Этапы работы с родителями в детском хоровом коллективе
методическая разработка по музыке

Скрипка Наталья Васильевна

Детский хоровой коллектив – это уникальное явление активного духовного взаимодействия большого количества разновозрастных людей – педагога и концертмейстера, учащихся-хористов, их родителей, бабушек и дедушек. Мастерство руководителя коллектива и его профессионализм помогает объединить этих очень разных людей едиными интересами и задать вектор развития творческого общения всего коллектива.

В основе эффективной работы по воспитанию гармонично развитой личности учащегося  и юного музыканта, лежит триада «педагог – родитель – учащийся». Взаимодействие этих трёх важнейших составляющих основывается на общих интересах, взаимном уважении и бережном отношении к личности ребёнка. Педагогу очень важно выстроить работу таким образом, чтобы родитель чувствовал себя соратником и помощником в деле воспитания юного музыканта, поэтому необходимо уделять много внимания и времени работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hore.docx23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мы выделили несколько направлений этой работы:

1. Традиционные формы работы

2. Просветительская работа

3. Интерактивные формы работы

4. Организация совместной досуговой деятельности детей и родителей

Традиционные формы работы в детском хоровом коллективе могут включать в себя:

     Родительские собрания. Это одна из основных форм работы с родителями. Собрания проходят обычно в начале, середине и конце учебного года, а так же по мере возникновения необходимости. На таких встречах с родителями педагог, как правило, информирует о делах коллектива, планировании работы объединения, происходит обсуждение текущих вопросов.

     Дни открытых дверей, где родители могут познакомиться с деятельностью коллектива, его образовательной программой, побеседовать с руководителем.

     Открытые занятия позволяют родителям погрузиться в атмосферу учебных занятий, понять специфику работы, посмотреть на успехи своего ребёнка.

     Отчётные выступления – это самый радостный и ответственный момент в работе творческого объединения – исполнить перед публикой концертную программу, продемонстрировать свои умения и навыки.

     Предпоказы родителям концертной программы. Для начинающих артистов каждый концерт – это очень волнительный момент. Предпоказы проводятся для того, чтобы дети несколько раз исполнили перед публикой, состоящей из близких людей, всю программу выступления. После прогона концертной программы проводится обсуждение, родители могут высказать своё мнение, замечания, посоветовать, как улучшить исполнение, сделать его более ярким и запоминающимся.

Для эффективной работы с детьми очень важно, чтобы родители понимали важность и сложность, разнообразие деятельности детского музыкального коллектива, возрастные и психологические особенности детей, способы педагогического воздействия на ребёнка. С этой целью в объединении проводится   просветителькая   работа родителями, которая включает в себя следующее:

     Родительский лекторий. Эта форма работы предполагает организацию для родителей просветительских лекций с участием специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения. Такие встречи способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДДЮТ к воспитанию детей.

     Дистанционное общение в интернет-группе – направлено на информирование родителей о содержании творческой деятельности учащихся на занятиях, концертной деятельности и достижениях коллектива. С этой целью очень удобно использовать интренет-платформу ВКонтакте.

     Создание видеофильмов о коллективе, об образовательной программе, которые можно использовать для ознакомления родителей (в особенности, новичков) с деятельностью объединения.

     Создание фотоальбомов о жизни и достижениях коллектива, об участии в мероприятиях родителей и детей.

Каждому родителю важно, чтобы педагог осуществлял личностный подход к ребёнку, учитывал его особенности. У каждого родителя есть свои надежды и ожидания от учебного процесса в целом и от личности педагога в частности. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ помогают персонифицировать работу педагога с учащимися:

     Индивидуальные беседы и консультации помогут педагогу глубже познакомиться с родителями и учащимися, узнать информацию об особенностях здоровья и развития ребёнка, которую родители посчитают необходимым сообщить. Также позволят родителям узнать от педагога, как ребёнок занимается в объединении, как проявляет себя на занятиях и во взаимоотношениях с другими учащимися.

     Опросы и анкетирование родителей позволяют охватить большую аудиторию и быстро получить конкретную  информацию. Например, провести мониторинг запросов и ожиданий, удовлетворённости родителей образовательным процессом по программе, деятельностью объединения; выявить индивидуальные особенности учащихся.

     Работа с родительским комитетом. Большую помощь в работе детского коллектива оказывает родительский комитет. Он решает различные организационные вопросы, связанные с деятельностью хора, так же привлекает других родителей к помощи.

     Привлечение родителей к помощи. Родители-энтузиасты по поручению педагога могут взять на себя часть забот по организации экскурсий, по оснащению хоровыми партитурами, реквизитом для концертных номеров и другим учебно-методическим материалом.

     Очень интересным и объединяющим весь коллектив детей и родителей является такой вид деятельности как создание хоровых видеопроектов. Они предполагают домашнюю видеосъёмку исполнения учащимся (в том числе совместно с родителями) концертных номеров или фрагментов хоровых произведений с целью создания видеофильма по произведению и могут быть самыми разнообразными по тематике, количеству участников, количеству концертных номеров.

Эффективность воспитательной системы в детском объединении характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьёй, утверждением родителей как субъектов целостного образовательно-воспитательного процесса. Для многих родителей, заинтересованных в успешном развитии личности ребёнка, становится интересной такая форма работы в коллективе, как ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, способствующей обогащению детско-родительских отношений общими яркими впечатлениями, эмоциями, переживаниями.

     Широкое распространение получают совместные творческие и спортивные мероприятия в объединении:

- квесты,

- викторины,

- творческие конкурсы,

- семейные праздники,

- новогодние огоньки,

- семейные концерты,

- игры по станциям,

- спортивные игры: эстафеты, футбол/пионербол с участием детей и родителей.

Родители не только помогают в организации и проведении таких мероприятий, но и активно участвуют в них наравне с детьми.

     Творческие мастерские (мастер-классы) для родителей позволяютне только познакомить мам и пап, бабушек и дедушек с учебно-творческим процессом, но и активно поучаствовать в нём наравне с детьми.

     Проведение совместных мастер-классов и репетиций способствуют созданию хора родителей или сводного детско-родительского хора, который при возможности, желании и соответствующей подготовке репертуара может выступать в концертах и творческих конкурсах.

     Многие родители совместно с детьми с удовольствием принимают участие в мероприятиях и акциях, организованных ДДЮТ. К ним относятся:

- субботники

- посадка клумбы, озеленение территории,

- семейные спортивные праздники,

- фестивали семейного творчества,

- акции «Бессмертный полк»,

- онлайн-челенджи, онлайн-викторииы, квизы.

     Культпоходы детей с родителями в капеллу, филармонию, музеи города. Совместное посещение концертов и экскурсий не только эмоционально объединяет родителей и детей, но и наполняет досуг семьи духовными смыслами и ценностями.

     Экскурсионные и творческие поездки предполагают организацию коллективного посещения детьми и родителями экскурсионных и музейных программ, совместные поездки на конкурсы в другие регионы. Это позволяет объединить образовательный и воспитательный процесс в единое целое, способствует формированию и развитию системы духовных и нравственных ценностей ребёнка, семьи, норм этики и морали, социализации личности человека.

     Походы выходного дня «Отдыхаем всей семьёй» – это поездки всего коллектива за город на пикник, командные, в том числе подвижные, игры, конкурсы эрудитов, задания на сообразительность, разгадывание головоломок, викторин на разные темы. Такие мини-путешествия заряжают и взрослых, и детей энергией, несут много позитивных эмоций,  радости от общения, способствуют социализации более робких и ребят помладше, развивают навыки взаимодействия в команде, позволяют приобщиться всей семье, включая братьев и сестёр, бабушек и дедушек.  

Работа с родителями – неотъемлемая, значимая часть педагогического процесса. Важно помнить, что именно семья может обеспечить непрерывность и системность воспитательного и образовательного процесса для ребёнка. Именно в семье начинает формироваться личность человека, его интересы и потребности. Тесные взаимосвязи с семьями учащихся помогают эффективно организовать как учебную, так и досуговую, и творческую деятельность коллектива, а так же способствуют воспитанию социализированной, гармонично развитой, духовно и творчески активной личности ребёнка.

Таким образом, систематическая работа с семьями обучающихся способствует созданию благоприятных психологических условий для деятельности детей, гармонизирует их отношения с родителями, реально укрепляет систему взаимодействия «Педагоги-дети-родители».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о...

Защита ВКР "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка"

Краткий текст защиты выпускной квалификационной работы "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка". Защита состоялась в 2010 году и была оценена государствен...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

Статья на тему: Методика работы с детским хоровым коллективом.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...

Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе

План-конспект открытого занятия для руководителей детских хоровых коллективов...

Основополагающие принципы работы над строем в детском хоровом коллективе, пение а’саppella

Методические рекомендации по работе над строем и пением а’саppella в детском хоровом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования. Данные методические рекомендации адресов...

Индивидуальные особенности ребёнка в вокальной работе детского хорового коллектива

В материале описывается влияние индивидуальных особенностей ребёнка на развитие его певческих навыков....