План моего самообразования «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
материал по музыке

Сотпа Тайгана Вадимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx28.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» село Ий, Тоджинского района,

Республики Тыва.

План самообразования на тему:

«Использование народного фольклора

в работе с детьми дошкольного возраста»


Музыкальный руководитель

Сотпа Тайгана Вадимовна.



2023, Ий

Цель:

-объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества.

- развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.

Задачи:

#1042;ыявить значение устного народного творчества в воспитании детей.

#1055;риобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

#1054;богащать словарь, чувства, воображение и речь детей.

4. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.  

5.Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

Актуальность выбранной темы:

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, народного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.

Произведения устного народного творчества играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Приемы работы:

Игра: наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит душу и тело. Именно игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.

Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса.

Использование руки в формировании навыков звучания речи: Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками - прекрасные упражнения, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование загадок, считалок, потешек: Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование сказок: Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть в сказку. Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.

Предполагаемый результат:

 В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.

Литература:

#1043;.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника»

2. В.Аникин «Русский фольклор»

#1042;.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

#1054;.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры»

5. Н.А. Уликова «Словом душа растет» (практический материал для работы с детьми по развитию речи)

#1052;.Ю. Картушина «Забавы для малышей»

7. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка»

8. Детские потешки, загадки, песенки, пословицы, поговорки

9. Русские народные сказки.

10. В.В. Гербова «Хрестоматия для детей»

11. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»

12. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников)

13. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

14. 13. Е.С. Анищенкова «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников»

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Постановка целей и задач по данной теме

Октябрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Ноябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

-Консультация для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Декабрь

-Создание картотеки загадок:» Сундучок загадок»

-Консультация для воспитателей: «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

-Игра-имитация отдельных движений человека, животных, птиц: «Дед Мазай»

-Досуг-конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

-Анкетирование родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Январь

-Изучение темы: «Настольно – печатные игры по мотивам русских народных сказок»

-Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?». Настольно -печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, пазлы, кубики). Настольный театр

по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

- Сделаем сами

книжку- малышку: «Моя любимая…

потешка, загадка».

Февраль

- Цикл занятий в рамках проекта «Широкая Масленица»

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Консультация для родителей: «Широкая

Масленица!»

-Блины для угощения на Масленицу!

Март

Создание картотеки «Русские народные игры»

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

-Хороводы, народные подвижные игры.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Папка -передвижка для родителей:

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

Апрель

Мастер – класс «Русские народные песни»

-Создание картотеки «Упражнении распевки»

-Игровая деятельность «ходят по дорожке». (хороводные игры на основе русских народных песен)

Консультация для родителей: «хороводные игры — одно из средств развития речи детей»

Май

Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

-Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования»

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Вот и лето к нам пришло, это очень хорошо!» .

Презентация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста

Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....

Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педаго...