Диагностические задания
материал по музыке

Рыбакова Лариса Владимировна

Диагностические задания для исследования способностей к музыкально-творческой деятельности учащихся младших классов с ОВЗ на уроках музыки и во внеклассной работе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Диагностические задания для исследования способностей к музыкально-творческой деятельности учащихся младших классов с ОВЗ на уроках музыки и во внеклассной работе

учитель музыки: Рыбакова Лариса Владимировна

Смоленск 2017 год

Диагностика метрического чувства

«Шаги великана, Саши и гнома»

Цель: выявление уровня развития чувство метра.

Стимулирующий материал: часы будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например, по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Учитель музыки: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги.

 В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

Критерии оценки:

3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика звуковысотного слуха

«Кот и котенок»

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Учитель музыки: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а так – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок.

Исполняются последовательно звуки.

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

Правильный ответ

1.1.

Ми1 – соль2

1

Кот – котенок

1.2.

Соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

Фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

Фа2 – соль1

1

Котенок – кот

2.2.

Ми2 – соль1

2

Котенок – кот

2.3.

Ля1 – ми2

3

Кот – котенок

3.1.

Ля1 – ре2

1

Кот – котенок

3.2.

Ре2 – си1

2

Котенок – кот

3.3.

До2 – си1

3

Котенок – кот

Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Учитель музыки: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо, и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (Исполняется пьеса Э. Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Девочки - припевочки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Учитель музыки: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

 Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии.  Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Вокально-хоровые навыки

Цель: определить уровень развития вокальных способностей.

1.задание: Исполнить знакомую попевку в музыкальном сопровождении

2.задание: Исполнить знакомую попевку без музыкального сопровождения.

3.задание: Исполнить мало знакомую попевку в музыкальном сопровождении.

Критерии оценки:

Оценивается каждое задание. По сумме баллов выводится средний балл.

1 балл – ребенок не интонирует мелодию.

2 балла – ребенок интонирует мелодию частично, или с помощью.

3 балла – ребенок самостоятельно интонирует мелодию.

Диагностика восприятия

(сравнительная рефлексия эмоционально отзывчивости)

Метод Л.В. Школяр «Выбери музыку»

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности)

№ Серии

Используемые музыкальные произведения

1.

А. Лядов Прелюдия; П.Чайковский «Баркарола» Д. Кабалевский «Печальная история».

2.

Э.Григ «Одинокий странник»; П.Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе»

3.

М.Глинка «Вальс-фантазия»; П.Чайковский  «Полька» («Детский альбом»); С. Майкапар «Полька» («Бирюльки»)

4.

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»); М.Глинка «Камаринская»; Д.Шостакович «Марш» («Детская тетрадь»)

5.

С.Прокофьев «Раскаяние» («Детская музыка»);  М.Глинка «Разлука»; П.Чайковский Ноктюрн до диез минор, соч.19, № 4.

Учитель музыки: Послушай и определи, какие два из трех произведения в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от других?

Критерии для определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:

  • Низкий уровень характеризуется попыткой ребенка анализировать некоторые выразительные средства сходнях музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания, неспособность аргументировать свой выбор в определении лишнего, исключаемого из предъявленного ряда фрагментов. Или неправильный выбор исключаемого музыкального фрагмента. Оценивается как 1 балл
  • Средний уровень – правильный выбор двух сходнях фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности. Оценивается как 2 балла.
  • Высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки. Оценивается как 3 балла.

Диагностика музыкального творчества

Цель: выявить уровень развития музыкально-творческих способностей.

1.Задание – исполнение движений в свободной пляске (танцевальная импровизация)

2.Задание – сочини колыбельную кукле (песенная импровизация)

3.Задание – сочини мелодию на металлофоне (инструментальная импровизация)

Критерии оценки

3 балла – высокий уровень. Импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная.

2  балла средний уровень. Импровизация менее выразительная и эмоциональная. Требуется помощь педагога.

1  балл – импровизация не выразительная, не эмоциональная, ребенок зажат.

Методика изучения операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений

«Музыкальный магазин»  (В.П. Анисимов)

  Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, взглядов личности представляет собой  определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкально-эстетические  вкусы личности, уровень развития музыкально-эстетического сознания.

   Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий. Каждая серия проводится в разные дни.

Учитель музыки: Представь что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился в магазин и продавец предложил прослушать тебе музыку из разных музыкальных альбомов. Выбери ту музыку, которая тебе больше понравится, можно выбрать несколько музыкальных произведений.

Перечень произведений для предъявления музыкальных фрагментов в качестве диагностических заданий

Направления музыки

1 серия

2 серия

3 серия

Народная (вокальная)

1.1. Журавель

2.1.Вологодская сударушка

3.1.Ехал на ярмарку ухарь-купец

Классическая (вокально-инструментальная)

1.2.М.Глинка

«Жаворонок»

2.2. С.Рахманинов «Вокализ»

3.2. В.Абазов «Утро туманное»

Современная авангардная

1.3. Э.Денисов

«Пение птиц»

2.3.П.Хиндемит «Гармония мира»

3.3.В.Гаврилин «Перезвоны» (№18)

Народная (инструментальная)

1.4. «Кадриль» (ансамблю «Русский север»)

2.4. «Русский перепляс» (ансамбль «Русский север»)

3.4.Троицкие хороводы» (ансамбль «Русь)

Классическая

1.5.Э.Григ «В пещере горного короля» (сюита «Пер Гюнт»)

2.5. М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3.5. Ф.Шопен Этюд ми минор, соч, 25,№5

Современная (развлекательная)

1.6. Д.Билан «Невозможное возможно»

2.6.Дискотека Авария «Малинки»

3.6.К.Орбакайте «Губки бантиком»

Музыкотерапевтические программы

1.7. В.А Моцарт для детей

2.7.Энергия любви

3.7. «Лес дождей»

Духовная

1.8. П.Чесноков

«С нами бог»

2.8. А.Гречанинов «Верую»

3.8. Д.Бортянский «Херувимская песнь №7»

Критерии оценки:

  • Низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства. Оценивается как 1 балл.
  • Средний уровень – выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества. Оценивается как 2 балла.
  • Высокий уровень – проявление интереса к трем и более различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений. Оценивается как 3 балла.

Трехкратное предъявление серий дает возможность получить информацию о реальных музыкальных предпочтениях учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические задания для учащихся 4-5 классов на владение понятием "корень слова"

Данные задания предусматривают работу учащихся по таким разделам русского языка, как "Морфемика", "Орфография". Задания не являются стандартными, на механическое выполнение, они побуждают ученика к ра...

Разноуровневые обучающие и контрольно - диагностические задания.Функции. 7 класс.

Система тематических разноуровневых обучающих и контрольно- диагностических заданий по теме Функции. 7 класс....

Подготовка к ЕГЭ 2014 Диагностические задания В4

В данном материале представлены четыре варианта прототипов заданий В4. Все задания взяты из открытого банка ЕГЭ 2014. Ориентированы задания на отработку умений решеть задачи на  выбор вариантов и...

Сборник диагностических заданий к туристско-краеведческим программам

В сборнике представлены диагностические задания, тесты, диаграммы для групповой и  индивидуальной проверки знаний в рамках туристической деятельности...

Диагностические задания (авторская разработка)

Вариант 1 (авторская разработка)1.      Структура задания на оценку предметных результатов (задание №1)Название –  Хәзерге заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнешеАв...

Формирование информационной компетенции. Диагностические задания для обучающихся.

Формирование информационной компетенции.Диагностические задания для обучающихся....