Рабочая программа внеурочной деятельности "Эстрадное пение" 1-4 класс
рабочая программа по музыке

Федорова Елена Вячеславовна

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

 

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития.

 

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estradnoe_penie_1-4_klass.docx232.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 

                 

Пояснительная записка

Цель  сформировать у учащихся через активную музыкально-творческую деятельность устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.

Сроки реализации программы

Рабочая программа рассчитана на 4 года, 1 класс 33 часа, 2-4 классы 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Режим занятий

Для успешного освоения программы количество детей в группе составляет

  1. человек.

Формы и виды занятий

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Рабочая программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, так как недооценка факторов психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведет к заболеванию голосового аппарата.

Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Вступительное прослушивание

На вступительном прослушивании проводится проверка природных данных, таких как слух, память, ритм, координация движения, отзывчивость на музыку.

  • Чтобы проверить наличие музыкального слуха, ребенка просят спеть какую-нибудь песенку, при этом оценивается, правильно ли ребенок воспроизводит мелодию, насколько эмоционально реагирует на музыку.

  • Для проверки музыкальной памяти используется следующий тест: преподаватель поет отрывок незнакомой песенки и просит ребенка повторить ее, здесь оценивается, как точно ребенок запомнил мелодию песенки и слова.

  • Для проверки чувства ритма используется следующий тест: преподаватель простукивает ритмический рисунок и просит ребенка его повторить. Оценивается, насколько точно ребенок воспроизводит ритм.

  • Для проверки координаций движений и эмоциональной реакции на музыку детей просят подвигаться под фоновое музыкальное произведение.

  1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

  1. Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Практические занятия:

Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки.

  1. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

  • Сравнение  различных  вариантов  исполнения  с  целью  выбора

лучшего;

  • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  • Моделирование высоты звука движениями руки;

  1. Формирование правильного певческого звука

Учить петь лёгким звуком, не утяжелять музыкальные фразы в заданном темпе. Учить детей не выкрикивать окончания фраз, не форсировать звук, вырабатывать навык пения в ансамбле. Исполнять песни эмоционально в соответствующем характере.

  1. Формирование вокальных навыков

Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования, в развитии которой, как и в формировании красивого тембра голоса, имеет значение правильная артикуляция гласных и согласных звуков.

  1. Певческая установка

При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая. Сидеть на краешке стула, опираясь на ноги. Корпус держать прямо без напряжения, руки свободно лежат на коленях. Сидеть, положив нога на ногу, недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.

  1. Развитие музыкального слуха, памяти, ритмического

чувства

Не всегда ребенок, имеющий хорошие голосовые данные, обладает в такой же степени хорошим звуковысотным слухом, который особенно важен для вокалиста. Б.М.Теплов говорил: «Музыкальный слух по существу должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным». Поэтому развитие звуковысотного слуха у ребенка должно быть первостепенной задачей преподавателя. Как показывает практика работы, невозможно освоить певческие навыки без наличия хорошо развитых музыкально-слуховых представлений, что является одной из самых сложных проблем музыкального развития.

Для развития звуковысотного слуха у детей обучающихся с первого по четвертый класс можно использовать игровые упражнения (на нотах, удобных ученику по высоте).

Упражнения А. Ф. Битус, С. В. Битус из «Певческой азбуки ребенка:

«Гудок» – умение сливаться с голосом педагога на длинной ноте

«Дразнилка» – повторение звуков с голоса педагога или инструмента на разные слоги в тонах доступного диапазона, постепенно расширяя диапазон звучания на тон или пол тона вверх и вниз и т.д.

«Капельки» – пение на слог «кап» одной ноты с повторением её много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Далее необходимо сначала на тон, затем на пол тона опускаться и подниматься, напевая «кап-кап».

«Сигнал машины» – играем одновременно два звука (б.3, м.3, ч.4). Даём время ребёнку вслушаться в звучание, затем предлагаем спеть один из звуков (верхний или нижний). Постепенно учим слышать и воспроизводить оба звука по очереди (мелодически сверху вниз или наоборот).

Совершенствуя звуковысотный слух, одновременно работаем над проблемой развития мелодического слуха. Мелодический слух представляет собой синтез интервальных и ладовых ощущений. Для развития мелодического слуха можно использовать следующую методику:

  • Учить определять (и показывать рукой) направление движения Мелодии вверх и вниз.

  • Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии.

  • Вначале работать над освоением песни или попевки на слоги с гласными (у, ю, я, е, и) или вокализом на удобную для ребёнка гласную.

  • Пропевать мелодию по фрагментам, опираясь на звучание инструмента, затем без него.

Речевые игры (игры с буквами и звуками) на занятиях с детьми 7-ми лет занимают особое место. Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому на уровне эмпирики лежит предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).

Такие игры «работают» в нескольких направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; пропевание звука, а значит, и развитие музыкального слуха; движение, а значит моторика звука и

развитие дыхания; инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к учению.

Упражнения Т. А. Рокитянской из пособия «Воспитание звуком».

Работа со звуком Р.

Распевается на неопределённой ( затем заданной) высоте с падающей интонацией звук Р, одновременно изображаем руками, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы Р.

Звук В также можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра: « Вввввьётсявввввьюга, вввветерввввоет: вввввв, вввввв!». Руки при этом выводят что-то вроде буквы В.

Звук С. Представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук ССССС. Постепенно наша фигура становится похожа на букву С. Сухонький, сссссогнутый, ссссссморщенный ссстаричок!

Теперь надуваем шарик (т.е. себя) с помощью звука ФФФФФФ – постепенно распрямляясь и для пущей важности расФуФыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву Ф.

Звуками ЖЖЖЖЖЖ, ЗЗЗЗЗЗЗ можно изобразить проснувшийся лес : жужжание жука и з-зудение комара ( на определённом тоне или интервале). Конечно же, при этом можно ещё и летать!

Подобные игры проводятся (пропеваются) и с гласными звуками:

УУУУУУ – воет волчонок или голодный волк, или летит ракета;ИА-ИА-ИА – поёт ослик; АУУУ – эхо в лесу.

Организм человека живёт в ритме: дыхание, кровообращение (пульс), сон

  • бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция, речь- всё это происходит в различных ритмах. Каждому возрасту соответствуют свои ритмы. Так, маленьким детям свойственен плавающий ритм, более близкий к ритму дыхания, чем пульсу. Они хорошо реагируют на колыбельные песни с ровным покачиванием, известна также любовь детей к качелям. Очень хороши упражнения с движением, соответствующим словам «туда- сюда», распеваемым на интервалах секунды, затем кварты и, наконец, большой сексты, от которой получается самое яркое ощущение взлёта.

  1. Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом

произношении работают, в основном, внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом – и внешние (губы), и внутренние (язык, гортань, мягкое нёбо). Навык артикуляции включает:

-выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение ( в том числе и орфоэпические навыки);

-умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

-умение найти близкую и высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

-умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные.

Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены. Как показывает практика, этот навык легче освоить в детском возрасте 7-11 лет, но гораздо труднее позднее.

10. Охрана детского голоса

Существует ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования ребёнка от аналогичных органов взрослого человека:

  • гортань расположена выше, чем у взрослых;

  • объем легких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует;

  • голосовая мышца практически не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

  • отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дети в возрасте 7-11 лет чаще всего дышат поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в этом возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

Кроме того, детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, как правило высоким головным резонированием, и поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.

С целью охраны детского голоса следует:

-учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у детей начальных классов сравнительно невелик;

-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения данном возрасте;

-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

  1. Работа над репертуаром

Музыкальный материал, на котором строится обучение пению, должен быть высокого художественного уровня, разнообразным по музыкальному

языку, образный строй которого соответствует душевному миру и пониманию ребёнка дошкольного возраста (русские народные детские песни, детские песни современных авторов, песни из мультфильмов и т.п.).

Основные направления в подборе репертуара.

  • Классическая музыка
  • Народная песня

  • Произведения современных авторов Принципы подбора репертуара:

  • Исполнительские возможности
  • Художественная ценность произведения

Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, веселые) и различные по тематике.

Подготовка тематических вокально-исполнительских программ (2 песни для каждой программы) 1, 2 классы

  1. Программа «Милая моя мама…» - песни о материнской любви, нежности и ласке.

  1. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни на русском и английском языках.

  1. «Поем о мире» - песни с патриотической и гражданской тематикой.

  1. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах.

3, 4 классы

  1. Программа «Эх дороги…» - песни военных и послевоенных лет.

  1. Программа « О, спорт, ты – мир!» - песни о физкультуре, спорте, спортсменах и спортивных командах.

  1. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни на русском и английском языках.

  1. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах.

  1. Работа над сценическим образом

  1. Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с исполнителями;

  1. Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

  1. Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и действий.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Программа направлена на формирование следующих УУД: Метапредметные результататы:

Познавательные УУД:

  1. умение извлекать информацию из музыкальных произведений;

  1. овладение способами решения поискового и творческого характера; Коммуникативные УУД:

  1. наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,

взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

  1. участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Регулятивные УУД:

  1. умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
  2. осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  3. умение формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты занятий:

1)формирование эстетических потребностей, ценностей;

  1. развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

  1. развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Предметные результаты занятий по программе вокального кружка:

• овладение практическими умениями и навыками вокального творчества. В результате изучения курса обучающиеся научатся знать/понимать:

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова: «петь мягко, нежно, легко»;

• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Тематическое планирование для 1 классов

Наименование разделов, тем

Всего часов

занятия

1.

Вводное занятие.

1

Диагностика стартовых вокальных способностей

2.

Запомни незнакомую песенку и повтори

1

3.

Чувство ритма и координация движений.

1

4.

Музыка в нашей жизни

1

5.

Охрана детского голоса

1

6.

Правильная певческая установка

1

7.

Работа над репертуаром

1

8.

Какие чувства передает музыка

1

9.

Роль и место музыкального и вокального искусства в развитии

1

ребенка. Работа над репертуаром.

10

Влияние пения на развитие личности, речи человека.

1

11.

Голосообразование – рождение звука. Работа над репертуаром

1

12.

Звук и механизм его извлечения

1

13.

Правила вокальных упражнений

1

14.

Правильное дыхание

1

15.

Скороговорка

1

16.

Концертная деятельность

1

17.

Отражение звука, направление голоса

1

18.

Точное интонирование, четкое произношение

1

19.

Работа над репертуаром.

1

20.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование

1

слухового восприятия и вокально-слуховых представлений

21.

Развитие музыкального слуха, памяти, ритмического чувства

1

22.

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

1

23.

Концертная деятельность

1

24.

Гигиена голоса.

1

25.

Работа над певческим репертуаром

1

26.

Интонация (различие между речевыми и музыкальными

1

интонациями)

27.

Расширение певческого диапазона детей.

1

28.

Выразительность и эмоциональность исполнения

1

29.

Формирование чувства ансамбля

1

30.

Культура поведения на сцене

1

31.

Работа над песнями:

1

- знакомство с сюжетом, настроением, нюансами

32.

Построчное разучивание песни

1

33.

Концертная деятельность

1

Тематическое планирование для 2-4 классов

Наименование разделов, тем

Всего часов

занятия

1.

Вводное занятие.

1

Диагностика стартовых вокальных способностей

2.

Запомни незнакомую песенку и повтори

1

3.

Чувство ритма и координация движений.

1

4.

Музыка в нашей жизни

1

5.

Охрана детского голоса

1

6.

Правильная певческая установка

1

7.

Работа над репертуаром

1

8.

Какие чувства передает музыка

1

9.

Роль и место музыкального и вокального искусства в развитии

1

ребенка. Работа над репертуаром.

10

Влияние пения на развитие личности, речи человека.

1

11.

Голосообразование – рождение звука. Работа над репертуаром

1

12.

Звук и механизм его извлечения

1

13.

Правила вокальных упражнений

1

14.

Правильное дыхание

1

15.

Скороговорка

1

16.

Концертная деятельность

1

17.

Отражение звука, направление голоса

1

18.

Точное интонирование, четкое произношение

1

19.

Работа над репертуаром.

1

20.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование

1

слухового восприятия и вокально-слуховых представлений

21.

Развитие музыкального слуха, памяти, ритмического чувства

1

22.

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

1

23.

Концертная деятельность

1

24.

Гигиена голоса.

1

25.

Работа над певческим репертуаром

1

26.

Интонация (различие между речевыми и музыкальными

1

интонациями)

27.

Расширение певческого диапазона детей.

1

28.

Выразительность и эмоциональность исполнения

1

29.

Формирование чувства ансамбля

1

30.

Культура поведения на сцене

1

31.

Работа над песнями:

1

- знакомство с сюжетом, настроением, нюансами

32.

Построчное разучивание песни

1

33.

Концертная деятельность

1

34

Развитие коммуникативных способностей. Пение под

1

фонограмму – заключительный этап работы.

ЛИСТ

внесения изменений

Группа

Содержание корректировки

Причина

Основание

Контроль

внесённых

внесённых

изменений

изменений (№

приказа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...