Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)

Муленкова Ирина Анатольевна

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью  или  обучающегося на дому.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного предмета «Музыка и пение» для обучающихся 5 классов, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому,  разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного курса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»

Содержание учебного материала

ПЕНИЕ

      Хоровое пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, ненапряженно.

Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко.

У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают.

В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию.

Для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания.

Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них:

наглядный;

словесный;

практический.
      1. 
Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
      2. Значение
словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.

Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.

При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа.

Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.

Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

На уроках музыки основными задачами являются:

воспитание восприятия характера музыки;

развитие музыкально-выразительных представлений;

развитие чувства ритма;

развитие музыкальной памяти;

сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки;

понятие записи нот в объеме октавы.

Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы.

Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: марш — 4/4, полька — 2/4, вальс — 3/4.

Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В  процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами.

Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.

                                Основные требования к знаниям и умениям учащихся

              1-й уровень

 Учащиеся должны знать:

• расположение нот на нотном стане до 1 — до 2;

• длительности: целая, половина, четверть;

• основные этапы творческой биографии композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского;

• основные произведения вышеперечисленных композиторов.

Учащиеся должны уметь:

• петь с классом чисто и выразительно выученные песни;

• применять грамотно полученные умения и навыки при исполнении музыкальных произведений;

• сыграть на металлофоне по нотам попевку;

• пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

        2-й уровень

 Учащиеся должны знать:

• графическое изображение на нотном стане до 1 — до 2;

• длительности: целая, половина, четверть;

• основные произведения композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского.

Учащиеся должны уметь:

• петь с классом выученные песни ровным, свободным звуком;

• пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Нотный стан. Скрипичный ключ. Нотная запись.

1

«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. Я. Акима.

1

Слушание:

 М. И. Глинка.  Опера «Руслан и Людмила»: увертюра.

1

 «Милый мой хоровод» — р.н.п.

1

Слушание:

М. И. Глинка.  Опера «Руслан и Людмила»: марш Черномора, рондо Фарлафа.

1

 «Воет ветер в чистом поле» — муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.

1

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина — «Чую правду».

1

 «Песня о России» — муз. В. Локтева, сл. О. Высотской.

1

Слушание:

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: хор «Славься!», мазурка и полонез.

1

Графическое изображение нот.

1

«Сторона моя» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.

1

Слушание:

П. И. Чайковский. Произведения для фортепиано: «Детский альбом» и «Времена года».

1

 «Зимний вечер» — р.н.п. на слова А. Пушкина.

1

Слушание:

П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

1

«Звездопад» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

1

Слушание:

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

1

Слушание:

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: "Музыка и движение" 1 класс

Рабочая программа предназначена для обучающихся по ФГОС (2 вариант) 1 класс...

Рабочая программа по предмету: "Музыка и движение" 3 класс

Рабочая программа  по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) по предмету "Музыка и движение"...

Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" для 0 - 3 классов по ФГОС О с у/о для обучающихся с ТНМР (вариант II) на 2019 – 2020 учебный год

Программа составлена на основе: Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛ...

Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" пролонгированного 9 класса (2 год обучения)

Программа учебного предмета «Музыка и движение» разработана для обучающихся пролонгированного 9 «Ю» класса ( 2 год обучения). Составлена на основе адаптированной основной общео...

Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 6 класс

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью  или  обучающегося на дому....

Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 7 класс

Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью  или  обучающегося на дому....