Программа "Одаренные и талантливые дети"
рабочая программа по теме

ИВАНОВА Наталья Степановна

Программа разработана для работы с детьми высокой и повышенной мотивации в предметной области "Искусство". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО                     РАССМОТРЕНО           УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по УВР           на заседании                   Директор МБОУ

МБОУ «Юркинская СОШ»    педагогического             «Юркинская СОШ»

_______ В.Н. Солодилина       совета                               _______ Т.Г. Немцева

«__»__________ 2012 г.          Протокол № ___             «__»_________ 2012 г

                                                   от «__»______2012 г.

ПРОГРАММА

«Одарённые и талантливые дети»

предметная область «Искусство» -

(изобразительное искусство, мировая художественная культура,

Музыка, театральная студия «Арлекин»)

5-11 классы

Составитель программы:

Иванова Наталья Степановна,

учитель  музыки, ИЗО и МХК

второй квалификационной категории

МБОУ «Юркинская средняя

общеобразовательная школа»

п. Юркино,

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Без труда талант – это фейерверк:

на мгновение ослепляет, а

потом ничего не остается.

Роже Мартен дю Гар

     Одаренными, или вундеркиндами, считают детей, превосходящих своих сверстников по уровню интеллектуального развития. Одаренность может проявляться  во всех сферах деятельности (музыке, изобразительном искусстве, математике, физике и так далее).

     Согласно тестам коэффициента интеллекта различают следующие уровни одаренности:

     - яркий, или просветленный;

     - умеренно одаренный;

     - высоко одаренный;

     - исключительно одаренный;

     - необычайно одаренный.

     Гуманистические тенденции в образовательной системе подразумевают, что все дети  талантливы. В этом случае «Одаренность» представляется несколько размытым понятием. Как определить? Какой ребенок талантлив,  какой просто обладает некоторыми способностями к той или иной учебной дисциплине, а какой является вундеркиндом?

     К. Тэкэкс предложил такую характеристику одаренных детей:

     Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.

     Опережающее познавательное развитие:

     - отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

     - они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

     - отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

     - одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

     - наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

     - некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогрес в чтении.

     - они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

     - характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

     Психосоциальная чувствительность:

     - одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

     - они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

     - живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

     - они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

     - им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

     - порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

     - эгоцентризм, как и у обычных детей.

     - нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

     Физические характеристики:

     - одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

     - их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

     - зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

     Среди видов одаренности можно выделить следующие:

     В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

     В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

     В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

     В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.

     В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

     Данная программа  предназначена для учащихся, успешно осваивающих предметную область «Искусство».

     Практика работы в школе показывает, что, как правило, к «одаренным»  детям относят учащихся с высокой и повышенной мотивацией к учебно-познавательной деятельности.  Причем в списках одаренных детей по различным предметам оказываются одни и те же дети. Получается, что ребенок одарен  одновременно  и по физике, и по химии, и по музыке, и по литературе. А в конечном итоге оказывается, что это просто очень активный ученик, обладающий достаточно высоким уровнем интеллекта, позволяющим успешно справляться практически со всеми учебными дисциплинами. Поэтому определить, какие именно способности в ребенке преобладают, достаточно непросто.

     Процесс это длительный, непрерывный,  требующий всестороннего изучения личности ребенка. Работа должна осуществляться в тесной связи с родителями учащегося.

     Кроме того, данная программа подразумевает развитие способностей не только одаренных детей, но и детей, имеющих высокую и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

     Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей.

     Задачи:  

  1. Разработать диагностические исследования для выявления творческих

способностей, индивидуальны и личностных качеств учащегося, а также его интересы;

  1. Организовать образовательный процесс с учетом современных методов

и приемов, способствующих самовыражению одаренных детей;

  1. Использовать ИКТ в работе с одаренными детьми, способствуя

повышению мотивации к обучению;

  1. Проводить для одаренных детей  уроки творчества,  научные

конференции, творческие выставки, викторины,  марафоны,  предметные КВН;

  1. Проводить работу с родителями по поддержанию и развитию

творческих способностей детей как в школе, так и дома;

  1. способствовать созданию  атмосферы  психологического комфорта для

 таких учащихся;

  1. организовать  учебную  работу с такими учащимися по

индивидуальному плану;

  1. использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы;
  2. проводить групповые занятия с сильными учащимися;
  3. привлекать сильных учащихся к работе кружков, внеклассных

мероприятий;

  1. использовать в работе методы проектов;
  2. привлекать к участию в районных и республиканских конкурсах и

олимпиадах,

  1. использовать ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Одаренные дети»

Основания для разработки программы

Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»

Областная и районная программа «Одаренные дети»

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа»

Срок реализации программы

2012 – 2015 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Учитель музыки, ИЗО, МХК, классные руководители,  социальный педагог

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся

Источники финансирования программы

Местный бюджет

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

 - создание индивидуальных образовательных программ;

- повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

   

   

Основные принципы построения программы:

      1. Междисциплинарность содержания

      2. Интеграция тем и проблем при изучении содержания.

      3. Высокий уровень насыщенности содержания.

      4. Активные методы обучения проблемно-диалогического характера.

      5. Направленность на развитие познавательной активности ребенка: развитие логического, творческого и критического мышления, способности к решению проблем.

      6. Совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися.

      7. Высокая степень самостоятельности в процессе обучения.        


 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  1. принцип       максимального       разнообразия       предоставленных  

возможностей для развития личности;

  1. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  2. принцип создания условий для совместной работы воспитанников  с

минимальным участием  педагога;

  1. принцип       свободы      выбора      воспитанником     дополнительных

образовательных услуг, помощи, наставничества.

Мероприятия по реализации программы.

  1. Создание и развитие системы отбора одаренных детей путем

 проведения   районных олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров и т.д.

  1. Районные конкурсы рисунков (плакатов), поделок,        

научных проектов, конкурсов и фестивалей  песни.    

  1. Участие в областных, Всероссийских, международных, конференциях,      

фестивалях и т.д.                                                                  

.                    

      Таким образом, работу с детьми, имеющими повышенные учебные способности можно осуществлять по следующему плану:

  1. Диагностика параметров индивидуального развития.
  2. Организация индивидуальной работы на уроке (определить меру

трудности задания, создать индивидуальный план работы, разработать систему творческих заданий)

  1. Исследовательская деятельность с учетом  интересов ученика.

     Поэтому, выявив одаренных детей, нужно  научить их думать, предпринять все возможности для развития их способностей.

     Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.  Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением творческих задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся, которые могут иметь один правильный ответ при разных вариантах решений, либо допускают множество ответов; решением задач практического содержания; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов, занимательными элементами урока.

     Интерес формируется и через внеклассные занятия, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей. В результате такой работы должна проявиться склонность к выбору профессии творческого направления.

Функции учителя музыки,  ИЗО, МХК:

  1. Выявление одарённых и талантливых  детей.
  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с

одарёнными ми талантливыми детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  1. Организация индивидуальной работы с одарёнными и талантливыми

детьми.

  1. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,

выставкам, конференциям школьного, районного, общероссийского, международного уровня.

  1. Создание в учебном кабинете картотеки материалов повышенного

 уровня сложности.

  1. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития

способностей их детей.

  1. Подготовка отчетов о работе с одаренными и талантливыми  детьми;
  2. Организация творческих выставок одаренных детей.
  3. Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с

 различными типами одаренности.

  1. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и

дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

  1. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания

 различных типов одаренности.

  1. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной

работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

  1. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

на 2012-2013 учебный год

Мероприятия

Сроки

Кол-во часов

Ответственные

1

Индивидуальные задания, опережающие учебную программу

сентябрь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

2

Проектная деятельность «Великие имена. Мастера изобразительного искусства»

сентябрь-октябрь

2

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

3

Участие в  предметной недели искусства

октябрь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

4

Групповые творческие работы

Ноябрь-декабрь

2

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

5

Занимательная программа «Угадай, что я рисую»

январь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

6

Подготовка к школьному конкурсу патриотической песни

январь

2

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

7

Кругограммы, филворды, кроссворды

январь

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

8

Конференция «Искусство в моей жизни»

февраль

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

9

Защита презентаций «Жизнь в искусстве»

март

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

10

Выполнение индивидуальных заданий

апрель

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

11

Проект «Декорации к спектаклю»

октябрь-декабрь

4

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

12

Итоговое тестирование

май

1

Иванова Н.С., учитель музыки,  ИЗО, МХК

СПИСОК УЧАЩИХСЯ,

имеющих высокую  и повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Фамилия, имя учащегося

 Класс

1

Егоров Николай (ИЗО)

7

2

Барабанов Даниил (ИЗО)

7

3

Федорова Анна (музыка)

6

4

Бочкарева Эльвира (музыка)

6

5

Виноградова Елена (музыка)

6

6

Мустафина Гузель (музыка)

5

7

Сибирякова Надежда (музыка, ИЗО)

5

8

Немцев Александр (музыка, ИЗО)

5

9

Ялдайкина Юлия (музыка, ИЗО)

5

10

Зернов Дмитрий (музыка, ИЗО)

5

11

Секретарева Дарья (музыка, ИЗО)

5

12

Баландина Дарья (музыка)

8

13

Амуров Филипп (МХК)

9

14

Наумова Наталья (МХК)

9

15

Кострова Вероника (МХК)

9

16

Список литературы:

  1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
  4. Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого

В.А. — М.,1964.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд.

— М.,1991.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '
  3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.

М., 1981.

     9. Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические исследования. —Ташкент, 1990.

     10. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 1995.

     11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М.,1968.

     12. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. — М., 1960.

     13. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

     14. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.

     15. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.

     16. Меде В., Приорковский Г. Детская одаренность. — М., 1925.

     17. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.,1981.

     18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.

     19. Новлялская З.П. Стихи — продолженье мое и начало...— М., 1082.

     20. Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. — М., 1995.

     21. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.

     22. Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М.,199

     23. Программа курса междисциплинарного обучения МДО "Одаренный ребенок"Автор: доктор психологических наук Шумакова Наталья Борисовна г.Москва

     24. Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М.,1991.

     25. Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и се узнавание. — М, 1924.

Способности и интересы. Сб./Под ред. Левитова Н.Д., Крутецкого  В.А. — М.,1962.

     26. Склонности и способности/Под ред. Мясищева В.II. — Л., 1962.

     27. Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. З.Л.

Голубевой. — М., 1989.

     28. Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Обучение методпроекта талантливых детей

В этой статье в краткой форме описаны стратегии обучения одаренных детей методам проекта....

Статья "Талантливые дети"

Статья-размышление об одном из пяти ведущих направлений президентской инициативы "Наша новая школа" - развитии системы поддержки талантливых детей....

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

Кейс-метод как средство развития талантливых детей.

В условиях модернизации образования на первое место выходят такие  качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессион...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...