Духовно –нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
консультация по музыке

Степанова Людмила Евгеньевна

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Фольклорные праздники одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

  Тема: « Духовно – нравственное  воспитание дошкольников на основе традиций  русского народа»

Подготовила  

музыкальный руководитель  

МАДОУ  детский сад «Аленушка»

Степанова Людмила Евгеньевна

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах  духовно – нравственного  воспитания дошкольников посредством фольклорных праздников. 

 В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Фольклорные праздники одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 Издавна   русский человек славился  своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.  

В настоящее время  материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,  патриотизме

  Нам необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

  Поэтому нам  нужно обратиться  к истокам русской народной культуры, т. е. познакомить детей с традициями русских народных праздников.

 Праздник - это день, наполненный радостью, весельем.

 Слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и буквально означает « свободный от работы».

Большое значение праздник имеет для ребенка. К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого.

  Нам  известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.

 Фольклор отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

 В русском  фольклоре чудесным образом сочетаются слова и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте.

 Поэтому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 Известно, что среди видов  музыкальной  деятельности,  фольклор имеет большое воспитательное и образовательное значение для детей .

  Большое значение имеет  игра.

При этом мы имеем в виду все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры.

 Они имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, поведением птиц, растений. Поэтому  народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

  Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит  его становление и развитие.

Праздники и обряды, - в них сокрыта душа народа, которая в  праздничные дни раскрывается.

 Православные праздники - это тоже часть  нашей православной культуры,  всего без чего мы – не  единое  целое.

 В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Пасха, Троица.

 Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на их   основе  формируется художественный вкус, православные  традиции.

 Новый год один  из любимых праздников

 Каждый  ребёнок хочет быть участником этого праздника. Заранее учат стихи, разучивают песни, танцы и делает новогодние открытки, а также рисуют рисунки и выполняют из различного материала красивые поделки.

 Как и было в народе, подготовка к Рождеству в детском  саду начинается ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией.

 Сначала  рассказываем  детям историю рождения Христа,

Затем обыгрываем её в небольшой сценке, в которой ребята появятся в ролях  Волхвов, пришедших почтить рождение сына Божьего.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские  песни. А на занятиях по изо деятельности,  готовят рождественские подарки.

 Обязательно  рассматриваем икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Это  всегда  было традицией на Руси.

 

 На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со  способностями.  А если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх.

Одним из любимых праздников  является встреча весны

По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить.  В марте начинают возвращаться из теплых краёв перелётные птицы. Хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками - «жаворонков». Дети играют в любимую игру «Жаворонки»

Жаворонушки,  прилетите  

Весну красную  принесите!

Главный праздник  весной и в жизни людей   является  Пасха.

Пасха - это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни.  Дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.  

 Устраиваются всевозможные игры с пасхальными яйцами, водят хороводы, поют любимые  песни.

  Познавая  традиции в  праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,  и они  станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры.

 Будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника».

Консультация для воспитателей от музального руководителя.Музыка и духовное начало в воспитании дошкольников....

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»для детей средней группы...

Приобщение дошкольников к культурным ценностям народов России через фольклор.

  Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и ...