Задачи музыкального образования на струнно-смычковом отделе ДШИ г. Зеи.
материал по музыке

Королева Нина Павловна

Реализуя указанные направления учебно-воспитательной системы отделения, педагогический коллектив работает в поисковом, творческом режиме, используя накопленный опыт занятий с детьми и привнося в него современные педагогические формы и методы работы. Благодаря этому, учащиеся в процессе обучения приобретают прочную информационно-содержательную базу, приобретают профессиональные навыки и умения, готовятся становятся профессионалами или просто любителями музыки с твердой гражданской позицией.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie._zadachi_obucheniya.docx33.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская музыкальная школа г. Зеи

Методическое сообщение

Задачи музыкального образования

на струнно-смычковом отделении

ДШИ г. Зеи

                                                                                                           Подготовила преподаватель

класса скрипки

Королева Нина Павловна

В преамбуле Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается, что система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на   воспитание молодых граждан России с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность. Вот такая поставлена высокая цель перед музыкальным образованием на творческое и интеллектуальное развитие    природного дара каждого ребенка.  Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что образование и воспитание – это главное, что дает общество человеку.

1.Документы, регламентирующие содержание образования – Федеральные государственные требования в ДШИ, учебные планы, учебные программы.

Учебный план фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение между ними учебного времени. Он имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения.

Учебная (образовательная) программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету. Кроме того, в образовательной программе обычно даются некоторые методические указания по реализации учебной программы.

Предпрофессиональная Программа, по которой работает отдел направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.

Учебный предмет «Специальность (скрипка)», «Ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: 

2. Цели и задачи учебного предмета «Специальность(скрипка)»

Цель: - выявление одаренных и заинтересованных в обучении на скрипке детей и их подготовка к возможному продолжению образования в области искусства;

- формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством личности.

Задачи:

• создать условия для интенсивного развития музыкально-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения, слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости с помощью игры на скрипке;

 • способствовать овладению основными приёмами игры на скрипке, умением создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения, знаниями музыкальной терминологии;

• создать условия для приобретения навыка чтения нот с листа, самостоятельного разучивания, преодоления трудностей и грамотного выразительного исполнения (по нотам и наизусть) на скрипке произведений из репертуара ДМШ, навыков публичного сольного выступления, а также в составе струнного ансамбля;

 • способствовать освоению знаний художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства, становлению культуры исполнительского мастерства скрипача;

• способствовать формированию базы для дальнейшего музыкального развития, для подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства.

Музыкальное образование -это передача от учителя к ученику традиционной культуры, получившей название классической, изучение истории музыки, анализ и усвоение музыкальных традиций, освоение приёмов игры на инструменте, ансамблевого исполнения.

Музыкальное воспитание - это подготовка природных данных ученика (физиологических и интеллектуальных) к восприятию музыкального образования.

 Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, умения оценивать и анализировать свою деятельность. Ответственность за использование в образовательном процессе различных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, создание условий при которых данные технологии современной педагогической теории и практики применяются, лежит на преподавателе дополнительного образования в сфере искусства.

   в    

образование»? Это передача  от  учителя  к  ученику  традиционной  культуры,

получившей  название  классической,  изучение  музыкальных  правил  и

истории  музыки,  анализ  и  усвоение  музыкальных  традиций,  освоение

приёмов игры на инструменте, искусства пения, ансамблевого исполнения и

т.д. 

      Музыкальное  воспитание  же  подразумевает    реакцию  человека  на

современную музыкальную среду. С точки зрения музыкальной педагогики,

музыкальное  воспитание  это  подготовка  природных  данныхученика

(физиологических  и  интеллектуальных)  к  восприятию  музыкального

образования. 

    Если  вначале  обучения  музыкальное  образование    превалирует  над

музыкальным  воспитанием,  ученик  теряет  интерес  к  обучению  в  связи  с

возникающими  трудностями.  Для  осознания  основ  музыкальной  грамоты  

преподаватель должен приготовить слух, внимание, память, эмоциональное

восприятие,  ритм,  двигательные  функции  ребёнка.  Это  должно  стать  

основой начального периода обучения, так как от первых уроков ученика в

музыкальном воспитании зависит его музыкальное образование. 

   Преподаватель должен сделать так, чтобы ребёнок осознал необходимость

обучения музыке. А для этого нужно развить эмоциональный мир  ученика,

чтобы он мог адекватно воспринимать тот мир, который заключён в понятии

«музыка». Необходимо настолько погрузить ребёнка в эмоциональный мир

музыки, чтобы он почувствовал его «своим», жизненно необходимым

пространством. На первых уроках важно чтобы ребёнку удавалось как можно

больше из того, что ему предлагается освоить. Ведь всё, с чем сталкиваешься

впервые, запоминается особенно хорошо. Позитивный настрой первых

занятий музыкой решает многие сложные задачи, которые ученик будет

решать впоследствии. 

В начальный период обучения необходимо подготовить слуховое внимание

ученика,    а    также  освоить  целый  комплекс  двигательных,  эмоциональных  

задач.  В  настоящее  время  многие  дети  страдают  от  мышечной  зажатости,

связанной с    повышенным тонусом мышц, поэтому, во-первых необходимо

выработать свободное движение рук, а уже затем навыки координации. На

этом этапе важно не форсировать развитие технических навыков, а двигаться

в  техническом  направлении  постепенно,  наблюдая  за  темпом  движения

ребёнка.  Лучше  уделить  внимание    слуховой,  эмоциональной  работе,

развитию  слуховых  восприятий  и  музыкальных  представлений,    а  в

техническом  плане  обратится  к  работе  над  крупными  движениями  рук  и

вопросам  ориентации  на  инструменте.  Вывод:  самой  главной  задачей

начального  воспитания  является  воспитание  правильных,  свободных

мышечных ощущений при игре на инструменте. 

   При  работе  над    умением  расслабляться,  владении    мышечными

ощущениями необходимо опираться на то, что ребёнок умеет делать. Очень

хорошо  помогают  комплексы  пальчиковой  гимнастики,  способствующие  с

одной  стороны  освобождению  мышечного  аппарата,  а  с  другой

развивающие  мышечную  активность  ученика,    обращение  к  знакМузыкальное Что  музыкальная  педагогика  вкладывает  в  понятие  «музыкальное

3. Обучение.

Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Стуктура процесса обучения включает:

Деятельность преподавателя – преподавание.

Деятельность ученика – учение.

Для обучения характерно:

  • Двусторонний характер. (Совместная деятельность преподавателя и учащихся).
  • Руководство со стороны учителя, заключающееся в организации деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации.
  • Целостность и единство целей, методов, средств и результата.
  • Соответствие возрастным особенностям.

 Обучение выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, двигательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Принципы обучения.

Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.

Учитель:

1. ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное развитие ребенка.

2. создает необходимые условия для успешного протекания учения:

  • отбирает содержание в соответствии с поставленными целями;
  • продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения;
  • использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Этапы управления процессом обучения:

  • планирование,
  • организация,
  • регулирование (стимулирование) и контроль,
  • оценка и анализ результатов.

Этап планирования начинается с анализа исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей.

В ДШИ особый вид планирования – индивидуальный план учащегося.

На этапе планирования преподаватель осуществляет:

  • определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач,
  • отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся
  • прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.;
  • определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения;
  • продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

Целенаправленная деятельность преподавателя обладает той специфической особенностью, что процесс музыкального образования, воспитания и обучения ученика в классе по специальности происходит в индивидуальном порядке. Очевидно, что определяющим фактором взаимодействия педагога с учеником должна служить индивидуальность ученика, его способности и, отталкиваясь от этого, педагог может программировать результаты деятельности и добиваться их выполнения.

Этап организации деятельности учащихся включает в себя:

· постановку учебных задач перед учащимися;

· создание благоприятных условий для их выполнения

Текущий контроль:

 В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки. Результаты текущего контроль учитываются для коррекции процесса обучения: замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, участия в очных конкурсах и другое. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 Оценочные критерии:

Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 Критерии оценки качества исполнения:

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Учащийся    должен    продемонстрировать    весь

комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу, иметь хорошую интонацию, хорошее звучание и достаточно развитый инструментализм.

4 («хорошо»)

При     всех     вышеизложенных     пунктах     не

достаточно музыкальной выразительности или несколько отстает техническое развитие учащегося.

3 («удовлетворительно»)

Исполнение   носит   формальный   характер, не

хватает технического развития и инструментальных навыков для качественного исполнения данной программы, нет понимания стиля исполняемых произведений, звучание маловыразительное, есть интонационные проблемы.

2 («неудовлетворительно»)

Программа не донесена по тексту, отсутствуют инструментальные      навыки, бессмысленное

исполнение, нечистая интонация, отсутствие перспектив дальнейшего обучения на инструменте.

Зачет (без оценки) – Исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и

«-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

1.        Оценка годовой работы учащегося.

2.        Оценки за академические концерты или экзамены.

3.        Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

1.        Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

2.        Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

3.        Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.

4.Воспитательная система на струнно-смычковом отделении.

Единство обучения и воспитания в атмосфере творчества – важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса, что составляет основу развития духовной нравственности учащегося. Система – это не разовая, а постоянная, поэтапная работа от простого к сложному, которая включает в себя многообразные направления и формы воспитательной работы.

Преподаватели струнно-смычкового отделения школы, опрос учащихся и родителей позволил определить основные ценности и идеи, которые составляют воспитательную систему ДШИ:

  • общечеловеческие ценности;
  • культурно-исторические ценности;
  • личные ценности;
  • приобретение навыков осознанного выбора и понимания личной ответственности за сделанный выбор;
  • идея оптимально организованной деятельности школьников.

Направления

Формы работы

Учебно-познавательное

академические концерты (педагогическая диагностика учащихся);

конкурсы, фестивали,

музыкальные олимпиады и викторины (диагностика индивидуальных интересов);

 профессиональная ориентация;

Гражданско-патриотическое

проекты школы и отделения

Эстетическое

уроки сольфеджио, музыкальной литературы и слушания;

коллективное музицирование;

концертная деятельность;

 

Духовно – нравственное

все перечисленные формы работы

Сотрудничество с родителями

родительские собрания;

открытые академические концерты;

посещения занятий по различным предметам;

группа в сетях;

сайты коллективов;

Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Таким образом, реализуя указанные выше направления учебно-воспитательной системы отделения, педагогический коллектив работает в поисковом, творческом режиме, используя накопленный опыт занятий с детьми и привнося в него современные педагогические формы и методы работы. Благодаря этому, учащиеся в процессе обучения приобретают прочную информационно-содержательную базу, приобретают профессиональные навыки и умения, готовятся становятся профессионалами или просто любителями музыки с твердой гражданской позицией.  

Использованная литература:

1.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства (от 4.09.2014г.)

2.Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства.

3. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации программ в области искусств (от 21.11.13г.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Струнные смычковые инструменты

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о различных оркестрах , познакомить с группой  струнных смычковых инструментов симфонического оркестра.Задачи урока:-Различать струнные...

Струнные смычковые инструменты Презентация к уроку

План урока: 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.3. Открытие новых знаний.4. Проверка усвоения нового матери...

Презентация "Струнные смычковые инструменты"

Презентация к уроку сольфеджио.Использовано видео:1. Чайковский2. А.Князев. Виолончель3. Бенда -Граве  Ю.Башмет, Е.Кисин4. Паганини. Кампанелла5. Ростропович. Виолончель6. Х. В. Гл...

Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» для 2 курса отдела «Теория музыки»

Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» составлены для студентов 2 курса отдела «Теория музыки»...

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...

Методическое сообщение "Задачи музыкального образования на струнно-смычковом отделении ДШИ г. Зеи"

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что образование и воспитание – это главное, что дает общество человеку....