Славянские праздники и обряды
статья по музыке

Спиридонова Светлана Геннадьевна

Сейчас очень много говорится о духовно–нравственном воспитании. Придумываем новые методы, технологии, забывая о том, что самый главный инструмент в этом вопросе находится совсем рядом. Фольклор – основа воспитания, это устоявшийся опыт народной  педагогики, который, по словам В. Г. Белинского «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа».

И наше прямое назначение - опираясь на исторические традиции нашего народа, объяснять детям истоки народных праздников, их смысл. Рассказывать об обычаях и традициях русского народа. Убеждать детей, что знать и свято чтить традиции своего народа это гражданский  долг каждого россиянина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavyanskie_prazdniki_i_obryady.doc126.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

П.Г.Т. УРЕНГОЙ

Славянские праздники и обряды.

Спиридонова Светлана Геннадьевна,

учитель музыки

МБОУ СОШ № 2 п.г.т. Уренгой

«Откуда есть пошла Русская земля?»

Период язычества восточно-славянских племён – это предыстория русской культуры, истоки которой уходят вглубь веков, в историю славянских племён и их предков, а также русов, или россов. Русская народность образовалась на территории, заселённой в древности племенами вятичей, полян, радимичей, словен, северян и др. Своими корнями она восходит к древним славянам Восточной Европы, где на протяжении длительного периода складывалась их этническая, хозяйственная (пашенное земледелие, осёдлое скотоводство, обработка металлов) общность при господстве патриархального родового строя.

Первые исторические сведения о Руси, о народе «рус», или «росс», относятся к VI в.н.э. Арабы сообщают о русах: «они были высоки, как пальмы». Позднее, в IX – X вв., восточные авторы писали: «Русы мужественные и храбрые… Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях». Император Маврикий отмечал терпеливость русов, которые могут часами сидеть в засаде, погрузясь в воду и дыша при помощи тростника.

По словам Льва Диакона, видевшего русов в битве, они держались плотной массой и были похожи на медную стену, усеянную копьями и сверкавшую от щитов. От них слышались сдержанные клики, ропот, напоминавший шум моря. Огромные щиты закрывали их до земли, и когда они обращали тыл, то закидывали эти щиты на спину и делались неуязвимыми. В пылу битвы они не помнили себя, ни когда не сдавались, потерпев поражение. Убеждённые в том, что в загробной жизни павшие под ударами врага осуждены служить ему, они распарывали себе животы.

Греки издавна ценили храбрость русов и нанимали их к себе на воинскую службу. Вместе с тем летописи единогласно славят гостеприимство славяно-русов: путешественника они встречали с радостью, а уходя из дома, оставляли дверь открытой т готовую пищу для странника. Купцы, ремесленники охотно торговали с славяно-русами, которые не угрожали им ни воровством, ни разбоем.

В 1982 г. в Бухаре среди средневековых астрономических книг нашлась рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси первой половины IX в. сообщается, что «это обширная страна, а её жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны… Эта страна чрезвычайно  богато одарена природой всем необходимым».

В национальном сознании глубоко укоренился фактор случайности, непредсказуемости (отсюда знаменитое русское «авось да небось» и др. аналогичные суждения обыденного народного сознания).

Этот факт во многом предопределил свойства русского национального характера – бесшабашность, удаль, отчаянная смелость, безрассудство, стихийность, произвол и т.п., с которыми связана особая мировоззренческая роль загадок в древнейшем русском фольклоре и гаданий в повседневном быту; склонность принимать судьбоносные решения путём бросания жребия. Отсюда берёт начало традиция принимать трудные решения в условиях жёсткого выбора между крайностями, когда «третьего не дано».

Зависимость от «капризов» суровой природы, от необузданной агрессивности соседствующих кочевых народов, неуверенность в завтрашнем дне (урожай или недород, война или мир, воля или кабала и т.д.) – всё это аккумулировалось в народном характере. Отличительной особенностью, которого стали – терпенье, пассивность в отношении к обстоятельствам, стойкость в перенесении лишений и тягот жизни, выпавших страданий, примирение с утратами и потерями, упорство в противостоянии судьбе.

Существовал целый ряд мифологических персонажей, «заведовавших» человеческой судьбой: Лихо, Доля и Недоля, Счастье и Горе-злосчастье, Суд и Суденицы, Правда и Кривда, Смерть, Белобог и Чернобог т.д. Такая полярность сил добра и зла покровительствовала человеку, оберегала от враждебных и вредящих ему. Сам человек также вступал в различные отношения с судьбоносными силами: он мог прибегнуть к магии – белой и чёрной – и заклясть, заговорить судьбу. Все эти верования отражались в обычаях,  обрядах и праздниках.

Важной вехой в истории древнерусской культуры является принятие в 988 г. Русью христианства. Новая религия далеко не сразу внедрилась в жизнь. Христианство так и не смогло вытеснить язычество. Оказавшись не в состоянии полностью искоренить древнерусские верования и культы, оно вынуждено было приспосабливаться к народному языческому сознанию, ассимилировать эти культы, вбирать в себя их элементы. Так языческие обычаи, праздники, культы и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. Преследовавшиеся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных».

Таким образом, воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировались под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение, подчиняя народное сознание официальной идеологии.

Зарождение древнерусской культуры.

Славянская культура богата мифологическими персонажами, древними богами, праздниками, обрядами. К сожалению,  подавляющее большинство оригинальных славянских мифологических текстов было утрачено. Одни погибли во время христианизации Руси, другие были просто забыты, записи третьих не сохранились. Основной массив источников – археологические данные и отдельные упоминания о языческих ритуалах и богах, включённые в летописи или полемические произведения. В настоящее время ни одну из существующих реконструкций раннеславянской мифологии нельзя считать абсолютно достоверной. Некоторые авторы стремятся компенсировать недостаток достоверных сведений тем, что добавляют к ним собственные предположения и дополнения, без подтверждения фактами. Часто авторы соединяют сходные факты, не принимая во внимание того, что они относятся к разновременным явлениям.

Особо следует сказать о той составляющей народной культуры, которая связана с христианством. Очевидно, что христианство определяет весьма существенный пласт всей русской духовной культуры. Но не стоит отрицать и обратный процесс – воздействие языческой культуры на христианство.

Работая с книгой Ф.С.Капица «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» меня поразило, как автор широко и системно отразил представления славян языческих времён, раннего христианского периода о мире и его устройстве, а также образы и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народные обычаи, обряды, праздники и христианские ритуалы. Избегая непроверенных сведений, подробно даёт объяснения о сохранившихся до наших дней ритуалов и таинств, приводит иллюстрации из редких и малоизвестных источников.

Изучение традиционной культуры славянских народов продолжается более двух веков. В своей книге Ф.С.Капица говорит о том, что только в XVIII – первой трети XIX в. Появилось не менее полутора сотен исследований по различным сферам народной культуры. В конце и в начале этого потока автор выделяет две энциклопедии: книгу журналиста М.Чулкова «Абевега русских суеверий» и фундаментальный словарь «Славянские древности» под редакцией академика Н.И.Толстого.

До середины XIX в. народную культуру считали чем-то низменным, грубым, нелепым, недостойным внимания образованных людей. В последующем она становилась объектом восторженного поколения, и лишь с середины XIX в. можно говорить о начале её научного изучения.

Всё это время шла неустанная, кропотливая работа по собиранию и изучению сохранившихся памятников прошлого. Процесс накопления материала отражался в появлении значительных научных трудов. Среди них можно отметить книги А.Н.Афанасьева, А.Веселовского, А.Потебни, Д.Зеленина, В.Проппа, П.Богатырёва, Е.Аничкова и многих других.

Язычество восточных славян.

Система верований каждого народа складывается на протяжении длительного времени и зависит от различных исторических, общественных и личностных факторов. Под понятием «язычество» принято понимать огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии.

В славянском язычестве, как и в других религиях, отразилось стремление людей понять окружающий их мир. Древний человек уподоблял предметы и явления живым существам, наделял их душой и характером. Деревья и камни, воду и воздух населяли добрые или злые духи. Любое действие человек совершал как бы в присутствии таинственных сверхъестественных сил. Среди них были:

Языческие божества

Перун

Основной бог земледелия, олицетворение грома и молнии. От него зависело появление дождей, необходимых для посевов.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой головой и золотыми усами, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди и принимали за раскаты грома. Молнии были огненными стрелами, которые Перун пускает во врагов.  Главным оружием  были молнии – громовые стрелы.

Велес

Покровитель домашнего скота. Считалось, что при болезнях скота следует внести в хлев икону св. Власия.

Даждьбог

Бог солнца, дающий людям благополучие. Покровитель всего русского народа. Олицетворяет собой ясное небо.

Встречает Солнце и приводит его на землю. В качестве помощника упоминается соловей. По преданию он приносил Даждьбогу ключи, чтобы тот запирал зиму и отпирал лето.

Водяной

Дух воды, которого окружают водяницы и русалки. Обладал способностью перевоплощаться в рыбу, лошадь, свинью, корову или собаку.

Мужчина высокого роста или безобразный старик, опутанный тиной, с длинной седой или зелёной бородой. Нередко водяного наделяли чертами других злых духов, чаще всего чёрта. Жил в самых глубоких местах: речных омутах, мельничных запрудах. Его усадьба напоминает богатый крестьянский дом. Правда, живущие там животные только чёрного цвета. Поэтому в жертву ему приносили только чёрных животных: козла или петуха, свинью, лошадиный череп закапывали на дне реки.

Мифологические существа

Русалки (Берегиня)

Считалось, что большую часть года они проводят на дне реки. Лишь на Русальной недели (после Троицы) выходят на землю.

Молодые красивые девушки, утонувшие в реке, невесты, умершие до вступления в брак.

Леший

Хозяин леса и зверей, воплощение леса как враждебной человеку части мира. Тесно связан с волками. Он может испугать, завести в глухую чащобу, лишить охотничьей добычи. В лесах лешие прокладывают многочисленные тропы, но ходить по ним не следует – можно заблудиться или даже заболеть. Уводят к себе девушек, заблудившихся в лесу. Считалось, что 4 октября, в день Ерофея, лешие устраивали своеобразный праздник: бегают по лесу, дерутся друг с другом, с треском ломая деревья, и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы вновь появиться только весной.

Чаще – человек, одетый в звериную шкуру. Левая сторона запахнута на правую, левый сапог надет на правую ногу, а шапка – задом наперёд. Он идёт по лесу и бормочет себе под нос: «Шёл, нашёл, потерял». Боится заклятье: «Овечья морда, овечья шерсть!» Леший догадывался, что его узнали, бросался в кусты и исчезал с криком: «А, догадался!» Его наделяют и другими признаками животных: хвостом, рогами, копытами. Леший легко может изменить рост, вырастать выше деревьев или стать ниже травы.

Домовой

Домашний дух, живущий по соседству с человеком. Его задабривали, подкармливали. Чтобы выгнать из дома злого домового использовали петуха, обметая его крылом, обметая его крылом все углы избы и двора.

Имеет человеческий облик. Старичок небольшого роста с серебристо-белой бородой, большими руками и босыми ногами. Переезжая на новое место, домового специально приглашали. Русалки могли увести в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти.

Кострома

Воплощение весны и плодородия. Летом хоронили Кострому (сжигали, закапывали в землю или бросали в реку). Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет, принесёт плодородие полям и растениям.

Чучело красивой молодой женщины в длинной белой одежде с дубовой веткой в руках. Она передвигалась по земле в сопровождении девичьего хоровода.

Кикимора

Появление её в доме считалось недобрым предзнаменованием. Но известно, что Кикимора покровительствовала всем традиционно женским занятиям: прядению, хлебопечению. Обычно она ткала и пряла для хорошей хозяйки. Нерадивую наказывала: путала нитки, опрокидывала квашню.

Маленькая безобразная старушка с куриными ногами. Не любит можжевельник. Оберег от кикиморы считается «куриный бог» - небольшой плоский камень с естественным отверстием. Его вешали над куриным насестом.

Основной формой общения с сверхъестественными силами стали так называемые магические обряды. В отличие от религиозных ритуалов они не направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы. Иногда просили о личном благополучии, излечении от болезни или о благоприятных условиях для будущего урожая. Сверхъестественные существа могли не только помочь, но и навредить человеку. Поэтому, их старались расположить к себе, делая жертвоприношения, исполняя ритуальные песни и танцы. Так возникли первые обряды, которые сопровождали человека от рождения до смерти.

В развитии язычества традиционно выделяют две стадии. Древнейшая была связана с культом природы. Более поздняя основывалась на почитании изображений божеств или идолов, на сложных ритуалах и системе жертвоприношений. Причём домашним богам приносили жертвы в семейном кругу. Главным богам посвящали пышные церемонии, в которых участвовало много людей.

Ритуалы проводились в особых местах – капищах. Это были высокие холмы, излучины рек, старые деревья, большие камни, считавшиеся святыми. В определённые дни в капищах приносились жертвы (в том числе и человеческие).

После принятия христианства многобожие сменилось теизмом (от греческого «теос» - бог). Языческие божества и мифологические персонажи получили наименование «нечистой силы». И вместо множества богов предметом культа стал единственный всемогущий Бог, которого почитали как творца всего живого. По истории мы знаем, как тяжело проходило на Руси христианство. И все-таки церковь вынуждена была пойти на некоторые уступки. Языческие верования восточных славян постепенно вошли в христианский культ. В результате сложилось так называемое двоеверие.

Несмотря на то, что языческих божеств не признавали открыто, вера в них не исчезла. Привычные образы языческих божеств мирно уживались с христианскими святыми. Илья Пророк соотнёсся с Перуном, святой Николай стал отождествляться с покровителем скота Велесом. Наиболее ярким примером взаимодействия христианской и языческой  составляющих культуры является народный календарь. В языческие времена у славян существовал ежегодно повторяющийся круг праздников, связанных с циклическим развитием природы.

Годовой отсчёт времени древние славяне начинали с праздника, отмечавшего пробуждение весенней природы. После него наступало время ежегодных полевых работ, завершавшихся глубокой осенью. Такой сельскохозяйственный календарь делил год на две половины.

           

        

                                                                           

Основными точками отсчёта были дни зимнего (22 декабря) и летнего (22 июня) солнцестояний, весеннее (21 марта) и осеннее (23 сентября) равноденствия.

В первую половину года, когда крестьянин вспахивал поля, сеял, выводил на пастбище скот, обращения к высшим силам природы проникнуты просьбами о помощи в обеспечении будущего урожая. Во вторую половину года (во время сенокоса, жатвы, обмолота и обработки собранного урожая), крестьянин благодарил природу за помощь.

Вобрав в себя более свободную структуру язычества, христианство подчинило её собственной системе. Например, под влиянием христианства представления о «том свете» стали более определёнными. Все места, близкие к нижнему миру, - болота, ямы, овраги, подвалы «населяли» враждебными и тёмными существами. Соответственно верхний, небесный мир – стали воспринимать как место обитания «сил праведных и божественных», светлых. Над всеми существами господствовала воля Божья. Такое органичное слияние двух вер привело к совпадению отдельных ритуальных действий. Главным из них можно считать почитание хлеба и воды. Хлеб, бескровная жертва Богу замещает «тело Христово». Освящённая вода, защищавшая от нечистой силы, стала основой таинства крещения. Горящий в лампаде или свече огонь символизирует чистую и неугасимую любовь. Земля обозначает материальную сущность человеческой плоти («яко земля еси есть и землю отыдеши»).

Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождество, Пасха, Покров). Формой их сосуществования и является система народных обрядов и обычаев.

Обычай – издавна укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок  совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения в определённых ситуациях.

Обряд – традиционный порядок совершения каких-либо действий, составляющая единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная этика и эстетика. Например, встреча Нового года, свадьба, похороны. Обряды передавались из рода в род, из поколения в поколение и составляют основу русской народной культуры.

Календарные и семейные обряды не различались. Все праздничные обряды включают одни и те же действия – обход дворов (чтобы в каждый дом вошло благополучие), персонификацию праздников песнях и ритуальных действиях с куклами (в образах Коляды, Масленицы, Купалы, Костромы), употребления определённой пищи (кутья, блины, крашенные яйца, печенье «козули», «жаворонки и тд.), почитания умерших предков, различные обрядовые действия (гадания, оберегающую магию, умилостивительные ритуалы).

Исследования в области обрядового фольклора.

Фольклор – это кладезь народной мудрости, который, по словам В.Г.Белинского «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа». Обряды насыщены самобытной народной поэзией – песнями, приговорами, причитаниями. Красота, гармония, поэтичность этих произведений всегда привлекали композиторов, писателей, художников. В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Некрасов, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, С.Рахманинов создали великолепные произведения, основанные на народных образах и верованиях.

На протяжении VIII – IX в.в. учёными собран огромный материал по  обрядам и обрядовой поэзии. В этой области исследований известны такие выдающиеся филологи, как А.Веселовский, В.Миллер, Н.Сумцов и др. В советскую эпоху появились основополагающие работы по календарным обрядам В.И.Чичерова, В.Я.Проппа и В.К.Соколовой. Серьёзное начало исследованию обрядовой поэзии, как искусства слова, положено книгой Н.П.Колпаковой «Русская народная бытовая песня». Здесь автор попытался раскрыть назначение песни в крестьянском быту.

В 1970 году вышла в свет книга В.П.Аникина «Календарная и свадебная поэзия», где автор указал на признаки, по которым можно различать причитания, песни и величания, внимательно рассмотрел взаимосвязь поэзии и обряда. Сделал интересные экскурсы в область исторического развития обрядового фольклора.

В 70-е годы стало вполне очевидным более глубокий интерес ученых, прежде всего к вопросам классификации и поэтики свадебного фольклора (статьи Т.М.Акимовой, А.В.Тороповой и др.). Некоторые исследования посвящены теоретическому осмыслению сущности обряда (статьи К.В.Чистова и др.), опубликованы работы (Н.И.Савушкиной, В.М.Потявина и др.) о бытовании в современных условиях обрядов и обрядового фольклора. Несомненный интерес в последние годы к этой проблеме проявляют и музыковеды (Н.М.Владыкина-Бачинская, И.И.Земцовский, Ю.Е.Красовская ).

Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. К нему относятся заговоры, плачи, причитания, песни, приговоры, дружки и хороводы, былины и тд. Конечно, со временем многие обряды потеряли магическое значение и превратились в игры, дошедшие до наших дней. Подробнее остановимся на прекрасном празднике – Пасха.

Пасха - Христианский праздник, завершающий семинедельный Великий пост, день воскресения Христа. Пасхе предшествует Страстная неделя, в течение которой совершаются все приготовления к празднику: уборка и побелка домов, готовятся специальные пасхальные кушанья (куличи, пасха, крашенные яйца). После окончания праздничной службы, выходя из храма, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами.

Считалось, что время пасхальной службы благоприятно для совершения определённых магических действий. При возгласе священника «Христос воскрес!» охотники стреляли в воздух, полагая, что их ружья будут в дальнейшем стрелять без промаха. Рыбаки говорили: «У меня рыба есть». Они полагали, что, выполняя подобные обрядовые действия, обеспечивают себе хороший улов.

Во время богослужения, можно увидеть колдунов, ведьм, стоящих спиной к алтарю, покойников, пришедших на богослужение.

После окончания заутрени участники обряда отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о воскресении Христа. Обратный путь старались преодолеть как можно быстрее, чтобы в течение года быть первыми во всех делах.

Светлое воскресенье открывалось домашним завтраком. Хозяин разрезал крашеное яйцо и делил его по числу домочадцев. Магические свойства также приписывались остаткам пасхальных блюд. Считалось, что освещённые яйца и скорлупа могли помочь погасить пожар или найти заблудившуюся скотину. Поэтому освящённые яйца клали в зерно, предназначенное для посева, поглаживали ими корову перед первым выгоном в поле и даже закапывали яйца в поле, чтобы уберечь посевы от ненастья.

Утром в день светлого воскресенья молодёжь начинала обходить деревню, исполняя специальные волочебные песни. Руководил процессией починальщик, приветствовавший хозяина и произносивший припев песни. В песне обязательно содержались обращения к святым: Юрию, заботившемуся о коровах; Николае, опекавшему коней; Илье, зажинавшему «обильное жниво». Богородицу просили хорошо засевать, а Покров – собирать урожай. В песне рефреном произносились слова «Христос воскресе!»

Обряд можно считать своеобразной разновидностью весеннего коледования. Волочебники желали хозяину дома хорошего урожая, обильного приплода у скота и семейного благополучия:

Живи здорово, живи богато! Дай тебе Боже пива варить,

Пива варить, сынов женить, горелку гнать – дочек выдавать!

Христос Воскресе на весь свет!

Светлое воскресенье завершалось особыми пасхальными развлечениями: катанием крашеных яиц по земле или по специальным лоткам. Чьё яйцо катилось дальше, тот и побеждал. Игра «БИТКИ» - два человека брали в руки по крашеному яйцу и ударяли им друг о друга, побеждал тот, чьё яйцо оставалось целым после третьего удара.

В день Пасхи водили хороводы, обряд сопровождался исполнением песни «Мы просо, сеяли, сеяли». Иногда исполнялись особые любовные песни, в которых назывались имена будущих супругов.

Пасхальные игры продолжались в течение целой недели, заканчиваясь на Красную горку.

Сейчас много говорится о сохранении традиций русских народных праздников, об их роли и значении в современной жизни, но в большинстве случаев все то, что сохранили наши предки, начинают просто искажать. Если и придерживаются каких-то правил, то очень формально, поверхностно, не задумываясь об их смысле, значении.

Опираясь на исторические традиции нашего народа, мы должны объяснить детям истоки этих праздников, их смысл. Рассказывать об обычаях и традициях русского народа. Убеждать детей, что знать и свято чтить традиции своего народа это гражданский  долг каждого россиянина. Очень сильно сказал об этом Ф.М.Достоевский: «Стать русским - значит перестать презирать свой народ. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш, национальность нашу, как тот час же начнет, и он нас самих же уважать.»

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники и обряды народов мира.

Урок МХК в 8 классе и презентация к нему знакомит учеников с праздниками и обрядами народов мира....

Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков.

Конспект открытого занятия по трудовому направлению: Праздники и обряды казаков....

Религиозные праздники и обряды народов мира

Презентация на тему: "Религиозные праздники и обряды народов мира"....

Урок в 6 классе по теме: "Национальные праздники и обряды".

Данную презентацию возможно использовать при изучении темы "Обычаи, традиции, правила поведения", а также при проведении классных часов, родительских собраний....

Праздники и обряды нашего региона. Похороны Костромы.

Презентация предназначена для урока мировой художественной культуры....

Презентация по МХК на тему: "Праздники и обряды"

Кологод – это система обрядов и праздников, которая помогает человеку в течение года оставаться в гармонии с Природой. 8 столпов Кологода – это наши Боги или Законы Природы. На Руси крест с изогну...