Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

Резцова Нина Сергеевна

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_obuchenie.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей №1 г. Волжского Волгоградской области

 

Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

                                               

 Резцова Нина Сергеевна –

 учитель русского языка и литературы                                                  

 

2011 год

ПЛАН:

  1. Введение.
  2.  Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
  3. Выводы.
  4. Литература.

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям. Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к ученику и учителю подталкивают нас, педагогов, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов.

Поэтому особую актуальность приобретают методы деятельностной  организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к деятельностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

Цель проектного обучения - создать условия, при которых обучающиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают исследовательские умения;

         Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирования личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов в учебной и внеурочной деятельности позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Дети овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий.

         Необходимым этапом работы над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Очень важно в этом процессе уметь корректировать свои действия, то есть реконструировать их таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной  деятельности.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно–деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия обучающихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно–деятельностном способе обучения радикально изменяется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,  исследовательской, самостоятельной деятельности обучающихся, выполняя роль компетентного консультанта. Учитель формирует мотивацию учеников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта. Как мы видим,  наша роль в проектной технологии очень велика, именно от нас зависят и процесс, и результаты, поэтому мы должны:

-создать мотивацию, образовательную среду;  

- определить, чему должны научиться обучающиеся в результате работы;

- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

-  овладеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся  в малых группах, индивидуально;

- овладеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез,  аргументирования выводов и т. п ;

- консультировать;

- иметь критерии объективной оценки;

- уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

-  уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения обучающихся в самостоятельную познавательную и творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ребенка. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини – сочинения.

Также в значительной  степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя с обучающимися, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу  учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового и творческого характера.  Учитель становится  участником исследовательского, творческого процесса, наставником, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и обучающихся в совместной творческой работе

В целом в работе над проектом учитель:

  1. помогает обучающимся в поиске нужных источников информации;
  2. сам является одним из источников;
  3. координирует весь процесс;
  4. поощряет учеников;
  5. поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом.

«Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться». Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценится не только результат, но и сам процесс учения.

Проект пробуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности обычно предшествует «мозговой штурм», где обозначаются новые интересные проблемы для обучающихся. В процессе проекта они синтезируют  знания в ходе поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

Обучение с использованием проектных приёмов на уроках русского языка и внеурочной деятельности имеет целый ряд достоинств, так как работа над проектами способствует:

  1. повышению значимости языка как средства общения;
  2. развитию умения работать в коллективе;
  3. расширению кругозора обучающихся;
  4. повышению мотивации обучающихся;
  5. поощрению творчества;
  6. воспитанию самостоятельности;
  7. интеграции всех видов речевой деятельности;
  8. развитию общеучебных умений.

При этом важно учитывать основные требования к использованию данного метода:

  1. наличие социально и личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;
  2. теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);
  5. использование исследовательских методов:
  1. определение проблемы;
  2. определение задач исследования;
  3. выдвижение гипотез;
  4. обсуждение методов;
  5. оформление результатов;
  6. анализ данных
  7. выводы.

Также нужно учитывать определённые принципы организации проектной деятельности:

  1. вариативность;
  2. решение проблемы;
  3. самостоятельность;
  4. создание комфортной обстановки на уроке и во внеурочной деятельности;
  5. учение с увлечением;
  6. личностный фактор;
  7. адаптация заданий.

При  использовании проектной технологии  целенаправленно создаю ситуации, когда  обучающиеся самостоятельно приобретают знания и умело применяют  их на практике, решаю следующие задачи:

  1. развитие познавательных умений и навыков обучающихся;
  2. умение ориентироваться в информационном пространстве;
  3. самостоятельно конструировать свои знания;
  4. интегрировать знания из различных областей наук.

Организуя проектную деятельность,  учитываю  следующее:

  1. Проект – это цельная работа, её нельзя не закончить,  остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой  объективно новое знание и опыт.
  2. Проект – это сложная работа,  состоящая из  принципиально разных видов деятельности: составление план, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - все подвиды деятельности объединены цельностью.
  3. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто её моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
  4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая учит делать умозаключения.
  5. Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию, увеличить количество обрабатываемой информации, потому что

- ассоциативно связан со всем положительным, что было у человека;

- отсутствует страх неудачи (может быть только большая или меньшая удача);

- существует реальная свобода проявления и выбора: когда человек  имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией.

 Разрабатываю методический паспорт проектной работы.

Адресация

Обеспечение

Предполагае

мые результаты

Статус учебного проекта

  1. Постановка проблемы и обоснование её практической значимости.
  2. Определение целей (образовательных, воспитательных, развивающих).
  3. Постановка задач.
  4. Формулировка идеи реализации проекта.
  5. Выбор группы обучающихся.
  6. Распределение обязанностей на каждом этапе проекта.
  7. Время работы над проектом.
  8. Режим работы.

1.Материально -техническое и учебно- методическое оснащение.

2. консультанты.

3. Знания, умения, навыки, необходимые обучающимся для самостоятельной работы.

1.Развитие навыков:

- самостоятельной работы;

-мыслительной деятельности;

-творчества;

- ораторских навыков.

2.Новые практические приёмы работы.

3.Новое содержание темы.

4.Расширение кругозора.

5.Воспитание толерантности.

Авторы

Опыт использования.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний  на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы обучающимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) они решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы, овладеть  общими умениями и способами деятельности в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

Проектная технология позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть  печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчёт и т. д.

Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие  качества, как умение работать в коллективе, брать на себя  ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и  условия ее решения и реализации результатов.

Как правило,  в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, требуется владение большим объёмом знаний и определенными умениями:

1. интеллектуальными (умение работать с различного вида информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);

2. творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);

3. собственно коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Проектное обучение - это «путь замысла или способ планирования», поэтому учителю важно развивать способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления поэтапного плана выполнения проекта и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, способы, методы достижения результатов. И в конечном итоге - учитель должен способствовать развитию исследовательских, рефлексивных, аналитических умений.

Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка,  поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик,  интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

Работать над проектом могут только способные к планированию обучающиеся. Поэтому дело учителя – выращивание таких детей. На первом этапе возможна, на мой взгляд, работа по теме,  предложенной учителем, а потом – выбранной обучающимися. Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, мозговой штурм, ролевая игра и т. д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества обучающихся. Поэтому проектную деятельность можно  использовать  и как дополнение к классно – урочной системе, которая создает условия для обращения личности внутрь себя.

Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы обучающиеся в достижении намеченной цели.

  Проектное обучение базируется на самостоятельной активности обучающихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель не столько учит, сколько подает мысль,  не столько излагает, сколько наводит, не столько навязывает, сколько отвечает на призыв к руководству. Метод проектов  совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание обучающихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять её для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

  Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока позволяет обучающимся приобретать опыт исследования. Но результаты показывают, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение обучающихся  в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, так как метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что обучающиеся будут затрудняться:

  1. намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  2. искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  3. осуществлять и аргументировать выбор;
  4. действовать самостоятельно (без подсказки);
  5. сравнивать полученное с требуемым;
  6. корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  7. объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

  На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных компетенций (ценностно- смысловой, информационный, коммуникативный и др.)

С 5 класса планирую поэтапное введение разновидности учебной деятельности - проектирование, при это целенаправленное формирование навыков проектирования начинаю с практико- ориентированных мини-проектов. В результате обучающиеся создают конечный продукт в виде справочного материала: памяток, карманных словариков для обучающихся , схем, таблиц, рисунков и т.д. («Как помочь ученику, не знающему склонение, спряжение, второстепенные члены предложения и др.»)

Исходя из запросов обучающихся, их родителей, часы вариативной части использую на проектно – исследовательскую деятельность, с 5-го по 8-ой класс имею возможность обучать основам проектной деятельности на лингвистическом материале, помогать осваивать обучающимся наиболее актуальные  для работы над проектом способы деятельности, готовить обучающихся к разработке и реализации собственных проектов через модули по 17 часов:

  1. Компетентность решения проблем:
  1. проблема – цель- анализ и планирование ресурсов;
  2. виды и типы проектов;
  3. поэтапное планирование деятельности
  1. Информационная компетентность:
  1. различные источники информации;
  2. способы обработки информации
  3. методы сбора данных

III. Коммуникативная компетентность:

1. презентация как вид деловой коммуникации;

2. формы презентации проектов;

3. как работать в команде.

4. ведение дискуссии

5. основы риторики и публичное выступление

Учитывая психолого-педагогические особенности возраста обучающихся 5-11 классов, планирую повышение степени сложности проектов как с точки зрения их содержания, так и практического исполнения и формы презентации. При этом на каждом этапе обучения планирую увеличение самостоятельности исполнения проектов и разнообразие форм их презентаций, в том числе и видеопрезентаций.

5-6 классы

  1. Путеводитель по стране «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение».
  2. Карта заочного путешествия в слово.
  3. Русский язык в иллюстрациях.

7-8 классы

1.«Как работать над сочинением».

  1. Карта для путешественника в страну «Глагол», «Синтаксис», «Пунктуация».
  2. Сборник мини- сочинений на лингвистические темы.

9класс

1 .Справочники «Речевые ошибки», «Грамматические ошибки»

2. Альбом правил русского языка.

3. Сборник творческих работ «Слово о языке»

10-11классы

1. Культура речи: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы – карманные словарики для обучающихся.

  1. Справочники « Готовимся к экзаменам. Трудные темы».

Учебная деятельность тесно связана с внеурочной. Для обучающихся, интересующихся проблемами языка и речи, ориентированных на филологический профиль обучения, веду элективный  курс  « Слово и его тайны»(9-ый класс), где лицеисты выполняют и защищают мини-проекты по блокам тем.

  1. К истокам словам («В этимологических дебрях») – круглый стол «Слово и его биография»
  2. Загадки русской фразеологии («В стране фразеологических оборотов») – заочное путешествие по созданному путеводителю.
  3. Анатомическое путешествие внутрь слова («Словообразовательная Вселенная, ее тайны») - мастерская слова.
  4. Слово и художественный текст – лингвистический комментарий.

На элективном курсе «Технология проектной деятельности» (9 класс) работа над проектом позволяет обучающимся приобретать знания по теме проекта самостоятельно из различных источников, интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных предметов, использовать приобретенные знания для решения практических задач, развивать творческие способности. Так в 2008 году был  создан совместный творческий проект  «Лицейская газета».

На ежегодных лицейских конференциях  5-8 классов «Шаг в будущее», 9-11 классов  « Дарования юных - родному городу» обучающиеся повышают  творческий потенциал, развивают рефлексивную и проектную культуру. Мои ученики – активные участники и лауреаты, выступающие как  с монопредметными, так и надпредметными  проектами.

5-6 классы:

1. Речь и этикет.

2. Язык – мой друг.

3. Я познаю русский язык.

4. Моё открытие словаря синонимов (антонимов).

5. Слово о словах.

6. Лингвистические сказки.

7. В фонетических (морфемных, словообразовательных) дебрях.

7-8 классы:

1. Как работать над сочинением?

2. Грамматика в иллюстрациях.

3. Лингвистические детективы.

4. Мое открытие словообразовательного словаря.

5. Как помочь иностранцу понять, что такое фразеологизм?

6. Экологический заповедник «Культура речи»

7. Как помочь новому ученику быстро понять, что такое разные виды сложных предложений, типы словосочетаний?

9-11 классов:

1. Словарь современного лицеиста.

2. Язык и компьютер.

3. Поэтические сборники выпускников « Спасибо тебе, лицей».

4. Сборники сочинений – рассуждений «Нам этот мир завещан», «Я – лицеист».

5. Книжная полка читателя – лицеиста.

6. Сценарий заседания клуба знатоков русского.

7. Сценарий Дня науки в лицее.

8. Сборник творческих работ лицеистов «Да здравствует лицейское братство».

В старших классах обучающиеся создают групповые продукты проектной деятельности, используют разнообразные формы презентации. Важный и трудный этап – поисковый, когда определяется тема проекта, ведется поиск и анализ проблемы. Так, в 10 классе при обобщающем повторении и систематизации знаний для проекта обучающимися была выбрана тема «Морфемика и словообразование». Требовалось решить проблему: «Как помочь одноклассникам избежать ошибок в определении способа образования слов различных частей речи в текстах, подбирать слова определенного способа образования в них»? Был определен конечный продукт проекта – справочные материалы для обучающихся.

 Цель – обобщить и систематизировать знания о морфемах и  их роли в образовании слов различных частей речи.

Задачи:

1. Активизировать знания обучающихся о способах образования слов.

2. Совершенствовать навык морфемного и словообразовательного разбора.

3. Развивать умения, устанавливать связи между языковыми явлениями.

4. Повысить практическую грамотность путем уточнения области незнания, совершенствования навыка правописания различных морфем.

На аналитическом этапе проектной деятельности был сделан анализ имеющейся информации, определен способ сбора и изучения информации.

Ресурсы:

  1. Собственные знания обучающихся.
  2. Таблицы, схемы по словообразованию и морфемике.
  3. Учебники В.В. Бабайцева Русский язык. Теория 5-11 классы: Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка.М: Дрофа.2008; Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. / А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова. - М: Просвещение 2008.
  4. Словообразовательные словари: Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка: Русская Морфемика. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Справочники для старшеклассников, абитуриентов.

Был составлен план реализации проекта через групповую работу:

  1. Анализ типичных ошибок в морфемном и словообразовательном разборах (диагностические и контрольные тесты).
  2. Анализ имеющихся таблиц, схем по словообразованию, составление новых таблиц, подбор примеров из текстов.
  3. Сравнительный анализ статей словообразовательных словарей.
  4. Анализ выразительных словообразовательных средств в текстах публицистического и художественного стилей.
  5. Анализ заданий по словообразованию в сборниках по подготовке к ЕГЭ.
  6. Подбор заданий по словообразованию к текстам.

На практическом этапе каждая группа готовила материалы, апробировала их через тестовые задания, работу в парах и группах. В результате для презентации были подготовлены следующие справочные материалы:

  1. Статья «Словообразовательные словари – наши помощники»
  2. Таблицы «Способы образования слов» (Морфологические и неморфологические способы образования слов. Словообразование существительных, прилагательных, глаголов. Переход слов из одной части речи в другую.)
  3. Схемы морфемного и словообразовательных разборов с примерами.
  4. Подбор текстов с заданиями различного уровня сложности по словообразованию.
  5.  Творческие задания: кроссворд, чайнворд, сценарий клуба знатоков «Все растет из корня».

Полученные материалы были проанализированы в группах (каждый участник  также сделал самоанализ участия в проекте) и были представлены для обучающихся, затем апробированы ими на занятиях в классе и дома. Повторные контрольные задания показали повышение качества выполнения заданий различного уровня сложности по словообразованию. У обучающихся появился интерес к созданию справочных материалов по другим разделам русского языка, вызывающим трудности у одноклассников.

В старших классах  рассматриваю  проектирование как один из основных видов деятельности лицеистов, так как использование проектирования как метода  познания позволяет обучающимся приходить  к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов  предоставляют возможность  осознать, что знание – это не столько сама цель,  сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения,  адаптироваться в социуме и  самореализоваться как личность.

Умения, нарабатываемые лицеистами в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно  важных   умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций.  

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить его следующие актуальные преимущества использования:

  1. Значительное увеличение самостоятельной работы обучающихся.
  2. Совершенствование  навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
  3. Создание положительной учебной мотивации.
  4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
  5. Активизация познавательных интересов обучающихся.
  6. Повышение самооценки обучающихся, занимающихся выполнением проектной работы.
  7. Предоставление каждому возможности самореализации.
  8. Развитие творческих способностей обучающихся.
  9. Вовлечение всех обучающихся в коллективную мыследеятельность.
  10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
  11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
  12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в  социуме.

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока: [Текст]/Г.О. Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса: [Текст]/Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара, 2006.

3. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию: [Текст]/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.

4. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися: [Текст]/Авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие: [Текст]/М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

6. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся: [Текст]/сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...

Презентация "Формирование мотивации обучения на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности в 5-х классах"

Основной целью обучения  в школе является подготовка ученика как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не ме...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"

Доклад  "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"...