Тема урока: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Моураова Алена Георгиевна

Задачей данного урока является: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрастном сопоставлении отдельных тем симфонии, способствовать развитию интереса к музыкальной культуре через произведения, посвященные важным событиям России, стимулировать развитие творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. Симфоническая музыка.

Художественно-педагогическая идея: «Музыка противостояния злу»

Подтема: «Д.Д.Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская»)

Цель урока: Раскрыть особенности драматургии 1 части Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича и рассказать о ее значении в истории нашей страны

Задачи: знакомство с шедеврами симфонической музыки, понятие формы сонатного allegro, раскрыть способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрастном сопоставлении отдельных тем симфонии, способствовать развитию интереса к музыкальной культуре через произведения, посвященные важным событиям России, стимулировать развитие творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

Тип урока: освоение новых знаний.

                                         Ход урока.

(Слайд 2) (вход под 1 часть Симфонии №7, на фортепиано свечи, когда сели, убавляю звук и читаю стихотворение)

И не знали, что в знак начала

Дирижерская палочка поднялась-

Над краем передним как гром величаво

Другая симфония раздалась.

Симфония наши гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слышал,

И в зале – шквал, и на фронте- шквал

-Здравствуйте ,ребята. Меня зовут Алена Георгиевна. Сегодня урок музыки мы проведем вместе с вами. На ваших партах лежат папки с материалами для работы на уроке, но они понадобятся позже. А на белых листах вы можете записать новые для вас слова.

-Как вы думаете, о каком жанре музыки пойдет речь? А подсказка была в стихотворении. (Раз, два, три) Это слово встречается несколько раз.

-Верно. А теперь давайте выясним, что же такое симфония. Ребята, я хочу услышать ваши варианты. Не переживайте, буду вам помогать. Итак, что же такое симфония?

(Если не будет ответа) –Был ли в этом произведении текст?

-Нет

-А тогда что вы услышали?

-Музыку (Если ответят, мелодия, сказать, только по другому)

-Ребята, соедините слова «симфония» и «музыка» и назовите тему сегодняшнего урока.

(Слайд 3) Тема урока: Симфоническая музыка»

-Симфоническая музыка, а как вы это понимаете? (выслушала), потом определение

(Слайд 4) Симфоническая музыка – музыкальные, инструментальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.

-Ребята, достаньте из папок лист голубого цвета. На нем определение симфонической музыки, которое после урока вы сможете вклеить в свои тетради. Но в нем пропущены некоторые слова. Они приведены ниже под основным текстом. У вас 30 секунд. Приступаем. Когда закончат.

-Отвечаем хором.

-Одно из таких произведений мы прослушаем сейчас, маленький отрывок.

(Слайд 5)  (черный фон)Слушание «Эпизод нашествия»

-Кто-нибудь может назвать композитора? Автором симфонии является Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

-Как здорово! (если отгадают)

(Слайд 6) «Моим оружием была музыка» Именно так он говорил о 7 симфонии, которую начал писать еще до Великой Отечественной войны. В жарком июне 41 г. ничто не предвещало беду. Молодой профессор Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович возглавлял экзаменационную комиссию на фортепианном факультете. Неожиданно тишина зала нарушилась (убавила голос)

(Слайд 7) Левитан видео 

(Слайд 8) Уже через несколько часов мимо консерватории, где еще продолжалась сдача экзаменов, проходили колонны мобилизованных, направляясь в пункты отправки на фронт. Война уже шагала по стране, лилась кровь, гибли люди. Однако ленинградцам еще не приходила в голову мысль, что  скоро их город станет фронтовым.

-Ребята, а почему Ленинград стал фронтовым? Какое событие произошло?

-Блокада. Верно

(Если не ответят)-Давайте расскажу я. В самом начале войны город был взят в тесное кольцо блокады. Не все смогли уехать заранее. Когда же немецкая артиллерия начала вести постоянные обстрелы, покинуть город стало невозможно. Немцы разбомбили крупные продовольственные склады и многомиллионное население было обречено на голодное вымирание.

В это время Шостакович продолжал работать над симфонией. У нее есть название. Попробуйте догадаться. О каком городе и событии мы только что с вами говорили? (Ленинград, блокада)

-Совершенно верно, а теперь вы очень легко сможете их озвучить.

-В итоге какая Ленинградская или блокадная? Правы и те и другие. У симфонии несколько названий: Седьмая, Ленинградская Блокадная.

Кстати, Дмитрий Шостакович писал эту симфонию на крыше консерватории, в его партитуре присутствует интересная деталь: буквы «в.т». (пишу эти буквы на доске), есть ли идеи (взяла презентер, приготовилась переключать на сирену, включаю сирену Слайд 9 А так?

Так композитор фиксировал перерывы в работе во время воздушных налетов.

Что же представляла из себя Седьмая симфония? Идею борьбы и торжества Человека. Но 4 части симфонии раскрывают эту борьбу по-разному. Запомните, что их 4, и это нам понадобится в конце урока.(Слайд 10 схема)

Мы становимся на 1 части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил: добра и зла, созидания и разрушения. Она написана в сонатной форме. Давайте вспомним, что такое сонатная форма?

(чуть подождать)- Внимание на экран

Слайд 11. Сонатная форма – это сложная музыкальная форма, основанная на противопоставлении двух тем (главной и побочной) друг другу. Второе название сонатной формы –. Сонатное Allegro (сонатное аллегро) – произрастает из того факта, что часто сонатная форма используется композиторами в подвижных частях многочастного произведения, таких как I часть.

-Из каких разделов состоит сонатная форма?

-Внимание на экран (Слайд 12): Из каких разделов состоит сонатная форма?: экспозиция, разработка, реприза. (схема на экране)

Сонатная форма основана на противопоставлении основных тем экспозиции- (переключаю Слайд 13) главной и побочной тем.

-А что такое контраст? (Черный-белый, теплый-холодный, добрый-злой).

Слайд 14. (определения для тем)

И теперь, помня, что такое контраст, прослушайте обе темы композиции. Попробуйте описать как звучала одна тема, а как другая. Достаньте каждый из папок лист зеленого цвета.

Ребята, из предложенных определений и выражений (рукой показываю на 1 ряд и говорю) вы выбираете описание для главной темы, (потом обращаюсь ко второму варианту): а вы выбираете определения для побочной темы. Готовы? Сядьте поудобнее.

-Слушаем главную тему (Слайд 15) черный фон

- Слушаем побочную тему (Слайд 16) черный фон

Закончили? Проверим. Слайд 17 (14)

Итак, опишем главную тему. (выслушиваю 1 вариант)

-А сейчас дадим описание побочной теме. (выслушиваю 2 вариант)

Совершенно верно (на доске ответ) Слайд 18

-Мы говорили о ………(экспозиции)

-Вернемся к нашей схеме

(схема на экране Слайд 19)

-Разработка – развитие обеих тем (на схеме)

-Но в блокадной симфонии ее нет. Вместо разработки появляется эпизод – тема фашистского нашествия. (архивное видео). Он построен в форме вариации – а что это такое, разберем на примере фрагмента Ленинградской симфонии, а именно Эпизода нашествия

(Слайд 20) (черный фон) (включаю фрагмент, где слышно, что повторяется тема несколько раз, но немного изменяясь, в данном случае меняется динамика, подсказываю им где начинается первая вариация, показать рукой вторая)

-Вы услышали, что изменилось?

-Да

-Что именно – одна и та же тема повторяется, немного изменяяясь.

-Совершенно верно, мы слышим нарастание звучности , эмоциональный подъем, постепенное добавление инструментов. Это и есть вариации.

-А как вы думаете, какие два образа были противопоставлены в данном фрагменте, если мы говорим о ВОВ?

-О фашистах и родине. (если молчат, говорю)

Борьба (чего) добра и зла, о которой мы говорили несколько минут назад.

-Вот это и есть контраст.

-Молодцы! Снова вернемся к нашей схеме. (Слайд 21 схема на экране)

-Реприза – повторение музыки.(выскоки  на экране) . Но в Ленинградской симфонии так же как и с разработкой  реприза —не повторение музыки, а продолжающееся действие».                        

-Давайте послушаем и сравним с эпизодом нашествия (На фоне черного экрана звучит реприза)

Слайд 22 (черный фон) Реприза

Как изменилась музыка в репризе?

-Интонация была  спокойная?  (предложить варианты)

-С чем ассоциируется у вас эта музыка? (А с огнем свечи или с пожаром, большим огнем? )

-Музыка передает скорбь, страдание и в то же время протест против зла.

Седьмую симфонию Шостаковича часто называют «хроникой» «документом» «Симфонией всепобеждающего мужества». Давайте подумаем, почему.

Достаньте из папок лист фиолетового цвета. Это синквейн. 

-Что такое синквейн?

-Хорошо, объясню. Это творческая работа, состоящая из пяти нерифмованных строк.

1 строка – существительное, тема синквейна      (Симфония №7)

2 строчка: два прилагательных, которые характеризуют симфонию №7 (Ленинградская, четырёхчастная)

3 строка: три глагола, которые выражают понятие симфонии (звучит, развивается, волнует)

4 строка: определение (фразу), подходящее под описание симфонии (Сила духа русского народа)

5 строка: ключевое слово, существительное, подходящее под описание симфонии…..(героизм)

-У вас 1 минута.

-Приступаем, начну я

Слайд 23

-Так почему же, седьмую симфонию называют «Симфонией всепобеждающего мужества. Обобщите пожалуйста.

(слушаю)

-Блокадная симфония звучит как реквием павшим, но не побежденным героям. И таких героев было немало на осетинской земле.

Слайд 24 Именно поэтому Татарканом Ясоновичем Кокойти была написана концертная фантазия для фортепиано и симфонического оркестра «Азау». (слайд 25)  -на его фоне говорю.

Он посвятил её Чабахан Басиевой, обыкновенной учительнице из города Алагир, которая в 1942 г. была казнена немцами за отказ сотрудничать.

-Давайте послушаем…..

Слайд 26 (памятник 7 ми братьям Газдановым)

Тема героизма всегда отчетливо проходила у осетинского народа. Храбрость, отвага, бесстрашие, чувство любви к Родине заставляло покидать свои семьи, дома, чтобы встать на защиту Родины.

–Возможно вам знаком этот памятник?

Были семьи, где воевали несколько сыновей. И таких семей было несколько. Например, Газдановы. 7 братьев Газдановых ушли на фронт. Обратно не вернулся никто. Мама братьев Тассо каждый день ждала письма от своих детей. Но приходили только похоронки. После третьей  ее сердце не выдержало, и она умерла. История семьи Газдановых потрясает своей трагичностью и самопожертвованием. Во всем мире образ журавлей стал символом погибших солдат.

Слайд 27 Перевод стихотворения Расула Гамзатова попала Марку Бернесу, для которого тема ВОВ была глубоко личной. Он обратился к Яну Френкелю и попросил сочинить музыку. Именно с этого началась дружба между поэтом и композитором,

(Слайд 28) а песня стала – символом вечной памяти о подвигах героев Отчизны.(сажусь играть и пою)

-Ребята, достаньте из папок белые листы с текстом песни.

-Перед разучиванием давайте распоемся. Прошу вас выйти к доске.

(Распевка)

А теперь я произнесу фразу в медленном темпе. А вы повторите за мной.

(Слушаю, делаю поправки)

Финальное исполнение. Спасибо. Мне хочется, чтобы вы хранили память о героях войны и в знак этого дарю каждому из вас символическую свечу. Храните память в своих сердцах.

- Всего доброго, урока, спасибо за урок.

Слайд 29-Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Художественная - педагогическая драматургия и проблемные ситуации на уроках музыки

Выступление  "Художественная - педагогическая драматургия  и проблемные ситуации на уроках музыки"...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Тема урока: "Особенности моделирования рабочей одежды, простейшие способы моделирования".

Цель:Формировать знания о простейших способах моделирования и умения моделирования фартука(отделка,карманы,изменение формы низа, и др.)Воспитывать творческий подход,         ...

Тема урока: " Особенности человека"

8класс по учебнику Сонин и Сапин...

Тема урока: "Особенности строения ДНК и РНК" биология 11 класс

Из всего, что нас окружает, самой необъяснимой кажется жизнь. Мы привыкли, что она всегда вокруг нас и в нас самих, и потеряли способность удивляться. Но пойдите в лес, взгляните так, будто вы их увид...

Тема урока: "Особенности строения ДНК и РНК"

Тема урока: "Особенности строения ДНК и РНК" ...

Тема урока: « Особенности растительного мира Ростовской области».

Цели: познакомить обучающихся с зональной и азональной растительностью области, её размещением, приспособлением растений к условиям обитания, типичными растениями, их использование человеком,мерами по...