Технологическая карта внеурочного занятия по музыке в 4 классе по теме: «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Мозалев Андрей Иванович

Данная технологическая карта предполагает ее использование на внеурочном занятии по музыке в качестве дополнительного материала к основной теме "Звучит гармония оркестра"  программы по предмету "Музыка" в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx31.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                            План-конспект внеурочного занятия по  музыке в 4 классе по теме:

                                                             «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»
                                                                                    составил учитель музыки Мозалев Андрей Иванович

                                                                  средняя образовательная школа № 389 Красносельского района Санкт-Петербурга                           

тип

Закрепление изученного материала

цель

Формирование у учащихся понятия о роли симфонического оркестра в развитии музыкального искусства.

задачи

Обучающая: повторение состава симфонического оркестра; оркестровых групп.

Развивающая: развитие внимания; привитие умений делать выводы, выделять главное, умение с помощью фантазии импровизировать; умение внимательно слушать и анализировать музыку; согласованная и координированная деятельность при работе в парах и группах.

Воспитательная: Духовное, нравственное, эстетическое воспитание. 

оборудование

Компьютер, музыкальный центр, проектор, синтезатор, тетради учащихся, раздаточный материал.

Планируемые результаты урока

Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыке;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыке

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыки в различных  видах музыкальной деятельности

личностные

•        осознавать роль оркестра в жизни людей;

•        оценивать усваиваемое содержание изученного материала, исходя из личных ценностей;

Развитие духовно- нравственных качеств - доброта, миролюбие, великодушие, эмоциональная отзывчивость.

предметные        

•        определять названия музыкальных инструментов;

•        знать группы инструментов симфонического оркестра;

•        ориентироваться в звучании музыкальных инструментов;

•        находить соответствующие инструменты в оркестровой группе;

метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

1)Познавательные УУД:

 •        ориентироваться в тетради;

•        ориентироваться в своей системе знаний;

•        овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;

2) Коммуникативные УУД:

 •        оформлять свои мысли в устной  форме с учётом речевой ситуации;

•        развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)  музицирования;

•        уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

•        использовать речь для регуляции своего действия;

3) Регулятивные УУД

: •        принимать и сохранять учебную задачу;

•        планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

•        отличать верно выполненное задание от неверного;

                                                                                                                            ХОД УРОКА

Этапы. Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации  2 мин.

СЛАЙД 1 ОРКЕСТР.

-Здравствуйте дети!

-Начинается урок!

– Ребята, у нас сегодня на уроке завершается очередное путешествие в мир музыки.

 –  мы подведем итог такому ярчайшему явлению в мире искусства как оркестр. Мы добавим к тому ,что знаем об оркестре еще немного нового, будем слушать, смотреть, столкнемся с музыкальной магией,  поэтому вам надо быть внимательными, чтобы суметь выполнить все задания и показать свои знания

 

-Здравствуйте учитель!                                           -Прозвенел уже звонок,

АКТУАЛИЗАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ 3мин.

РАБОТА В ГРУППАХ

ОСНОВНАЯ ТЕМА

БЕСЕДА ПРО РОЯЛЬ 5 мин.

БЕСЕДА ПРО АРФУ 5 мин.

БЕСЕДА ПРО ОРГАН 5мин.

БЕСЕДА ПРО ЧЕЛЕСТУ 10 мин.

РАБОТА В ГРУППАХ

БЕСЕДА ПРО ГИТАРУ.5 мин

БЕСЕДА О ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ

ИНСТРУМЕНТОВ И РЕФЛЕКСИЯ

 10 мин.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Сейчас мы разобьемся на  группы, где каждая группа будет одной из групп симфонического оркестра.

-Какие группы симфонического оркестра мы знаем?

(распределяю детей в 3 группы)

- 1 группа- струнно-смычковая, назовите ваши инструменты.

-2 группа- деревянные и медные духовые нструменты, назовите ваши инструменты.

-3 группа- ударные, назовите ваши инструменты.

-Я не случайно рассадил вас на 3 группы, потому что сегодняшнее занятие посвящено 4 группе.

-Какая это группа?  

Правильно и наше занятие назовем СЛАЙД 2

-Давайте начнем с одного из самых популярных инструментов в мире. Его называют «Королем всех инструментов»

СЛАЙД 3 РОЯЛЬ

-Как он называется?

-Мы знаем, что в рояле звучат струны, но звук извлекается с помощью  удара молоточка, а молоточки приводят в движение клавиши. Какой же это инструмент? Струнный? Ударный? Клавишный?

-Для чего роялю крыло?

- Для чего роялю педали?

-Давайте послушаем звучание рояля. (ученица исполняет произведение на синтезаторе)

-Следующий инструмент нашей группы является одним из древнейших. Назовите его СЛАЙД 4 АРФА

- У арфы очень длинная история. Началась она с стрелкового оружия с ЛУКА. (показываю рисунок с луком) Люди заметив как звучит тетива сделали из нее струны, а сам лук изогнули и он приобрел вот такую форму (показываю рисунок ЛИРЫ)

- Какой инструмент получился?

-В наше время лира является символом всех музыкантов в мире. С лирой экспериментировали многие мастера и в итоге на свет появилась арфа. На арфе как и на рояле есть педали. Угадайте сколько их?

-На самом деле их семь. Каждая имеет по три позиции

СЛАЙД 5

-Арфа является одним из самых сложных и дорогостоящих музыкальных инструментов.

ПРОСМОТР ВИДЕО АРФА

-Попробуйте угадать название следующего инструмента по звучанию(играю на синтезаторе)

-Правильно орган.

СЛАЙД 6 ОРГАН

-Что мы знаем об органе?

-Где применяется  орган?

СЛАЙД 7 ОРГАН

-Посмотрите сколько труб у органа. Почему их так много?

-На органе бывает по несколько клавиатур, - это очень сложное устройство с множеством разных ручек, переключателей, каждый из которых служит для окраски того или иного регистра.

СЛАЙД  8 ОРГАН

-Сколько клавиатур вы видите на слайде?

-Но для большего насыщения на органе используют ножную клавиатуру, обычно она используется для исполнения басовой партии. Орган также является очень сложным в освоении инструментом. И играют на нем настоящие виртузы.

- Кто такой виртуоз?

СЛАЙД 9

-Давайте послушаем орган в исполнении нашей ученицы  (играет на синтезаторе)

-Попробуем угадать звучание следующего инструмента      (играю на синтезаторе) СЛАЙД 10 ЧЕЛЕСТА

- Инструмент с самым загадочным звучанием. Что мы о нем знаем?

-Поначалу этот инструмент назывался ЦЕЛЕСТА.  В переводе с итальянского «небесная»  Клавишно – ударный инструмент. В Россию его завез П.И. Чайковский. В момент написания балета «Щелкунчик» он не мог определиться с инструментом  сопровождавшим танец феи Драже. Нужен был инструмент с нежным, прозрачным хрустальным  звуком. Во время путешествия по Европе  Чайковский услышал челесту в Париже и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел этот инструмент в 1892 в балет «Щелкунчик» Инструмент был тайно доставлен в Россию и впервые зазвучал на премьере балета «Щелкунчик»

ВИДЕО  «ЩЕЛКУНЧИК»

-В чем же секрет такого звучания? Дело в том что в устройстве  инструмента применены специальные резонаторы, придающие особый эффект.

СЛАЙД 11 ЧЕЛЕСТА

СЛАЙД 12 ЧЕЛЕСТА

-Видите коробочки разных размеров? Каждая из них закреплена к железной пластине и облагораживает звук. Как это происходит, рассмотрим на практике.        

Раздаю детям резонаторные стаканчики с подвешенными металлическими ложками. Показываю, как приложить стаканчики к ушам и слушать звук после удара по ложке.

Дети делятся на две группы. Первая группа слушает, вторая бьет по ложкам, потом меняются местами.

-К Чайковскому мы вернемся чуть позже, а пока у нас еще один инструмент. (Выходят  девочки с гитарами играют)

-Этот инструмент всем хорошо знаком. Что мы знаем о гитаре?

- В качестве дополнительного инструмента гитара в оркестре используется редко. В основном это аккомпанирующий инструмент. Но если по замыслу композитора в произведении должна звучать гитара, он смело добавляет ее в состав дополнительных инструментов.

-Скажите, а можно ли в оркестре заменять один инструмент другим?

-Чем можно заменить гитару?

-Чем можно заменить орган, рояль, арфу, скрипки, ударные? (ПОКАЗЫВАЮ НА СИНТЕЗАТОР)

-Правильно (ИГРАЮ НА СИНТЕЗАТОРЕ)

-Только что я вам продемонстрировал, как синтезатор заменил целый оркестр. Тогда зачем нужен огромный симфонический оркестр, когда есть синтезатор?

-Сейчас я приведу вам пример как во всемирно известном оркестре «Солисты Москвы» дирижер Юрий Башмет заменил челесту следующими необычными инструментами. Переходим к магии

ВИДЕО « СОЛИСТЫ МОСКВЫ»

-Какими инструментами заменили челесту?

-Наш урок подходит к своей кульминации. Что такое кульминация?

-И кульминацией нашего урока будет наше групповое исполнение (РАЗДАЮ ДЕТЯМ БОКАЛЫ С ВОДОЙ ОБЪЯСНЯЮ КАК ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУК)

- Давайте исполним на бокалах « Танец феи Драже»

ВИДЕО И ИСПОЛНЕНИЕ ОДНОВРЕМЕННО.

-Подведем итг нашего урока. О каких инструментах шла речь на сегодняшнем занятии?

-Давайте их перечислим

-Какие другие музыкальные инструменты могут использоваться в оркестре?

Чему мы сегодня научились?

Как Вы думаете – Пригодится ли Вам в жизни знание строения симфонического оркестра, его групп и инструментов входящих в эти группы?

Дома играть с Вашими близкими или с друзьями в ансамбле на бокалах  под фонограммы ваших любимых мелодий. Сделать самодельные резонаторы и показать всем как они работают.

 На этом наш урок закончен. До свидания.    

Дома найти бокалы, пробовать играть на них как на уроке.

-Струнно-смычковая;

-Деревянные и медные духовые;

-Ударные,

-Дополнительные инструменты

Называют названия каждого инструмента каждой группы

-Группа дополнительных инструментов.

 

-Рояль.

-Струнно-ударно-клавишный.

-Для более яркого звука.

- Окраска звука, приглушение звучания или продолжительность звуков.

-Арфа

- Лира.

-Одна,две,три…

-Орган.

-Самый большой, духовой, клавишный инструмент.

-В духовной музыке.

- Каждая труба издает один настроенный по высоте звук.

- Четыре.

-  Виртуоз – человек владеющий в совершенстве музыкальным инструментом.

- Челеста.

-Вместо струн стоят металлические пластины, похож на фортепиано, одна педаль.

-Это струнный щипковый инструмент. Родина гитары Испания. На ней 6 струн.

-Можно, если он похож по звучанию.

-Струнными, арфой.

-Синтезатором.

- У инструментов симфонического оркестра исполнение живое и естественное,  а синтезатор звучит как машина, звуки похожи, но они не живые.

-Бокалами

-Самый напряженный момент в произведении.

Играют на бокалах

- О инструментах дополнительной группы симфонического оркестра.

-Рояль, арфа, орган, челеста, гитара

-Могут использоваться разные инструменты – в зависимости от характера звучания и по усмотрению композитора или дирижера.

-Научились как правильно использовать резонаторы, научились играть на бокалах.

Конечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе

Технологическая карта внеурочного занятия составлена в соответствии с ФГОС. Внеурочное занятие разработано на основании программы "Моя первая экология", автор В.А. Самкова. Направление- социальное. Те...

Технологическая карта внеурочного занятия в 6 классе «Симметрия вокруг нас»

Технологическая карта внеурочного занятия в 6 классе «Симметрия вокруг нас»...

Технологическая карта внеурочного занятия учащихся 7 классов.

Технологическая карта внеурочного занятия учащихся 7 классов...