим красивым ушком,                                  (коснуться уха партнера)

Спинкой, тепленьким бочком                        (коснуться спины и бока партнера)

И, конечно, язычком: – Здравствуй!

Коммуникативная игра–танец “У меня, у тебя”

(парами со сменой партнёра) (Слайд)

Помогает детям почувствовать друг друга, воспитывает дружеские отношения. Смена партнёра развивает быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, проявляется музыкальное творчество, развиваются коммуникативные навыки. Детей постоянно нужно провоцировать на что-то новое, чтобы они не превращались в механических болванчиков.

“Кто к нам в гости пришёл?”  (Слайд)

        Игра учит детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя определённую роль и действовать в соответствии с ней. Развитию творчества способствует звукоподражание, имитация повадок животных.

К детям приходят различные гости. Игроки, изображающие животных, выходят к детям – зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом. Изображать гостей – животных можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком" –  махать сзади рукой и лаять и т.д.).

Примеры литературного творчества.

Работа с текстами сказок

         При работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста целесообразно использовать тексты сказок. Сказка  самый доступный для этого возраста жанр литературного творчества. Она предполагает простоту изложения, выразительный язык, однозначные нравственные характеристики героев, позитивную направленность сюжета.

Работа над сказками должна осуществляться по двум направлениям: над содержанием и над языком. После прочтения сказки вы с детьми, конечно же, проводите беседу по осмыслению содержания. С вашей помощью ребята вспоминают сказочные места, где происходили волшебные события, рассказывают о героях сказки (положительные и отрицательные качества, присущие персонажам сказки, связь характера героя с последовательностью его поступков), говорят о волшебных предметах, называют последовательность всех этапов сказки. Работа над языком включает в себя следующие вопросы:

  • Какие сказочные выражения вы услышали и заметили?
  • В каких еще сказках были похожие выражения? (“Жили-были”? “стали они жить – поживать”)
  • Какие слова используются для описания героя и почему?
  • Почему сказка так называется?
  • Как бы вы назвали ее по-другому?

Такое акцентирование внимания не только на семантической, но и на лингвистической стороне текста способствует запоминанию детьми образного строя речи рассказчика, пониманию уместности определенных метафорических выражений, употреблению их в дальнейшем в самостоятельной творческой работе. Следующим важным этапом являются творческие задания. Детям  предлагается:

  • продолжить сказку;
  • переработать сюжет;
  • придумать другой конец сказки.

Данные задания творческого характера у дошкольников находят продолжение в рисунках, аппликациях и поделках.

Игра в словосложение.

В основе игры стихотворение – шутка Н. Кончаловской “Про овощи”. Садовод перепутал семена и вырастил смешные овощи.

“Про овощи”

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Задание: детям предлагается разгадать, из каких семян получились новые овощи. Семена перепутались, а с ними и слова. Получились сложные слова, но они понятны для детей, так как в словосложении участвуют корни, несущие всю семантическую нагрузку. Можно предложить детям самим придумать новые словосочетания. Сказки “Красная Шапочка, “Бременские музыканты”, “Три медведя”, “Снежная королева” перепутались. Дети должны сочинить название и рассказать новые сказки: “Красные медведи”, “Снежные музыканты», “Три королевы”.

        Играющий в такие игры ребенок будет способен сопровождать игровое взаимодействие ролевыми высказываниями, использовать словообразовательные умения и навыки, заниматься литературным творчеством, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

О персонажах.

“Как вы думаете, какой была Баба Яга в детстве?” (с аудиторией)

Вопросы: 

  • Всегда ли Баба Яга была старухой?
  • Как вы думаете, кто были ее родители?
  • С кем она дружит?
  • В какие игрушки играла Яга?
  • Как и почему она стала злой?
  • Если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа?
  • Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.
  • Представьте и нарисуйте Бабу Ягу в детстве.

“Смайлики” (Слайд)

В сентябре отмечается День смайлика. Я предложила детям разрисовать подготовленные кружки, предварительно продемонстрировала им слайды, и ребята постарались, проявили изобразительное творчество.  

“Одно и то же по-разному”   (Слайд)

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, творчество, фантазию, веру в себя.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек “идет”, “сидит”, “бежит”, “поднимает руку”, “слушает” и т. д. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по—разному.

I задание «сижу». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть с книжкой в руках;

г) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II задание “идти”. Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти,как принцесса;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III задание “бежать”. Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в детский сад;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV задание “размахивать руками”. Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

“На что похоже настроение?”

Цель: Развивать воображение, словарный запас, умение описывать своё настроение.

Участники по очереди говорят на какое время года, природное яление, какую погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает взрослый: “Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном лазурном небе”.

Игра “Покажи настроение” (Слайд)

Цель: Закрепляет представление о различных эмоциональных состояниях,  развивает фантазию, свободное самовыражение, коммуникативность.

Показать “улыбку”, “испуг”, “удивление”,  “страх”, “злость”, “радость”.

Вторая команда должна угадать, что было изображено.

Игра «Разговор без слов»

Показать слова: “здравствуйте”, “тихо”, “не балуйся”, “не знаю”, “да”, “нет”, “негодование”, “благодарность”, “до свидания”.

        Используя эти—упражнения игры, вы увидите насколько по—разному будут показывать эти эмоции ваши воспитанники. Эти и другие задания ребёнку будет интересней выполнять, если вы предложите встать на “волшебный коврик”, который поможет справиться с заданием.

Строительные игры   (Слайд)

        Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно – ролевой. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, создают нечто своё, новое, творчески решают конструктивные задачи.

        Как музыкальный руководитель, я не могу не представить вам, коллеги несколько музыкальных игр, способствующих развитию творчества дошкольников.

Танцевальное творчество. (Слайд)

Придумываем танец птиц.

        Дети слушают музыку, определяют её характер, высказывают своё мнение. Затем вместе придумываем движения, рисунок танца. Для этого мы вспоминаем о жизнедеятельности и повадках различных птиц.

Птицы – летают; клюют; садятся на землю, складывая крылья; взлетают, расправив крылья; кружат стаями; разлетаются, если кто-нибудь спугнёт их; во время полёта ищут еду; сказочные птицы могут служить на стороне добра или зла, как в сказке “Гуси–лебеди”.

                            “Хор рук”   (показать)

        Это — инновационный приём, который способствует раскованной свободе движений, развивает навыки импровизации и творчества детей. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Направлена на развитие двигательной фантазии детей. 

“Танцующие обручи”

Игра развивает сотрудничество между детьми и творчество в паре. Формирует навык согласованных действий в условиях ограниченного пространства.  Участники делятся на пары. У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч с противоположных сторон, выполняют различные танцевальные движения. У каждой пары дижение своё.

   “Весёлый бубен”

        Содействует освоению правил честного соперничества, закрепляет танцевальные навыки и умения, побуждает к танцевальному творчеству.

Девочки стоят в одном кругу, мальчики — в другом. Передают по кругу бубен со словами:

Ты скачи, весёлый бубен, быстро по рукам.

У кого остался бубен, тот станцует нам.

Двое, у кого оказался бубен в руках, выходят в центр и исполняют танец (вальс, полька, национальный, танго, современный и т.д.).

Заключительная часть. Рефлексия.

        В заключении хотела бы подвести некоторый итог. (Слайд) Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит, слышит и делает, тем больше он понимает, усваивает и может применить в дальнейшем. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания и поощрение взрослого.

        Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. (Слайд) Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, рассказывают о них родителям. В подготовительных и старших группах у нас почти все мероприятия проходят с привлечением родителей. Дети с большим удовольствием играют, танцуют и поют с воспитателями и родителями. (Слайд)

Помните, что если в ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

Вместо вербальной рефлексии, мы проведём анкетирование. Я подготовила несколько вопросов и хотела бы ,чтобы вы на них ответили. Спасибо за внимание.

Анкета для воспитателей

  • Вы узнали что—то новое?
  • Что было Вам интересно?
  • Что было полезно?
  • Что надо сделать, чтобы следующий мастер-класс был еще интереснее и полезнее?
  • Какие методы, средства, виды игры Вы используете в своей работе для развития творческих способностей детей?
  • Считаете ли Вы возможным развитие творческой активности у всех детей группы?
  • Какие условия, по Вашему мнению, способствуют стимулированию творческой активности старших дошкольников в различных видах деятельности?
  • Какие трудности Вы испытываете в организации творческой деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Игра как средство развития личности"

Мастер - класс«Игра как средство развития личности»...

Мастер – класс «Игра как средство интерактивного обучения по математике»

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский)...

Конференция - Мастер-класс « Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»

Мастер - класс предназначен для выступления на конференциях музыкальным руководителям ДОУ....

Консультация для воспитателей "Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника"

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка....