Особенности обучения и воспитания младших школьников
методическая разработка по музыке

Введение
Глава 1. Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для обучения
Глава 2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Глава 3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Заключение
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_i_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.docx33.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»

«Особенности обучения и воспитания младших школьников»

(методический доклад)



Выполнила:
Манина Алена Вячеславовна
педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ГДД(ю)Т им. Н.К.Крупской, МХС «ВИТА»
г. Новокузнецка

г. Новокузнецк, 2022


Содержание

Введение

Глава 1. Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для обучения

Глава 2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Глава 3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Заключение
Список литературы


Введение

Младший школьный возраст принято рассматривать с семи вплоть до одиннадцати лет. Этот возраст, который подходит для обучения в начальной школе, а также считается самой вершиной детства. Беспечность, интерес и доверчивость присутствуют у ребенка в этом возрасте. Наступило время учиться в школе. Непосредственно процедура перехода от дошкольного к школьному возрасту для ребенка — это переходный период в жизни (кризис). Так как поступление в школу вносит в жизнедеятельность детей весьма значимые и основательные перемены.

Переход в школьный возраст сопряжен с радикальными преобразованиями в его деятельности, общении, взаимоотношениях с окружающими людьми. Основной деятельностью становится учеба, меняется порядок жизни, возникают новые обязанности, новыми становятся взаимоотношения детей с родителями, а кроме того, и с другими людьми.

Поступивший в школу ребенок машинально занимает абсолютно новую роль в концепции взаимоотношений людей. Теперь же деятельность предъявляет ребенку ранее не известные условия, в сопоставлении с игровой деятельностью, что преобладала в детском саду. Дома к занятиям детей появляется уважительное отношение. Если дошкольник садится за выполнение домашнего задания, он понимает всю значимость уроков. Ребенок отныне ощущает, что он занят значимым занятием. А родители создают все условия, для того чтобы ребёнок сумел выполнить домашнее задание. Это совершенно другое, нежели то, чем ранее занимался ребенок. Тут и выявляется трудность в воспитании ребенка младшего школьного возраста.

Глава 1. Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для обучения

Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности - совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.

Однако вплоть до конца XIX в. многие ученые были убеждены в том, что интеллектуальные способности людей даны им с рождения и в течение жизни не развиваются. Такой точки зрения придерживался, например, Ф.Гальтон. В XX в. ситуация изменилась, и абсолютное большинство ученых пришли к выводу о том, что интеллект человека, даже если и имеются его генетические основы, все же может развиваться в процессе жизни человека.

В XX в. изучением интеллекта и процесса его развития занимались многие психологи. В нашей стране широкую известность получили теории развития мышления, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным и В.В. Давыдовым. Рассмотрим проблему развития мышления на примере исследований Ж. Пиаже, который одним из первых предложил теорию развития интеллекта ребенка, что оказало существенное влияние на современное понимание мышления и его развития у человека. Проведя соответствующие эксперименты с детьми разного возраста по решению задач, требующих владения операциями, Пиаже пришел к выводу о том, что мышление детей в процессе его развития проходит через следующие четыре стадии.

Стадия сенсомоторного интеллекта. Она характеризуется наличием у ребенка только элементарной формы мышления - наглядно-действенного. Никаких умственных действий ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще совершать не в состоянии, тем более у него отсутствуют умственные операции в их понимании по Пиаже. Эта стадия интеллектуального развития охватывает период жизни от рождения до примерно двух лет. Она также характеризуется развитием способности ребенка к правильному восприятию и познанию окружающего мира в его инвариантных, устойчивых свойствах [1,75].

Стадия дооперационального мышления. Ее характеризует способность детей действовать, решая задачи, не только с реальными материальными предметами, но и с их образами. Однако действия с предметами или образами на данной стадии также еще не объединяются в операции, и ребенок не в состоянии их выполнять в прямом и обратном порядке. Вместе с тем на данной стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации практических действий с предметами и превращение их в умственные действия. На этой стадии интеллектуального развития, по данным Пиаже, находятся дети в возрасте от 2 до 7 лет [4,49].

Стадия конкретных операций. На этой стадии дети уже владеют операциями с конкретными материальными предметами и их образами, причем могут выполнять операции с соответствующими объектами как практически, так и в уме, а сами операции становятся обратимыми. Дети данного возраста (от 7-8 до 11-12 лет) уже не совершают логических ошибок типа феноменов Пиаже, но еще не в состоянии выполнять операции в уме с абстрактными понятиями [2,56].

Стадия формальных операций. Эту стадию отличает умение детей выполнять полноценные, обратимые умственные действия и операции с понятиями и другими абстрактными объектами. Дети соответствующего возраста (от 11-12 до 14-15 лет) владеют логикой, умеют рассуждать, причем их умственные операции не только обратимые, но уже структурно организованы в единое целое. На данной стадии полное развитие получает и словесно-логическое мышление [2,45].

Большое значение придавал развитию мыслительной деятельности ребенка видный педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что основная задача начальной школы состоит в том, чтобы «развить способности детей, естественным путем раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать способными к самостоятельной разумной деятельности». Начальное обучение он как бы разделил на две тесно связанные ступени: пропедевтическую (I и II классы), где в основе лежит родной язык, и систематическую (III и IV классы), где начинается предметное преподавание. С учетом такого подхода к первоначальному обучению Ушинский разрабатывал принципы, методы, организационную форму обучения [3,21].

На первой ступени обучения Ушинский выдвигал принцип наглядности, считая, что дети в этом возрасте мыслят образами, картинками. Им мало доступны отвлеченные понятия. Однако задача учителя состоит в том, чтобы найти пути к сочетанию наглядности и формированию элементов абстрактного мышления. Отсюда Ушинский особое внимание уделял сознательности в усвоении знаний, доступности и прочности усвоения знаний.

Большую роль играет также развитие у детей логического мышления. В старших классах Ушинский ставил вопрос о межпредметных связах, о связи обучения с жизнью, о развитии у детей потребности учиться. По мнению Ушинского, в начальной школе методы обучения должны способствовать развитию у детей активности, самостоятельности, интереса к учению. Он подвергал суровой критике догматический метод обучения, особенно в первые годы учения, когда затрачивается огромное количество времени на бессмысленное заучивание детьми букв, слогов, слов.

Он настаивал на введение в школе аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Он разработал последовательность применения этого метода на уроке. Смысл ее состоял в следующем: сперва идет звуковой разбор, потом письмо, потом чтение написанного, затем чтение тех же слов и фраз в печатной азбуке, потом чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не бывших в письме. После осуществляется отыскивание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе. Работа заканчивается сложением слов из букв печатной азбуки, наклеенных на картоне. Указанная схема позволяет ученикам осмысленно осваивать звуки и буквы алфавита, позволяет осуществлять одновременное изучение звука и буквы с письмом, чтением, быстро формирует навыки устной и письменной речи, а главное - сокращает срок обучения грамоте [, 26].

Много внимания Ушинский уделил разработке методики объяснительного чтения, где дети должны глубоко и осмысленно понять содержание изучаемого материала. Причем учитель должен осознавать разницу усвоения знаний при изучении художественного произведения и научно-деловой статьи. При изучении естествоведческого материала Ушинский рекомендовал проведение экскурсий, опытов, лабораторных занятий.

Не оставил без внимания Ушинский и такой важный вопрос, как структура урока в начальной школе, основные признаки урока. Ушинский выделил такие основные признаки урока: «уменье ...рельефно выставлять вперед главную мысль или главный факт на уроке; обеспечение естественной связи новых знаний с ранее усвоенными детьми... (привязывать к основам, уже прочно укоренившимся знаниям, новые мысли и новые факты); обеспечение возможно более высокой заинтересованности и активности учащихся; обеспечение вполне осмысленного и прочного овладения учащимися знаниями, которые сообщаются во время урока; наличие образцового порядка и дисциплины в классе» [1, 65].

Интересны высказывания Ушинского об урочной системе в подготовительных классах. Он осуждал предметное преподавание в начальных классах. Он считал, что в этих классах обучение надо строить не по предметному принципу. В основе преподавания в этих классах должен быть родной язык. Предметное же преподавание в подготовительных классах приводит к тому, что «каждый из преподавателей заботиться только о том, чтобы знали его предмет, и никто не считает себя обязанным подумать вообще об умственном и нравственном развитии детей». «Предметная система учения, - говорил он о работе в подготовительных классах, — это рак общественного воспитания, и пока вы не излечите этой болезни, то, как не перестраивайте ваши училища - ничего не выйдет хорошего» [3, 57]. Хорошо сказано. Думается, не мешало бы и сегодня вспомнить об этом.

Таким образом, Ушинский считал, что обучение должно носить не только развивающий характер, но и глубоко воспитывающий. Какими бы широкими знаниями не обладал человек, как бы сильно не были развиты его умственные силы, он все же будет неполноценным человеком, если в нем не будут развиты нравственные чувства, нравственные понятия.

Глава 2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей и родителей), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире в процессе деятельности.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений, преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Учебная деятельность имеет определенную структуру, куда входят мотивы учения, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Всем известно, что основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения является для младших школьников отметка. Однако на протяжении младшего школьного возраста (от 1-го к 3-му классу) увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель ведёт урок интересно»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что «у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер».

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом обучения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной активной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач. Первоначально младшие школьники еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому на первых порах обучения эту функцию выполняет учитель. Постепенно соответствующие умения приобретают и сами учащиеся. В этом процессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность. «Как показывает практика, научить младшего школьника выделять учебную задачу достаточно легко, важно только помнить о вероятности возникновения затруднений у учащихся и обращать специальное внимание на регулярное выделение учителем на уроках соответствующих учебных задач. В случае систематических неудач рекомендуется использовать игровые ситуации, помогающие ребенку освоить необходимое, но пока недостаточно понятное ему учебное задание».

Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия. Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала (например, действия, позволяющие изображать заданные образцы тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний и др.). Другие учебные действия характерны для работы внутри данного учебного предмета, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов. Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении того или иного учебного предмета соответствует определенная система учебных действий.

К числу наиболее распространенных относится прием заучивания учебного материала. У младших школьников наиболее частым является прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который нередко действительно требует точного заучивания: многочисленные стихотворения, правила, слова, выражения и пр. Поэтому для младшего школьника задание «выучить материал» зачастую означает «запомнить его дословно». К дословному воспроизведению побуждает ребенка и еще недостаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти. Следует отметить, что заучивание наизусть требует определённого времени, и не все школьники способны достаточно хорошо закрепить в памяти изучаемый материал, поэтому для выполнения данной учебной задачи необходим многократный повтор учебного материала.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Необходимо отметить, что вовлечённость учащегося в активную деятельность, заинтересованность его в ходе урока и оценке результата его трудов являются непосредственным условие концентрации внимания школьника на учебном материале.

В младшем школьном возрасте память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Как уже говорилось выше, теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой.

В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, необходимо использовать на уроках такие формы деятельности, которые максимально приближены к естественной для них ситуации. Что же это за ситуация? Конечно же - игра, игра в любом её проявлении.  Игра соответствует естественным желаниям и потребностям учащегося младшего школьного возраста, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря игре активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. А.А. Леонтьев считает, что «игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собой развитие. Где игра - там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление» [].

В игре заложено всё, о чём говорилось выше: деятельность (практическая и речевая); мотивированность; отсутствие принуждения; обучение и воспитание в коллективе; развитие психических функций и способностей; «учение с увлечением».

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования положительной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная работа, заключающаяся в организации полноценной активной учебной деятельности, в которой учащийся является не объектом, претерпевающим над собой действия учителя, а полноправным заинтересованным участником «событий».

Цель урока иностранного языка на ранней ступени — это, прежде всего, формирование речевых навыков, навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Нельзя посвятить весь урок формированию отдельного навыка, будь то лексический или грамматический навыки, так как устойчивость внимания в данном возрасте у учащихся ещё недостаточно сформирована. Но и большое количество не связанных друг с другом компонентов урока тоже не сможет увлечь учеников. Для успешной деятельности учитель должен не просто готовиться к каждому уроку, он должен чётко продумывать каждый его этап, подбирая наиболее сочетаемые компоненты, находя звенья в цепи, прочно «цементирующие» все части в единое целое. Таким «цементом» на раннем этапе обучения может и должна служить игра во всех её проявлениях.

Необходимо отметить, что при всей своей непринуждённости, игра является делом серьёзным. Если игры используются на уроке только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них и для учащихся, и для самого преподавателя минимальна. Такие функции у игры, конечно, есть, но они второстепенные, не главные. Учитель должен чётко осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра.

Глава 3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

В школу приходят дети с разным темпераментом, который так же имеет значение при учебно-воспитательном процессе. Поэтому каждый малыш осваивается и соображает по-своему. Кто-то быстро, а кто-то медленнее понимает услышанный материал и запоминает. Поэтому преподавателю важно это учитывать.

Индивидуальность ребенка проявляется в познавательной сфере. Школьники имеют слуховой тип памяти, зрительный, зрительно-двигательный. Ребенок к школе должен быть готов психологически. Готовясь к школе, родители возлагают на него больше нагрузки. Если ребёнок не готов, он переживает, что приводит к нарушению в развитии личности ребенка, появляются проблемы. Преподавателю нельзя говорить ребенку, что он хуже других. Необходимо научить ребенка непринужденно и свободно общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Вот несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста: ребенок должен чувствовать и знать, что близкие его любят за то, какой он есть, что они им гордятся. А также всегда говорить ему правду. Нельзя добиваться успеха силой — это ведёт к разрушению личности. Стоит признавать права на ошибки.

В этот период у ребенка появляется много вопросов. Нужно терпеливо и честно отвечать на его вопросы. Родителям следует знать, не стоит отдавать первоклассника в кружок и секцию, потому что это большая нагрузка, а школьная жизнь является стрессом. Лучше отдавать в кружки со второго или третьего класса, чтобы ребенок смог адаптироваться к новым условиям деятельности.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях -- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

 Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

У ребенка концентрируется внимание на 15 мин. Поэтому необходимо делать перерывы на физическую зарядку, это займет немного времени всего на пару минут, то есть смена деятельности. Начиная с письменных уроков, чередуя с устными заданиями. Занятие проходит не больше часа. Зрительные нагрузки, компьютер или телевизор, не более одного часа.

Родителям должны прислушиваться к советам врачей. Нельзя забывать о здоровье школьника. У него должен быть удобный ранец, вес до 4 килограмм.  Нельзя упрекать и ругать ребёнка, он потеряет веру в себя, в свои возможности. Важно всячески поддерживать ребенка. Еще одна ошибка родителей в том, что они в присутствии своих детей начинают ругать школу и преподавателей. Нельзя детей сравнивать с более успешными одноклассниками — это может навредить психике ребенка. Ведь малышу необходимо вырасти самоуверенным и спокойным человеком. Для обучения школьнику нужен мотив.

Социальные мотивы: ребенок старается быть грамотным человеком, чтобы получить одобрение взрослых, добиться престижа, успеха, быть полезным обществу, взаимопомощь, ответственность за поступки. Появляется мотив избегать неудачи. Плохая оценка влечет за собой недовольство учителя и наказание от родителей.

Познавательный мотив: получая знания, школьник должен стремиться не только их получить, но и самостоятельно найти другие способы приобретения знаний. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Внешние мотивы: для ребенка главное не учеба, а награда за хорошую учебу. Поэтому они стараются учиться хорошо, чтобы получить похвалу от учителя. Получая оценки, у ребенка проявляется самооценка. Завышенная она бывает у отличников и хорошистов, ребята считают себя лучше остальных детей. Заниженная, у двоечников и троечников. Такие дети не уверены в себе – это ведёт к искажению личностного развития. Учителям должен каждому по мере возможности уделять внимание.

Главная ошибка учителей: они не поощряют отстающих детей и не дают им стимула учиться дальше. У школьника должна появиться мотивация. Есть очень активные дети, страдающие синдромом дефицита внимания, поэтому они не могут сосредоточиться, что мешает учебному процессу. Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и учителем на уроках. В школьном возрасте закладывается фундамент правил поведения и нравственных норм, поведения. В младшем школьном возрасте дети очень импульсивные, они делают и говорят, не обдумав.

В этом возрасте воспитываются коллективные отношения. Это помогает участие детей в коллективных делах и общественной деятельности. А это в жизни очень нужно, чтобы находить общий язык с людьми. Переход ребёнка с дошкольного возраста в школьный играет главную роль. Это переход к новому обучению, который требует новых условий: большого внимания к развитию мышления, восприятию, памяти. Безусловно, ребенок учится быть самостоятельным и его необходимо в этом поддерживать.

Главная цель родителей и учителей - учитывать психологические особенности детей школьного возраста в воспитании и обучении. Этому помогут различные задания, игры и упражнения.


Заключение

В воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Лишь слаженная работа поможет добиться успеха. Учителю нужно найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Ведь каждый ребёнок имеет способности, главное их найти и развивать. Необходимо всячески его поддерживать и никогда не сравнивать с другими детьми. Ребенка это может только разозлить и обидеть.

Таким образом, что для полноценного воспитания детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:
- ребёнок должен общаться с детьми, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют разного межличностного поведения;
- степень трудности деятельности должна увеличиваться;
- для ребенка при выборе деятельности нужно постепенно переходить от более к менее привлекательным. При этом значимость – осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка – напротив, должна постепенно возрастать;
- сначала деятельность должна предлагаться ребёнку взрослым, а затем он сам должен прийти к самостоятельному выбору деятельности;
- заинтересовать ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
- в процессе обучения постепенно ставить более сложные задачи, которые детям нужно решать в общении и взаимодействие с людьми.

В завершение, наиболее важные виды деятельности для развития детей в 7-11-летнем возрасте – игра, обучение и общение.  

Именно на этом и должно быть построено воспитание детей младшего школьного возраста. Во время игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, учатся жить в обществе, реализуют свои способности, навыки и знания, превращая их из теории в практику, а затем в опыт.


Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2005. – С. 672.
  2. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. – М.: Смысл, 2016. – С. 528
  3. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. – К.: Рад.школа, 1983. – С. 224.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 557.
  5. Филимонова А.А. К вопросу о принципах эстетического и духовно-нравственного воспитания детей на литературных примерах в системе Ушинского. // Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 1995. – С. 61 – 63.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности обучения иностранному языку младших школьников.

Обязательное  обучение  иностранному  языку  со  второго  класса  введено  сравнительно  недавно.  Многим  учителям  пришлось  столкнут...

Особенности нарушения звукопроизношения у младших школьников.

Выявив недостатки речи у детей, применяя индивидуальные методы и приемы обучения, можно эффективно осуществлять коррекцию имеющихся у них нарушений....

Особенности развития памяти у младших школьников

Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, пр...

Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью

В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Статья "Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"

Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Статья "Игра как активный метод обучения и воспитания младших школьников"

С приходом в школу дети не расстаются с потребностью играть. На этоуказывает Ш. А. Амонашвили, который в специальном исследовании мотива-ции учения младших школьников отмечает существующие одновременн...