Рабочая программа по "Музыке" для 3 и 4 классов на 2019 - 2020 учебный год.
рабочая программа по музыке

Рыбакова Лариса Владимировна

Программа составлена на основе:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант I;
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_fgos_3_v_i_4_b_na_2019.docx485.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\Рабочие программы 2019 - 2020\Надька\рыбакова20190918123906_001.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       

Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании которых разработана программа:

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», (ООО «Издательство «Эксмо», 2017), на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС), - М «Просвещение», 2018;
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 097/2 от 31.08.2016 г.;
  • Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г.;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   № 2080.

Программа детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Музыка», которые определены Стандартом. 

Цели образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка»

Цель: формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Задачи:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
  • развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
  • развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
  • обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
  • формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
  • реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Программа адресована обучающимся 3 «В» и 4 «Б» классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Описание коррекционной направленности (задач) в изучении предмета «Музыка»

Коррекционные возможности искусства по отношению к обучающимся с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством музыки осуществляется двумя путями:

  • путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
  • путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, театрализовано-игровой).

Предметная область «Музыка» является важным фактором эстетического развития ребенка, оказывает большое терапевтическое воздействие, влияет на эмоциональную сферу, при этом, выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функцию.

Участие обучающегося с проблемами в музыкальной, театрально-художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, повышает самооценку. Тем самым обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Обучающийся в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира, личности, способности интеграции в социум.

Психокоррекционный эффект воздействия искусства на детей с умственной отсталостью выражается в том, что происходит очищение от негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступление на новый путь отношений с окружающим миром.

Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации обучающихся с легкой умственной отсталостью. 

В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

  • коррекционная направленность обучения;
  • оптимистическая перспектива образования;        
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Основные направления коррекционной работы на уроке:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизношения в речи;
  • корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально - волевой, моторной сферах;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Предмет «Музыка» является одной из двух составляющих предметной области: «Искусство», входящей в структуру АООП (вариант I).

Освоение рабочей программы по предмету «Музыка», созданной на основе ФГОС О с у/о, способствует достижению учащимися двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащихся, социально значимые установки.

Личностные результаты:

  • положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
  • готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
  • осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
  • адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
  • начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
  • сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
  • наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

Предметные результаты отражают:

  • Владение элементами музыкальной культуры;
  • мотивацию к различным видам музыкальной деятельности;
  • формирование у обучающихся элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства;
  • развитие способностей к музыке.

Основные требования к знаниям и умения обучающихся по годам обучения:

3 класс

Уровни

Учащиеся  должны знать:

Учащиеся должны уметь:

I уровень

1. названия инструментов симфонического и народного оркестров;

2. звучание музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель;

3. элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

1. распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;

пользоваться приемами распева – на 1 слог 2 звука;

2. петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;

3. различать звучание симфонического и народного оркестров;

4. различать на слух песню, танец и марш;

5. пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон.

II уровень

1. название инструментов симфонического и народного оркестров;

2. звучание скрипки и балалайки;

нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

1.петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;

2. различать на слух песню, танец и марш;

3. пользоваться приемами игры на ударных инструментах.

4 класс

I уровень

1. динамические оттенки: форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано;

2. графическое изображение нот: до, ре, ми;

3. порядок нот в гамме До мажор;

4. нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки;

5. инструменты и их звучание: труба, кларнет, саксофон, флейта.

1. следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;

2. петь округленным звучанием в верхнем регистре и мягким звуком в нижнем регистре;

3. петь гамму До мажор вверх и вниз с названием нот;

4. петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него;

5. играть на металлофоне короткую песню-попевку;

6. отметить сильную долю в марше, вальсе и польке;

7. устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров.

II уровень

1. динамические оттенки: форте и пиано;

порядок нот в гамме До мажор;

2. нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

1. следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения;

2. петь гамму До мажор вверх и вниз с названием нот;

3. петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него;

4. играть на металлофоне короткую песню-попевку на повторяющихся звуках;

5. устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров.

Результаты освоения программы базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное - схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКА»

При определении содержания учебного предмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования:

  • социокультурные требования современного образования;
  • приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры;
  • художественная ценность музыкальных произведений;
  • доступность содержания учебного предмета;
  • психотерапевтические и психокоррекционные возможности музыкальной деятельности.

Содержание программы по музыке базируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства:

  • жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
  • основные средства музыкальной выразительности;
  • формы музыки (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная);
  • зависимость формы музыкального произведения от содержания;
  • основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.

В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:

  • Хоровое пение;
  • слушание музыки;
  • элементы музыкальной грамоты;
  • игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. 

Содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения

3 класс

Направление деятельности

Пение

Слушание музыки

Элементы музыкальной грамоты

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Соблюдение при пении правильной певческой установки.

Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.

Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.

Пение с использованием нюансов: форте и пиано.

Пение в диапазоне ДО 1 – ДО 2.

Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.

Умение правильно формировать гласные и четко произносить согласные.

Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.

Пение звукоряда До мажор вверх и вниз.

Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.

Исполнение на металлофоне простой песни-попевки.

Ознакомление с графической записью мелодии.

Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры.

Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное – легато, отрывистое – стаккато.

Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши – торжественные, веселые, бодрые.

Танцы – вальсы, польки, народные пляски.

Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.

Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон.

4 класс

Пение

Слушание музыки

Элементы музыкальной грамоты

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

Пение в диапазоне ЛЯ малой октавы – ДО 2.

Мягкая атака как основной способ звукообразования.

Умение сохранять напевность при пении маршевых песен, достаточно четко выполняя несложный пунктирный ритм.

Навыки нефорсированного звука при пении песен энергичного характера.

Умение петь продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.

Работа над чистотой унисона.

Ознакомление с графической записью мелодии.

Графическое изображение нот: до, ре, ми.

Умение следить за движением мелодии при пении по записи на доске.

Работа над дикцией с использованием вокальных упражнений на слоги: ма, да, ра, гра, грэ, мэ, рэ, дэ, ми, ди, ри, гри, му, ру, ду, гру, мо, до, ро, гро и др.

Развитие умения четко проговаривать текст в песнях с быстрым темпом.

Пение звукоряда До мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом.

Умение осмысленно, выразительно петь выученную песню.

Развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Умение различать разные по характеру части музыкального произведения.

Умение различать мелодию и аккомпанемент в песне.

Формирование представления о строении музыкального произведения: фраза, предложение, вступление, проигрыш, заключение.

Знакомство с духовыми инструментами: труба, кларнет, саксофон, флейта.

Представление о выразительности динамических оттенков: форте, пиано, меццо-пиано, меццо-форте. Звукоряд До мажор. Сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки. Уметь следить за движением мелодии по графической записи во время пения.

Пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон. Играть на металлофоне короткую песню-попевку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 класс

3 класс Iчетверть (9 часов)

№ п/п

Наименование тем

Элементы содержания по темам

Объем часов

Основные виды деятельности

Музыкальный материал для пения

Музыкальный материал для слушания

1

Мое музыкальное лето

Закрепление знаний о всех вокально-хоровых навыках. Закрепление навыков певческой установки, приобретенных во 2 классе. Развитие слухового внимания при пении в унисон. Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен. пение с использованием нюансов: форте и пиано. Умение правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

2

«Песня о школе» – муз. Д. Кабалевского,

сл. В. Викторова;

«Родина моя» - муз. А. Абрамова, сл. И. Мазина;

«Осень» - муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина;

«Скворушка прощается» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен;

«Земелешка-чернозем» - русская народная песня;

«А я по лугу» - русская народная песня;

«Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца;

«Идет коза рогатая» - русская народная песня, обр. Д. Кабалевского.

«Осень» - муз. П. Чайковского,

сл. А. Плещеева;

«Сурок» - муз. Л. Бетховена, сл. И. Гете, русский текст С. Спасского.

2

Осень-осень, милости просим

2

3

Музыкальные краски осени

Знание элементарных дирижерских жестов и правильное их выполнение: внимание, вдох, начало пения и его окончание. Знание различных темпов: медленно, быстро. Умение различать силу звучания: тихо, громко. Умение различать способы исполнения произведения: плавно – легато, отрывисто – стаккато.

1

4

Музыкальные образы Родины

1

5

Музыка разного характера

6

В мире загадочных звуков и мелодий

2

3 класс II четверть (7 часов)

7

Громко песенку поем

Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения. Передача ритмического рисунка подпевок хлопками, игрой на бубне, деревянных ложках, маракасе и металлофоне. Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши – торжественные, веселые, бодрые.

2

«Новогодняя полька» - муз. Т. Попатенко,

 сл. Г. Ладонщикова;

«Ёлочка» - муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой;

«В хороводе были мы» - русская народная песня;

«Как на тоненький ледок» - русская народная песня;

«Елка» - муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой;

«Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня;

«Кадэ Руссель» - французская народная песня;

«В хороводе были мы» - русская народная песня;

«Как на тоненький ледок» - русская народная песня.

«Итальянская полька» -

муз. С. Рахманинова;

«Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

8

Музыка разного характера

1

9

Много снега намело

1

10

Елочка, елочка в гости к нам пришла

Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание. Ознакомление и умение различать пение хором и соло. Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч. Развитие у обучающихся основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса. Обучение непринужденному и льющемуся пению, умеренному по силе. Умение петь спокойно, без выкриков. Развитие диапазона ДО 1 – ДО 2. Работа над чистотой унисона.

1

11

Новогодний хоровод

2

3 класс III четверть (10 часов)

12

Звонко песенку поем

Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Формирование всех вокально-хоровых навыков. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха. Исполнение песен героического характера, не форсируя звучание. Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.

2

«Частушки» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Кравчука;

«Самая хорошая» - муз. В. Иванникова, сл. Л. Фадеевой;

«Стой! Кто идет?» - муз. В. Соловьева-Седого,

сл. А. Погорельского;

«Кролик» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой;

«Неваляшки» - муз. З. Левиной, сл. З. Петровой;

«Мы знаем песенку» - муз. Р. Рустамова, сл. Д. Широкова;

«1, 2, 3, 4, 5» - чешская народная песня, обр. Р. Бойко;

«Пастушья песенка» - французская народная песня.

«Походная» - муз. Л. Бетховена;

«Марш» - муз. С. Прокофьева;

«Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева;

Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» - муз. И. Арсеева: «Вальс»; «Песня»; «Марш»; «Полька».

13

Какую музыку мы слышим?

1

14

Музыкальное путешествие

Формирование всех вокально-хоровых навыков. Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши (торжественные, веселые, бодрые, траурные); танцы – вальсы, польки, народные пляски.

1

15

Марши. Торжественные, веселые, бодрые, спортивные марши

1

16

Танец. Кто танцует?

1

17

Звучит симфонический оркестр

Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры. Формирование представления о способах исполнения произведения: плавно – легато, отрывисто – стаккато.  Знание инструментов симфонического и народного оркестров. Определения звучания музыкальных инструментов: скрипка, домра, балалайка, виолончель, рожок.

2

18

Играют инструменты народного оркестра

2

3 класс IV четверть (8 часов)

19

Музыкальный домик

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Воспроизведение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Двигательные импровизации. Ознакомление с графической записью мелодии. Умение пользоваться нотной записью: скрипичный ключ, счет линеек, нотный стан.

1

«Березка» - муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой;

«Дружат дети всей земли» - муз. Л. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова;

«Наша песенка простая» - муз. А. Александрова,

сл. М. Ивенсен;

 «Кисель» - русская народная песня;

«Антошка» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина;

«Козел и коза» - украинская народная песня;

«Перепелочка» - белорусская народная песня.

Музыкальная сказка «Петя и Волк» - муз. С. Прокофьева.

20

Волшебные ступеньки (звукоряд)

1

21

Где живут ноты

2

22

Композитор – один, а музыка - разная

2

23

Веселые музыканты (игра в шумовом оркестре)

Развитие умения пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон. Исполнение знакомой мелодии песни с правильной артикуляцией, в сопровождении инструмента и без него. Музыкально-театрализованное представление  как результат  освоения программы  по учебному  предмету «Музыка» в 3 классе.

2

ИТОГО:

34

4 класс

4 класс Iчетверть (9 часов)

№ п/п

Наименование тем

Элементы содержания по темам

Объем часов

Основные виды деятельности

Музыкальный материал для пения

Музыкальный материал для слушания

1

Здравствуй, школа!

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Работа над кантиленой. Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу-вверх).

2

«Осенние листья» - муз. Ю. Слонова, сл. И. Токмаковой;

«Семеро жуков» - немецкая народная песня, обр. В. Тюкова;

«Листопад» - муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко;

«Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца;

«Про нашего учителя» - муз. Р. Бойко, сл. М. Лаписовой;

«Скворушка» - муз. П. Чисталева, сл. П. Образцова;

«Дважды два четыре» - муз. В. Шаинского,

сл. М. Пляцковского;

«Игра в гости» - муз. Д. Кабалевского, сл. И. Рахимова.

«Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Итальянская песенка»; «Жаворонок»; «Неаполитанская песенка»;

«Ты, соловушка, умолкни» - муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.

2

Воспоминания о лете

2

3

Мелодия – душа музыки

1

4

Музыкальные образы Родины

2

5

Какую музыку мы слышим?

2

4 класс IIчетверть (7 часов)

6

Звонко музыка звучит

Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения отчетливого произведения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихи).

2

«Ах ты, зимушка, зима» -  муз. А. Александрова, сл. народные;

«Родина моя» - муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щербицкого;

«Чему учат в школе» -

муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского;

«Почему медведь зимой спит?» - муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова;

«Елочка» - муз. Н. Гольденберг, сл. З. Александровой;

«У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская народная песня.

«Полька» - муз. А. Александрова;

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки;

«Рондо-марш» - муз. Д. Кабалевского.

7

Много снега намело

1

8

Композитор, исполнитель, слушатель

2

9

Сколько куплетов в песне

Различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; определять характер и содержание знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой.

2

4 класс III четверть (10 часов)

10

Такая разная музыка

Развитие умения различать марши, танцы. Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки.

2

«Золотая звездочка Москвы» - муз. Р. Бойка, сл. М. Пляцковского;

«Вот уж зимушка проходит» - русская народная песня;

«Блины» - русская народная песня;

«Чудак» - муз. В. Блага, сл. М. Везели;

«В гостях у вороны» - муз. М. Раухвейгера, сл. М. Кравчука;

«Со вьюном я хожу» - русская народная песня;

«Как у наших у ворот» - русская народная песня;

«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского;

«Ах вы, сени, мои сени» - русская народная песня;

«До, ре, ми, фа, соль» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой.

«За рекою старый дом» - муз. И. Баха;

Фрагменты из музыки Ф. Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов»;

«Детский танец» - муз. С. Майкапара;

«Тоска по весне» - муз. В. Моцарта, сл. К. Овербека;

«Добрый жук» - муз. Д. Спадавеккиа.

11

Сказка в музыке

2

12

Музыкальное путешествие

Узнавать музыкальные формы (одночастная, двухчастная,); народные музыкальные инструменты и их звучание (труба, кларнет, саксофон, флейта.). Особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно)

1

13

Музыка выражает чувства

1

14

Музыкальный дом – кто в нем?

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш. Воспроизведение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Двигательные импровизации. Ознакомление с графической записью мелодии. Умение пользоваться нотной записью: скрипичный ключ, счет линеек, нотный стан.

1

15

Волшебный звукоряд

2

16

Рисуем вместе с музыкой

1

4 класс IV четверть (8 часов)

17

Поиграем звонко в бубен

Развитие умения пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон. Исполнение знакомой мелодии песни с правильной артикуляцией, в сопровождении инструмента и без него. Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету.  

2

«Победой кончилась война» - муз. Р. Габичвадзе, сл. С Михалкова;

«Здравствуй, весна» - муз. А. Островского, сл. О.Высотской;

«Песенка слоненка и мышей» - муз. Б. Чайковского, сл. Д. Самойлова;

«Калоши» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой;

«Веснянка» - украинская народная песня;

«В лодке» - муз. М. Раухвейгера, сл. О.Высотской;

«Кто пасется на лугу?» -

 муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных.

«Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова;

Музыкальная сказка

«Три поросенка» - муз. Д. Уотта;

«Теремок» - русская народная песня, обр. Т. Попатенко;

«Шествие кузнечиков» -

муз. С. Прокофьева.

18

Победой кончилась война!

2

19

Музыка разного характера

Петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).    Передавать ритмический рисунок попевок (хлопками, на металлофоне, голосом).

2

20

Веселые музыканты. Музыкальный концерт

Самостоятельно исполнять разученные детские песни; петь хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера.

2

ИТОГО:

34

Методическая и учебная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), М «Просвещение» 2017 г.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2011 г.

4. Фонохрестоматия 3 класс https://cloud.mail.ru/public/Ack4/bmfzzk2ef

5. Фонохрестоматия 4 класс https://cloud.mail.ru/public/MsRa/LBUNvEMvV

Календарно - тематическое планирование

по предмету «Музыка» на 2019/2020 учебный год  

3 «В» класс

Учитель: Рыбакова Л.В.                             1 ч в неделю; 34 ч за год

Количество часов:         на первое полугодие                      на второе полугодие              

                                        Всего 16 ч., в неделю 1 ч.               Всего 18 ч., в неделю 1 ч.

Планирование составлено по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2011 г.» (Программа И. А. Буравлевой)

Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации                                                                                                                   

Дополнительная литература: Фонохрестоматия для 3 класса https://cloud.mail.ru/public/Ack4/bmfzzk2ef

№ урока

Содержание тем

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

1

Мое музыкальное лето

2

02.09

2

09.09

3

Осень-осень, милости просим

2

16.09

4

23.09

5

Музыкальные краски осени

1

30.09

6

Музыкальные образы Родины

1

07.10

7

Музыка разного характера

1

14.10

8

В мире загадочных звуков и мелодий

2

21.10

9

28.10

II четверть – 7 часов

10

Громко песенку поем

2

11.11

11

18.11

12

Музыка разного характера

1

25.11

13

Много снега намело

1

02.12

14

Елочка, елочка в гости к нам пришла

1

09.12

15

Новогодний хоровод

2

16.12

16

23.12

III четверть – 10 часов

17

Звонко песенку поем

2

13.01

18

20.01

19

Какую музыку мы слышим?

1

27.01

20

Музыкальное путешествие

1

03.02

21

Марши. Торжественные, веселые, бодрые, спортивные марши

1

10.02

22

Танец. Кто танцует?

1

17.02

23

Звучит симфонический оркестр

2

24.02

24

02.03

25

Играют инструменты народного оркестра

2

09.03

26

16.03

IV четверть – 8 часов

27

Музыкальный домик

1

30.03

28

Волшебные ступеньки (звукоряд)

1

06.04

29

Где живут ноты

2

13.04

30

20.04

31

Композитор – один, а музыка - разная

2

27.04

32

11.05

33

Веселые музыканты (игра в шумовом оркестре)

2

18.05

34

25.05

ИТОГО:

34

Планирование составил: учитель музыки Рыбакова Л.В.

Календарно - тематическое планирование

по предмету «Музыка» на 2019/2020 учебный год  

4 «Б» класс

Учитель: Рыбакова Л.В.                             1 ч в неделю; 34 ч за год

Количество часов:         на первое полугодие                      на второе полугодие              

                                        Всего 16 ч., в неделю 1 ч.               Всего 18 ч., в неделю 1 ч.

Планирование составлено по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2011 г.» (Программа И. А. Буравлевой)

Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации                                                                                                           

Дополнительная литература: Фонохрестоматия для 4 класса https://cloud.mail.ru/public/MsRa/LBUNvEMvV

№ урока

Содержание тем

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 9 часов

1

Здравствуй, школа!

2

05.09

2

12.09

3

Воспоминания о лете

2

19.09

4

26.09

5

Мелодия – душа музыки

1

03.10

6

Музыкальные образы Родины

2

10.10

7

17.10

8

Какую музыку мы слышим?

2

24.10

9

31.10

II четверть – 7 часов

10

Звонко музыка звучит

2

14.11

11

21.11

12

Много снега намело

1

28.11

13

Композитор, исполнитель, слушатель

2

05.12

14

12.12

15

Сколько куплетов в песне

2

19.12

16

26.12

III четверть – 10 часов

17

Такая разная музыка

2

16.01

18

23.01

19

Сказка в музыке

2

30.01

20

06.02

21

Музыкальное путешествие

1

13.02

22

Музыка выражает чувства

1

20.02

23

Музыкальный дом – кто в нем?

1

27.02

24

Волшебный звукоряд

2

05.03

25

12.03

26

Рисуем вместе с музыкой

1

19.03

IV четверть – 8 часов

27

Поиграем звонко в бубен

2

02.04

28

09.04

29

Победой кончилась война!

2

16.04

30

23.04

31

Музыка разного характера

2

30.04

32

07.05

33

Веселые музыканты. Музыкальный концерт

2

14.05

34

21.05

ИТОГО:

35

28.05

Планирование составил: учитель музыки Рыбакова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в 5 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 5 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 7 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 7 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 8 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 8 а классе на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 10 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 10а классе на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.

Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...

Рабочая программа для 2 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план....