Изучение литературы в модели саморазвития человека: путь к компетентности.
статья по теме

Кузнецова Галина Ивановна

В статье рассказывается о том, что авторская школа профессора К.Я.Вазиной задолго до официального признания необходимости развития ключевых компетенций учащихся начала разрабатывать развивающее пространство профессиональной компетентности педагога, который способен обеспечить компетентность выпускника любого образовательного учреждения. В данной статье осмысляется, как можно изучать литературу в "модели саморазвития личности",адаптировав технологию применительно к своему предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В МОДЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПУТЬ К КОМПЕТЕНТНОСТИ


В конце 1980-х годов в отечественной психолого-педагогической литературе появляются такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». В документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» говорится, что «… основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система зунов сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных зунов, а также  опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Как мы видим, нормативные документы предписывают работать в данном направлении.

В 2003-2004 годах на страницах профессиональных журналов прошли открытые дискуссии по адекватному пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». И хотя ученые неоднозначно относятся к самим понятиям, но считают, что «необходимо найти рациональные пути внедрения компетентностного подхода».

В большинстве публикаций отмечается, что компетентностный подход имеет инновационный характер, позволяет в значительной мере «реализовать лично ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы».

Разработаны новые типы образовательных стандартов, в которых даются требования к выпускникам учебных заведений разного уровня в виде перечней  компетенций. Например, по русскому языку формирование и развитие следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культурологической. Это говорит о том, что наступает новый этап: «компетентностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию самореализации».

Авторская школа профессора К.Я. Вазиной задолго до официального признания необходимости развития ключевых компетенций учащихся начала разрабатывать развивающее пространство профессиональной компетентности педагога, который способен обеспечить компетентность выпускника любого образовательного учреждения.

Это прежде всего изменение педагогической позиции, культурно-ценностного самоопределения учителя: осознание того, что главным в образовательной деятельности становится духовно-природный, саморазвивающийся, уникальный человек – педагог и учащийся, а сумма зунов – средством их непрерывного развития.

В основе технологии лежит организация процесса развития - саморазвития человека, а значит, его потребностей-способностей, главным образом, духовных…

Придерживаясь позиции К.Я. Вазиной, что «человек - саморазвивающаяся система... Ему нужно создавать условия для саморазвития», можно считать, основной функцией педагога - организацию развивающего пространства (создание проблемных ситуаций по предмету).

Например, по роману В. Дудинцева «Белые одежды» формулируется следующая проблема: Почему Федор Дежкин выбрал путь сопротивления: «не подвиг открытого боя», «не подвиг молчания», а двойную игру? По рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» выделяем проблему: Герой Шухов Иван Денисович - «праведник или жертва»?

Чтобы разрешить данные противоречия, учитель ведет учащихся от проблемы к проблеме, управляет мыследеятельностью с целью развития у них нового способа мышления, освобождения от шаблонов, учитывая при этом индивидуальные возможности каждого.

При организации развивающего пространства (проблемных ситуаций) средствами литературы и языка, развиваются не только умения слушать, говорить, читать, писать, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы, нестандартно мыслить, но и способность «вживаться в текст» (М. Бахтин), сопереживать, сострадать, оценивать поступки героев, соотносить свою позицию с позицией писателя и так далее. Как мы видим, развивается такая общепредметная компетентность, как коммуникативная и конечно же, компетентность эстетически грамотного читателя, обеспечение его жизненного опыта, познание и развитие себя через чтение и осмысление художественного произведения. При этом происходит мощное развитие духовных потребностей - способностей учащихся. Например, при исследовании ситуации: «Как выжить человеку и человечеству?» (по роману Ч. Айтматова «Плаха») развивается духовная потребность жить в гармонии с природой, окружающим миром, самим собой, способность противостоять преступности, наркомании, бесхозяйственности, искать пути выхода из нравственного кризиса. При исследовании проблемной ситуации: «Как жить? Как же жить?» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») развивается способность осмысления общечеловеческих ценностей и норм жизни, осознания собственных действий, поступков в обыденной жизни, понимания взаимосвязи жизни и судеб разных людей, развития в себе уважения, доброжелательности, ответственности и так далее.

Обучение ведется в оргдеятельностном режиме, так как главное в развитии способностей - научить системе деятельностей: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной. Именно такая организация совместной жизнедеятельности педагога и учащихся обеспечивает развитие системы способностей: самоисследование, самопроектирование, самоорганизации, самопознания, самосознания, что и составляет ключевые профессиональные компетентности педагога и образовательные компетенции выпускника XXI века. Их развитие обеспечивается технологией учебного процесса, которая состоит из трех развивающихся пространств: целевого, поискового, рефлексивного (это и есть содержание ситуации).

Для организации целевого пространства, создаются творческие микрогруппы как внешний механизм саморазвития каждого члена группы (обычно 4 микрогруппы по 6-7 человек, которые объединяются в них по желанию или общему интересу). Далее формулируется и вводится проблема обсуждения по тому или иному произведению. Исходя из исследования поставленной проблемы, обсуждаются цели предстоящей деятельности. В каждой ситуации проектируется мировоззренческая цель, которая направлена на выработку позиции, то есть ценностных ориентаций. Именно эта цель формирует сознание ученика, его духовный мир. Например, для проблемной ситуации: «И жить хочется, и хочется человеком остаться» (по повести В. Быкова «В тумане») ставится мировоззренческая цель: понять, что каждый человек в жизни делает нравственный выбор, высшим критерием которого является совесть.

Реализация мировоззренческой (стратегической) цели обеспечивается предметными (тактическими) целями. Например, исследуя проблему: «Что страшнее: пожар - бедствие, «пожар» - бездуховность или «пожар» души героя?» (по произведению В. Распутина «Пожар») учитель вместе с учащимися определяет мировоззренческую цель: осмыслить бездуховность человека как самое страшное бедствие для общества; и - предметные цели: понять позицию автора, осознать смысл повести, определить свое отношение к проблеме, учиться исследовать средства художественной выразительности. Если обучаемый осознал, что пожар требует объединения усилий многих людей, иногда всего народа (чтобы победить пожар - бедствие, « пожар » - бездуховность), что «пожар» души присущ совестливому человеку, так как его волнуют извечные вопросы «как?» и «почему?»; если понял позицию автора-публициста, который болеет душой за все происходящее и надеется, что человеку в жизни помогут «четыре подпорки» (дом с семьей, работа, люди и малая родина); если осмыслил символику названия повести и выразил свое отношение к поставленным проблемам; если уяснил художественные особенности повести и научился находить средства выразительности, то можно говорить о развитии духовных, предметных способностей, так как результат с учетом научных норм - это и есть развитие способностей.

После уяснения цели (создания общей зоны целей) осуществляется выбор средств, позволяющих реализовать цель. Для обеспечения предметных действий предлагаются необходимые средства: толковые словари разных типов – энциклопедические, философские, терминологические, предметные, словари В. Даля, С. Ожегова; алгоритмы, карточки, текст произведения). Далее проектируется результат и определяются ключевые понятия, слова.

Интересен процесс построения Древа понятий к различным словам, например, к словам: «добро», «зло», «жестокость», «милосердие» и т. д. Ученики понимают, что это средство самостоятельного поиска знаний, лучшего понимания себя и другого человека, средство, с помощью которого развиваются духовные и предметные способности.

По словам К.Я. Вазиной, «выводное знание является новым, самостоятельно добытым содержанием. Процесс же добывания нового знания есть путь и мера саморазвития человека».

Как же происходит «включение» учащихся в проблемную ситуацию?

Можно использовать следующие методы и приемы: дать противоположные точки зрения критиков по какой-либо проблеме, сопоставить оригинал и черновые наброски текста, включить стихи классиков и современных поэтов с острой нравственной проблематикой, публицистические статьи, социальную диагностику, использовать репродукции картин, грамзаписи, фрагменты из фильмов, инсценировки отдельных сцен, зачитать выдержки из сочинений, в которых звучат разные точки зрения и т. д.

Для создания поискового пространства организуется деятельность по творческим группам. Ведется коррекция целей, определяется способ решения проблемы путем коллективной или индивидуальной мыследеятельности. Начинается самостоятельная поисковая деятельность: процесс построения Древа понятия к слову, работа по алгоритму, карточке. К примеру, чтобы исследовать проблемную ситуацию: «И жить хочется, и хочется человеком остаться» (проблема выбора на войне по повести В. Быкова «В тумане»), учащиеся составляют Древо понятий к слову «туман». Они должны выяснить, «вживаясь в текст», испытывают ли герои нравственные страдания при выполнении (Войтик, Буров) или ожидании (Сущеня) приказа. Предлагается алгоритм, в котором могут быть указаны эпизоды (задание, в доме Сущени, в лесу, тяжелая ноша, дорога к партизанам), на них нужно остановиться и проанализировать:

  1. Поведение героев (взгляды, убеждения, чувства).
  2. Прошлое героев.
  3. Роль снов.
  4. Символику названия.
  5. Художественные особенности произведения.
  6. Авторскую позицию.
  7. Свое отношение к проблеме.

Дается карточка с вопросом: «Какими средствами художественной выразительности автор передает ощущение надвигающейся беды, тревоги?»

Если в 5-6 классах учитель формулирует проблемные вопросы, то в 7-11 предлагается это сделать учащимся. Выслушиваются все варианты, обсуждаются, корректируются и выбирается один из них. Например, по повести В. Железникова «Чучело» учащиеся составили такие проблемные вопросы:

  1. Что лучше: душевная или внешняя красота?
  2. Кто виноват в том, что Лену Бессольцеву назвали предателем: сама Лена, Дима Сомов или одноклассники?
  3. Что для Лены оказалось страшнее: ненависть всего класса или предательство друга?
  4. Правы ли были ребята, назвав Лену чучелом и предателем?
  5. Поступок Димы Сомова – это предательство или честный рассказ учителю?
  6. Права ли была Лена, что уехала?

Однако для осмысления выбрали следующий: Ленка Бессольцева – победительница или побежденная? Этот вопрос показался всем наиболее острым, противоречивым, а кроме того, включал в себя остальные проблемные вопросы.

В результате погружения в проблемную ситуацию на 2-3 часа, реализуется программа деятельности, вырабатываются личные, групповые позиции, точки зрения, происходит общее обсуждение с определением научных норм .

Итак, духовные и предметные способности - результат развития ученика - возникают и развиваются в деятельности .

В рефлексивном пространстве происходит осознание, того, насколько глубоко и прочно овладели учащиеся способами деятельности, закрепляются успешные действия, выявляются затруднения, которые необходимо будет разрешить на следующих занятиях, происходит духовное прозрение. По существу можем осмыслить компетентность как свойство индивида, существующее в различных формах: «в качестве степени умелости, способа личностной самореализации, некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности». Учащиеся осознают совместную и индивидуальную деятельность, рассказывают о своих удачах и затруднениях.

Каждая ситуация заканчивается выходом на новую проблему, которую учащиеся осмысляют в качестве домашней работы, задания. Идет непрерывный процесс развития духовных потребностей-способностей учащихся. Например, после обсуждения проблемы «Свои против своих» (по повести В. Быкова «Облава»), ставится новая: - «Расчеловечили» ли свои Хведора Ровбу? Почему он окончил жизнь самоубийством, а не сдался органам?

И, наконец, идет рефлексия учителя, который соотносит реальный процесс деятельности с проектом ситуации и анализирует способы взаимодействия педагога с обучающимися.

Итак, в обучении, ориентированном на компетентность учащихся, педагог и сам должен обладать, например, такими ключевыми компетентностями, как «коммуникативная, информационная, регулятивная» и «интеллектуально-педагогическая» как базовая.  Педагог должен уметь развивать творческие способности учащихся, формировать общечеловеческие ценности, ориентиры, воспитывать здоровый образ жизни. А для этого ясно представлять все такты технологии, продумывать и апробировать последовательность учебных ситуаций, понимать, какие операции должен освоить ученик, разрабатывать вместе с учащимися алгоритмы, схемы, памятки, выстраивать Древо понятий, организовывать совместную деятельность. Тем не менее, одним из основных средств формирования духовности является авторский текст. В зависимости от разных социально-исторических и общекультурных условий на первый план выступают те или иные нравственные проблемы, осознание, осмысление которых формирует духовный облик ученика.

Однако недостаточно только конкретного, обогащенного анализом знание и понимание текста, его художественных особенностей. Необходимо, чтобы ученик испытывал духовное прозрение после уроков литературы, чтобы формировалась его жизненная позиция. Организация учебного процесса по литературе в модели саморазвития человека – это и есть один из путей к компетентности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное образование в модели саморазвития человека.

Авторской школой во главе с профессором К.Я.Вазиной начиная с 1973 года разрабатывается и внедряется в практику модель саморазвития человека, педагогическая технология коллективно-индивидуальной мысле...

Модель саморазвития выпускника сельского профессионального училища.

Статья была опубликована вСборнике  материалов II Федеральной сетевой экспериментально площадки(март 2008) научные редакторы: Т.М. Скобелева, старшийпреподаватель УЦ ФИРО, В.И. Тютрин, Минис...

Статья "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека"

Методологическое обоснование экспериментальной работы "Коллективная мыслительная деятельность-модель саморазвития человека»...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Языковое и литературное образование в модели саморазвития личности: деятельностный подход

В статье рассказываю о технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы. Эта модель разработана профессором К.Я. Вазиной. В основу концепции положено представление о человеке как...

Урок литературы по теме: Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Повторить, обобщить, систематизировать знания о личности М.А. Шолохова, его произведениях;Развивать навыки анализа прозаического текста; показать значение образа главного героя рассказа;Воспитывать па...