Конспект урока в 4 классе «Исповедь души. Революционный этюд»
план-конспект урока по музыке

Лаптева Светлана Юрьевна

Конспект урока в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 104_12_48_44_fbdi.docx24.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе.

Тема: «Исповедь души. Революционный этюд»

Цели: осознание чувства любви к Родине на примере произведения С.Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведения Ф.Шопена «Этюд №12».

Задачи: знакомство с произведениями С.Рахманинова и Ф.Шопена, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Воспитание в детях интереса к миру музыки, воспитание культуры слушания классической музыки, воспитывать умение анализировать музыкальные произведения.

Музыкальные произведения: распевание «Песенка о песенке», «Песня о России», С.Рахманинов «Прелюдия До-диез минор», Ф.Шопен «Этюд №12».

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Музыкальная разминка.

Распевание «Песенка о песенке»

  1. Разучивание новой песни.

«Песня о России»

  1. Знакомство с новым материалом.

Прекрасное и вечное чувство Родины живет в душе каждого человека. Чувство любви к своей Родине помогало русским людям выстоять во времена тяжелых испытаний.

  • Ребята, а что для вас значит Родина?

Тема нашего урока «Исповедь души. Революционный этюд».

  • А как вы понимаете выражение «исповедь души»? (Откровенное признание в своих чувствах)

Слайд №1

Мы сегодня с вами поговорим о творчестве С.В.Рахманинова и Ф.Шопена, об их любви к своей Родине. Они создавали музыку, в которой выражали свои душевные страдания.

Слайд №2

Для каждого человека Родина начинается по-разному. Для маленького Сергея Родина началась в деревенской глуши имения Онег, недалеко от Новгорода, где он жил вместе с бабушкой. Сергей так же, как и вы, любил зимой кататься на санках, играть в снежки. А летом – купаться в реке, ловить рыбу, собирать ягоды, грибы. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов, дремучие леса, бескрайние просторы полей.

Слайд №3

Как говорил Рахманинов: «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому – это русская музыка».

  • Ребята, что такое прелюдия и для чего она предназначена? Откройте учебник стр. 113 и давайте прочитаем, что выделено курсивом о прелюдии.

Так писал Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия До-диез минор». Она стала любима и популярна в разных странах мира. Это удивительная пьеса. Звучит она меньше трех минут. В ней всего три звука: ля, соль диез, до диез. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось у композитора это впечатление – звук колокола, как образ Руси, России, Родины. Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству. Эту музыку называют «маленькой трагедией». Давайте послушаем прелюдию. Обратите внимание, сколько частей в прелюдии? Каждый раз, когда будет начинаться новая часть – вы должны поднять руку. (3 части) (Дети слушают прелюдию)

  • Как вы думаете, о чем поведал нам композитор?
  • Ребята, какие чувства охватывают вас при прослушивании?
  • Какой характер музыки? (Звучит угрожающе, трепетно, взволнованно, боль, гнев, отчаяние. Большой колокол говорит тревожно, решительно, а ему отвечают другие колокола, их много, они звучат высоко напевно.)

Как вспоминал композитор: «Самое сильное воспоминание детства  - колокольные звоны». Это воспоминание осталось с ним на всю жизнь.

  • Ребята, в чем же «исповедь души» этого композитора?

Давайте с вами представим, что находимся на солнечной поляне в летний день. Что вы видите вокруг? Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья. Вдруг подул ветер. Открыли глазки.

Слайд№4

А сейчас мы перейдем к изучению творчества другого композитора, во многом повторившему судьбу Рахманинова. Фредерик Шопен. Родина великого композитора – Польша. Он – прекрасный пианист. Друзья называли его «душа фортепиано». Он написал множество произведений для фортепиано. Долгие годы провел на чужбине. Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костеле Святого Креста. Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды. Каждое произведение Шопена – это исповедь души, откровение, страница его музыкального языка. Жизнь Шопена сложилась трагически. Он еще очень молодым человеком покинул Польшу и вынужден был всю оставшуюся жизнь жить вдали от Родины. Но и на чужбине он продолжал сочинять. А сейчас давайте бережно прикоснемся к музыкальной записи.

  • Что такое этюд? Открываем  116 страницу учебника и читаем.

Современники Шопена называли этот этюд «Революционный». Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830 года. (Давайте прочитаем письмо о Родине в учебнике стр.115) Слушаем этюд.

  • Какие особенности звучания, которые помогут понять характер музыки? В учебнике на стр. 117 есть слова, выберите наиболее подходящие.
  • А можно ли сказать, что эти же чувства выражены и в музыке Рахманинова?
  • Ребята, в чем исповедь этого произведения? (Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке о событиях в Польше в 1830 году)
  • Ребята, давайте ответим на вопрос, в чем же «исповедь души» этих композиторов? (Композиторы любили свою Родину, скучали по ней, оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих произведениях – это мысль о Родине.)
  • Ребята, почему были написаны эти произведения? (Композиторы не смогли остаться равнодушными, что происходило с их Родиной.)
  1. Рефлексия.

Слайд №5

Давайте подведем итог нашему уроку. На слайде вы видите вопросы, необходимо на них ответить:

  • Я узнал …
  • Мне понравилось …
  • Ярче всего запомнилось …

Молодцы, вы сегодня активно работали, были внимательными слушателями.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что для тебя значит слово Родина?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по поэме "Мертвые души"

Материал для заключительного урока по образу Чичикова с 4-мя презентациями - исследованиями (3 - учащихся и 1 - учительская). Рассматриваются вопросы, связанные с новым отношением к герою го...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Конспект урока «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)

Урок русского языка в 6 классе «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова )построен в соответствии с принципами построения современного урока урока новых знаний в свете треб...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока " Казачья песня, как душа казака"

Конспект направлен на развитие чувства  патриотизма и повышение знаний о своей малой родине....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...