Метапредметная деятельность как средство формирования творческих способностей обучающихся
статья на тему

Подрезова Ирина Ивановна

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному, образному восприятию мира, к метадеятельности. В связи с этим основной особенностью нового образовательного Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, к развитию творческих способностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подрезова И.И., учитель русского языка МБОУ СОШ № 36 г. Томска

Самсонова Н.Н., учитель технологии МБОУ СОШ № 36 г. Томска

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

        Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

 - появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

 - процесс обучения строится на основе сотрудничества, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса [3].

        Сегодня важнейшая задача школы - вооружить ребенка общекультурными знаниями и умениями, особенно  умением учиться. Именно поэтому в Федеральном  образовательном стандарте заложено требование к метапредметным  результатам обучения.         Метадеятельность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному, образному восприятию мира, к метадеятельности.

        В связи с этим  отличительной особенностью нового образовательного Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей [4].

        Метапредметные творческие проекты были реализованы на базе школьного музея «Мир народной игрушки». Музей «Мир народной игрушки» был открыт в МБОУ СОШ № 36 г. Томска в 1988 году, реконструирован в 2010 году. Основой экспонатов стала коллекция игрушек, подаренная Г.М.Блиновым, московским коллекционером-любителем. В фонде музея находится около 200 глиняных, деревянных, топорно-щепных игрушек северных и центральных районов России, а также стран СНГ.

        В рамках ОЭП ТОИПКРО «Музейно-образовательный проект «Музей «Мир народной игрушки» как составляющая открытого образовательного пространства школы» активно используются экспонаты музея:

  1. музейные уроки, интегрированные уроки литературы, изобразительного искусства, технологии;
  2. факультатив «Мир народной культуры»;
  3. индивидуальный образовательный проект «Загадки Древнего мира»;
  4. экскурсии и научно-исследовательская деятельность;
  5. проведение семинаров и конференций;
  6. проведение фольклорных праздников, метапредметных проектов.

        Приобщая детей к общечеловеческим ценностям, мы пришли к выводу о необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.

        Целью работы является формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

        Задачи:

  1. помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа;
  2. познакомить с культурным наследием предков;
  3. воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине;
  4. развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; развивать нравственные качества личности;
  5. помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

        Народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры.         Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

        Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

        На метапредметных занятиях используется взаимопроникающая форма организации образовательного процесса, содержание которой строится на основе деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие виды деятельности: познавательные, восприятие искусства, практическая изобразительная деятельность, театральная.

Метапредметный творческий проект «Ожившие игрушки»

…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами

 и позволяет ему шире использовать это окружение

Блонский П.П.

        Цели проекта:

  1. познакомить обучающихся с историей возникновения игрушек из глины, ткани;
  2. рассмотреть историю возникновения  дымковской игрушки;
  3. разработать и выполнить проект по самостоятельному пошиву юбки, фартука и сарафана под руководством учителя;
  4. формировать такие качества, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию на практике.

        Русская народная игрушка, яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Материалы использовались для них самые простые: солома, ткань, дерево, береста, глина.

        Народная игрушка – универсальный ключ, открывающий дверь в далёкое историческое прошлое. К тем ценностям, которые традиционно исповедовались в семьях, к смыслу жизни, семейному союзу, рождению и воспитанию ребёнка, к смерти и жизни, к всеобъемлющей истине, переданной нам в наследство от предков – доброте, присущей нашей культуре. Игрушки, сделанные в прошлые века, дают возможность отследить жизненно важные нравственные, эстетическо-художественные и философские ценности тех времен. Маленькие творения сберегают преемственность культурных традиций, в них видна связь времен [1].

        Особое внимание на занятиях уделялось цвету и символике узоров дымковской игрушки. В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные - пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом - знаки семян и зародышей. Знак плодородия - ромб. Небо с облаками - прямая линия и сверху волнообразная.  Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях [1].

        Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

        На уроках технологии были созданы фольклорные костюмы  на основе  элементов  костюма  народной игрушки и русского традиционного  народного костюма. Основные цвета фольклорного костюма – красный, синий, зелёный; основные узоры – круги и линии. В результате получился фольклорный костюм, созданный по мотивам народных игрушек. Для выполнения проектного изделия нами была выбрана базовая конструкция чертежа ночной сорочки. Данный чертёж позволяет сконструировать сразу три модели: сарафан, юбку и фартук. В Древней Руси самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник (фартук), или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

        Для изготовления фартука были использованы следующие  ткани: хлопчатобумажные, льняные, атлас. Для того чтобы сшить фартук, юбку, сарафан, нужно было выполнить несколько этапов.

        Первый этап – проектирование – создание нового образа изделия, построение чертежей и деталей, а также подготовка эскиза моделей.

        Следующий этап – конструирование – измерение фигуры человека, расчёт основных параметров и построение основы чертежа швейного изделия.

        Завершающий этап – пошив изделия (фартук, юбка, сарафан).

        Перед обучающимися была поставлена задача: определить понятие мерки, правила снятия мерок. Снять мерки с бумажного шаблона (фигуры манекена). В данном случае используется репродуктивный метод, потому как дети, получив определенный объем информации, пытаются воспроизвести действия на практике.

         Проектный продукт – это не только стилизованные фольклорные костюмы с элементами узоров дымковской игрушки, но и праздник, организованный для обучающихся первых  классов. На празднике ребята рассказывали сказки, загадывали загадки и, конечно, играли с малышами. Учащиеся выступали в фольклорных костюмах, изготовленных своими руками.

        Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология»  интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (изобразительное искусство, литература), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. В процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Литература        

  1.  Ковычева Е.Н. Народная игрушка: Учебно-методическое пособие.  М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика.  2003. №2
  3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.  С. 3-6.
  4. Никитина Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся

Представление педагогического опыта учителя технологии...