К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
проект по музыке

В проекте обобщены научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области организации коллективного музицирования детей на русских народных инструментах, направленные на совершенствование учебно-творческого процесса организации коллективного музицирования. В проекте предлагается модель, включающая три основные подсистемы: музыкально-теоретическую, музыкально-практическую и организационно-дидактическую.

Коллективное музицирование рассматривается как средство повышения учебной мотивации обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МЕГИОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.М. КУЗЬМИНА

 «ШКОЛА ИСКУССТВ «ВЫСОКИЙ»

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

преподаватель по классу аккордеона

отдела народных инструментов

Колобова Елена Павловна

АННОТАЦИЯ

В проекте обобщены научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области организации коллективного музицирования детей на русских народных инструментах, направленные на совершенствование учебно-творческого процесса организации коллективного музицирования. В проекте предлагается модель, включающая три основные подсистемы: музыкально-теоретическую, музыкально-практическую и организационно-дидактическую.

Коллективное музицирование рассматривается как средство повышения учебной мотивации обучающихся.

Проект может быть принят преподавателями народных инструментов детских школ искусств для использования при составлении рабочих учебных программ по курсам «Ансамбль (оркестр) русских народных инструментов».

Адресованный в первую очередь преподавателям игры на народных инструментах и руководителям детских ансамблей и оркестров, проект может быть частично использован в педагогической деятельности руководителей детских хоров и музыкальных руководителей детских дошкольных образовательных учреждений.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В настоящее время обострился целый комплекс проблем в области художественно-творческой деятельности, к которой относится и детское коллективное музицирование на русских народных инструментах.

К числу таких проблем относятся: снижение уровня мотивации к занятиям коллективным музицированием на русских народных инструментах; влияние негативных факторов социального порядка, препятствующих выбору обучающимися данного вида музыкального творчества; проявление непрофессионального подхода к обучению на различных видах инструментов оркестра, а также отсутствие актуальной литературы по обучению коллективному музицированию. До сих пор практикующие педагоги вынуждены пользоваться методическими разработками, принесшими в свое время большую пользу, однако практически не учитывающих реальную ситуацию в России сегодня.

Сравнительный анализ данных о количестве поступающих в Детскую школу искусств №2 пгт. Высокий, подтверждает тот факт, что музицирование на русских народных инструментах в настоящее время не пользуется популярностью.

Проведённое анкетирование, также выявило наличие недостаточного уровня мотивации к обучению у обучающихся отдела народных инструментов Детской школы искусств №2 пгт. Высокий. На вопрос «Обучаться музыке в детской школе искусств ты хочешь сам или твои родители?» дети ответили: всегда сам – 30,7%, хотят родители – 30,7%; ответы «редко» и «очень редко хочу учиться сам» получили по 15,3%.

Результаты опроса «хочется / не хочется заниматься музыкой в школе и дома» выявили следующее: всегда хотят заниматься самостоятельно и обычно хотят заниматься по 23% обучающихся; иногда - 30,7%, редко – 38,4%, никогда – 7,6%.

Без поиска наиболее рациональных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских оркестрах и ансамблях, невозможно сдержать сохраняющуюся тенденцию сокращения численности детских русских народных оркестров и падения престижа их деятельности.

Всё выше сказанное, а также с одной стороны, потребность в возрождении и широком приобщении детей к традициям  национальной музыкальной культуры, с другой стороны, решение в образовательном процессе современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в  Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования, определяет актуальность данного проекта.

Успешное разрешение этих проблем может оказать позитивное влияние на процесс формирования у обучающихся не только чисто профессиональных - музыкальных, но и лучших человеческих, в том числе гражданских качеств, содействуя тем самым успешной реализации таких общенациональных задач, как социализация и социальная адаптация подрастающего поколения.

Новизна работы заключается в рассмотрении организации коллективного музицирования с позиции его приспособления к современным условиям функционирования детской школы искусств; определении условий формирования современного оркестрового исполнительства; в выявлении наиболее важных компонентов успешной организации коллективного музицирования; во внедрении в учебный процесс новых информационных технологий, например, таких как компьютерная программа «Финал», использование которой позволяет ускорить процесс овладения ансамблевой партией, даёт возможность детям до начала разучивания услышать произведение в целом и прослушать звучание  своей  партии в отдельности.

Гипотеза проекта основана на предположении о том, что изучение педагогического потенциала организации коллективного народного инструментального музицирования и его реализация в деятельности ансамбля народных инструментов детской школы искусств будут способствовать повышению учебной мотивации обучающихся. Вследствие занятий коллективным музицированием, отношение учащихся к занятиям музыкой приобретет более позитивную окраску.

Реализация данного проекта, учитывая единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:

  • постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
  • создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
  • постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
  • межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.           

Методологической базой педагогического опыта являются методические аспекты образовательного процесса по организации коллективного музицирования и формированию ансамблей и оркестров народных инструментов, отражённые в программах В.М. Евдокимова, Б.А. Калганова, И.С. Нектаревского,   Г.Е. Ларина, В.Д. Тихонова;

В области изучения истории становления и развития методики организации деятельности русских народных оркестров были проанализированы принципиальные положения, содержащиеся в работах: Л. Болковского «Формирование исполнителя – баяниста в классе ансамбля», В. Натансона, В. Руденко «Вопросы методики начального музыкального образования»,  Е.П. Полихрониди  «Ансамблевое музицирование в ДМШ как один из факторов художественного воспитания детей», В. Ушенина «Школа ансамблевого музицирования баянистов», Н. Ризоль «Очерки о работе в ансамбле баянистов», Т.Я. Владимировой «Коллективное музицирование», В.Л.  Карташова «Некоторые вопросы организации и работы оркестра народных инструментов».

Исследования в области психологии и педагогики: Л.Л. Бочкарев «Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога», С.С. Александрова «Психологические особенности младшего школьника», В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».

К числу изученных современных исследований в области коллективного музицирования относятся диссертационные исследования: Т.М. Лукашевич «Педагогические традиции коллективного народного инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии»,  Пак Чон Хой «Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея», О.В. Тарасов «Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра».

На протяжении работы над проектом использовались следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, дирижёрско-методической литературы по теме проекта;  
  • определение основных компонентов и подсистем для условий успешной организации коллективного музицирования;
  • педагогическое наблюдение, педагогические беседы, анкетирование и интервьюирование,  объектами которых являлись как обучающиеся, так и педагогический состав;
  • обобщение музыкально-педагогического опыта специалистов в области организации деятельности коллективного музицирования на русских народных инструментах;
  • обобщение более 30-летнего собственного  опыта, накопленного в ходе профессиональной деятельности преподавателем  по классу аккордеона и в качестве руководителя ансамбля русских народных инструментов  обучающихся «Карусель» и ансамбля русских народных инструментов преподавателей «Калинка»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта - разработка модели организации учебно-творческого процесса коллективного музицирования (ансамбля русских народных инструментов), в результате использования которой возможно эффективное решение проблемы создания необходимых условий для успешного развития личности и повышения мотивации обучающегося. Для достижения поставленной цели определены задачи:

  • выявление основных компонентов, подсистем и условий для успешной организации коллективного музицирования в детской школе искусств;
  • определение условий повышения учебной мотивации обучающихся детской школы искусств;
  • разработка педагогической модели учебной организации коллективного музицирования для детской школы искусств, включающую эффективные формы, методы и приемы работы;
  • представление педагогического опыта организации ансамбля народных инструментов в детской школе искусств.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитание личности обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.

Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения. Перечисленные характеристики актуальны для любой деятельности, в том числе и учебной.

        Коллективное  музицирование в детской школе искусств представляет собой учебно-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее исполнение музыкально-художественных произведений, ориентированные на усвоение основ оркестрового и ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.

Основными компонентами процесса освоения навыками коллективного музицирования являются: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивно оценочный.

        Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к коллективному музицированию, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Это стремление к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков коллективного музицирования; развитие потребности в решении творческих исполнительских задач; осознание потребностей, целей, задач при создании оригинального творческого произведения.

В содержательном  компоненте учебно-творческой деятельности обучающийся  проявляет наличие  теоретических знаний. Он включает в себя: музыкально-теоретические знания основ оркестрового и ансамблевого исполнительства; знания, умения и навыки, полученные  в процессе изучения специальных дисциплин и во время самостоятельной практической деятельности в оркестре и ансамбле; знания интегрированного характера, способствующие решению творческих исполнительских  задач в процессе коллективного музицирования.

Операционно-деятельностный компонент дает возможность обучающимся включать способы умственных действий или мыслительные логические операции, а также способы практической деятельности оркестрового музыканта: аналитические, технические, специальные.

Рефлексивно-оценочный компонент позволяет обучающимся осмыслить, сделать самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в индивидуальной творческой интерпретации.

В качестве эффективной и апробированной организации коллективного музицирования, основанной на личностно-ориентированном и деятельностном подходе, предлагается модель, включающая три основные подсистемы: музыкально-теоретическую, музыкально-практическую и организационно-дидактическую.

Музыкально-теоретическая подсистема предполагает овладение обучающимися теоретическими и музыкально-эстетическими знаниями, раскрывающими основные положения коллективного музицирования:  

 В музыкально-практической подсистеме формируются практические навыки  в процессе коллективного музицирования: анализ видео и аудиозаписей с образцами музыкального искусства, а также создание видео и аудиозаписей творческих работ обучающихся. Широкое использование традиционных и инновационных форм и методов проведения практических занятий. Проведение групповых практических занятий с максимальной активизацией каждого ученика, на которых они сами выступают в качестве руководителей ансамбля. Руководствуясь различными  формами  приобщения  к творческому музицированию, юные музыканты осваивают чтение с листа музыкального материала в облегченном изложении, эскизное освоение произведений; редактирование партий; исполнение в ансамбле с педагогом.

Организационно-дидактическая подсистема включает систему методов развития творческого потенциала и творческих возможностей  обучающихся посредством изучения основ оркестрового и ансамблевого исполнительства, приемов формирования положительной мотивации обучения как необходимого условия успешного овладения различными видами творческой деятельности.

При работе с ансамблем (оркестром) практикуются три формы обучения: индивидуальная, групповая и занятия с полным составом коллектива (сводные репетиции).

Концептуальными в данном проекте являются основные методические положения, направленные на совершенствование учебно-творческого процесса организации коллективного музицирования: оптимальный темп и эффективность использования репетиционного времени; система коррекции исполнительских задач, поставленных перед обучающимися; система творческих самостоятельных заданий; наличие в деятельности педагога черт артистизма как профессионально значимого качества личности.

Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога  на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень загруженности обучающихся непосредственно исполнением или другими формами освоения материала, соразмерность времени вербальных указаний и музицирования, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.

Сущность системы коррекции состоит в упрощении и усложнении исполнительских задач в ходе репетиции. Мотивационно-ценностное содержание этой системы состоит в последовательном варьировании, позволяющем поддерживать постоянный оптимальный уровень напряжения внимания и тонуса творческих сил обучающихся, с одновременным ощущением реальности объема освоенного материала, получения положительных итогов деятельности.

Возможна постановка следующих вариантов исполнительских задач: освоение произведений менее сложных, чем позволяет исполнительский уровень коллектива; освоение произведений у границы исполнительских возможностей коллектива; освоение произведений, позволяющих достичь нового качественного исполнительского уровня коллектива. Произведения первой группы позволяют в полной мере сосредоточиться на музыкальности и слаженности исполнения, удовлетворить стремление к качественному музицированию. Осваивая произведения второй группы, оба метода используются примерно на равных. Встречаясь с фрагментами большей сложности, сначала задача упрощается, затем по мере освоения усложняется. Произведения третьей группы невозможно освоить без применения упрощения исполнительских задач.

Артистизм действий педагога-дирижера придает ярко выраженный эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки,  организатора коллектива, творчески активного интерпретатора,  эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.

При работе с ансамблем (оркестром) применяются три формы обучения: индивидуальная, групповая и занятия с полным составом коллектива (сводные репетиции). Какую форму работы выбрать на определенном этапе, зависит от различных объективных условий: от сложности изучаемого произведения, от степени владения навыками и приемами игры на инструменте юного ансамблиста, от уверенности исполнения своей партии.

Основной формой обучения является групповое занятие, на котором обучающиеся приобретают и закрепляют теоретические и практические навыки ансамблевого исполнения, знакомятся с тембральной окраской инструментов, проявляют и реализуют творческие способности, получают сведения об исполняемом произведении и композиторе.

Каждое занятие направлено на активизацию творческой деятельности обучающегося, воспитание музыкального вкуса, формирование духовно нравственной личности. Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя музыкантом коллективно творящим, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.

Одним из условий успешной организации, является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива. Работая над планом, учитывается многообразие предстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания, продумываю отбор средств и методов, которые должны быть применены в данный период обучения. Для реализации  педагогического опыта я стараюсь достичь  единства учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, учитывая:

  • Постоянное изучение степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
  • Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения к миру музыки каждого обучающегося, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
  • Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направляется на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
  • Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.  

Таким образом,  руководствуясь выделенными  основными компонентами, подсистемами и условиями мы разработали  педагогическую  модель учебной организации коллективного музицирования для детской школы искусств, которая успешно решает поставленные перед нами цели и задачи (Приложение 1).

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации обеспечения педагогического проекта используются следующие ресурсы:

Виды ресурсов

Исполнители

1.

Временные ресурсы

2.

Информационные

научно-методическая литература; афиши;   пригласительные; диски DVD

3.

Кадровый состав

7 преподавателей отдела народных инструментов, 12 преподавателей, входящих в состав ансамбля русских народных инструментов «Калинка», обучающиеся отдела народных инструментов  и участники ансамбля «Карусель»

4.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам,   видео и аудио аппаратура, компьютерная программа «Final».

Музыкальный инструментарий: аккордеоны «Weltmeister»; баяны «Юпитер» и «Ясная поляна»; балалайки – прима, секунда, альт, бас, контрабас; домры - прима, альт, бас; ударная установка (малый барабан, тарелка, хэт, барабан бас) колокольчики, ксилофон, шумовые ударные (ложки, трещетки, пандейра, рубель и т.д.)

                                   

ПАРТНЕРЫ

 Партнерами  по реализации проекта являются обучающиеся и преподаватели отдела народных инструментов, преподаватели других отделов ДШИ пгт. Высокий.      

 Родители обучающихся, воспитанники детских садов «Росинка» и «Родничок», обучающиеся общеобразовательных школ № 6 , жители посёлка Высокий принимают участие в проекте в качестве слушателей и зрителей выступлений  ансамблей народных инструментов «Карусель» и «Калинка»

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА

Участниками проекта являются обучающиеся  4 – 8 классов (опираясь на дифференцированный подход, подвинутые учащиеся  3-х классов).

Списочный состав детского ансамбля народных инструментов    «Карусель»:

  • Попов Михаил – аккордеон, 5 класс;
  • Ярослацева Наталья  – аккордеон,  3 класс;
  • Кройтор Кирилл – баян, 5 класс;
  • Султанбеков Дамир  – балалайка прима,  4 класс;
  • Абдулзагиров Камиль– балалайка секунда,  5 класс;
  • Мирон Фёдор – балалайка альт,  5 класс;
  • Гутыря Артём – балалайка бас,  5 класс;
  • Беликов Александр – ударные, 4 класс;
  • Ротарь Родион – гитара бас,  5 класс;
  • Паленов Владислав – домра, 5 класс.
  • Адушкина Дарья  – домра, 3 класс;
  • Романов Никита – домра бас, 4 класс;
  • Цвынар Михаил– балалайка прима,  4 класс;
  • Попов Семён – шумовые ударные, 3 класс;

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Диагностико-прогностический этап —  учебный год;
  • Организационный этап ------ учебный год;
  • Практический  этап  -------учебный год;
  • Обобщающий  этап  -------  учебный год.

Виды работ

Форма предъявления

Ответственные

Диагностико-прогностический этап

1.

Анализ современных концепций и методик по организации коллективного музицирования

Выступление на заседании методического объединения преподавателей

Колобова Е.П.

2.

Изучение уровня учебной мотивации у обучающихся ДШИ

Аналитическая справка по результатам анкетирования

Колобова Е.П.

3.

Разработка плана концертно-конкурсной деятельности ансамблей «Карусель» и «Калинка»

План концертно-конкурсной деятельности

Колобова Е.П.

4.

Написание теоретической части проекта

Проект

Колобова Е.П.

Организационный этап

1.

Определение  и формирование условий, необходимых для успешной реализации проекта

Круглый стол

Администрация ДШИ № 2 пгт. Высокий

2.

Создание банка данных педагогических технологий по организации коллективного музицирования

Методические рекомендации

Колобова Е.П.

3.

Внедрение основных методических положений проекта в учебно-творческий процесс ансамблей «Карусель» и  «Калинка»

Планирование репетиционных занятий

Колобова Е.П.

4.

Приобретение и установка компьютерной программы «Final»

Компьютерная программа «Final»

Колобова Е.П.

5.

Консультативная и просветительская работа среди педагогов ДШИ

Производственные совещания

Колобова Е.П.

6.

Обмен опытом с педагогами с использованием сети Интернет

Общение с педагогами  сайт Завуч.инфо,

Колобова Е.П.

Практический  этап

1.

Отслеживание динамики  повышения учебной мотивации у обучающихся

Справки

Колобова Е.П.

2.

Организация и проведение школьных конкурсов ансамблей

Положения о конкурсах

Колобова Е.П.

3.

Участие в городских, окружных и всероссийских конкурсах ансамблей

Конкурсы, дипломы, грамоты

Колобова Е.П.

4.

Продолжение внедрения основных методических положений проекта

Планирование, создание инструментовок.

Колобова Е.П.

5.

Апробирование компьютерной программы «Финал»

Компьютерная программа финал

Колобова Е.П.

6.

Выступление с промежуточными результатами реализации проекта в ДШИ №2 посёлка Высокий

Протокол заседания

Колобова Е.П.

7.

Выступление с промежуточными результатами реализации проекта в ДШИ им. А.Кузьмина

Протокол заседания

Колобова Е.П.

Обобщающий  этап

1.

Анализ и оформление результатов реализации проекта

Аналитические справки

Колобова Е.П.

2.

Публикации статей с обобщением опыта, участие в научно-практических конференциях

Опубликованные статьи

Колобова Е.П.

План развития творческого коллектива обучающихся - ансамбль русских народных инструментов «Карусель».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

  • организация коллективного музицирования адаптирована к современным условиям функционирования детской школы искусств;
  • определены условия формирования современного оркестрового исполнительства;
  • выявлены наиболее важные компоненты успешной организации коллективного музицирования;
  • сокращение пропусков обучающимися занятий без уважительной причины;
  • повышение активности обучающихся на занятиях коллективным музицированием, заинтересованность  в концертных и конкурсных выступлениях;
  • высокие результаты по итогам участия в конкурсах различного уровня;
  • удовлетворённость обучающихся, родителей и педагогов образовательным процессом в детской школе искусств.

В коллективном музицировании с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, коллективное музицирование не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.

Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией.

Так, коллективное музицирование способно значительно повысить заинтересованность обучающихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Это положение особенно актуально для обучающихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

Исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы и для детей подросткового возраста, в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.

В качестве методик измерения изменения уровня мотивации у обучающихся в процессе интенсификации занятий коллективным музицированием определены:

  • Анкета для обучающихся «Мое отношение к обучению музыке»;
  • Опросник «Я и занятия музыкой»;
  • Анкета для родителей «Мой ребенок в музыкальной школе»;
  • Анкета для преподавателей «Обучающийся на моих музыкальных занятиях».

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

  1. Продолжение распространения опыта на заседаниях методических объединений преподавателей, выход на конференции различного уровня.
  2. Написание цикла статей с осмыслением опыта по повышению учебной мотивации обучающихся посредством организации коллективного музицирования.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Биберган В.Д. Традиции народного музицирования в самодеятельном оркестре русских народных инструментов / В.Д. Биберган. – М., 1999.
  2. Болковский Л. Формирование исполнителя – баяниста в классе ансамбля  Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. - Свердловск, 1986.      
  3. Бочкарев Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. – М., 1981.
  4. Глейхман В.Д. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов / В.Д. Глейхман. – М.: МГИК, 1976.
  5. Дорожкин А.  Оркестры русских народных инструментов: методические рекомендации. — М., 1955.
  6. Имханицкий М.  У истоков русской народной оркестровой культуры. — М., 1987.
  7. Карташов В.Л. Некоторые вопросы организации и работы оркестра народных инструментов / метод. рекоменд. для руководителей оркестров ДМШ. – Свердловск, 1989.
  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  9. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива / Новикова Л.И. // Педагогика: Уч. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского– М.: Просвещение, 1988.
  10. Пак Чон Хой. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея: диссертация ... кандидата педагогических наук: Москва, 2008.
  11. Полихрониди Е.П. Ансамблевое музицирование в ДМШ как один из факторов художественного воспитания детей /метод. рекомендации преп. класса ансамбля народных инструментов. – Донецк, 1987.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. / Б.М. Теплов – М., 1961.
  13. Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение интеллектуального уровня обучающихся посредством организации игровой дятельности

В отличие от взрослых, естественной средой общения для детей является игра.  Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Это средство коммуникации. В ходе игры ученик проявляет се...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...