Конспект урока музыки в 5 классе "Слышна ли живопись?"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Урок музыки в 5 классе представлен в виде технологической карты и презентации. Раздел: "Взаимодействие музыки с разными видами искусства". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока46.05 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.25 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс/2 четверть

Технологическая карта урока  №  12

Тема:  «Многообразие связей музыки с изобразительным искусством».   Слышна ли живопись?

Цель:   создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций учащихся

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать   представления  о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, литературы и изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры);
  •  закрепить основные понятия: искусство,  средства  выразительности,  
  • учить понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; 

развивающие:

  • развивать умение находить  связи между  музыкой и другими видами искусства;
  • развивать познавательную активность, музыкальные способности, вокально-хоровые навыки;

практические:

  • развивать умение работать в группах, с различными источниками информации
  • совершенствовать исполнительское мастерство;

воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, стремление к прекрасному,  устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;    
  • воспитывать уважение к произведениям русского искусства;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • формирование мотивации учебно – познавательной деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений;

Регулятивные УУД:

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

КоммуникативныеУУД:

  • сотрудничество со взрослыми и сверстниками, готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • умение работать в группе и совместно представлять результат работы;

Познавательные УУД:

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • умение ставить цель,  умение систематизировать, анализировать и решать предлагаемую учебную ситуацию;

Предполагаемый результат:

Знать/Понимать

  • тесную взаимосвязь музыки и других видов  искусства;
  • выразительные возможности музыки и ее изобразительности, специфику средств художественной выразительности живописи, литературы, скульптуры и архитектуры;
  • основные правила работы в группе;

Уметь:

  • слушать содержание музыкального произведения, мысленно представлять живописный образ;
  • исполнять музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
  • выполнять правила взаимодействия в группе (уважение, соблюдение  условий, вклад каждого члена группы, выполнение отведенной роли, представление  группового результата, проявлять солидарность, взаимовыручку)
  • оценивать свою деятельность.

Музыкальный материал, оборудование  и наглядные пособия:

Компьютер, проектор, доска, фортепиано,  музыкальный  материал, колокольчики, бубенцы, погремушки.

Микроцель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Предполагаемый результат

I этап: Организационно- психологический этап  

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно- значимом  уровне.

Слайд№1

Приветствует, создает эмоциональный настрой   - Здравствуйте, ребята!- интонация радостная.

Как вы думаете, какое у меня настроение?

А как вы об этом узнали?

Я надеюсь, что у вас тоже хорошее настроение и вы готовы к творческому общению и интересной активной работе.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

 Я хочу спросить вас – были ли у вас такие ситуации, что когда вы рассматривали какую-то картину – вы начинали слышать внутренним голосом музыку? Или вам вспоминалась знакомая мелодия?

 

Слайд 2

И, наверное, многие из вас, слушая музыку, начинали что-то представлять своим внутренним зрением? Какие-то образы, картины?

Как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет речь на сегодняшнем уроке? О каких видах искусства?

Слайд 3-4

Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Определите её, переставив буквы в нужной последовательности.

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих

Приветствуют   - Здравствуйте!

Отвечают – хорошее, радостное и т.п.

Отвечают- по интонации, улыбке…

Отвечают – могут привести примеры.

Отвечают - Взаимосвязь музыки  с другими видами искусства

Дети переставляют буквы и формулируют тему урока.

Познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию;

Коммуникативные:

воспринимать информацию, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Регулятивные:

планировать свои  действия во внутреннем плане. (обсуждение с одноклассниками результатов деятельности и пути их достижения).

Внешнее проявление заинтересованности учащихся, их эмоциональный отклик.

Повторение, систематизация имеющихся знаний

Формулирование темы урока

II этап:  Постановка цели и задач  

Постановка цели и задач урока.

 Организует смыслообразующий диалог.

  Расскажите, с какими видами искусства  мы с вами уже рассматривали взаимодействие музыки? Какие виды искусства вы знаете? На прошлом уроке каким вопросом мы задавались?

Слайд 5

А сегодня давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока.

Слайд 6

Я приготовила вам несколько понятий из музыкального искусства и несколько понятий из ИЗО. Это средства художественной выразительности.

Слайд7

Выпишите себе 1 вар.- средства ИЗО в столбик, а 2 вар. – средства музыки.

Поработайте вместе. Сопоставьте средства художественной выразительности по единому значению и смыслу. Допишите себе в тетрадь. Найдите среди них средства выразительности этих видов искусства.

Направляет деятельность учащихся в группах.

Предлагает познакомить с результатами совместной деятельности. Давайте проверим полученные результаты.

Слайд 8

 

  Отвечают –ИЗО, литература

Сообщения учащихся о взаимосвязи музыки и ИЗО, музыки и литературы

Отвечают – Видна ли музыка?

Формулируют вопрос: Слышна ли живопись?

Самостоятельная работа  в тетрадях.

Работа в парах,

Проверяет

  

 

Коммуникативные:

анализировать сложившуюся ситуацию;

 высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

- Общаются и взаимодействуют  в процессе нахождения правильного ответа

 Регулятивные УУД

- определять общую цель и пути её достижения;

- организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и задачи, применять их на практике;

Умение контролировать  процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль  в сотрудничестве с учителем и сверстниками.        

В результате создания  проблемной ситуации, обучающиеся самостоятельно выдвинут задачи урока  

Проявление активности учащихся в процессе рассуждений.

Наблюдение за степенью активности при выполнении практической работы в группах.

III этап: Формирование новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся обще учебных умений    

Закрепление основных понятий темы.

Формирование новых знаний:

Вы определили средства выразительности.  Поднимите руки – кто справился с заданием без ошибок? Молодцы. У кого были ошибки – исправьте их.

Итак, проблема урока определена. Давайте приступим к работе над ней. Посмотрим на картину Кустодиева и попробуем её услышать. Что изображено?

Слайд 9 (Картина Кустодиева)

Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может.

Какие звуки можем услышать?

А теперь давайте вспомним средства музыкальной выразительности, которые могут нам помочь охарактеризовать картину музыкально.

Если бы вы были композиторами, то какую бы вы написали музыку к этой картине.

Русский композитор П.И.Чайковский создал фортепианный цикл «Времена года». Многие пьесы из этого альбома вам знакомы.

Слайд 10.

Сейчас прозвучит отрывок  под названьем «Февраль. Масленица».

Слайд 11

А как вы думаете - подходит ли музыка Чайковского к этой картине?  

Почему?

Слайд 12

- подходит ли музыке Чайковского следующая       картина?

Слайд 13

 Картина современной художницы Елены Самарской «Русская тройка». Какое настроение вы здесь чувствуете?

Слайд 14

- Какую цветовую гамму  использовал художник для передачи  такого настроения? Какие линии? Есть ли в ней музыкальность? Какие звуки вы можете здесь услышать?

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройке.

Образ русской тройки отражен в  народных песнях, в произведениях Гурилева, Чайковского. И хотя сейчас редко можно увидеть тройку запряженных лошадей, многие художники, композиторы обращаются к этому русскому образу-символу. Приведите пожалуйста ваши музыкальные ассоциации с этой картиной.

Верно. Сейчас мы услышим эту песню в прекрасном фильме «Чародеи» режиссера Бромберга.

Слайд 15

А чтобы добавить изобразительности нашему звучанию, используем колокольчики и бубенцы.

Слайд16  

Итак, теперь мы сможем ответить на главные вопросы урока:

- может ли звучать живопись? Слышна ли она нам?

- а можно ли увидеть музыку?

Слайды 17-18

Наши выводы подтверждаются словами великого художника Леонардо да Винчи-                                    «Музыка – сестра живописи».

Возьмите цветной карандаш и нарисуйте смайлик соответствующий вашим ощущениям от урока. Какое у вас настроение после встречи с сегодняшними произведениями музыки и живописи?

Песня, которую мы с вами начнем сегодня учить так же показывает нам как близки Музыка и ИЗО.

Послушайте.

Разучиваем песню. Работаем над звуковысотностью и ритмическим рисунком.

Отвечают:  Музыка имеет  общие средства выразительности  со многими видами искусства, в том числе и с ИЗО

Рассматриваем картину

Ответы: Праздник, масленица или ярмарка.

Отвечают: Колокольчики, звук саней, скрип снега.

 Дети высказываются. Характеризуют музыку в соответствии с картиной

Прослушивают  произведение  

Дети высказывают свое мнение.

 

Дети рассматривают картину.

 Отвечают – да.

отвечают -   радость быстроту движений, восторг и т.д

Ответы

Ответы – среди них - Три белых коня.

Слушание произведения

Исполнение на муз инструментах.

Ответы – да

Заканчивают работу в тетрадях

Дети слушают и разучивают песню «Кисточка» Е. Шевченко.

Учебно-познавательные:

- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки  и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение  к ней
- знать  различные средства художественной

 выразительности;

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе  в распределении ролей, в ситуации столкновения интересов;

Предметные: 

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение  

- развивать музыкальные способности

 

Личностные:  

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению.

Регулятивные:

- формировать мотивацию к работе на результат;  

Уровень знаний, полученных на уроках при изучении данной темы полугодия.

Проявление активности в процессе обсуждения темы.

Повторение, систематизация имеющихся знаний

Знакомство с музыкой великих композиторов.

Формирование мнения о тесной взаимосвязи музыки и др.видов искусства

Наблюдение за степенью активности при исполнении музыкальных произведений.

Действия по контролю и самооценке знаний, умений, навыков.

IV этап: Рефлексия (5 минут)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

оценка, самооценка результатов своей деятельности, команды и  всего класса.

 

 Как Вы считаете, вы очень  хорошо сегодня поработали?

А кто из вас заслужил отметку?

А какую цель мы ставили?

Достигнута ли цель урока?  

А какими цветами вы рисовали сегодня смайлики?

Помните:

Мир наполнен звуками. Их просто нужно уметь слушать.

Всем спасибо за работу!

 

Отвечают и оценивают друг друга.

Предметные и познавательные : синтезировать, интерпретировать знания.

Коммуникативные: высказывать свое мнение;

Личностные:

вырабатывать собственное отношение, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

 

 

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- были ли у вас такие ситуации, что, когда вы рассматривали какую-то картину, вы начинали слышать внутри себя музыку?

Слайд 2

- а слушая музыку, кто-то из вас представлял картины, образы?

Слайд 3

«Моногозебира вяйзес зыкиму с ибраоззитемьныл скустисвом»

Слайд 4

«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством»

Слайд 5

Проблема

Слайд 6

Проблема

Слайд 7

Звуковая палитра Цветовая гамма Ритмический рисунок Музыкальная форма Светлые и сумрачные тона Холодные и теплые тембры Композиция Штрих

Слайд 8

Музыка ИЗО Ритмический рисунок Музыкальная форма Звуковая палитра Холодные и теплые тембры Цветовая гамма Штрих Композиция Сумрачные и светлые тона

Слайд 10

П.И. Чайковский «Февраль. Масленица».

Слайд 12

- подходит ли музыке Чайковского следующая картина?

Слайд 13

Е. Самарская «Русская тройка»

Слайд 14

Е. Самарская «Русская тройка» какую цветовую гамму использовал художник? какие линии? есть ли здесь музыкальность? какие звуки вы можете здесь услышать?

Слайд 15

Музыкальный момент 4 4 4 4 4 4 4 4 бубенцы колокольчики

Слайд 16

Итоги может ли звучать живопись?

Слайд 17

Итоги может ли звучать живопись? ДА можно ли увидеть музыку?

Слайд 18

Итоги может ли звучать живопись? ДА можно ли увидеть музыку? ДА

Слайд 19

Вывод: «Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...