Использование Орф - технологии в развитии музыкальных способностей детей с ОВЗ
консультация по музыке

Косолапова Екатерина Вячеславна

Описание  использования Орф- технологии в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orf_-_tehnologiya.docx23.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «Использование Орф - технологии в развитии музыкальных способностей детей с ОВЗ»

Музыкальный руководитель Косолапова Е.В.

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска

«Мой Шульверк и мое композиторское творчество, и то, и другое, исходят из одного общего корня, из идеи музицирования – соединения слова, жеста и звука. Это кредо моих сценических произведений и в то же время основа Шульверка».

                                                                                                                                                              Карл Орф

В последние годы, к сожалению,  возросло количество детей со слабыми данными: слаборазвитый слух, слабое чувство ритма, не эмоциональные, пассивные или наоборот, гиперактивные, со слабо развитой речью и памятью.  Дети с ограниченными возможностями здоровья, неохотно идут на контакт друг с другом, со взрослыми, замкнуты, не эмоциональны, с быстро истощаемой нервной системой. Эти дети являются особой категорией, в работе с которыми музыка оказывает позитивное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Таких детей нельзя отталкивать, им нужно помогать, их нужно развивать.

Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит и активен весь человек. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Поэтому, очень важно использовать в деятельности музыкального руководителя эффективные педагогические технологии.

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей для детей с ОВЗ, которые стали основой для разработки различных программ и методик.

Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция австрийского композитора, педагога Карла Орфа с названием “Шульверк. Музыка для детей”.

Для работы с детьми с ОВЗ я использую технологию Карла Орфа и его последователей, которая полностью соответствует требований ФГОС ДО.

Карл Орф (1895-1982) родился в австрийском городе Зальцбурге и является родоначальником системы элементарного музицирования «Шульверк. Музыка для детей».

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть.

Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка. Интерпретация фольклора — вот идея Шульверка. 

Немецкое слово “Werk” (работа) обозначает одновременно и ее процесс, и результат, искусно сделанную работу. Это школа (“Schule”) - действие, деятельность становится мотивом, побуждающим к мысли. Умение делать — это гарантия и уверенность в том, что “вещь” изучена и освоена. “Обучение в действии” — так можно определить одну из главных идей Шульверка.

Детей приглашают в Шульверк не как гостя, а как соавтора и создателя их собственного музыкального мира. В таком формате ребенок не потребитель ценностей, а их создатель. Он учится, делая и играя, познавая мир и самого себя.

Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести “игру в музыку”, музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

Значительный вклад в разработку темы детского элементарного музицирования в России внесла последователь идеи Карла Орфа практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Татьяна Эдуардовна – кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», руководитель музыкальной секции Педагогического общества России, доцент МПГУ, зав. Лабораторией Элементарного музицирования, руководитель секции "Музыка" Педагогического общества России, методист-эксперт международного класса в области детского музыкального образования. Училась у многих преподавателей Института Карла Орфа в системе международных семинаров. Татьяна Эдуардовна   разработала программу «Учусь творить. Элементарное музицирование», так же совместную программу с Анной Иосифовной Бурениной «Тутти». Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления, развить природные способности ребёнка. Татьяна Эдуардовна объединила две идеи: систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно-творческую деятельность как принципа обучения. Основная идея программы реализуется через творческое музицирование: пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация.

Я считаю, что эта технология помогает выявить творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и показывает положительную динамику в работе с детьми с ОВЗ,  а так же дает возможность шире использовать музыкальные инструменты.

При включении элементов Орф-технологии в музыкальную деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Дети с ОВЗ являются особой категорией, в работе с которыми музыка и искусство оказывают коррекционное, развивающее и  лечебное воздействие.

Самое важное на музыкальных занятиях - это атмосфера, которая создается особым общением равных партнеров - детей и педагога. Это возможность для ребенка быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ему проявлять свою индивидуальность.

Орф-технология это:

- Творческий процесс обучения

- Разные виды совместного исследования
-  Соединение музыки, движения, слова

- Приоритетное воспитание чувства ритма.
- Индивидуальное развитие каждого ребенка

- Свобода в рамках заранее обыгранных правил.
- Возможность играть на многих музыкальных инструментах

А самое главное в Орф-технологии –  это импровизация, фантазия и творчество.

Ценность данной  технологии:

-простота в разучивании, игровая основа обучения;

-гибкость, возможность сочетать с другими технологиями;

-знакомство с лучшими образцами народной и профессиональной музыки разных стран;

-развитие способностей каждого отдельного ребенка в условиях коллективной деятельности.

С детьми с ОВЗ по Орф-технологии я включаю такие виды деятельности как, речевые упражнения, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, импровизационное движение под музыку, озвучивание стихов,  произведений детского фольклора. Использую упражнения для развития чувства ритма, ориентировки в пространстве. Особое внимание уделяю речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания.

Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Базой для речевых упражнений служит, как правило детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички. Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Разучивать стих нужно с установления метрического пульса самыми простыми способами: шлепки по коленам, хлопки и т. д. На этом фоне педагог декламирует текст, дети повторяют слова, как в игре «Эхо» по фразам. Окончание фразы или паузу можно отметить разведением кистей рук в стороны, щелчком языка.  При повторении речевой игры можно предложить детям декламировать текст по- разному: громко, тихо, писклявым голосом, басом. Когда текст будет произноситься детьми легко, можно добавить движение: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов. Речевые упражнения – наиболее доступное средство для детской речевой импровизации. Это может выражаться в добавлении нового слова или строчки для стиха, в поиске слова подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизированной цепочки слов. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей с ОВЗ чувства ритма, формирования хорошей дикции, актикуляции  и интонационного слуха.

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для детей с ОВЗ. Далее вводятся детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, бубенцы, металлофон, ксилофон, клавесы, ложки, трещотки, треугольники, колокольчики,  маракасы.

Использую  шумовые инструменты в играх. Такие игры создают условия для творческого проявления детей и поддержки их инициативы, развивают фантазию и воображение в игре звуками, тембрами, ритмами.

Так же можно использовать самодельные инструменты и обычные предметы, которые издают звуки. Такие как стаканчики, полиэтиленовые мешочки, баночки, шары, коробочки. Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных), это способствует сенсорному развитию детей, обогащает их эмоциональную сферу, развивает способность к звуковой импровизации.

Использование импровизационного движения под музыку позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Групповая и индивидуальная работа с детьми выстраивается так, чтобы дети активно общались друг с другом, взаимодействовали с инструментами – это рождает коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения.

Приминение орф-технологии с детьми с ОВЗ раскрывает все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном «толчке» для более успешного преодоления нарушенных функций организма.

Орф-технология помогает:

- установить контакт;

- повышает самооценку ребенка;

- формирует ценные практические навыки;

- содействует развитию творческих возможностей ребенка;

- ребенок учится самовыражению, исчезает скованность и зажатость;

- ребенок получает важный навык – умение импровизировать;

- ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

Использование орф-технологии позволяет сделать коррекционно – развивающую работу с детьми  с ОВЗ эффективной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем иновационных технологий.

В докладе рассмотрены вопросы методики определения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста, приемы проведения музыкальных занятий с использованием иновационных технологий...

"Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к различным видам музыкальной  деятельности  средствами инновационных технологий....