Психолого-дидактические характеристики,обеспечивающие личностно-ориентированную направленность современного урока
статья по теме

Казак Вадим Михайлович

В статье в развернутов виде представлены психолого-дидактические характеристики,обеспечивающие личностно-ориентированную направленность   современных уроков независимо от преподаваемого  предмета. Статья необходима  учителям образовательных учреждений  при проектированинии уроков, особенно  актуально  в связи с введением на будущий учебный год стандартов второго поколения в основную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon har-ki_lichn-orient_ob._na_sovr._ur..doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно-

ориентированную направленность  современного урока

Выполнил: Казак В.М., учитель математики МАОУ СОШ №147 г. Челябинска

1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:

  1. инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
  2. создание ситуации выбора;
  3. организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  4. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному  использованию различных способов выполнения задания;
  5. приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.

2. Создание условий для проявления п развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:

  1. опора на субъектный личностный опыт учеников;
  2. активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
  3. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;
  4. формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
  5. создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интерес.

3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):

  1. развитие мотивационной сферы учащихся;
  2. создание условий для освоения учащимися компонентов  учебной  деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
  3. повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
  4. поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.

4. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся:

  1. использование приемов внешней и внутренней дифференциации;
  2. выбор методических приемов, типов урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
  3. использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
  4. обеспечение дозированности (небольшими порциями)  помощи  взрослого ученикам (с учетом зоны ближайшего развития ребенка).

5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование  и становление собственного (личностного) смысла учения:

  1. ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;
  2. обучение целеполаганию  к деятельности (приемам, последовательности, классификации);
  3. создание ситуации успеха;
  4. помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;
  5. создание ситуации нравственного выбора.

6. Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных   (интеллектуальных) способностей:

  1. постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
  2.  поощрение творческой активности учащихся;
  3. ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
  4. использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций (или их моделей);
  5. разнообразие используемых методов и приемов деятельности;
  6. повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера

7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим и к  себе:

  1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  2. формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
  3. стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.);
  4. формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
  5. создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.

8. Организация равноправного партнерского общения б ходе учебного взаимодействия:

  1. приоритет диалогических форм учебной деятельности;
  2.  организация сотрудничества учителя и учеников;
  3. организация сотрудничества учеников между собой (в том числе - обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);
  4. оптимальной соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  5. доброжелательность в общении.

9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

  1. поощрение инициативы и активности учащихся;
  2. акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
  3. использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;
  4. подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных  работ с целью обеспечения их успешности;
  5. поощрение познавательной активности детей.

10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

  1. «считывание»  учителем  эмоциональной информации  при общении с  учениками и  соответствующее на нее реагирование ;
  2. обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилии и  результатов;
  3. открытость и  отсутствие закомплексованности   учителя и  учеников;
  4. возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;
  5. взаимность обратной связи;
  6. заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.

11. Личностно-ориентированная позиция педагога:

  1. установка на ученика  не только как на субъекта  образовательного процесса, но и  как на личность и  индивидуальность;
  2. признание самобытности и уникальности каждого ученика;
  3. безоценочная  позиция учителя (взрослого) - принятие учеников и  существующей ситуации как  реальности;
  4.   приоритетность  конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;
  5. доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;
  6. умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

Дифференциация - как путь реализации личностно-ориентированного образования в современной школе.

Обобщение опыта учителя географииМихайловой С.Г.Содержание:1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------22.Технология описания опыта ------...

Статья "Личностно-ориентированный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности".

В статье систематизированы материалы о личностно-ориентированном подходе. Особое внимание уделено характеристике основных положений личностно-ориентированного образования, личностно-ориентированного у...

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...