Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке
статья по музыке

Шамова Надежда Александровна
Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке 

«Значение ансамбля для ребенка трудно  переоценить.  Ансамбль – это наполненное профессиональным содержанием регулярное общение со сверстниками.»

Степан Ованесович  Мильтонян.

Во все времена цели и задачи, стоящие перед педагогами музыкальных школ были и остаются одними и теми же: воспитать учеников, способных продолжить профессиональное музыкальное образование и развить вкус и чувство прекрасного в ребятах, которые станут любителями музыки.

Совершенство учебного процесса, поиск и внедрение новых форм и методов обучения, стимулирующих творческую активность учащихся, является одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих перед преподавателями по классу специальных инструментов в детских музыкальных школах (ДМШ и ДШИ). В связи с этим каждый педагог встречается с целым рядом проблем: как заинтересовать ребенка музыкой, как добиться того, чтобы он захотел заниматься на скрипке и старался добиться хороших результатов. При этом само обучение зачастую осложняется тем, что музыкальные способности учащихся на первых этапах не позволяют преподавателям активно переходить к освоению практических навыков - дети, которые попадают в класс скрипки, зачастую не обладают особыми музыкальными способностями (кто-то не интонирует совсем, у кого-то неустойчивое чувство ритма или памяти и т.п.).

В этой ситуации в качестве одного из эффективных способов решения упомянутых выше проблем можно рассматривать коллективное музицирование. Чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем быстрее он начинает проявлять большую заинтересованность в занятиях и активнее его развитие в техническом и звуковом отношении. Ведущие педагоги Галина Турчанинова, Михаил Берлянчик рекомендуют начинать заниматься коллективным музицированием как можно раньше, по возможности с самых первых занятий.   Даже самые слабые ребята преображаются в ансамбле и успешнее занимаются по специальности. Все они, попадая в класс ансамбля, получают возможность не спеша и в дружественной обстановке развить свои музыкальные способности.

В самом начале обучения знакомство с коллективным, ансамблевым творчеством начинается с игры на открытых струнах. Полезно слушать ребят по двое, по трое, чтобы остальные могли наблюдать за качеством исполнения. Такой подход помогает развитию их способностей правильно оценивать игру друг друга, выражать собственное мнение и стремиться улучшать качество исполнения.Кроме того, это является стимулирующим фактором в процессе исполнения несложных пьес сначала преподавателем, а затем и с одноклассниками. Чувство ансамбля и умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения. Чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой.

Стоит отметить, что коллективное музицирование должно быть неотрывно связано с изучением таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад, метр, ритм и др. Уже на первых уроках наряду с исполнительством и совместно с нотной грамотой учащихся важно знакомить с понятиями, объясняющими закономерности строения музыки, то есть с музыкальной фразировкой, формой и т.д. При этом, естественно, учитывается доступность, как сообщаемых знаний, так и изучаемого репертуара для учащихся определенного возраста, их общая и музыкальная подготовка. Исполнительство невозможно без формирования таких качеств личности, как активность, способность к творчеству, инициативность, самостоятельность, целеустремленность. По этой причине эти качества совершенно необходимы участнику коллектива и закладываются с первых уроков ансамбля.

 Более сложная форма совместно-раздельного музицирования, применяемая по мере развития учащихся, это исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, в которых главный мелодический голос должен исполняться педагогом, а сопровождающий – учеником.

Игра в ансамбле, репетиции, прослушивание музыки и ее обсуждение, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты –все это является формой занятий и обучения. Уже на первых уроках начинающим важно показать возможности инструмента. Для этого можно использовать различные методы – практический, словесный (беседа, рассказ, пояснение), наглядно-слуховой (игра педагога). Сочетание же этих методов способствует большей заинтересованности учащихся и более  активному освоению материала. Каждый участник ансамбля может показать себя в роли «солиста», что является прекрасным стимулом. Особое значение придается классу ансамбля в тех школах, где нет оркестрового класса.

 В отличии от работы со старшими детьми, где все методы используются в равной степени, дополняя друг друга, в младшем возрасте более эффективны наглядный и практический методы, нежели словесный.

Важная форма учебного музицирования – имитация, которая состоит из чередования показа игровых моментов и приемов преподавателем и учеником. Такая методика освоения исполнительской техники стимулирует постепенное и последовательное обретение навыков, приемов, штрихов. Эта работа происходит систематически на протяжении всего обучения, на основе учебно-тренировочного материала, который включает в себя гаммы, упражнения, этюды на различные виды техники.

Таким образом, на первоначальном этапе ученик при помощи педагога применяет методы: сравнение, анализ, обобщение и в итоге, делает определенный вывод.

 Общеизвестно, что возникновение ассоциаций зависит от типа музыки. В «чистой» музыке (инструментальной) этому может способствовать сам звук и средства музыкальной выразительности.

Зрительные, двигательные образы создаются с помощью музыкально-бытовых жанров, имеющих «прикладное» значение: песни, танца, марша. Чтобы ученики получили более глубокое представление о музыкальном искусстве, необходимо обсуждение теоретических аспектов каждого из жанров, жизни композиторов, особенности их творчества и стиля, а также того исторического контекста, в котором создавались произведения.

Для успешного осуществления музыкального воспитания в детском ансамбле, обучение игре должно быть нацелено на достижение художественного, выразительного исполнения: высококачественное исполнение является одним из основных педагогических требований. В структуре содержания обучения оно должно занимать ведущее место, поскольку только в этом случае занятия в ансамбле будут иметь познавательно-воспитательный смысл. Правильно организованные самостоятельные занятия  - это также необходимое условие успешного развития коллектива. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников. Наряду с этим формируются такие качества, как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

В заключение, следует отметить, что без развития творческих способностей невозможно подготовить профессионала высокого класса ни в одном виде деятельности, тем более в сфере искусства, поскольку музыкальная деятельность, как исполнительская, так и педагогическая, требует от специалиста ответственного отношения, творческого подхода и самодисциплины.

Литература:

1.Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке / В.Ю.Григорьев. –М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.-256с.

2.Мильтонян, С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача / С.О. Мильтонян. – Тверь: «Дикси», 1996. – 174с.

3.Яшина, О.А. Методические особенности организации коллективного музицирования в ДШИ (Электронный ресурс) / О.А. Яшина. – Режим доступа: http://dshi.aiq.ru/metodika/jashina.html

4.Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача / М.М. Берлянчик. – СПб.: Лань, 2000. – 57с.

5.Науменко, С.И. Формирование музыкальности у младших школьников // Вопросы психологии / С.И. Науменко. – М., 1987. №4. –С. 71-75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Пальчиковые игры на начальном этапе обучения игре на гитаре

На начальном этапе обучения очень важно преподносить новый материал в игровой форме. С целью формирования необходимых навыков игры на гитаре можно использовать пальчиковые игры....

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

Открытый урок на тему: «Изучение штрихов в начальный период обучения игре на скрипке »

В современных условиях, когда требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно возрастают, возникает потребность в целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы...

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...