Рефлексия на уроках музыки как средство повышения мотивации обучающихся и качества образования
консультация по музыке

Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива познавательных интересов, готовности к успешному обучению и умения учиться. Приоритетной целью современного образования стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ деятельности и её результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_uroka_muzyki.docx99.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СкулковаC:\Users\Вторая\Desktop\Рисунок1.jpg

Елена Геннадьевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ № 2 им. В.З. Петрашова

Образование: Курское музыкальное училище, Курский государственный университет.

Стаж работы: 26 лет, высшая квалификационная категория.

Почетный работник общего образования РФ, ветеран труда, лауреат ежегодной муниципальной премии «Признание» в области образования в номинации «Мастерство воспитателя».

Рефлексия на уроках музыки как средство повышения мотивации обучающихся и качества образования.

Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива познавательных интересов, готовности к успешному обучению и умения учиться. Приоритетной целью современного образования стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ деятельности и её результатов.

Классификация рефлексии:

  • По функции – личностная, интеллектуальная;
  • По цели - эмоционального состояния, деятельности, содержания;
  • По форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;
  • По содержанию – устная, письменная;
  • По типу урока – после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая;
  • По способам проведения – анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

Одна из народных мудростей гласит: «Немотивированный ученик просто не хочет учиться». Мотивация сегодняшних обучающихся является одной из самых сложных педагогических проблем.  Огромный объем информации СМИ, интернета, социальных сетей, позволяет мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процессе обучения и жизни. Существует много способов мотивации обучающихся к изучению музыки. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Очень важно ставить перед детьми или помогать, им самим, ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи.

 В начале урока эффективным становится проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления эмоционального контакта с группой, классом. Улыбка друг другу, теплота рук друзей в кругу, пожелание хорошего урока способствует эмоциональному всплеску и настраивает обучающихся на плодотворную работу. Очень важным и значимым становится определение проблемы урока. Именно понимание этого момента часто помогает обучающимся правильно отвечать на вопросы, находить выходы из проблемных ситуаций, что способствует повышению качества  образования.

Ни один урок музыки не обходится без хорового исполнения произведений. При исполнении знакомой попевки или песни обучающиеся сами определяют характер, темп, средства музыкальной выразительности. По окончании каждый индивидуально определяет степень правильного исполнения произведения.

Данный пример является личностной, индивидуальной рефлексией на уроке.

Интеллектуальная рефлексия используется на уроке не только при введении проблемного задания, но и при выполнении сложных заданий, требующих осмысленного и вдумчивого решения. Нужно обращать внимание на настойчивость, затраченные детьми усилия на выполнение задания, и на конечный результат. На уроке музыки это может быть работа с раздаточным материалом, создание поделок, описание картин художников, подбор наиболее подходящих музыкальных произведений для них, или стихотворений. Эти виды работ могут осуществляться как индивидуальные, так и групповые. Соответственно от формы работы рефлексия может быть, как групповой, так и индивидуальной. Необходимо говорить ребенку, что успех строится не толь на удачах, но и на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и коллективные достижения.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Разыгрывание композиторских и народных песен находит особый отклик у школьников. Русская народная песня «Тень, тень» перевоплощает детей в героев произведения. Каждый из них выбирает себе роль и с нужной интонацией, мимикой и жестами изображают зверей, исполняемой песни. «Котенок и щенок» Т.Попатенко не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Дети с большим удовольствием играют роль котенка и щенка.  Обучающиеся поют соло и хором. В конце произведения сами делают вывод о том, что самое главное быть добрым и уметь прощать даже большие шалости главных героев. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Она актуальна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.

Одним из эффективных технологий на уроке является «Кэйс- технология», мотивирующая речевую деятельность, так как обучающиеся оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Эта технология выхода из создавшейся ситуации, активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и обучающимся. Она дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.  

Огромную роль на уроке музыки играет пластическое интонирование и имитация игры на музыкальных инструментах. Использование новых информационных технологий в преподавании музыки является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Использование видео фрагментов, презентаций, проектов обучающихся, помогают детям запомнить новый материал и сохранить в памяти прошедший.

На видео примерах можно было убедиться, что рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Многие уроки могут заканчиваться оформлением праздничной открытки, составлением поделки, или мини-проектами, которые можно использовать на классном часе, открытом уроке или школьном мероприятии. После каждого урока обучающиеся делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять, что вызвало те или иные чувства.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Каждый урок должен заканчиваться на позитивной ноте, даже если обучающиеся допускали много ошибок. Изучая материал на уроках, школьники  не должны бояться отвечать, находить выходы из сложившихся ситуаций, так как каждый этап урока это достижения в копилке знаний детей. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Использование интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету

В  статье представлен наработанный опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках математики....

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Методическая разработка "Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство повышения мотивации обучающихся"

В методической разработке представлена методика проведения урока из раздела : «Гимнастика» по теме «Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство по...

«Арт технологии на уроках музыки, как средство повышения качества образования»

арт технологии и их возможности для применения на уроках музыки и  Изо...