Конспекты уроков по музыке 6-8 классы
план-конспект урока по музыке

Диденко Дарья Владимировна

Конспекты уроков по музыке  6-8 классы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема урока: «Музыка- оружие в борьбе за свободу».

Вид урока: комбинированный

Цель урока: развитие творческих способностей и умение слушать музыку. Привитие любви к музыке, к миру прекрасного, дать представление  о музыкальном образе и средствах его сознания.

Этапы урока, произведения, композиторы

Задачи

Методы и приемы работы

Хронометраж

1

Вводная часть

-Организационный момент;

-вводная беседа

-Настроить детей на муз. деятельность;

-познакомить с темой урока;

-настроить на исполнительскую деятельность.

-словесный;

-наглядно-зрительный;

-активизация внимания

10 мин.

2

Основная часть

Рассказ и пояснение .

Просмотр презентации.

Исполнение песни

-развивать умение анализировать прослушивание произведения, грамотно и четко излагать свой ответ;

- воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

- словесный;

-наглядно-зрительный;

-активизация внимания;

-метод сравнения;

20 мин.

5 мин

3

Заключительная часть

-заключительная беседа

-определить качество усвоения материала.

-словесный

5 мин.

Ход урока

…Песня и стих – это бомба и знамя.
                                    
В. Маяковский.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие в далёкую страну – Греция. А путешествие наше будет не обычное, а музыкальное. Что вы знаете о Греции? Может, кто-то из вас был в этой удивительной стране? (Ответы детей.).

– Действительно, Греция великая страна расположенная на Балканском полуострове. Чистые и уютные городки Греции располагаются у подножия гор .Пятая часть Греции – острова. Они очень живописны. Столица Греции – Афины, едва ли не самая молодая, и в тоже время самая древняя европейская столица. Современные Афины построены за последние сто с лишним лет. Современное градостроительство запретило строить дома в Афинах не выше девяти этажей, чтобы не закрывать вид старых колонн древнего города . Также удивительный народ в Греции. Среди них было немало великих учёных, проникшие во многие тайны мира: Пифагор, Архимед, Аристотель. Боги у греков имели человеческий образ, а герои, рождённые, от браков богов и людей были могучи, отважны и умны. Греки – жизнерадостный народ. Они любят шутки, меткое слово. Ни один воскресный день не проходит без музыки и танцев.

Когда–то в Греции – солнечной Элладе, создавшей, в давние времена светлую, человеколюбивую культуру, прекрасное, полное жизни искусство – произошёл фашистский переворот. Власть захватили в свои руки враги греческого народа – фашистские полковники. Страну покрыли чёрные тучи. Это было в 1967 году. С первых дней фашистской оккупации греческий народ повёл решительную борьбу за изгнание захватчиков. Лучшие люди Греции встали на защиту своей Родины. В первых рядах бойцов был музыкант – композитор Микис Теодоракис . Его оружием стали его песни, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за её свободу. Микис был арестован, заточён в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено. Но на окраине Афин, в маленьком кабачке, собирались любители песен – единомышленники Теодоракиса. Каждый вечер певец аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, которые можно было услышать по радио и телевидению. Почему же сюда приходило столько людей? Чего они так терпеливо ждали? Каждый вечер наступала минута, когда музыкант переставал петь. Он клал гитару на колени и замолкал. И по выражению его лица, его глаз все присутствующие понимали, что он молчит песни Теодоракиса. И вместе с ним все тоже молчали песни своего любимого композитора. То есть песни звучали внутри каждого, так, как они могли быть арестованы. Задумайтесь: песни не поют, а молчат! И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством, единой мыслью: свободу Родине! Песни, которые молчат становятся оружием в борьбе! И одну из таких песен мы сейчас послушаем. Эта песня называется “На побережье тайном”.

Звучит музыка.

Вопросы: 

  1. Ваши впечатления о музыке? (Высказывания детей.)
  2. Как она звучала? (Спокойно, уравновешенно, мирно, беззаботно, добродушно.)
  3. В чём своеобразие этой музыки? (Исполнялась на греческом языке, греческие народные песенные интонации.)

Учитель: Поёт эту песню девятнадцатилетняя греческая певица Мария Фарандури в сопровождении маленького ансамбля: гитара, рояль, ударные и греческий струнный инструмент – бузуки. Когда этот ансамбль вместе с Марией Фарандури был в Москве и записывал на пластинку песни Микиса Теодоракиса, сам композитор находился в тюрьме.

Вопросы: 

  1. Почему Мария Фарандури в сопровождении маленького ансамбля записывала пластинку песен Микиса Теодоракиса в Москве, а не в Греции? (Так как песни М. Теодоракиса были запрещены в Греции. Музыкантов могли арестовать за исполнение песен этого композитора.)
  2. Как вы думаете: о чём пела Мария Фарандури? (О том с каким вдохновением, с кокой любовью смогли бы жить люди на земле, если бы они были свободны.)

Учитель: Не зная греческого языка, по самой музыке и по её исполнению мы можем почувствовать глубокую человечность этой песни, её пронизывающую жажду счастливой, спокойной жизни, а так же глубокую любовь к родной земле. Греческие народно – песенные интонации – основа этой своеобразной музыки.

Вторая песня Микиса Теодоракиса называется “Я – фронт!”. Внимательно вслушайтесь в музыку и сравните с предыдущей.

Звучит музыка

Вопросы: 

  1. Одинаково ли звучали песни? (Нет.)
  2. Какая музыка по исполнению? (Призывная, ликующая, твёрдая, суровая, победная.)
  3. Всегда ли в этой песне музыка звучала одинаково? (Нет, второй куплет контрастный первому.)
  4. Кто исполняет эту песню? (Детский хор и музыкальный инструмент – рояль.)
  5. Что необычного заметили вы в звучании второго куплета этой песни? (Греческий народный танец “Сиртаки”.)
  6. Как вы думаете: музыка делает, людей сильнее помогая в борьбе с врагом? (Да.)
  7. Мы можем сказать, что музыка имеет огромную силу? (Да.)

Учитель: Я хочу рассказать вам одну историю. Когда люди узнали, что вот – вот должны прийти фашисты в их деревню, они ушли в море, исполняя свой национальный танец “Сиртаки”. Когда исполняется этот танец, руки кладут на плечи друг другу. Представьте себе какое единение. Сплочение всех людей. Даже во время Великой Отечественной Войны люди шли на расстрел с песнями. Музыка во все времена была поддержкой для человека.

Фашистская хунта вынуждена была отступить под воздействием международной общественности. Микис Теодоракис был освобождён из тюрьмы. Вот что означают слова: “Песня и стих – это бомба и знамя!”.

Вот и закончилось наше путешествие по Греции.

Вопросы: 

  1. С какими песнями познакомились на уроке?
  2. Какой композитор их написал?

Рефлексия

Д.З.



Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока: «Ф.Шуберт « Лесной царь» »

Вид урока: комбинированный

Цель урока: развитие творческих способностей и умение слушать музыку. Привитие любви к музыке, к миру прекрасного, дать представление  о музыкальном образе и средствах его сознания.

Этапы урока, произведения, композиторы

Задачи

Методы и приемы работы

Хронометраж

1

Вводная часть

-Организационный момент;

-вводная беседа

-Настроить детей на муз. деятельность;

-познакомить с темой урока;

-настроить на исполнительскую деятельность.

-словесный;

-наглядно-зрительный;

-активизация внимания

10 мин.

2

Основная часть

Рассказ и пояснение .

Просмотр презентации.

-развивать умение анализировать прослушивание произведения, грамотно и четко излагать свой ответ;

- воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

- словесный;

-наглядно-зрительный;

-активизация внимания;

-метод сравнения;

20 мин.

5 мин

3

Заключительная часть

-заключительная беседа

-определить качество усвоения материала.

-словесный

5 мин.

Ход урока

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. А вы? Так давайте улыбнемся друг другу.

2. Вводная беседа

Знаком ли вам образ композитора ,которого вы видите на портрете?

Да,это австрийский композитор  ФРАНЦ  ШУБЕРТ.

Мы уже знакомились с творчеством Шуберта, а  сегодня я хочу, тобы ваши  знания  стали  более углубленными вы также как я  полюбили  музыку  этого  композитора.

  Как вы уже поняли  из  моего  предисловия, мы наш  урок  посвятим  творчеству  этого гениального  композитора и  познакомимся с одним из  лучших  произведений     балладой  «ЛЕСНОЙ  ЦАРЬ»

Ф. Шуберт  прожил  очень  короткую  жизнь.  Как яркая комета  пронёсся он  на романтическом  небосклоне.  Оставив  после  себя  огромное  количество   произведений:  только песен им было написано  более  600.  В 37  толстых  папок  поместились  его  симфонии, вокальные  циклы,  фортепианные  пьесы.

 Это был  один из  первых  композиторов-романтиков.

А  сейчас  давайте  ответим  на  вопрос: каким человеком был  Ф.Шуберт, если  он  смог  создать  такие  прекрасные  лирические  произведения?

Главное место в творчестве занимал жанр песни, который он поднял на высокий уровень. Песня Шуберта-это всегда живая сцена, драматическая картина,  в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

  -Ф. Шуберта зачаровала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

 Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было 18 лет.

Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта:

Мы  застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «ЛЕСНОГО ЦАРЯ»

.Он прошёлся с книжкой взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.»

- Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?

-Что увидел  и услышал  композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?

-Читаем по ролям стихи Гёте.  Четверо  обучающихся   читают выразительно

-Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал  боль  и крик человеческой души.

Если бы вы были композиторами,какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой?Почему?

Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «ВАШУ МУЗЫКУ» с композиторской.

Охарактеризуйте темы. Интонации героев.У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (рассказчик-взволнованный; отец-встревоженный; сын- безумно испуганный, задыхающийся.Лесной царь-сладостно-завлекательный.

  Какое развитие в этом произведении? Усиливается ли напряжение?

Развитие динамическое. Напряжение усиливается к концу произведения;

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная).Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Исполнение песен «Широки просторы наши».

Рефлексия.

Д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...