Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»
план-конспект по музыке

Буюкли Оксана Павловна

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\сбор\emblema_rodnichok_gruppa.pngМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

Г. СОВЕТСКИЙ»                  

Сценарий внеклассного мероприятия

С элементами инновационных технологий

По художественно – эстетическому развитию

Для детей старшего дошкольного возраста

«Весенняя фантазия»

Музыкальный руководитель Колотилина О.В.,

   Воспитатель ИЗО: Буюкли О.П.,

Воспитатель: Рязанцева С.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие в свою очередь обогащает внутренний мир ребенка, учит его чувствовать, сопереживать. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы.

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Сценарий внеклассного мероприятия

С элементами инновационных технологий

По художественно – эстетическому развитию

Для детей старшего дошкольного возраста

«Весенняя фантазия»

Образовательная область:

Художественно–   эстетическое развитие: раздел: музыка, рисование.

Цель: Создание комфортных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и их эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной и изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе

певческой деятельности;

- поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

- учить изображать в рисунке впечатления от услышанной музыки;

- учить определять характер музыки цветом;

 - закреплять умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.

Развивающие:

- развивать чувство ритма, слуховое внимание; чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус

-способствовать развитию памяти, мышления, фантазии, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;

- развивать способности ребенка самостоятельно представлять и создавать

свой музыкальный образ;

- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки;

 - развивать в ребенке личностные высказывания, индивидуальность

- развивать координацию тела (музыкальную), ладовое чувство и чувство

формы:

- развивать чувство ансамблевой игры:

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

Воспитательные:

- воспитывать культуру слушания, любовь к музыке,;

- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

- воспитывать музыкально-эстетический вкус;

 - воспитывать у детей любовь к природе, к прекрасному.

Планируемый результат:

  • Создать комфортные условий для развития творческих способностей;
  • сформирование мотивации к восприятию музыки и желанию заниматься музыкальной деятельностью;
  • ввести ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно - игровые впечатления;
  • развить эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения;
  • научить определять характер музыки цветом;
  • научить изображать в рисунке впечатления от услышанной музыки;
  • совершенствовать вокальные навыки;
  • повысить самооценку детей их уверенности в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной)

Связь с другими областями:

Речевое развитие

  • совершенствовать речедвигательные навыки;
  •  поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

Познавательное развитие

  • обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас слов, определяющих характер музыки;
  •  способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;

Художественно-эстетическое развитие

  •  ввести ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно - игровые впечатления;  
  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

Социально-коммуникативное развитие

  •  воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
  • воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;
  • побуждать детей к двигательным импровизациям.

Физическое развитие

  •  создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;
  •  повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной);
  •  формирование знаний о правильной осанке, положением тела при пении, и движениях под музыку;
  •  формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Предварительная работа:

Наблюдение в природе; беседы; просмотр видио- презентаций; рассматривание иллюстраций; слушание музыкального произведения «Утро» Э. Грига; разучивание песни «Солнечный зайчик» Д. Тухманов; знакомство с технологией «Хор рук» Т. Боровик; чтение ритмических формул;

Оборудование:

- фортепиано;

- детские стульчики (10 шт);

- ноутбук, колонки, микшер;

- мультимедийный комплекс (стационарный экран + подвесной проектор);

- раздаточный материал (бумажные: цветы, бабочки, одноразовые тарелки,  макетные бабочки);

- детские музыкальные инструменты (металлофоны, бубенчики);

- гуашь,

- кисточки-тычки,

- салфетки,

- ватман.

Ход внеклассного мероприятия

Музыкальный руководитель:

 Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам пришли гости, посмотрите, сколько добрых глаз смотрят на нас!

Рады видеть вы гостей?

Улыбнитесь им скорей!

Поскольку мы с вами находимся в музыкальном зале, то здороваться мы будем по-особенному – музыкально. Итак, слушайте внимательно  песенку и выполняйте движения, о которых в ней поется.

Коммуникативный танец-игра «Здравствуй, друг!»муз. А. Алексеева

Музыкальный руководитель:

Мы не только с вами поздоровались, но уже и подружились.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вся наша жизнь наполнена разнообразными звуками.

А какие звуки неприятно нам слышать?

Дети:

Крик, шум.

Музыкальный руководитель:

А какие звуки ласкают нам слух, радуют, нам очень приятно их слышать.

Дети:

Мамин голос, звуки природы, звуки музыки.

Музыкальный руководитель:

Да, ребята, звуки музыки мы слышим каждый день.  

Вопрос:

Скажите, на наше настроение влияет характер музыки?

Вы правы, характер  музыки влияют на наше настроение и даже на наше здоровье.

Сегодня я  предлагаю вам вспомнить замечательное музыкальное произведение  Норвежского композитора Эдварда Грига "Утро", которое поможет нам окунуться в мир фантазии, музыкальных звуков и чудесный мир весенних красок.

Тихо, тихо.

Рядом сядем,

 (дети присаживаются на ковёр)

Глазки мы слегка сомкнём, фантазировать начнём!

Тихо, тихо,

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Звучит "Утро" Э.Грига

Вопрос детям:

Ребята, что вы представили себе, когда слушали эту музыку?

Кто расскажет  о своих фантазиях,  которые навеяла вам эта музыка.

Ответы детей:

Слушая эту музыку, я представил (ла)

1.  Как будто встаёт солнышко,  птички поют.

2. Как на голубом небе выплывает желтое солнышко и рассылает повсюду свои золотые лучи - будит землю.

3. Появляется зелёная травка и  первоцветы.

4.  Распускается ярко зелёная листва на деревьях.

Вопрос детям:

Что вы чувствовали во время слушания произведения?

(радость, нежность, лёгкость, вот, вот что-то произойдёт новое, красивое, светлое и др.)

Вопрос детям:

По характеру какая была музыка?

Ответы детей:

Музыка была светлая, яркая, легкая, прозрачная, мечтательная.

Музыкальный руководитель:

Какие у вас красивы, яркие и светлые фантазии получились

На экране появляется весенний лес

Ребята,  посмотрите,  наши фантазии нас в весенний лес привели.

Смотрите!

Минута и солнце над лесом взойдет,

Согреется солнцем, проснуться зверушки

И бабочек рой  закружит над опушкой.

(бабочки сидят на макет)

Ребята, посмотрите, сколько разных бабочек прилетело к нам,

я думаю, они не против с нами подружится.

Подумайте, и возьмите бабочку одну, или несколько, такого цвета, которые как вам кажется, соответствуют характеру услышанной музыки.

Вопрос детям:  обратиться к ребенку,

 - Почему, ты  выбрал именно такой цвет для нашей музыки?  

Ответы детей:

Потому что я представил:

синее небо

желтое солнце,

зелёную травку т.д.

Потому что

музыка  светлая, яркая, солнечная, красивая (такие же цвета)

Молодцы, ребята, а теперь давайте, посадим наших бабочек обратно на цветочки, пусть они радуют нас своим многоцветием.

Музыкальный руководитель:

- Значит, ребята, теперь мы можем уверенно сказать, что у музыки есть свой цвет.

Воспитатель по ИЗО:

Здравствуйте, ребята!

Меня привели к вам прекрасная музыка.

Какие яркие и нежные звуки использовал композитор.

А как называется это чудесное музыкальное произведение?

Дети:"Утро»

Воспитатель по ИЗО:

Я хочу предложить вам нарисовать музыку весеннего утра на листе бумаги.

 - ребята, конечно, вы не художники, мы только с вами учимся, но я думаю, что у вас всё получиться.

Мы нарисуем на листе бумаги, всё, что вы сегодня почувствовали и нафантазировали.

- Прежде, чем мы начнём работать, я вам предлагаю размять руки.

Умные руки – основа науки,

Руки – как лицо человека,

Руки о многом нам говорят,

Глаз только видит,

А руки творят.

Разминка:

Вот все пальчики мои,

Их, как хочешь, поверни,

И вот эдак и вот так,

Не обидятся никак,

1,2,3,4.5 не сидится им опять,

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Я беру волшебную палочку вертикально тремя пальцами, как и каорандаш, обмакиваю в краску. Краски беру немного, чтобы она, когда мы будем рисовать, не растекалась во все стороны. Если мы вдруг очень сильно обмакнули тычок и набрали много краски, то лишнюю краску убираем о краешек баночки. И затем, придерживая левой рукой лист бумаги, чтобы он не двигался: во все стороны, правой рукой быстрыми движениями.

Приступаем, творческих, вам успехов!

Звучит музыка "Утро" Э.Грига, дети выполняют творческое задание

Воспитатель по ИЗО:

Какия чудесные весенние картины у вас  получилась!

Звучит «Рассвет на Москве – реке. Вступление»

Муз. М. Мусорского

Кажется, я слышу ещё мелодию, мне нужно поспешить собрать все весенние краски и показать их всем детям нашего детского сада.

Я желаю,  чтобы у вас было прекрасное настроение, чтобы вас окружала красивая музыка и яркие краски наступающей весны.

До свидания!

Музыкальный руководитель:

Счастливого пути!

Только не заблудитесь в весеннем лесу.

Ребята, а что мы с вами будем делать, если вдруг потеряемся в лесу?

Дети: - Надо покричать, позвать друг друга.

Музыкальный руководитель:

 - А как позвать?

Дети: - А-у! (громко)

Музыкальный руководитель:

Мы кричим как (громко), а в лесу нам эхо отзывается (тихо)

Эхо - это природное явление.

Вы кричите, а эхо вам отвечает, но вы слышите лишь конец слова.

Эхо как лесное чудо

раздаётся ниоткуда.

Повторяет всё за мной

словно микрофон лесной

Послушайте, какое эхо у меня получается:

"Ого- го...го-го-го- го"

А теперь давайте поиграем в эхо.

Я буду спрашивать. А вы как эхо отвечайте.

Сейчас у ЭХА мы спросим.

Как летит с горы лавина,

разбивая камни в пух?

УХ! УХ! УХ! УХ! УХ!

Гром гремит в горах грохочет,

Как же Гром гремит в горах?

АХ! АХ! АХ! АХ! АХ!

Где бесценные кристаллы

в тишине пещер растут?

ТУТ! ТУТ! ТУТ! ТУТ!ТУТ!

Эхо как позвать скорей?

ЭЙ! ЭЙ! ЭЙ! ЭЙ! ЭЙ!

А давай дружить всегда?

ДА! ДА! ДА! ДА! ДА!

Музыкальный руководитель:

Ребята, а на полянке кроме эха еще кто-то есть, давайте присядем и посмотрим.

Детям загадывается загадка

Загадка

Солнца шустренький сыночек

Скачет всюду, где захочет.

У него нет лап и ушек.

Нет его среди зверушек.

Скок-поскок то там, то тут.

Знаешь, как его зовут?

Дети:Солнечный зайчик!

На экране появляется  футаж «Солнечный зайчик здоровается»

Музыкальный руководитель:

Почему мы говорим "зайчик"?

Ответ детей:

Потому, что он очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться.

Музыкальный руководитель:

Мы с вами знаем песенку про такого зайчика,

А как мы будем исполнять песенку?

Весело, подвижно, игриво, шутливо, легко, ритмично, задорно, радостно, выразительно.

Давайте споём, легким, подвижным звуком, смягчая концы фраз.

Будьте внимательны, следим за моей рукой.

Дети поют песню «Солнечный зайчик»

Муз. Д. Тухманова

Музыкальный руководитель:

Мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором)

Ребята, а как вы думаете, можно спеть музыку … руками? (ответ детей) Давайте попробуем?

Посмотрите,

 на лесной полянке распустились – эти замечательные цветы, для вас девочки.

И прилетели бабочки, для вас, мальчики.  

Пожалуйста, займите места в нашем хоре рук.

Девочки присаживайтесь, пожалуйста, на стулья, а мальчики, как настоящие кавалеры встаньте у них за спиной.

А мы будем музыку играть

В лесу полянку представлять!

Как цветы расцветают,

И беззаботно бабочки порхают!

Цветы расцветут, бабочки покружатся…

В конце музыки все они  подружатся!

Инновационная музыкально-педагогическая технология

«Хор рук» по методике  Т. Боровик (двигательноедвухголосие)

Музыкальный руководитель:

У вас в руках цветы и  бабочки, из которых мы с вами будем составлять ритмические формулы, и прохлопывать их.

цветок – это длинный звук «ТА», (цветы лежат на одной дорожке)

бабочка – это короткий звук «ти» (бабочки на другой)

Попробуем сейчас построиться  вот в  такую ритмическую фигуру

 «ТА-ТА-ти-ти-ТА» (показ ритмоформулы на экране).

А помогут нам …. (Вызвать детей по именам)

А теперь ритмично проговорим ритмическую фигуру, помогая себе хлопками и щелчками несколько раз вперёд и назад.

Игра «Живые ритмы»

Дети строят ритмическую формулу

А сейчас мы поиграем в солнечный оркестр.

Нам помогут зайчики и белочки.

У зайчиков любимый инструмент – металлофон, а у белочек бубенчик.

Смотрите на экран и будьте внимательны, зайчики и белочки вам подскажут, когда будет играть металлофон, когда колокольчики

Ребята, слышите (часы тикают)

Время-времечко бежит, возвращаться в детский сад велит.

Шепчут часики — вот так: ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!        

Бери, дружок, тарелочки!

На месте ты не стой!

Как часики все тикая отправимся домой!

Музыкально-ритмическая игра с тарелочками «Часики» (барбарики)

Музыкальный руководитель:

Вот мы снова  в нашем музыкальном зале.

Поднимите руку, кому понравилась  наше занятие.

А что понравилось больше всего? (ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Вы были сегодня музыкальные и внимательные ребята.

Я говорю вам «спасибо»!   но наши часы мне говорят,

что время нашей встречи подходит к концу.

Я желаю вам всего самого хорошего, друзья мои!

На память о нашей встрече я дарю вам эти самые замечательные часики.

Возьмите те часики, на которых отображено ваше настроение.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. -Изд .3-е,испр.,доп.- М.:Мозаика-Синтез,2014.-368с.(соответствует ФГОС)
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25,   №2 с.18-33, №4 с.29-41,    №5 с. 23-28,    №6 с. 9-14.  
  4. Боровик Т. А.Звуки, ритмы и слова. Часть 1,  Мн., Книжный дом. 1999
  5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  6. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с.
  7.  «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающие развивающие программы для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва, 2012.
  8. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.
  9. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
  10. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»,  СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  11. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
  12. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2014г.. — 144 с.
  14.  Лыкова И.А. Цветные ладошки. Программа художественного воспитания, обученияи развития детей 2-7 лет; М.: Карапуз-Дидактика, 2013г.. — 144 с.
  15. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа.-Т.С. Комарова М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. - (Библиотека от рождения до школы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Конспект НОД по художественно-эстетическому и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Девушка-березка» (по мотивам мордовской народной сказки)

Даный конспект НОД позволит продолжать знакомство с нравственными категориями:  добро, зло; формировать интерес и эмоциональное отношение мордовскому фольклору....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"

Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...