Индивидуальные особенности ребёнка в вокальной работе детского хорового коллектива
методическая разработка по музыке

Комаров Владимир Алексеевич

В материале описывается влияние индивидуальных особенностей ребёнка на развитие его певческих навыков. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Индивидуальные особенности ребёнка

в вокальной работе детского хорового коллектива

  1. Начальные методические основы вокально-хоровой работы с детьми.
  2. Некоторые индивидуальные особенности роста и развития ребёнка.
  3. Влияние индивидуальных особенностей развития детей на развитие певческих навыков. Примеры из опыта вокальной работы в детской хоровой студии «Искра».
  1. Начальные певческие навыки

Обычно к элементарным певческим навыкам относят:

  • Умение владеть певческим дыханием
  • Владение артикуляционным аппаратом
  • Умение петь протяжно гласные звуки

Чтобы привить правильные певческие навыки, необходимо создать условия, при которых можно их вырабатывать:

  • Прямая осанка стоя. Плечи назад. Ноги не сгибать. Руки висят. Прямая осанка сидя. К спинке стула не прислоняться, не горбить спину, не класть ногу на ногу.
  • Прямая голова. Голову не опускать и не запрокидывать назад. Шею не вытягивать. Должно быть естественное положение головы.
  • Рот нужно открывать вертикально. Нельзя вширь. Нижняя челюсть свободная. Губы упругие.

Дыхание ребёнка отличается от дыхания взрослого человека. У детей грудная клетка в сравнении со взрослой приподнята. Нижне-рёберное дыхание под вопросом. Диафрагма недостаточно сильная. Объём лёгких в два с половиной раза меньше. Для обычного дыхания человека характерна равномерность вдоха и выдоха. Дыхание певца должно быть организовано по-другому: вдох быстрый и активный, а выдох медленный. Следует, однако, отметить, что дыхание будет всегда зависеть от темпа и характера музыки и, конечно, от особенностей фразы, то есть её продолжительности, динамики, тесситуры и штриха.

Дыхание

Для овладения навыком певческого дыхания можно регулярно выполнять некоторые упражнения:

  1. Встать прямо. Поднять плечи. Держать их поднятыми. Выдохнуть. Затем плечи резко опустить и одновременно вдохнуть. Вдох автоматически происходит в нижнюю часть лёгких.
  2. Встать прямо. Поднять до пояса «присогнутые» руки «ухватиком». Локти отвести назад. Одна рука чуть выше другой. Сделать быстрый выдох, одновременно скрестив руки так, чтобы локти оказались один над другим. Затем быстро вдохнуть и, одновременно, вернуть локти назад. Дыхание берётся на уровне локтей, то есть в нижнюю часть лёгких.
  3. Стоять прямо. Медленно сделать полу-наклон прямой спиной и одновременно носом взять дыхание так спокойно, как нюхают цветок. Остановить движение спины и одновременно задержать дыхание. Затем медленно выпрямиться и выдохнуть.
  4. Вытянуть правую руку вперёд. Поднять указательный палец. Взять дыхание. Выдыхать долго и тонкой струйкой, стараясь попасть ей на палец. Представить, что мы задуваем свечку.

Артикуляция

При пении любого вокального произведения у певца должна быть ясная дикция. Поэтому в произношении слов весьма важной является работа нижней челюсти, глотки, мягкого нёба, языка и губ. Чаще всего у детей плохо двигается язык, губы бывают вялые, а нижняя челюсть зажимается. Чтобы работа над развитием артикуляционного аппарата была эффективной, нужно тренироваться на каждом занятии, и заниматься всеми группами согласных звуков. Развивать артикуляцию можно вокальными упражнениями и скороговорками. Напомним классификацию согласных: сонорные звуки (всегда звонкие): р, л, м, н, й; звонкие: б, в, д, з; глухие: п, ф, т, с, ш, щ, ц, ч, к, х; парные согласные: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.

Вокальные упражнения:

Пение простых мелодий с губными согласными б, п, м

Пение простых мелодий на согласные звуки в, р

Пение слогов на сонорные: м, н, л, р, г, б, в

Пение скороговорок на одной ноте, например: «Барашеньки крутороженьки»

Проговаривание скороговорок

Примеры скороговорок:

Звуки: б, п, в, ф, д, т, г, к, х

Архип осип, Осип охрип.
Баран-буян залез в бурьян.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
В нашей покупке – крупы и крупки.
Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"
Деда Данила делил дыню: дольку – Диме, дольку – Дине.
Наш Полкан попал в капкан.
У елки иголки колки.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «Xa-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»

У перепела и перепелки пять перепелят.
Фаня Федю удивила – и фуфайку подарила

Звуки: р, л, м, н

В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.
Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Во мраке раки шумят в драке.
Труба трубит, труба поет, трубач по городу идет.
Упрямый Егорка дремлет на пригорке.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Звуки: с, з, ш, ж, ч, щ, ц

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Волки рыщут – пищу ищут. 
Ежу на ужин паук нужен. 
Коси, коса, пока pосa. Роса долой, коса домой.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
У плюшевого мишки сосновые шишки.
Шёл Саша по шоссе и сосал сушку.

Работать над дикцией необходимо в каждом репертуарном произведении. Это составная часть комплексной вокально-хоровой работы. Очень полезно не петь, а проговаривать слова в темпо-ритме музыкального произведения. Тем самым мы сразу же включаемся в работу над дикцией. Слышим плохие фрагменты, тут же исправляем их и добиваемся большей ясности и чёткости литературного текста.

Вокализация

Нужно помнить, что гортань у детей меньше, чем у взрослых в два с половиной раза. В отличие от взрослой, она более подвижная, а её хрящи эластичные и гибкие. Окостенение хрящей начинается после мутации. Внутренние и внешние мышцы гортани непосредственно участвуют в голосообразовании, они смыкают и размыкают голосовые складки. Детские голосовые складки в два с половиной раза тоньше и короче взрослых. Естественно, это сказывается на вокальных возможностях, на диапазоне и силе голоса. Поэтому в вокальной работе с детьми важно соблюдать основные правила: использовать соответственный возрасту музыкальный материал, петь в доступной детскому голосу тесситуре и динамике. Развитие голоса ребёнка должно проходить естественным образом, без мышечных зажатий, приводящих к форсированной работе складок. Занятие с детьми не должно приводить к утомлению голосового аппарата. На репетиции нужно применять различные формы работы, менять темп, тональность, тесситуру, эмоции, музыкальный характер и, конечно, использовать сценические движения.

Вокальный звук должен быть свободным и лёгким. Он зависит от характера и темпа произведения. Вокальную работу певца можно сравнить с игрой скрипача. Играя на скрипке, скрипач координирует работу левой и правой руки. Левая отвечает за интонацию звука, его вибрацию, а правая ведёт звук смычком. Дыхание вокалиста в пении выполняет такую же функцию, как правая рука скрипача. Голосовые складки певца начинают смыкаться от давления дыхания на них. Как и скрипачу, вокалисту нужна координация работы голосовых складок  и дыхания.

Атака звука может быть твёрдой или мягкой. Редко у детей может быть придыхательной. Тембр звука бывает самым различным по внутренним характеристикам, а по классификации или светлым или тёмным. Сила звука может быть громкой, тихой или средней. Работа с резонаторами может начинаться только тогда, когда у детей появляются индивидуальные тембры.

В работе над вокальным произведением нужно всегда помнить о синтезе музыки и слова. Нельзя ставить слово выше музыки, так же, как нельзя заниматься красотой музыки в ущерб слову.

Кантилена певца должна быть такой же простой, как обычный разговор. Только люди разговаривают близко друг к другу, а певец обращается к людям, сидящим в зале в нескольких метрах от него. Голос певца может звучать с разной силой. Важно, чтобы он «на форте» не переходил в крик, а «на пиано» не «снимался» с опоры дыхания. Согласные звуки должны быть «увеличены в размере» и в тихом и в громком исполнении. Певцу нужно обязательно научиться «декламировать» литературный текст. Если такая декламация будет выразительна и эмоциональна, то она не уступит по красоте мелодии и сольётся с ней в единое целое.

Типичными вокальными недостатками являются: зажатость, «подъезды» к нотам, детонация, гнусавость, тремоляция, качание, сип, крик, открытый или «белый» звук, глухой звук и различные дефекты дикции.

Физическое напряжение и зажатый певческий аппарат лишает певца техники и создаёт дискомфорт слушателям. Форсированное пение сопровождается, как правило, плохим порывистым дыханием и напряжением лицевых мышц. От зажатого голоса певца у слушателя так же возникают внутренние зажимы. Мышцы певца во время пения должны быть хорошо организованными, упругими и свободными. Это касается и общего физического состояния тела. Активность и живость певца создают хорошие условия для творческого процесса и для его восприятия.

Интонация зависит от многих условий. На неё оказывает влияние:

  • Вокальная подготовка: кантилена, вокальная техника,
  • Степень развития ладо-гармонического слуха,
  • Музыкальная память,
  • Работа резонаторов,
  • Тембральная работа,
  • Выбор регистров,
  • Координации дыхания и работы голосовых складок,
  • Эмоциональное состояние,
  • Погода,
  • Степень усталости,
  • Продолжительное пение в одной тональности,
  • Продолжительное пение в одном темпе,
  • Пение в неудобной тесситуре.

  1. Некоторые особенности детского роста, восприятия и развития вокальных навыков

Человеческий голос находится в режиме изменений всю жизнь. В младенчестве гортань очень маленькая, «морганиевы желудочки», наоборот, очень велики. Поэтому звуки малышей пронзительны. В первые три года жизни голос быстро меняется. Затем, ближе к школьному возрасту происходят небольшие изменения в гортани соответственно индивидуальному росту и развитию организма. В младшем школьном возрасте голос ребёнка лёгкий, фальцетного типа, без признаков какой-либо тембровой насыщенности. Диапазон небольшой, и его нельзя классифицировать по признакам сопрано или меццо-сопрано. В среднем возрасте детский голос постепенно приобретает грудные оттенки. Постепенно появляется некоторая сила и полнота звучания, которая придаёт голосу индивидуальные черты и тембровую окраску. Диапазон становится немного шире. В подростковом возрасте под влиянием психофизических причин голос продолжает приобретать новые качества. Наибольшие изменения происходят в период полового созревания, во время быстрого и, часто, неравномерного развития организма. После мутации элементы детского звучания постепенно уступают место более взрослому. Диапазон становится шире, появляется микстовое и грудное звучание. Тембр голоса становится ещё более насыщенным. Голоса у девушек можно классифицировать как сопрано или меццо-сопрано, учитывая переходные ноты или принимая во внимание возможности вокальной тесситуры.

Следует заметить, что голос продолжает изменяться и после окончания взросления организма человека.

  1. Примеры индивидуальной вокальной работы в детской хоровой студии «Искра»

В хоровой студии «Искра» занимается 450 детей от 06 до 18 лет. Работают подготовительный, младший, средний, старший хоры и камерный хор выпускниц. Три педагога ведут вокальные занятия – индивидуальные и ансамблевые. Общее количество обучающихся – 60 разновозрастных детей. Ниже приведены маленькие истории тех, кто поёт в среднем и старшем хоре. Все они хотят научиться петь, как солисты, но из-за внутренних индивидуальных проблем у них пока это не получается. Поэтому, перед каждой певицей мы ставим те задачи, которые могут реально повысить её профессиональный вокально-исполнительский уровень.

  1. Маша. Непоседа. 11 лет. Быстрый рост организма. Не может стоять спокойно. Наблюдается чрезмерная двигательная активность. Ходим, считаем до 10 на крещендо и обратно на диминуэндо. Потом поём «Мне наскучило девице» и, одновременно, ходим по кругу, машем руками, делаем остановки, работаем над мимикой, то есть отображаем характер произведения всеми возможными способами.
  2.  Маша. 11 лет. Плакса. Обидчивая. Может подолгу рассказывать про домашние проблемы. Её резюме: «Всё достало». Невнимательна. Часто пропускает занятия. Хорошая память. Выбирает сложные произведения. Хочет быть солисткой, но работать не любит. Когда «выговорится», начинаем работать, включая положительные эмоции.
  3. Дарина. 11 лет. Маленькая, щупленькая, голосистая. Из многодетной семьи. Всё, что делает – всё в радость. Когда поёт, становится серьёзной.

Все 11-летние дети быстро «схватывают». Если интересно, то быстро учат, правда и забывают тоже быстро.

  1. Анна. 12 лет. Два месяца занятий. Язык мешается. Он поднимается «бугром» и плохо управляется. Спокойная рассудительная, внимательная. Склонность к форсажу. Поём упражнения, освобождаем мышцы языка.
  2. Ульяна. 12 лет. Первый год занятия. Высокая, физически развитая. Интонация чистая. Голос яркий, крепкий, грудной регистр есть, но не используется. Всё схватывает «на лету». Хорошая память. Репертуар осваивает в спокойном темпе. Проблемы с осанкой, головой. спиной. Во время пения вытягивает шею, плечи сутулые. На занятии часто стоим спиной к стене.
  3. Василиса. 13 лет. Занимается сольным пением 4 месяца. Поёт в хоре с первого класса. Учится играть на флейте. Когда играет, дышит более поверхностно. Вокальное дыхание приходится тренировать по-другому. Верхние ноты головного регистра даются легко, но есть сип. После упражнения «скрип-голос» сип уходит.
  4. Владислава. 13 лет. Плохая интонация. Второй год вокальных занятий. На каждом занятии поём гармонические последовательности, держим «длинную» ноту на одном дыхании и работаем над простыми романсами Гурилёва и Варламова. Голос определился как сопрано. Часто вместе со взрослой девятнадцатилетней девушкой читает с листа более трудные романсы. Надеемся, что со временем специальные упражнения стабилизируют интонацию.
  5. Полина. 14 лет. Занимается вокалом полгода. Сильно зажата и внутренне, и наружно. Играет на фортепиано также зажатыми руками. Во время пения не может разжать нижнюю челюсть. Голос сиплый. После упражнения «скрип-голос» на гласную «У» сипа становится меньше. Проблемы с позвоночником. Стоять прямо может только полминуты.
  6. Дарьяна. 15 лет. Петь любит, но боится петь одна. Боится ошибиться. Чистой интонации нет, но хочет всему научиться. Когда поёт в хоре, то, говорит, что всё в порядке, но, конечно, это не так. Физически крепкая. Голос большой, но из-за боязни его не озвучивает. На занятиях поём простые вокальные упражнения.
  7. Маша 16 лет. Грудной голос. Часто форсирует. Боремся с форсажем уходя в головной регистр. Пытаемся петь тише и легче. Репертуар маленький. Занятия проходят не регулярно из-за болезней.
  8. Вера 17 лет. Поёт в хоре и вокальном ансамбле. Занимается сольным пением второй год. Хорошо интонирует, если кто-то рядом. Сольный репертуар любит петь тоже с кем-нибудь. Стремится петь лучше и чище. Любит выступать на сцене. Занимается не регулярно. Голос, постепенно, из альтов уходит вверх. Во время хорового занятия часто переходит из партии альтов в партию сопрано.
  9. Лиза. 17 лет. Занимается вокалом первый год. В студии 11 лет. В школу не ходит. На домашнем обучении. Поёт в вокальном ансамбле, старшем хоре. Сольно петь побаивается, но уверенности постепенно становится больше. Голос тоже приобретает силу. Репертуар сложный, но небольшой.
  10. Лиза. 19 лет. Начала сольные занятия в 14 лет. Интонация была неуверенная. Голова умная, память отличная. Характер домашний. Выступать в хоре и ансамбле любит. Соло петь боится. Во время первого выступления в 15 лет на конкурсе совсем пропал голос, но, тем не менее, как-то «просипела» и «прошипела» «Мне минуло 16 лет». Была одета как «настоящая» пастушка и за это, видимо, получила специальный приз. Окончила школу с золотой медалью. Хочет быть психологом. Недавно в Москве стала лауреатом одного из вокальных конкурсов. Большой сольный репертуар. Осанка плохая из-за родовой травмы.
  11. Анна. 20 лет. Учится на фармацевта. В 11 лет родители попросили взять ребёнка в старший хор. Они хотели, чтобы дочка научилась общаться с другими детьми, чтобы перестала бояться людей и стала более смелой. Вначале интонации не было совсем. Благодаря родителям, она ездила с хором во все российские и зарубежные поездки. Сначала дичилась, но, постепенно начала включаться во все детские дела. Со временем интонация стала лучше. Хотя где-то в глубине души боязнь ошибиться держалась ещё очень долго. В 20 лет захотела серьёзно заниматься вокалом. Сейчас она приходит на занятия старшего хора, поёт в вокальном ансамбле и хоре выпускниц. То есть, поёт почти каждый день. Знает хоровые партии первых и вторых сопрано. Осваивает сольный репертуар. Наблюдается небольшая мышечная зажатость. На занятиях по сольному пению быстро осваивает сопрановый репертуар. Кроме того, выполняет домашние вокальные упражнения. Тембр голоса, постепенно, меняется к лучшему.

Май 2023 г. Художественный руководитель Детской хоровой студии «Искра» ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской» ЗРК РФ Владимир Алексеевич Комаров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

Статья на тему: Методика работы с детским хоровым коллективом.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...

Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе

План-конспект открытого занятия для руководителей детских хоровых коллективов...

Основополагающие принципы работы над строем в детском хоровом коллективе, пение а’саppella

Методические рекомендации по работе над строем и пением а’саppella в детском хоровом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования. Данные методические рекомендации адресов...

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе....

Этапы работы с родителями в детском хоровом коллективе

Детский хоровой коллектив – это уникальное явление активного духовного взаимодействия большого количества разновозрастных людей – педагога и концертмейстера, учащихся-хористов, их родителе...