Вокальная работа с детьми школьного возраста
методическая разработка по музыке (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лебединская Виктория Александровна

Пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.

Голос – это уникальный, неповторимый инструмент природы. К нему нужно относиться бережно, заботливо. Задача педагога-вокалиста помочь найти красоту тембра голоса, выявить проблемы при звукоизвлечении, научить правильно управлять голосом и эмоционально передать содержание и характер исполняемого произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_lebedinskoy_v.a.doc107.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района города Санкт-Петербурга

 

Вокальная работа c детьми школьного возраста

Автор: учитель музыки, педагог дополнительного образования Лебединская Виктория Александровна

                                                 Санкт-Петербург

2022 г.

Вступление

Главная задача, которую решает образовательная программа «Хоровой студии «Мечта»- научить детей петь.  Не все станут музыкантами, вокалистами. Но пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.

Голос – это уникальный, неповторимый инструмент природы. К нему нужно относиться бережно, заботливо. Задача педагога-вокалиста помочь найти красоту тембра голоса, выявить проблемы при звукоизвлечении, научить правильно управлять голосом и эмоционально передать содержание и характер исполняемого произведения.

 Процесс обучения требует терпения, большого количества времени и физических сил. А главное – «работа над голосом не терпит перерыва» (С. Я. Лемешев).

Ученики должны уметь анализировать свое звучание, точно выполнять рекомендации педагога, соблюдать гигиену голоса.

На протяжении многих веков складывались, целые певческие школы итальянских, французских, неаполитанских, русских мастеров. И каким бы ни было жанровое направление вокала (джазовое пение, эстрадное или академическое), основа остается неизменной. В основу пения входят понятия о правилах дыхания, певческой атаке звука, формировании гласных и умелом произношении согласных звуков, филировании, фразировки.

Различные вопросы, связанные с методиками обучения детей пению, разрабатывались рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю. Б. Алиева (1965), Д. Е. Огороднова (1981); воспитанию и охране детского голоса – В. А. Багадурова (1954), Е.М.Малининой (1967), В.В.Емельянова (1991), формированию певческих навыков – Н.Д.Орловой (1972), Г.П.Стуловой (1992), Л.А.Венгрус (2000).

Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса.

Нам в наследство великий маэстро Никола Порпора оставил стих-наказ, который подтверждает, что основа вокального умения остается неизменной на протяжении многих веков. Никола Порпора, композитор, представитель неаполитанской оперной школы, один из самых знаменитых вокальных педагогов 18 века. Его стих-наказ нашли в одном из монастырей Италии, где певчих обучали пению. В настоящее время он хранится в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Вполне возможно, что перевод достаточно вольный, но он точно отражает смысл послания итальянского композитора.

"Наказ вокалисту".

Чтоб красиво петь до гроба, 
Купол сделайте из нёба, 
Станьте полым, как труба, 
И начните петь со лба. 

Ощутите точки две: 
В животе и голове; 
Провалите на живот, 
И пошлите звук вперёд. 

Чтобы петь и не давиться, 
Не забудьте удивиться: 
Вдох короткий, как испуг, 
И струной давите звук. 

Если вы наверх идёте, 
Нужно глубже опирать  
Всех тогда "переорёте", 
Хоть и нечем "заорать". 

Если вниз идёте вы,
Не теряйте головы;
Не рычите, словно зверь
"Открывайте мягко дверь".

Что такое звук "прикрыть"?
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «Е» прибавить «И».

«А» - где «О», а «О» где «У»,
Но не в глотке, а во лбу, 
И со лба до живота  
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учите;

И не слушать никого, 
Кроме Бога одного!

Проблемы и методы их решения.

        На тему вокального воспитания певцов написано очень много и основательно, голосовой аппарат изучен вдоль и поперек, процесс звукообразования разобран на мельчайшие детали, но, несмотря на это, проблема звуковедения, пения на дыхании, на опоре и т.д. актуальна до сих пор.

        И, конечно, кроме умения владеть собственным голосом вокалисту-педагогу необходимо владеть и набором методических приемов, умением не только собственным голосом, но и словами и образами объяснить то, что невозможно увидеть – ощущения, которые возникают при правильном голосоведении.

        К сожалению, не существует ни одной книжки, по которой можно было бы научиться петь, обязательно должна быть взаимосвязь педагога-вокалиста и ребенка, поэтому очень важно на своем пути встретить умных талантливых педагогов, которые бы верно«направили» твой голос.

         В жизни мне повезло встретить необыкновенных педагогов по вокалу: Архангельскую П.Б., педагога, режиссера ЛГИТМИКа и   Степанову С. А.(в настоящее время Светлана Александровна является председателем Государственного методического объединения хоров Ветеранов и дирижером сводного хора Ветеранов города Санкт-Петербурга), обладающих уникальными знаниями певческого аппарата и необыкновенным вокальным слухом, именно они открыли мне сложнейший мир вокального звуковедения и дала знания по формированию звука.

        В этой работе я хочу поделиться приемами, полученными от моих наставников, а также знаниями, которые я почерпнула из других источников (вокальная литература, мастер-классы), но которые не противоречат методике моих педагогов, в правильности которой я не раз убеждалась, пройдя мастер-класс у Е.В.Образцовой, у О.Л.Сафроновой (педагог по джазовому пению), участвуя как слушатель в мастер-классах зарубежных педагогов.

                В данной работе я не «открываю Америку». Думаю, что все изложенное ниже знакомо, не раз прочитано в серьезных источниках по вокальной педагогике, применяется на практике, но иногда известные вещи, сказанные другими словами, могут подсказать или натолкнуть на решение собственной проблемы. Все, чем я хочу поделиться, наверное, прописные истины для профессионального вокалиста, но, к сожалению, в педагогической практике существует много сложностей, тем более, мы имеем дело с самым ранимым музыкальным инструментом — детским голосом, где главным критерием твоей работы должен быть лозунг «не навреди!».

 Может быть, какие-то мои знания и приемы помогут решению вопросов в вашей практике.

        Для начала хотелось бы выделить типичные ошибки и трудности в детском исполнительстве.

  1. Пение на выдохе.
  2. После взятия вокального вдоха, происходит активный выдох на первом звуке («садятся» на первый звук), далее продолжают петь в разговорной манере, т.е. происходит         пение не на опоре.
  3. Неумение вокально удержать протяженный звук (целые ноты), когда постепенно происходит понижение интонации.
  4. «Подъезды» к высокому звуку.
  5. «Съезды» от высокого звука к низкому.
  6. Неумение вокально удержать на опоре нисходящее движение, аналогично восходящее движение.
  7. Пение на «горле».
  8. Нарочитое выделение, акцентирование окончания слова в конце фразы.
  9. Неправильное воспроизведение гласных звуков.

Список можно продолжать.

        Я убедилась, что использование определенных приемов правильного звуковедения решают и другие попутные проблемы, которые в других ситуациях отнимают очень много времени при работе над произведением.

        Например, правильное формирование гласных решает автоматически проблему четкого пропевания текста, т.е. дикции и т.д. Поэтому, на мой взгляд, необходимо особое внимание уделять именно звукообразованию и пению на высокой позиции, т.к. никакое исполнение сложного произведения на снятом дыхании, плоский звук, пестрота гласных — не будет оправдано, т.к. выглядеть будет непрофессионально.

        Всего этого можно избежать, уделяя внимание и время на уроке работе над звуком исполняемых произведений.

        Заранее прошу извинить меня за использование вокально-педагогического сленга, который более понятен ребятам, и проверен на практике.

Дыхание

        В пении мы руководствуемся ощущениями. Именно ощущения являются критерием правильного пения. Ощущение же — результат действия определенных органов.

Для пения нужны три составляющие:

  1. Дыхание.
  2. Гортань, в которой заключены голосовые связки.
  3. Резонаторы.

Как вздохнешь, так и споешь.

        Одно из важнейших условий для воспроизведения звука – правильное дыхание. Об этом написано великое множество статей, отведено много места в трудах признанных педагогов-вокалистов.

        Мне понравилась рекомендация Дейши-Сионицкой, которая понятна и проста для любителей:

        1-е упражнение:

«Упражняться в дыхании можно так: лечь на спину, чтобы голова была немного выше, положить для ясности ощущения руку на низ живота, набрать дыхание носом с полуоткрытым ртом и с определенным толчком с самого низа живота начать считать громко сколько можете, наблюдая при этом, чтобы грудь не опускалась, а мышцы живота равномерно убирали живот внутрь, сначала с самого низа, а затем все выше и выше».

        Это упражнение можно делать также стоя. Для этого надо встать прямо и заложить за спину руки одна на другую. Это положение способствует упражнению в диафрагмальном дыхании. Говорить нужно отчетливо, не горлом и не шепотом, как будто сверху с расширенными ноздрями и постараться услышать звук в центре лба.

        ! /В дальнейшем я прошу обратить внимание на расширенные ноздри — этот прием помогает удерживать высокую позицию, натяжение мягкого неба, позиционно удерживать нисходящее движение. /

        Считать нужно для равномерного дыхания. Бока при этом нужно держать в напряженном состоянии, как бы расширяя до тех пор, пока не закончите считать и не израсходуете все дыхание.

        2-е упражнение:

        Набрать дыхание, и когда приподнимется грудная доска, оставить ее в приподнятом состоянии, и выдохнуть, затем вдохнуть. Грудную доску при этом оставить в неподвижном состоянии. Здесь встает вопрос о положении корпуса при пении. Каждый вокалист со школьной скамьи знает прописные истины о прямом позвоночнике и т.д. Но необходимо при этом постоянно следить за положением корпуса ученика. Даже небольшое вытягивание шеи вперед, задирание подбородка вверх, закидывание головы назад во время пения может сказаться на качестве звука и ведет к зажатости голосового аппарата.

        Мы все знаем, что у ребенка работает головной резонатор, в отличие от взрослых, где подключается грудной. Но нужно воспитывать будущего певца, чтобы он держал прямо грудную клетку (в некоторой литературе — грудную доску), т. к. опущенная грудь весьма плохо сказывается на качестве звука.

        Очень полезно продемонстрировать изменения качества звука при поднятой груди и опущенной, т.е. взять удобный для вас звук на гласную, удерживая его, «сверните» плечи и опустите грудь, затем продолжая петь, разверните плечи, поднимите грудь. Сделайте пару раз. Расслабленное состояние корпуса ведет к расслабленному «не опертому» звуку, вялому пению, а следовательно, низкому интонированию.

        Я не буду повторять известные приемы по обучению взятия дыхания, добавлю лишь те, которые по-новому позволят взглянуть на эту проблему.

Мне понравился способ, о котором я прочитала в методической разработке «Метод воспитания певческого голоса» педагога Горьковской консерватории Крестинского Е.Г.  С тех пор применяю его на практике.

Крестинский предлагает: выпрямить упругую спину, что способствует певческому положению диафрагмы, затем легко вздохнуть низко и как бы «в спину», как бы сделать вдох на поясницу. После этого сделать задержку дыхания. При этом встает грудная «доска» (грудь), расширяются ребра, нёбо поднимается, стенки живота идут вперед.  

        Этот прием, кажущийся непривычным на первом этапе, дает большие преимущества во время пения – возможность формирования звука, экономный расход воздуха, ощущение внутреннего резонирования в груди.

        Бока и ребра для певца играют большую роль.

Если мышцы живота и диафрагма правильно и свободно работают, а бока напряжены, то получается такое ощущение, что работают только бока, но на самом деле бока без диафрагмы работать не могут. При пении правило для дыхания такое: не набирать дыхания слишком много и не расходовать его без остатка.

        Вторым условием правильного вдоха, конечно, является задержка дыхания, во время которой образуется подсвязочное давление, необходимое для активного воспроизведения звука.         В тренировке задержки можно использовать прием педагога эстрадного вокала Н.Ахмедовой-Вапаевой (сайт: Уроки вокала):

        Делается вдох — задержка на счет 3 (играется I-IV-V-) далее поется нисходящий тетрахорд (от V cт. к I ст.) на звук «брррр».  Дополнительно происходит позиционное удержание звука, т.е. пение, направленное вперед на высокой позиции.

        Далее в разделе упражнения я еще вернусь к этому приему более подробно.


Взятие первого звука.

Следующий очень важный и непростой момент — взятие первого звука музыкальной фразы. Важный, потому что он определяет вокальную позицию всей фразы, определяет, как она прозвучит.

        Первый звук не должен быть взят спонтанно, куда попадет, взятие его должно быть осознанно. Как определить место его расположения?

  1. Елена Васильевна Образцова очень понятно это объясняет:

 После взятия вдоха, звук идет изо рта не по прямой линии, а ото лба, проходя над куполом на конец верхней губы, т. е. сверху на верхнюю губу.  Над «ложечкой» (твердое нёбо). Место ее во рту на нёбе тоже удобно и просто отыскать.

  1.  Делаем вдох на нёбо, и обязательно почувствовать, куда уперся холодок вдоха на нёбо — это место или «точка», где должна начаться и прозвучать вся данная фраза. Причем вдох мы берем на самый высокий звук во фразе.

                Может быть, написанное покажется несколько заумным или смешным, но это проверено на опыте, на себе. И это работает. Не ленитесь, попробуйте, прежде чем отвергнуть. Конечно, нужно терпение, чтобы постоянно следить за звуком и за работой хористов над этим, и это, несомненно, принесет результат.

  1. Очень хорошо тренировать высокую позицию пения определенных фраз на слог «нэй», этакий английский вариант, поскольку англичане говорят, задействуя верхнюю часть лица. Как мы знаем, согласная «н» – сонорная, располагается близко к головному резонатору, чтобы ее спеть, нужно правильно натянуть мягкое небо и удерживать его, пока звучит «нэй-нэй-нэй». Внимательные хористы удерживают в памяти это ощущение. Впоследствии это влияет на чистоту интонации и позволяет хору удерживаться в тональности на протяжении всего произведения.

        Твердое небо в момент вдыхания должно как бы приподняться и образовать купол или свод. Фактически оно приподниматься не может, но получается такое ощущение.

        Купол, образующийся при вдыхании вверху, у основания носа, надо держать твердо, не делая вялым или плоским до окончания звука или фразы. Чем выше звук, тем больше и шире купол, который должен выдвигаться вместе с верхней челюстью и лобной костью вперед и крепко держать звук вверху (головой). К нижним же звукам этот купол понемногу понижается, закругляется и выдвигается над верхними зубами вперед (ощущение).

        Правильный звук формируется на корнях передних верхних зубов, не ниже.

В большинстве случаев у учащихся после взятия дыхания, задержки его, идет выдох на первом слове фразы, а точнее на первом гласном звуке.  Происходит чаще всего это от большого желания спеть правильно и ярко.

        По мускулатуре лица можно проследить движение щек вниз («обвисание»), тогда как удержание высокой позиции и пение на «вдохе», наоборот предполагает натяжение скул (движение их вверх), отсюда наш часто используемый термин «пение на улыбке», расширение ноздрей и их удержание на всей фразе. Мы как бы начинаем петь немного наверх, при этом звук должен быть направлен вперед.

Вывод: пение должно быть не с опущенными щеками, а на улыбке, с активными скулами.

Высотное удержание звука.

         Про определение места первого звука было сказано выше. Далее, удерживая в памяти место звучания предыдущего звука, следующий ставится на него сверху ото лба вперед, перед ним. Мы строим как бы пирамидку из звуков, особенно при нисходящем движении. Это не позволяет «скатиться» звуку, при этом самый низкий звук становится самым активным и высоким по звуковоспроизведению, не ведет к понижению интонации и пению на выдохе.

        При этом скулы должны быть натянуты к вискам, а нос как бы расширен.

        При пении носовые резонаторы должны усиленно работать: ноздри должны быть расширены, чтобы увеличить все проходы, и на них нужно перенести все напряжение с горла. (Те, у кого горловой тембр, должны знать, что одно из лучших средств отделаться от него это — некоторое попеть только носом. Это не значит направлять звук в нос, прижимать его к носу или гнусавить. Надо вдохнуть через нос с открытым ртом, направляя вдох наверх, в точку между бровями, расширяя ноздри, как можно больше, и небольшим звуком «петь ноздрями» над куполом только тем воздухом, который прошел в головные пазухи, предоставляя диафрагме работать свободно.

        Надо брать звук сверху с того места, где вы произносите франузское «on», следя за тем, чтобы не было ни малейшего напряжения в горле. Затем попробуйте усилить этот звук, напрягая ноздри и квадратные мышцы лица.

        Увеличивая силу звука, нельзя терять места, с которого идет атака звука, следует  искать для звука в резонаторах ощущение пустоты, круглости и свободы.

Как говорил великий артист Крапивницкий своим ученикам, «сделать во рту из твердого неба под носом ложечку и на эту ложечку сверху петь».

Направление движения звука.

        Обычно наше представление о направлении звукового движения весьма очевидно: восходящее движение нот — мы поем вверх, нисходящее — вниз, т.е. вертикально. Голос при этом нам отвечает непослушанием. Высокие звуки часто становятся визгливыми и зажатыми. А низкие плохо пропеваются, не слышны, не на опоре и трудно удерживаемы, часто поются «на горле».

        !        Петь нужно горизонтально, т.е. направлять звук вперед, в уши слушателю.

Как говорит мой педагог, «беру звук из зала, и в зал возвращаю».

Это сразу же дает звуковую силу голосу. Звучание становится звонким, наполненным.

        Возвращаясь к восходящему движению, независимо оттого, гаммообразное оно или скачкообразное, мы удерживаем опору на грудь, опуская низко гортань и следим, чтобы она не «задиралась» вслед за движением звуков вверх.

        В нисходящем движении, наоборот, нужно следить за тем, чтобы звуки не скатились вниз, а как бы шли наверх, при этом нижний звук должен быть более активным и «высотно» спетым, чем высокий в данном движении.

        У меня возникает ассоциация с игрой в чехарду, когда последующий гласный звук (слог) ставится впереди предыдущего сверху, как бы перепрыгивая через него, и т.д., происходит движение вперед.

        Еще в стихе-наказе с XVIII в., бытующем в монастырях, где обучали пению, и приписываемому маэстро Н. Порпора, говорится по этому поводу:

                Если вы наверх идете,

                Нужно глубже опирать –

                Всех тогда «перероете»

                Хоть и нечем «заорать».

                Если вниз идете вы, –

                Не теряйте головы;

                        Не рычите, словно зверь –

                «Открывайте мягко дверь».

        При этом нельзя терять натяжение мягкого неба, необходимо ассоциативно натягивать мышцы лица от уха до уха, от скулы к скуле, под глазами, сделать широкий нос (растянуть стенки носа в стороны). Именно на этой натянутой линии пропевается фраза.

         Е.В.Образцова для горизонтального направления пения вперед предлагала во время пения держать лист бумаги перед ртом, т.е. петь вперед на лист. Аналогично можно держать свою ладонь перед губами и петь на нее. Сделав так, вы сразу же почувствуете изменение в звуке (вы услышите более звонкое и яркое пение). Хорошо помогает следующий прием: при пении держать 2-й и 3-й пальцы на верхней губе или при пении подержать большой палец снизу верхних зубов (резцы верхней челюсти). Это позволяет выработать близкое звонкое пение, что влияет и на чистоту интонации.

Регистровые переходы

         У многих детей также есть проблема регистровых переходов («фа» - «соль» 1-й октавы, «си» 1-й октавы).

        При переходах из регистра в регистр, как только чувствуете неловкость, нужно держать много воздуха в головных пазухах, крепко держать купол. Атака звука должна начинаться от носа или от лобных пазух, от висков или из высоты, пространства широкими ноздрями (ощущение субъективное).

         Самый трудный переход у альтов от «ре» к «фа» или от «ми» к «соль» первой октавы. В занятиях со взрослыми девочками, прошедшими мутацию, которая в наши дни сдвинула свои рамки (если прежде это происходило в 14-16 лет, то теперь на несколько лет раньше), необходимо с большим вниманием подходить к грудному резонатору и грудным звукам.

Грудные ноты-звуки нужно «атакировать» от головы и носа, от переносицы и прикрывать их, округляя куполом, головными пазухами.

Грудные ноты должны звучать как большой колокол или виолончельная струна.

        Упражнение для этого — подражать колоколу без всякого напряжения горла. Старая итальянская школа говорит, что самые низкие ноты должны звучать, как высокие в голове. При перемене регистров все внимание поющего должно быть направлено на дыхание и верхние резонаторы. Это облегчит работу голосовых связок, чем сохранит их свежесть на более долгое время. Но чтобы овладеть этими резонаторами, нужно первое время не бояться носового звука и петь широкими ноздрями.

Дикция

         В педагогической практике термин «дикция» обычно связан с четким, разборчивым произношением согласных, упражнений для дикционного развития существует достаточно много.

        Нельзя говорить о дикции в отрыве от звукообразования, т.к. эти два понятия очень тесно переплетены и влияют друг на друга. Во многих случаях при правильном звуковысотном пении, направленном «вперед», вообще отпадает проблема дикции, т.к. только острые и короткие согласные, поддерживающие пропеваемые, гласные звуки, способствуют пению на высокой позиции.

         Я предлагаю обратить внимание в первую очередь на гласные и начать с формирования верного пропевания гласных звуков

В русском языке 10 гласных звуков :а,о,у,э,ы – твердые, я,ё,ю,е,и – мягкие.

Для правильного формирования звука используются твердые гласные, а мягкие должны быстро переходить в твердые, т.е. "я" в "а", "ю" в "у" и т.д., т.к. пропевание мягких гласных ведет к плоскому звуку и понижению интонации, в то время как твердые удерживают звук в одной точке или месте, и, следовательно, удерживают высокую позицию и не позволяют понижению купола.

        Гласная «у» формируется не трубочкой губами и не прижатием щек, а на пониженной гортани, широко, т. е. используется «глоточная» артикуляция.

«И» в форме «ы» так же должна быть широкой и на пониженной гортани.

Гласная «а» – наоборот, не должна быть слишком широкой, иначе она рассеивается.

        По рекомендации Образцовой, «а» не должна оставаться во рту, она должна от скул лететь в зал, особенно высокие звуки на гласную «а».

        Серьезное внимание нужно обратить и на некоторые согласные. Согласные г, к, х – язычно-дальненёбные, гортанные. Если слово начинается с этих согласных, то следует петь их на пониженной гортани, не на короткой, «задранной». Тогда слово будет звучать полноценно.

        Хочется заметить, что, как и первый звук, так и первое слово определяет место звучания всей фразы.  Например: фраза «горные вершины спят во тьме ночной» начинается с корневой «г», и первое слово должно быть спето на пониженной гортани, на корне языка, следующие слова пропеваются там же, где и первое слово.

        Будьте внимательны и с согласной «л». В сочетании с гласными есть тенденция «падать» на нижние зубы или на нижнюю челюсть, происходит звуковой провал, плоское звучание или снижение интонации.

        Слоги с этой согласной следует активизировать с помощью кончика языка, стараясь пропевать их на верхнем нёбе. Особенно это касается окончаний слов, когда певцы разрывают слово, садясь на окончание «лась» и т.п.

        Много сочетаний «л» с гласной «я», в этих случаях так же нужно активизировать кончик языка, упирая его в бугорки верхних зубов, при этом нужно быстро заменить «я» на «а».

        В советах начинающим певцам Образцова просила никогда не брать простой или «простецкий» звук, буквы должны быть все на одном уровне, т.е. на натяжении, «буковка висит как капелька», говорила она.

        Для ясного произношения текста, для чистой интонации и пения на дыхании необходимо петь «на зубы», а не «от зубов».

        Артикулировать нужно не губами или ртом, а кончиком языка в «куполе», в месте формирования звука.

          Все слова и слоги, хотя и образуются в полости рта, нужно произносить лобными пазухами и широкими ноздрями над куполом сверху. Ощущение должно быть такое, как будто слова находятся сверху звука, в голове, причем произносить их нужно как можно отчетливей, особенно на пиано и верхних нотах.

Звуковедение

Важно в процессе работы над звуковедением постоянно и жестко следить за тем, чтобы гласный звук всегда был впереди согласного, который как бы выталкивает его вперед и не дает ему уйти назад в затылок, где он будет не слышен, или скатится вниз на нижнюю челюсть.

        Нежданова, вспоминая слова Станиславского, об этом говорила так: «Гласные — это река, а согласные — берега», т.е. согласные должны быть упругими и крепкими, чтобы не дать реке гласных выйти из берегов.

         Каждый звук нужно брать как бы «сверху и у корней передних зубов.  Если представить себе, что звук берется «сверху», с «точки надо лбом», то можно почувствовать, что нёбо приподнимается, образуя некий купол. Поднимается, конечно, мягкое нёбо, но по ощущению «купол» образует как бы твердое нёбо.

        Термин «пение на улыбке» позволяет так же не задирать гортань и, следовательно, удерживать ощущение купола.

        Интересный и понятный прием, который способствует натяжению мягкого нёба и удержанию высокой позиции звука, пению на дыхании — петь как бы приподнимая зубы, предназначенные для жевания (8-й,7-й,6-й), удерживать такое положение во время пения, петь как бы из-за них вперед,

        Если в музыкальном тексте есть распевы, то вторую гласную не нужно выпевать, следует как бы расширить предыдущую, словно зевая на ней, чтобы она сохранила свое место звучания.

        Звук, поставленный низко по позиции, глубокий и тяжелый, требующий форсированного дыхания и гортани, часто кажется поющему большим и компактным, т.к. он находится близко к от Евстафьевых труб. Но это ошибка. Звук же, поставленный на высокой позиции, при правильной работе верхних резонаторов и дыхания, будет далек от Евстафьевых труб. Он не требует большой затраты сил и напряжения горла, певцу он будет казаться недостаточно сильным. Но именно он будет звучать сильно, легко и свободно во всяком помещении.

        Главное, чем надо руководствоваться, — это легкостью и звонкостью звука, не форсировать диафрагмального дыхания, не напрягать горла и стараться, чтобы «звучала вся голова».

        Атака звука должна быть без всякого напряжения мягкого нёба, глотки и гортани. Если будете ощущать атаку в горле, это будет толчок натянутых связок.
Атака звука происходит следующим образом: раскрыв рот, вдохнуть воздух носом, как бы в голову, наблюдая, чтобы одновременно с этим было взято поддиафрагмальное дыхание при неподвижности плеч и верхней части груди.

Задержав эти соединенные дыхания на мгновение над образовавшимся куполом, сделать одновременно 2 толчка: один нижними мышцами живота вверх, другой сверху от носа или лобных пазух вниз. Поставив звук «на маску», не нужно его толкать снизу вверх или выталкивать по прямой линии вперед, а нужно тянуть сверху широкими ноздрями по диагонали к себе, словно растягивая у линии глаз горизонтально и напрягая квадратные мышцы лица, представляя себе, что они служат опорой звука, особенно на пиано.

Бока, нижние ребра грудной клетки, держат крепко, как бы расширяя их.

К.Плужников описывает это состояние так: «Гортань поднимается и опускается, выполняя это движение для правильного издавания звуков. При пении интервалов в зависимости от их высоты мускулы напрягаются сильнее, и гортань опускается до того положения, которое соответствует высокому звуку индивидуально. Поэтому, когда ученик поет интервалы или мелодию восходящего или нисходящего направления, понимание его должно быть устремлено на самую высокую ноту, но не на самую низкую, тогда и гортань опускается в положение низкое. Многие учителя пения не придают постановке голоса большой важности или оттого, что не знают в чем дело, или потому, что считают ее ненужной. К сведению: с каждым вдыханием фраза, которую предстоит петь, должна быть просмотрена; гортань каждый раз опускается на столько, сколько необходимо для выполнения самой высокой ноты данной фразы, иначе интонация высокого звука будет неуверенная, нечистая».

        Список литературы:

  1. Ф.Ф.Витт «Практические советы обучающимся пению»
  2. П.В.Голубев «Советы молодым педагогам-вокалистам», М.,1963
  3. Крестинский «Метод воспитания певческого голоса», Горьковская государственная Консерватория
  4. И.П.Прянишников «Советы обучающимся пению», «Планета музыки», 2013
  5. А. Яковлев «Физиологические закономерности певческой атаки», «Музыка», Л-д, 1971
  6. И.Б.Бархатова «Постановка голоса эстрадного вокалиста»
  7. Н. Ахмедовой-Вапаевой         сайт: http://axnata24.ru/uroki-vokala/),                                            http://axnata24.ru/shkola-zhizni/.
  8. Сэт Риггз «Голос.Пойте как звезды» изд. «Guitar College»2000г., изд.Озон.ru, 2014г.
  9. В. Багрунов «Азбука владения голосом», «Композитор», СПб, 2010
  10. К.И.Плужников «Механика пения» изд. «Композитор» СПб 2004.
  11. Дюпре Гильберт-Луи «Искусство пения», «Планета музыки», СПб, 2014
  12.  Л.Б.Дмитриев «Основы вокальной методики» «Музыка», Москва, 1963
  13. «Вопросы вокальной педагогики» вып. 1-7, сборник статей «Музыка», Л-д, 1982

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Упражнения на дыхание. 2. Упражнения на формирование мягкого округлого звука и плавного звуковедения.3. Упражнения на развитие четкой, ясной дикции и артикуляции....

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....

Вокальная работа с детьми школьного возраста.

Пение не только развивает ребенка музыкально, но благотворно сказывается на физическом состоянии поющих. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его с...

Статья "Методы работы с детьми школьного возраста с нарушениями развития"

Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают ег...

Особенности вокальной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста

В младшем т среднем возрасте основой и базой для развития детей является игра. Игра -это фундамент для вокального творчества и развития внутреннего мира ребенка. Эмоции -это язык нашего внутреннего ми...

«Организация и проведение спортивно-массовой работы с детьми школьного возраста»

Накопленный в системе дополнительного образования потенциал, позволяет педагогическому коллективу школы создать практику, соответствующую природе детства и имеющую в основе признание ребёнка выс...