Статья "Особенности работы с детским хором в общеобразовательной школе"
статья по музыке

 "Особенности работы с детским хором в общеобразовательной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В данной статье представлен материал, освещающий вопросы теории и практики вокально-хоровой работы с детским певческим коллективом. Хоровое пение рассматривается мною как основа отечественной музыкальной культуры и как средство общего и музыкального воспитания детей. На основе обобщения опыта вокальной работы с детьми, мною сделаны определённые методические выводы.

Работа хормейстера — учителя музыки имеет особую специфику, которая заключается в том, что его хор состоит в основном из детей, не умеющих правильно петь. Поэтому с самого начала работы с хором у педагога возникает необходимость научить их основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса. Такая работа должна проводиться последовательно и регулярно: сначала в упражнениях, а затем в процессе исполнения вокального репертуара. Если начинать разучивание песен, когда голоса детей еще не поставлены, то будут формироваться и закрепляться только неправильные навыки, которые в последующей работе придется устранять. А переучивать, как известно, всегда труднее, чем научить заново. Поэтому в процессе работы с певческим коллективом должно соблюдаться правило: с самого начала на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного звука. Чтобы учить кого-либо петь, необходимо четко представлять себе технологию певческого процесса и овладеть методикой обучения пению.

Работа учителя не бывает без ошибок, и не так страшно, что они допускаются. Плохо, если они не исправляются. Педагог должен всегда критически оценивать свою работу, прислушиваться к мнению других специалистов, своих коллег и товарищей, тогда он никогда не остановится в своем развитии. Настоящий учитель — вечный ученик

НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

 Хоровое пение в школе может осуществляться как на уроке музыки, так и во внеклассной работе. Оно направлено на формирование основы вокально-хоровой культуры школьников, которая рассматривается как часть их музыкальной культуры. Вокально-хоровая культура ученика общеобразовательной школы проявляется в таких показателях:

• любовь к вокальной и хоровой музыке; • потребность в пении и слушании вокальной музыки;

• умение правильно интонировать мелодии песен;

• способность понимать художественные достоинства вокальных произведений и оценивать качество их исполнения;

• удовольствие и наслаждение от собственного пения и слушания лучших образцов вокального искусства и др. Степень выраженности этих показателей зависит:

• от социальной направленности личности; • музыкального опыта;

 • вокально-слуховой развитости;

 • музыкальной образованности.

СТРУКТУРА ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Методологические подходы к процессу обучения пению вытекают из понимания структуры певческой деятельности, которую можно представить схематически следующим образом:

• восприятие эталона певческого звучания;

• вокально-слуховое представление данного звучания;

• воспроизведение голосом; • оценка и самооценка полученного звучания;

• осознание его качеств и способа звукообразования;

• повторное воспроизведение по подражанию, а затем и творческое.

Исходя из структуры певческой деятельности, можно предложить такую последовательность заданий-шагов в процессе обучения:

 • активизация слухового внимания (его направленность);

• сравнения и сопоставления различных образцов звучания голоса (умственные операции);

 • попытки собственного воспроизведения голосом (собственные действия);

• анализ полученного звучания с эстетической точки зрения (чувственное восприятие);

 • внутреннее пение с опорой на внешнее звучание эталона, заданного учителем (моделирование вокального движения в сознании, т. е. вокально-слуховые представления);

 • новые попытки реального воспроизведения (повторные действия);

 • обобщения слуховых впечатлений, мышечных и вибрационных ощущений (осмысление);

• введение понятия о том или ином вокальном явлении (теоретические знания);

 • объяснения биомеханизма звукообразования по принципу наглядности (слуховой, зрительной, тактильной, вибрационной);

 • поиски оптимального качества звучания в собственном исполнении, опираясь на представление звукового эталона (совершенствование навыка);

• исполнение на основе постоянного самоконтроля (процесс бесконечный).

Прослушивание детей, поступающих в певческий коллектив, обычно происходит в условиях индивидуального общения с ребенком. Для начала важно выяснить следующее:

• качество музыкального слуха;

 • наличие координации между слухом и голосом;

• ширину звуковысотного диапазона голоса;

 • преобладающий тембр голоса;

 • музыкальную память.

 Для оценки качества музыкального, в частности, звуковысотного слуха достаточно попросить ребенка повторить отдельные звуки за фортепиано или с голоса педагога. Если ребенок не может правильно повторить заданный звук, то попросите его определить на слух разницу по высоте двух звуков, сыгранных последовательно. Если он справился с задачей, то это свидетельствует о том, что звуковысотный слух у ребенка есть, но нет координации между слуховым восприятием и голосообразованием. Обычно 45 со временем в процессе вокальной работы этот недостаток устраняется. Звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего тона называется звуковысотным диапазоном. Нижний предел голоса можно однозначно установить путем исполнения по секвенции нисходящего поступенного звукоряда или по трезвучию. Однако определение верхнего предела диапазона голоса зависит от способа его измерения. 1-й способ: испытуемый исполняет короткую попевку из трех звуков вверх и вниз на слог «по» staccato, которая повторяется по хроматической восходящей секвенции и доводится до предела, пока голос ребенка звучит еще без напряжения; 2-й способ: испытуемый исполняет более длинный восходящий звукоряд на гласный «а» legato, например, гамму до-мажор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы вокальной работы в детском хоре. Из опыта работы.

В своей  работе я пытаюсь рассказать о поиске методов, направленных на воспитание вокально-хоровых навыков у учащихся, о взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребенка....

Методика работы с детским хором в общеобразовательной школе.

Особенности работы с детским хором.Возрастные особенности. Вокальные упражнения....

специфика работы концертмейстера детского хора

в помощь концертмейстерам ДШИ, ДМШ....

Хоровое пение (методические рекомендации к работе с детским хором)

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занима...

Вокально-хоровая работа в детском хоре

Вокальная работа в детском хоре должная быть направлена на развитие певческого голоса. Понимание закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом....

Вокально-хоровые упражнения их значение в работе с детским хором

Распевание в хоре-это настройка коллектива певцов на певческую установку,правильное дыхание и звукообразование.В этом помогут грамотно подобранные вокально-хоровые упражнения....