Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс)
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью или обучающегося на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_rabochaya_programma_po_muzyke_5_kl_indiv_eanyatiya_zaderzhka_psih_razvitiya.doc | 831.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка и пение» для обучающихся 5 классов, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой;
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного курса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Содержание учебного материала
ПЕНИЕ
Хоровое пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, ненапряженно.
Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко.
У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают.
В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию.
Для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания.
Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них:
наглядный;
словесный;
практический.
1. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
2. Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.
Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.
При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.
На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа.
Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.
Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
На уроках музыки основными задачами являются:
воспитание восприятия характера музыки;
развитие музыкально-выразительных представлений;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти;
сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки;
понятие записи нот в объеме октавы.
Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы.
Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: марш — 4/4, полька — 2/4, вальс — 3/4.
Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами.
Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• расположение нот на нотном стане до 1 — до 2;
• длительности: целая, половина, четверть;
• основные этапы творческой биографии композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского;
• основные произведения вышеперечисленных композиторов.
Учащиеся должны уметь:
• петь с классом чисто и выразительно выученные песни;
• применять грамотно полученные умения и навыки при исполнении музыкальных произведений;
• сыграть на металлофоне по нотам попевку;
• пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
• графическое изображение на нотном стане до 1 — до 2;
• длительности: целая, половина, четверть;
• основные произведения композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского.
Учащиеся должны уметь:
• петь с классом выученные песни ровным, свободным звуком;
• пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Нотный стан. Скрипичный ключ. Нотная запись. | 1 | ||||
«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. Я. Акима. | 1 | ||||
Слушание: М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра. | 1 | ||||
«Милый мой хоровод» — р.н.п. | 1 | ||||
Слушание: М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»: марш Черномора, рондо Фарлафа. | 1 | ||||
«Воет ветер в чистом поле» — муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы. | 1 | ||||
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина — «Чую правду». | 1 | ||||
«Песня о России» — муз. В. Локтева, сл. О. Высотской. | 1 | ||||
Слушание: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: хор «Славься!», мазурка и полонез. | 1 | ||||
Графическое изображение нот. | 1 | ||||
«Сторона моя» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева. | 1 | ||||
Слушание: П. И. Чайковский. Произведения для фортепиано: «Детский альбом» и «Времена года». | 1 | ||||
«Зимний вечер» — р.н.п. на слова А. Пушкина. | 1 | ||||
Слушание: П. И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро». | 1 | ||||
«Звездопад» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. | 1 | ||||
Слушание: П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». | 1 | ||||
Слушание: П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету "Музыка и движение" для обучающейся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа "Музыка и движение" 1 класс (для умственно-отсталых)...
Рабочая программа по предмету: "Музыка и движение" 1 класс
Рабочая программа предназначена для обучающихся по ФГОС (2 вариант) 1 класс...
Рабочая программа по предмету: "Музыка и движение" 3 класс
Рабочая программа по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) по предмету "Музыка и движение"...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" для 0 - 3 классов по ФГОС О с у/о для обучающихся с ТНМР (вариант II) на 2019 – 2020 учебный год
Программа составлена на основе: Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛ...
Рабочая программа по предмету "Музыка и движение" пролонгированного 9 класса (2 год обучения)
Программа учебного предмета «Музыка и движение» разработана для обучающихся пролонгированного 9 «Ю» класса ( 2 год обучения). Составлена на основе адаптированной основной общео...
Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 6 класс
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью или обучающегося на дому....
Адаптивная рабочая программа по предмету «Музыка и движение» для индивидуального обучения 7 класс
Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью или обучающегося на дому....