КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
проект по теме

Горбунова Нина Валентиновна

«Если есть готовность к конфликту – повод для конфликта найдется всегда».

Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Если использовать это понятие в столь широком смысле, то можно сказать, что конфликтуют вода и пламя, птица и притяжение земли. Можно говорить о конфликте кошки с собакой или овцы с волком. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_proekt.doc121.5 КБ
Office presentation icon konfliktologicheskaya_kompetentnost.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема: «Конфликтологическая компетентность

 как составляющая культуры педагога»

Выполнил:

Горбунова Н. В., учитель географии

МОУ СОШ им. А.С. Попова городского округа Власиха

Москва, 2010


ПЛАН

I. Вступление. Цели и задачи. Актуальность темы.

II. Основная часть.

  1. Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения.
  2. Природа и причины конфликтов.
  3. Система классных часов на тему: «Готовность разрешить конфликт».
  1.  Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни».
  2.  Классный час на тему: «Уровень конфликтности личности».
  3.  Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты»

4.  Взгляды позитивной психологии на решение конфликтов.

III. Заключение.


«Если есть готовность к конфликту – повод для конфликта найдется всегда».

I.  Вступление.


Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Если использовать это понятие в столь широком смысле, то можно сказать, что конфликтуют вода и пламя, птица и притяжение земли. Можно говорить о конфликте кошки с собакой или овцы с волком. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Практическое приложение конфликтологии вызвано уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением “худой мир лучше доброй ссоры”, люди, тем не менее, не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым “выходом” из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими. Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.


II.  Основная часть.


1. Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения.

     «Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет права быть рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком».

Симон Соловейчик

Тревожность, раздражительность, зашкаливающая взволнованность, ощущение бессмысленности своего дела, переживание чувства вины – все это, похоже, неизбежно сопровождает работу учителя. «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?»

      Учителя – это особые люди, которые с раннего возраста большую часть своего времени проводят в школе. Перестав быть детьми, они не входят вполне в ту систему отношений, которая характерна для взрослых. Школа оказывается чем-то вроде храма, живущего по своим законам. Ребенок также почти целый день проводит вместе с  этим взрослым, который в его глазах занимает место родителей: его надо слушаться, от него может последовать наказание или награда. Возникает риск попасть в эмоциональную зависимость. Чтобы защититься, ребенок устанавливает дистанцию, ища в учителе недостатки или то, что можно высмеять. Еще одно объяснение стремления «доводить» учителя – это дефицит человеческого в отношениях: ребенка не понимают, он растерян.

     Нападая на учителя, он провоцирует его персональную реакцию, хочет почувствовать в нем личность, а взрослеющим детям необходима в качестве опоры личность более зрелого человека.

     Твердость учителя (как форма личностного ответа: без агрессии, но с уважением), его искренность и его личность проявляются именно в эти минуты и служат ребенку подпиткой и образцом.

     Разумеется, педагогических рецептов и «волшебных» методических приемов тут недостаточно. В своей ежедневной работе учитель остается один на один со всем, что его тревожит. Ему необходимы знания для разрешения конфликтных ситуаций, для поддержки учащегося в трудный возрастной период и в сложной жизненной ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения.

     Таким образом, речь идет о профессиональной компетентности педагога в решении вопросов дисциплины и мотивации, а также о развитии организационной культуры педагогических коллективов.

     Среди критериев эффективной Школы всегда выступали: способность мотивировать детей к познавательной деятельности  и саморазвитию; способность образовательного учреждения поддерживать дисциплину, не прибегая к методам насилия, и тем самым давать детям первые жизненные навыки в условиях демократического социума; способность создать такую корпоративную культуру, в которой все учащиеся и родители чувствовали бы принадлежность к единой организации, были мотивированы на взаимопомощь и кооперацию в решении проблем класса и школы в целом.

     Мотивация, дисциплина и кооперация – три составные части корпоративной культуры, которая в свою очередь позволяет решать три главные задачи школы:

  • Воспитания, социальной адаптации и подготовки к жизни молодого поколения учащихся;
  • Привлечения и удержания в школе хороших учителей (через систему нематериального мотивирования);
  • Собственного развития образовательного учреждения как организации.

Основными действующими элементами организационной структуры образовательного учреждения являются педагоги. Каждый учитель в отдельности как уникальный педагог с характерным для него стилем учебно-воспитательной работы и педагогический коллектив в целом, как еще один особый участник процесса, который должен транслировать ценности детям, должен быть мудрым и понимающим, умеющим разобраться в любой проблеме и справиться с любой конфликтной ситуацией.

Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая  компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.


2. Природа и причины конфликтов

К конфликтам «школьного» возраста можно отнести: конфликт «младшего школьника», конфликт подросткового возраста, конфликт юности.

     В младшем школьном возрасте можно выделить следующие конфликты:

1.        Конфликты эмоционального неблагополучия – связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.

2.        Конфликты самооценки проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.

3.        Адаптационные конфликты – связаны с изменением социального окружения.

4.        Конфликты саморегуляции.

5.        Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.

6.        Конфликты детской зависимости, которые  связаны с изменением роли ближайшего окружения в жизни ребенка.

Основные конфликты подросткового возраста:

1.        Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград. У подростка формируются внутренние критерии, имеются альтернативы – это суть деятельностного конфликта в подростковом возрасте.

2.        Мотивационные конфликты – связаны со следующими мотивами: обособление и объединение.

3.        Эмоциональный конфликт – связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.

4.        Конфликт отношений – связан с взаимоотношениями со сверстниками и изменением внутрисемейных отношений, а именно формирование эго-идентичности – ролевого смешения (по Э.Эриксону).

5.        Конфликт самостоятельности и ответственности.

Конфликты юности представлены следующими конфликтами:

1.        Ценностно-смысловые конфликты

2.        Морально-нравственные конфликты.

3.        Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.

Такая классификация конфликтов способна помочь педагогу распознать причину «плохого» поведения ребенка, но ему также необходимо понимание мотивов такого поведения. Рудольф Дрейкурс выделил четыре основных мотива «плохого» поведения: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Любой мотив можно рассмотреть по схеме, предложенной С.В. Кривцовой, выделив следующие критерии: социальные причины, сущность поведения, «сильные стороны» поведения, реакции учителя: эмоции и импульс, реакции ученика, способы предотвращения.

Для удобства представим их в виде таблицы.

3.  Система классных часов на тему: «Готовность разрешить конфликт».

  1.  Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни».

Цель: учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Оснащение: подготовить листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании.

Ход практикума

1. Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы.

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

ВОПРОС:

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

1.        Угрожаю или дерусь.

2.        Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3.        Ищу компромиссы.

4.        Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.        Избегаю противника.

6.        Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.        Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8.        Иду на компромисс.

9.        Сдаюсь.

10.        Меняю тему...

11.        Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12.        Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13.        Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14.        Предлагаю мир.

15.        Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1,6, 11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2. 7, 12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем; защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. ; В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

2. Беседа

Педагог предлагает подросткам обсудить следующие вопросы:

  • В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?
  • Что такое конфликтная ситуация?
  • Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
  •  С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  • Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  • Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  • Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
  • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

3. Самотестирование

Классный руководитель предлагает подросткам ответить на вопросы еще одного теста, который поможет понять некоторые причины возникновения конфликтов между людьми.

3.2 Классный час на тему: «Уровень конфликтности личности».

Цель: Определить уровень конфликтности учащихся.

Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1.        Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

A)        нет

Б)        когда как

B)        да

2.        Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

А)        да

Б)        ответить затрудняюсь

В)        нет

3.        Кто вы в большей степени?

A)        пацифист

Б)        принципиальный

B)        предприимчивый

4.        Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

A)        часто

Б)         периодически

B)        редко

5.        Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

A)        разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности

Б)        изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами

B)        чаще советовался бы с людьми

6.        В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

A)        пессимизм

Б)        плохое настроение

B)        обида на самого себя

7.        Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать тра-диции вашего коллектива?

A)        да

Б)        скорее всего да

B)        нет

8.        Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

A)        да

Б)        скорее всего да

B)        нет

9.        Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

A)        раздражительность

Б         обидчивость

B)        нетерпимость критики других

10.        Кто вы в большей степени?

A)        независимый

Б)        лидер

B)        генератор идей

11.        Каким человеком считают вас ваши друзья?

A)        экстравагантным

Б)        оптимистом

B)        настойчивым

12.        С чем вам чаще всего приходится бороться?

A)        с несправедливостью

Б)        с бюрократизмом

B)        с эгоизмом

13.        Что для вас наиболее характерно?

A)        недооцениваю свои способности

Б)        оцениваю свои способности объективно

B)        переоцениваю свои способности

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

A)        излишняя инициатива

Б)        излишняя критичность

B)        излишняя прямолинейность


Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

о

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов - очень низкий

18-20 баллов - низкий

21-23 балла - нижесреднего

24-26 баллов - ближе к среднему

27-29 баллов – средний

30-32 балла - ближе к среднему

33-35 баллов - выше среднего

36-38 баллов – высокий

39-42 балла - очень высокий.

Рефлексивная деятельность

Педагог предлагает подросткам соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Таким образом, в ходе первого практикума посредством самотестирования, побуждающего подростков к самопознанию, самоанализу и самооценке, и беседы с классным руководителем учащиеся уясняют основные понятия, раскрывающие суть конфликта и правила, помогающие человеку избегать пустых конфликтов.

Блок информации

СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в ко-тором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

ПРОТИВОРЕЧИЯ - это рассогласования:

  • мотивов, потребностей, ценностных ориентации людей;
  • взглядов, убеждений:
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий и позиций;
  • оценок, самооценок;
  • знаний, умений, способностей;
  • эмоциональных и психических состояний;
  • целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности.

Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ - это промесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ -это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают различными - семейные, деловые, производственные, политические и т.д. Но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть

КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого- то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела.
  • Во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь!
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • He превращайте настойчивость в назойливость.
  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  • Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты. Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
  • прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
  • постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
  • не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
  • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

Завершается практикум перспективным планированием. Подросткам предлагают поучаствовать в следующий раз в практикуме, в ходе которого они узнают правила «беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

3.3. Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты»

Цель: учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Подготовительная работа.

Классный руководитель предлагает подросткам описать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. Эти конфликтные ситуации будут коллективно проанализированы на практикуме. Подростки попытаются совместно найти оптимальное решение каждого проанализированного конфликта.

Ход практикума

Первая часть практикума - беседа.

В беседе с классным руководителем подростки вспоминают правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликтов.

Вместе с педагогом учащиеся вспоминают, что такое конфликт, конфликтная ситуация и инцидент.

Классный руководитель предлагает учащимся ознакомиться с правилами разрешения конфликта.

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Правила разрешения конфликта

1. Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):

  • Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)?
  • Что является главным противоречием, в чем рассогласование?
  • Какова цель вашего оппонента?
  • Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты?
  • Какова ваша цель в конфликте?
  • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас?)
  • Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем-либо другом?)
  • Если Вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента. Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов.
  • Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.

2. Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами):

  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу.
  • Используйте «Я - сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
  • Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана)

Вторая часть практикума - анализ конфликтных ситуаций.

После знакомства с правилами «беспроигрышного» разрешения

конфликтов педагог предлагает подросткам проанализировать конфликтные ситуации, которые представили на листочках одноклассники.

Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек, каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 5 минут подростки коллективно в микрогруппах анализируют ситуации в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.

Педагог напоминает подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные ситуации, сделаны выводы о пользе применения правил «беспроигрышного» разрешения конфликтов, осуществлена рефлексивная деятельность (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта и т.д.).

  1. Взгляды позитивной психологии на решение конфликтов.

Как управлять конфликтом

Психология конфликтов Можно ли избежать конфликтов в деловых или личных отношениях? «Нет!» — ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Для этого необходимо научиться различать формы поведения в конфликте и соответствующие им варианты исходов. Полезно знать и основные правила или этику поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил  поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько:

Правило 1-е: непредвзято относись к инициатору конфликта.

Правило 2-е: не расширяй предмет спора.

Правило 3-е: стремись к позитивному решению конфликта.

Правило 4-е: сдерживай эмоции.

Правило 5-е: соблюдай такт в споре.

Пять ступеней в преодолении конфликтов.

III. Заключение.


Исследования и практическая работа с конфликтами людей могут сыграть в этом особую роль. Психология конфликта не представляет собой, на мой взгляд, отдельной области психологической науки, но является проблемой, интегрирующей знания разных психологических дисциплин и поэтому представляющей интерес для специалистов, работающих в ее различных областях.

Предлагаемая работа, являющаяся попыткой интеграции знания классической и современной психологии, может стать основой для последующего развития идей, исследований и практики в этой области.

«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой»

Георгий Федорович Александров


Список литературы


  1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов. Центр «Педагогический поиск», Мск. 2005;
  2. Васильев Н.Н. Тренинг в преодолении конфликтов. СПб.,2002;
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
  4. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб., 2004;
  5. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. СПб., 2007;
  6. Соловейчик С. Вечная радость. – М.: Педагогика, 1986.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составляющие профессиональной культуры педагога

Составляющие профессиональной культуры педагога...

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Практико-значимый проект  по курсу " Образование и общество.Актуальные проблемы по психологии и педагогики" Разработка  семинара-практикума  "Конфликс в школе:  можно ли его п...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

В статье представлены методические рекомендации по решению конфликтных ситуаций, возникающих в межличностных взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса....

Презентация "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Практико-ориентированный проект, котрый поможет учителю научиться управлять конфликтом, направлять его в конструктивное созидательное русло....

Практико-ориентированный проект "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Проект напрвлен на расширение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии, содержит практические материалы для повышения конфликтологической компетенции педагогов....

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.

Презентация, посвященная одной из основных компетентностей  профессиональной культуры педагога....