ЭОР на уроках истории и обществознания как средство визуализации образовательного процесса
статья по теме

Борисова Светлана Викторовна

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных образовательных ресурсов

на уроках истории и обществознания

как средство визуализации образовательного процесса

Учитель истории Борисова С.В.

МОУ «Насоновская СОШ»

с.Насоново

Валуйский район

Белгородская область

В настоящее время Россия переживает непростые времена в образовании. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, требует от современного педагога иного отношения, иных подходов и образовательных методик. Развитие информационных технологий заставляют педагогов не просто «идти в ногу со временем», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся  почти «с пеленок» владеет навыками компьютерной грамотности.

В современных  условиях все чаще можно услышать такое выражение как «клиповая молодежь», т.е. поколение, способное получать больше информации из неких визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционными способами – путем чтения  книг. Еще одна характеристика нынешних обучающихся – «сетевое поколение». Для сегодняшних учеников  электронный способ получения информации стал естественным и неотъемлемым способом. Сеть - это  досуг, место встреч и общения, и, конечно же, рабочий инструмент в добывании знаний.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых  относят образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов. Электронными образовательными ресурсами (далее ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Для обучения «клипового» и «сетевого» поколения использование ЭОР – эффективное и результативное средство визуализации образовательного процесса.

 В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:

  1. по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн - ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
  1. по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
  2. по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  3. по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.

Для визуализации обучения на уроках истории и обществознания активно применяют специализированные  предметные электронные ресурсы.  Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru ), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достаточно давно и эффективно зарекомендовали себя предметные модули, помещенные на вышеуказанных сайтах. Существуют три типа электронных учебных модулей : модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля. Например, на уроке истории  по теме «Батыево нашествие»  на этапе изучения нового материала использовался информационный модуль – звуковая лекция в сопровождении с анимированной картой и сменяемыми иллюстрациями исторических персоналий. В отличие от книги, которая дает только  текстовую информацию, электронный модуль позволяет комплексно познакомиться с иллюстративно-картографической и документальной информацией. На уроке уменьшается время на изучение, а увеличивается  время на повторительно-контролирующие элементы. Так, например, этап урока «Закрепление» проводился уже с использованием практических модулей – составление  пазла - карты, решение тестов, сопоставление понятий и их определений. Для более сильных учащихся класса использовался на этом же уроке исследовательский модуль – для отдельной группы учащихся в представленном модуле были предложены проблемные и поисковые задания. Таким образом, урок был насыщен  визуальными источниками, стимулирующими процесс запоминания и вариативно проходила практическая часть урока. Кроме того, в лучших традициях результативного урока применение модулей  позволяет четко  выстроить линию урока: информация - практика – контроль. При этом, подготовка учителя к уроку была значительно облегчена, поскольку нет  необходимости самостоятельной разработки ресурса для интерактивной доски.

В течение всего урока наблюдался еще один «плюс» использования ЭОР: дисциплина не нарушалась – все учащиеся были включены в образовательный процесс, а визуализирующие характеристики  применяемых модулей  в полной мере справились с поставленными перед ними задачами – привлекали внимание учащихся и формировали знания, умения и навыки.

Кроме модульных технологий, визуализирующими характеристиками обладает и часто применяемые на уроках истории интерактивные  и анимированные карты. Перемещаемые стрелки военных походов, оформление границ государств с помощью специальных маркеров, перемещение боевых отрядов, «флажкование» мест сражений, увеличение и уменьшение  границ государств – вот тот далеко неполный список возможностей, которые дает интерактивная карта на уроке. Сами учащиеся, активизировав внимание на изменениях, происходящих на экране, затем с большей точностью и простотой способны воспроизвести изученный материал. При использовании интерактивных и анимированных карт увеличивается  качество знаний карты, а учитывая специфику  истории, знание карты – залог успеха на итоговой аттестации.

Не менее эффективным в плане визуализации образования проявил себя  электронный учебник,  который характеризуется развитой системой поиска на основе меток – содержания, глоссария и гиперссылок.  Курсы истории Древнего мира, Средневековья, Новой и Отечественной истории в электронных учебниках представлены в широком информативном спектре - энциклопедические сведение, документальный и источниковый аппарат, насыщенный глоссарий, и обязательный,  крайне важный элемент – контрольный блок. Электронный учебник может использоваться при изучении нового материала и его закреплении. Обучающихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала обучающиеся  парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. С помощью ЭУ выполняются практические задания, осуществляется поиск информации для ответа на проблемный вопрос. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфам. Тем самым происходит приобщение обучающихся к исследовательской работе на уроке.

ЭУ используется как средство контроля усвоения основных понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться студентом, преподавателем, администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, сам ученик может управлять процессом  своего обучения.

Электронные учебники,  применение электронных  модулей ,  он-лайн тестирование на различных образовательных сайтах призваны не только расширить возможности урока в информационном  и визуализирующем критериях, но и способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. В  прямой зависимости от степени заинтересованности учащихся находится и результат итоговой аттестации.  Ведь учащиеся («клиповое и сетевое» поколение) с легкостью могут найти и изучить заинтересовавший их материал дома, т.е.  визуализация способствует развитию познавательного интереса.

Для визуализации обучения эффективно  применение кластеров,  схем и таблиц, диаграммирование  статистического материала (особенно это акцентирует внимание учащихся на уроках обществоведческого цикла). Данные ресурсы используются через слайдовые  презентации, анимированные таблицы, цифровые ленты времени. Подобные электронные ресурсы применимы как в среднем звене, так и в старших классах.

Опыт показывает, что большая часть обучающихся - визуалы, поэтому легче запоминают информацию, представленную в схемах, графиках, таблицах. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее и насыщеннее.

 На современном уроке ученик сталкивается с очень большим объёмом информации, которую предлагает учитель или добывает сам ученик. Задача учителя состоит в выборе оптимальной формы представления данной информации. На своих занятиях я использую разные приемы визуализации, которые они помогают:

- поддержать познавательную деятельность;

- увидеть ранее скрытый смысл;

- изменить перспективу видения и найти новую точку зрения;

- запомнить информацию.

В настоящее время процесс обучения должен не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и использование ЭОР , позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся,  разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

статья по теме "Формы внутриклассной дифференциации на уроках истории и обществознания для слабовидящих учащихся в процессе использования системы проблемного обучения"

В публикации рассматриваются формы внутриклассной дифференциации на уроках истории  для лиц с ОВЗ ( слабовидящих учащихся)  в процессе использования системы проблемного обучения...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...