Воспитание функциональной грамотности школьников: механизмы управления и сотрудничество с организациями дополнительного образования
статья по музыке

ОЧИРОВА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

Доклад на научно-практической конференции

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Хоровое пение,

как фундаментальная основа

духовно-нравственного развития

личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Секция: Воспитание функциональной грамотности школьников: механизмы управления и сотрудничество с организациями дополнительного образования

Выполнил: учитель музыки

Очирова Л.М.

с. Иволгинск 2021г.

Роль музыки в жизни человека имеет гораздо большее значение, чем мы себе представляем. Музыка –частица нашей жизни, социальное поведение людей. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком, дарит ему силы и бодрость духа, приходит в трудные моменты жизни, как утешитель и мудрый советчик, повышает интеллектуальные способности и возможности человека, за счет увеличения активности мозга в момент прослушивания музыкальных произведений. У меломанов увеличивается эффективность работы и улучшается память. Одни воспринимают музыку только как приятное развлечение, для других она несет глубокий смысл и зачастую формирует мировоззрение. Все люди разные, поэтому неудивительно, что для каждого музыка имеет своё индивидуальное значение. Однако, в одном утверждении все сойдутся непременно: жизнь без музыки невозможна.

Влияние музыки на человека имеет мощное как созидательное, так и деструктивное воздействие  и на психику, и на его здоровье. Оздоравливающий эффект музыки применяется в современной медицине, и это направление имеет большой неизученный потенциал. Звук, обладая проникающей способностью, влияет на самые глубины сознания и тела, неся информацию источника его генерации.

Еще в Древней Греции большое место в общественной жизни занимала музыка. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть общего гражданского воспитания юношества. Музыкальному образованию придавали огромное значение. Участвовать в хоре в те времена считалось «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре».

Считаю, сегодня задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей.

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника. Функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Требования к современному образованию стремительно изменились в последние годы. Сегодня главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность нестандартно и творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.

Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы. Учитель должен начать с того, чтобы помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость.

Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний). Помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Для меня одним из приоритетных видов музыкальной деятельности   является хоровое пение.  Хор — это особая «ячейка общества», как большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.

Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Пение – это голос души, а душу свою наш народ всегда берег и искал, как выразить ее. Послушайте народные песни – и вы согласитесь с этим мнением. Именно единение песней привлекает людей к общению. Что, если не чувство целостности и единства нашего народа, всех народов, живущих в России, рождают звуки великой песни «День Победы»? И горе, и радость может выразить песня. Да так, что все участвующие в пении, сольются в едином порыве. Вот такое громадное значение имеет песня! Военная песня является таким же орудием, как и граната. С песней легче жить, легче побеждать и даже погибать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу, объединяет всех людей страны во имя победы и в бою, и в тылу. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки. У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.

Хоровой класс в общеобразовательной школе   должен занимать важное место в системе музыкального воспитания и образования, так как этот предмет развивает музыкальные способности  учеников в коллективной форме. В коллективных занятиях наиболее полно проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. А это, как правило, приводит к достижению успехов значительно быстрее и эффективнее.

Для меня детский хор – это живой организм,   который   постоянно растет, изменяется. Хор необходимо не просто создать – его нужно вырастить, как малое дитя, учить и воспитывать – дать ему образование и наделить высокой духовностью.

Хор Иволгинской СОШ был организован в апреле 2007г. Сегодня в хоре занимаются учащиеся от 8 до 16 лет. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио). В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося.  

  Педагогический процесс предусматривает  тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.  

Главными задачами для меня, как хормейстера является возрождение и сохранение хорового пения, его популярности, приобщения детей к пению, научить их петь красиво, правильно, чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью. И поэтому главной целью  является  - развитие личности  ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали, развитие способности в будущем вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Такие разделы как «Основы музыкальной грамоты», «Слушание музыки», «Музыкальная игра и движения под музыку» позволяют использовать на хоровых занятиях разнообразные формы работы и виды музыкальной деятельности детей, что способствует всестороннему и гармоничному музыкальному развитию ребенка, поддержанию постоянного интереса детей к пению в хоре.

Музыкальное воспитание детей проходит в традициях академического хорового и эстрадного исполнительства.  Основной, стержневой проблемой в хоровой работе является подбор репертуара.    В репертуаре хорового коллектива большое значение отводится исполнению произведений   композиторов  РБ, композиторов русской и зарубежной классики. Очень важно заботиться о художественном и жанровом разнообразии.

Конечно, в  хоре  есть  дети, которые  слышат  мелодию  и  различают  высоту  звуков, но голосом  воспроизвести  их  не  могут.  Они  поют  выше  или  ниже, чем  остальные, что  связано  с  небольшим  объёмом  голосового  аппарата  и  отсутствия  координации  в  работе  слухового  и  голосового  аппарата. В  дальнейшем,  при  регулярном  режиме  занятий  этот  недостаток  постепенно  можно  устранить

На базе школьного хора проводится работа по эстрадному вокалу. В связи с этим были образованы вокальные группы  «До диез» (старшая и средняя)

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста,  А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу. В вокально-хоровой работе я  опираюсь на следующие принципы: 1)доступность2) интерес 3)активность 4) трудолюбие 5) оптимизм

Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. в результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

 Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических   процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью.  Хоровой коллектив   предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет.

Внутри хора общение организовано на разных уровнях: самоуправление хора, личное шефство старших над младшими,  опытных певцов над новенькими, общие хоровые праздники, сохранение традиций коллектива, дети на занятиях самостоятельно пытаются «подобрать» подголосок к главному голосу, выбирают тональность, удобную для всего состава ансамбля, помогают друг другу выучить сложную музыкальную фразу, создают эскизы для концертных костюмов, придумывают сценические движения вокального номера.

Считаю, подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные,  неординарные качества своей личности.

Хор - идеальное место для развития детей. Именно из учащихся, которые успешно сочетали учёбу в школе и занятия в  хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности. В любой профессиональной деятельности вне зависимости от специальности важно владеть искусством общения - друг с другом и с руководством, - особенно в условиях рыночной экономики. Уметь слушать, уметь спорить, убеждать, поощрять, уступать, давать отпор, не задевая достоинство оппонента. Хор - прекрасное место для выработки всех этих навыков.

 Список использованных ресурсов

1. https://www.oum.ru/literature/raznoe/vliyanie_zvuka/

2. https://sibac.info/shcoolconf/hum/i/29420

3. http://www.epochtimes.ru/vozdejstvie-muzyki-na-psihicheskoe-sostoyanie-cheloveka-98919438/

4. http://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html

5. http://psihomed.com/vliyanie-muzyiki-na-cheloveka/

Список литературы

1. Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник/ Под ред.. В.Н. Ярхо. – М.: Высш. шк. 1995.

2.  Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"

Цель педагогического совета:совершенствовать профессиональное мастерство  учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся  на всех уровнях обученияЗадачи:Задачи:раскрыть ...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...

Функциональная грамотность в разрезе управления качеством образования школы

Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.Цель среднего образования: заключается в...

Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников

Презентация выступления по вопросу организации содержания образования в контексте  развития функциональной грамотности школьников.  Определение основных требований ФГОС к формированию ФГ шко...

Тема педагогического совета: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения».

Сценарий педагогического совета, основная цель педагогического совета - повышение профессиональной компетентности педагогов в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях о...

Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников

Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности и на занятиях по дополнительному образованию

Презентация содержит основные понятия  по формированию функциональной грамотности....