Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения
статья по теме

Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной  подготовки учащихся теперь не обойтись. Нас радует то, что повысился интерес к образованию со стороны родителей и большей части старшеклассников, которые хорошо понимают, что специалист завтрашнего дня без фундаментальных знаний востребован не будет. Однозначно одно: насколько хорошо мы научим молодого человека осуществлять выбор своего жизненного пути, настолько успешно выпускник сможет найти свое место в обществе и будет полезен району, селу. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. Уже в 9-ом классе ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности и принять ответственное решение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofilnoe_obuchenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

        Сельская школа была, есть и будет важной составляющей образовательной системы. Она призвана всемирно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей, росту уникального потенциала отечественной культуры.

        Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной  подготовки учащихся теперь не обойтись. Нас радует то, что повысился интерес к образованию со стороны родителей и большей части старшеклассников, которые хорошо понимают, что специалист завтрашнего дня без фундаментальных знаний востребован не будет. Однозначно одно: насколько хорошо мы научим молодого человека осуществлять выбор своего жизненного пути, настолько успешно выпускник сможет найти свое место в обществе и будет полезен району, селу. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. Уже в 9-ом классе ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности и принять ответственное решение.

        Как правило, предпрофильная подготовка начинается в 5-6-х классах. Здесь дополнительно к урокам мы организовали кружки по интересам развивающего характера («Юный математик», «Русское слово», кружок английского языка и др.). В 7-8-х классах ведутся кружки для ознакомления с конкретными образовательными областями («Защитники природы», «Тазалык», «Туризм» и др.).

К концу 8-го класса проводится педагогический консилиум с целью предварительного определения профиля и выдачи рекомендаций для уточнения профиля учащимися к концу 9-го класса.

Мы решили, начиная с 5-го класса открыть каждому ученику «Книжку достижений ученика», в которую классные руководители ежегодно записывают все достижения ученика, своеобразное «портфолио».

Для осуществления предпрофильной подготовки в первую очередь провели анализ мнений учащихся и их родителей, используя методы анкетирования, тестирования и собеседования, а затем сформировали соответствующий учебный план с безусловным сохранением его ядра – инвариативной части. Согласно примерному учебному плану, утвержденный приказом МоиН РТ №1003/5 от 26.07.2005 года, в 9-м классе организовали предпрофильную подготовку по следующим предметно-ориентированным курсам: «Черчение и графика», «!Математика в управлении и экономике», «Трудные вопросы русской орфографии», «Решение основных вопросов органической и неорганической химии», «Экологические аспекты здоровья человека», «Культура речи», «Электричество в профессиях».

На школьном уровне создали нормативную базу для осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения. Нормативную базу составляют следующие документы:

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
  2. Учебный план;
  3. Решение педагогического совета и приказ директора школы об организации предпрофильной подготовки и открытии профильного класса;
  4. Программа введения профильного обучения на старшей ступени школы;
  5. План по подготовки и организации профильного обучения;
  6. Положение о Координационном Совете;
  7. Положение о классах с профильным обучением;
  8. Положение о конфликтной комиссии;
  9. Положение о портфолио достижений учащихся;
  10. Положение о годичной команде педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся основной школы;
  11. Временное положение об оценивании учащихся при проведении курсов по выбору в рамках препрофильной подготовки.

Разработаны:

  1. Модель предпрофильной подготовки
  2. Модель выпускника 9 класса
  3. Модель классного руководителя в условиях предпрофиля.

В конце учебного года проведена необходимая разъяснительная, консультационная и организационная работа: классные родительские собрания, индивидуальные беседы, организован мониторинг родительских и детских пожеланий, запросов. Проведена большая информационная работа с учащимися 8-х классов, презентация элективных курсов. В основу выбора курсов учащимися положена добровольность.

Важным направлением в процессе введения профильного обучения является организация информационной работы. С этой целью была собрана информация об учреждениях, в которой учащиеся смогут получить или продолжить образование по выбранному профессию. Провели месячник профориентационной работы, мониторинг профессиональных намерений учащихся 9 – го класса, который дал возможность быстро и максимально определить планы учащихся после обучения в школе и основные проблемы.

Исходя из реальных ресурсов – состава педагогических работников школы, учитывая пожелания учащихся и материально – техническую базу школы, мы выбрали естественно – математическое направление профильного обучения. Определили учителей, преподающих в профильном направлении. Конечно же, «кадры решают все». При подборе кадров для работы с профильным классом мы старались придерживаться главных принципов:

1.Высокий профессиональный уровень преподавателей.

2.Стимуляция постоянного научно - методического роста.

 Все они имеют высшее образование и богатый опыт работы в образовательном процессе и показывают большую результативность и качество в образовании и воспитании.

В школе ведется большая научно – методическая работа. Ежегодно учителя аттестуются на высшую и первую квалификационные категории. Многие учителя работают по своим авторским программам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения

Рассматривается система предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении...

Организация предпрофильного обучения по физике в основной школе

     Предпрофильная подготовка – процесс создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени в отношении профилирующего направления...

Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки

описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...

«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»

Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...

Сборник материалов из опыта работы музыкальных руководителей дошкольных организаций города Рубцовска

В сборнике представлены материалы (разработки проведения открытых мероприятий сценарии праздников, конспекты музыкальных занятий и др.) из опыта работы музыкальных руководителей города Рубцовска....

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»

При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...