Защита опыта на конкурсе "Учитель года -2013"
по теме

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_opyta_na_konkurse.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Я  полностью согласна с высказыванием Иоганна Генриха Песталоцци «Человек хочет всего, к чему в себе самом чувствует силы».

Поэтому главная идея моего опыта - создание условий для развития личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем, а цель  - создать широкую зону развития учащихся, содействовать реализации их индивидуальных способностей и возможностей через уроки истории, обществознания и внеклассную деятельность.

В Законе об образовании РФ отмечено: « Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Мне повезло в том, что я работаю  не только учителем истории и обществознания, но ещё и социальным педагогом. Основные функции социального педагога тесно переплетены с функциями учителя.

  1. Социализирующая функция осуществляет процесс усвоения социальных норм, социальных ролей, правил, установок, отражающих существующие отношения в обществе, создает условия для активного включения детей в различные формы деятельности.
  2. Диагностическая функция выявляет те или иные проблемы в социальном воспитании учащихся, особенности развития их интересов и творческих способностей. Диагностика даёт возможность ввести корректировку в образовательный и воспитательный процесс, направленную на успешную социализацию личности.
  3. Организационно-коммуникативная функция способствует включению добровольных помощников - родителей в социальную работу школы, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, налаживает взаимодействие между семьей и школой.
  4. Функция социальной помощи и защиты направлена на создание своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, милосердия, ослаблению социальной и межнациональной напряженности, формированию благоприятного микроклимата в социуме. А поскольку основным ключевым звеном заботы о ребенке является семья, то и речь идет о механизме, способствующим укреплению и раскрытию потенциала семьи, ее неповторимых, нравственных и физических возможностей.

Принимая и решая  социальные проблемы, ребёнок развивается, в противном случае – деградирует. И в этом смысле я через решение исторических и обществоведческих проблем учу детей  без страха и паники относиться к жизненным проблемам. Когда ребята приучены думать, анализировать, они крайне редко испытывают стрессы от трудных ситуаций.

Исходя из всего вышеизложенного, в своей работе я определила несколько направлений:

  1. создание наиболее благоприятной сферы деятельности для полноценной  самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, приобретающей опыт в социуме;
  2. формирование социально значимых коллективных и личных  этических, нравственных  норм, ценностных  ориентаций в отношении к действительности;
  3. обеспечение по мере возможности социальной защищённости детей в преодолении дезадаптации в социуме и включения их в полноценную жизнедеятельность.

Всё это даёт мне возможность прогнозировать, что

- дети приобретут определённый жизненный опыт и не будут испытывать стресс при социальной адаптации;

- будет удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;

- повысится  качество учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, т.к возрастёт мотивация к учению;

- решение проблем социума будет осуществляться с помощью социально – значимой деятельности  учителя и учащихся.

Несомненно, сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он сам так или иначе разрешает. Но в данном контексте моя роль – роль человека, помогающего общению, налаживанию межличностных отношений, содействующего в решении различных социальных вопросов, побуждающего ребят к активной деятельности и приобретению жизненного опыта.

Реальные жизненные ситуации, в которые попадают учащиеся и из которых находим выход вместе, я использую в преподавании обществознания и во внеклассной деятельности, чтобы показать ребятам, с чем они сталкиваются или могут столкнуться, выйдя за пределы школы. Я пытаюсь сориентировать учащихся  в окружающей их действительности, учу понимать ту социальную среду, в которой они развиваются, и сформировать умение разбираться в жизненных ситуациях, искать способы решения любой жизненной проблемы. Таким образом, они  накапливают и обогащают собственный опыт, они учатся делать выбор, что очень важно в современном мире.

О том, насколько это удаётся, говорят результаты диагностик.

96% учащихся считают, что школа по-настоящему готовит их  к самостоятельной жизни. 95% опрошенных читают, что в Тагайской СОШ школе созданы все условия для развития их способностей. 84% учащихся согласны с тем, что могут всегда свободно высказать свое мнение. 82% согласны с тем, что к учителю можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. Отрадно отметить, что у 63% моих учеников любимыми предметами являются история и обществознание, что говорит о довольно высоком уровне мотивации к изучению этих предметов.

Как показали результаты наблюдений и бесед с учащимися, родителями и учителями, одной из причин низкого уровня социальной адаптации учащихся является низкий уровень семейной адаптации, а именно, низкий социальный статус семьи. При этом дети из полных и благополучных семей проходят социальную адаптацию более  спокойно, без стрессов. Такие учащиеся легче выстраивают межличностные отношения, быстро включаются в трудовую деятельность, оказывают помощь нуждающимся и, как правило, успешно самореализуются как личности. Родители им передают свой жизненный опыт и дают возможность приобрести свой, включая в совместную деятельность на благо семьи и общества, ненавязчиво дают советы, которые помогают их успешной социализации.

На протяжении нескольких лет от 65 до 70% учащихся нашей школы поступают в ВУЗы, так как профориентационная работа, знакомство с рынком труда на уроках обществознания, проведение Уроков успеха с приглашением выпускников Тагайской школы, прославивших родную «альма матер» как в стенах школы, так и на предприятиях, приводят ребят к пониманию того, что успешнее реализоваться в жизни можно, имея в арсенале высшее образование.

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод, что проводимая работа по формированию социально-адаптированной личности невозможно без включения в совместную деятельность всех участников образовательного процесса - учителей, учащихся и их родителей, а также социума. Только совместная деятельность порождает стремление познать мир, историю становления общества, историю своего народа и своей семьи, даёт возможность многое переосмыслить, проверить на опыте как собственном, так и других людей.

Древнекитайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» стала причиной того, что я пересмотрела концепцию обучающей деятельности. Если раньше мне нравилось видеть лица моих учеников, когда они  слушают:  их глаза смотрят прямо на меня, не прячась, такие открытые, доверчивые, увлеченные. То теперь я  поняла, что не могу быть  только одним действующим лицом на уроке, я хочу, чтобы говорили они, чтобы думали, спорили, умнели, взрослели, развивались. Василий Александрович Сухомлинский отмечал: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений».

В настоящее время в основе моей педагогической деятельности лежат концепции развивающего обучения, педагогики сотрудничества и технологии, предполагающей построение учебного процесса на диалоговой основе. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новых, не имеющих аналога в его опыте, способов действия. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. На уроках и внеклассных мероприятиях мы с ребятами совместно вырабатываем цели, содержание, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технология, на которую я делаю основной акцент в своей работе, это технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Из своего опыта могу констатировать тот факт, что общение-диалог развивает у учителя и учащихся уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения. Вследствие своей универсальности диалог в обучении – это не сюжет, не фрагмент лекции или семинарского занятия. Диалог всегда «внесюжетен» и независим от той или иной ситуации на уроке, хотя ею и подготовлен. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики мышления.

На уроках я применяю активные и интерактивные методы и приемы обучения, которые дают высокий потенциал, позволяющий вести обсуждение в группах, в паре, в цепочке, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни в групповом проектировании, каждый учит каждого, ученик в роли учителя. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”, например: дебаты, дискуссии, экскурсии, соревнования, выставки, ролевые и деловые игры. Благодаря этому мои учащиеся обладают гибкостью в переключении на новые способы  и приемы работы, т.к. у них уже сформированы навыки включения в разные виды учебной деятельности в рамках одного урока. На разных этапах урока: актуализация и систематизация знаний, изучение нового материала, закрепление изученного или рефлексия – учащиеся работают в группах или индивидуально, с текстом учебника или историческим документом, разыгрывают драматизацию исторического события или становятся участниками ролевых игр, работают с карточками или тестами (как бумажными, так и электронными). Для моих учеников это привычный ритм работы.

Кроме этого своей работе я использую различные дидактические материалы, которые не только позволяют ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы, но и создают условия для самоконтроля и самооценки полученных знаний, их усвоения. Это исторические документы и ситуации, тестовые задания, монограммы, проблемные ситуации, кроссворды, ребусы, схемы, , «бумеранги» и многое другое.

Одно из важных мест занимает информационно-коммуникационная деятельность учащихся (составление презентаций, работа в интернете на учебных порталах).

Благодаря использованию современных эффективных образовательных технологий, а главное – любви и вере в способности учащихся, мои ученики демонстрируют позитивную динамику уровня обученности, свою успешность.

В. А. Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Конечно, только на  уроках у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Поэтому большим подспорьем является внеклассная деятельность, которая даёт возможность учащимся разрешить волнующие их вопросы и проблемы, проявить инициативу, творческие способности, задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к оценке своего поведения и взглядов. Встречи с членами патриотического клуба «Набат», ветеранами Вов, конкурсы, викторины, конференции готовят ребят к самостоятельной жизни в социуме, воспитываю чувства патриотизма, любви к природе и человеку. Проявить свою активную гражданскую позицию школьники смогли участвуя в выборах в муниципальный Молодежный парламент, в выборах Президента школьного самоуправления и кандидата на должность директора школы в «День Самоуправления». На время  учащиеся стали активными членами предвыборной и выборной кампаний. Именно здесь раскрылись ответственность, организаторские способности детей, сумевших привлечь внимание всех учащихся школы.

Я успешно организую социально значимую, творческую деятельность учеников,  привлекаю школьников  к активному участию в жизни образовательного учреждения; решению проблем местного социума; благоустройству территории школьного двора, сельского поселения, осуществляю стимулирование самовоспитания учащихся через ролевые игры и тренинги, при этом учитываю возрастные особенности, личностные характеристики и возможности ребят. Учащиеся включаются в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью интенсивного проживания различных социальных ролей, обогащения индивидуального жизненного опыта и расширения границ их возможностей.

Поисковая и исследовательская деятельность этому лучшее подтверждение. Вместе мы участвовали в разработке проекта «Красная звездочка», «Помоги ветерану», принимали активное участие в проведении акций «Георгиевская ленточка», «Наполни социальный погребок», «Подари игрушку детскому саду», «Весенний дым», «Очисти родник». Ребята приносят экспонаты в школьный музей, заранее подготовив материал об этом предмете, опросив старожилов села. Эта деятельность даёт возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, уважение друг к другу и окружающим, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. А это значит, что каждый из них становится разносторонне развитой личностью, ими в практической деятельности приобретается нужный социальный опыт.

Таким образом, урочная и внеурочная деятельность по истории и обществознанию способствует развитию творческих способностей детей, креативности, дает возможность проявить себя в различного рода учебной и общественной деятельности, требующей логического мышления и правильного выбора, позволяет приобрести социальный опыт.

Приобретение личностного опыта ребёнком не возможно без помощи и поддержки родителей. Организация походов и экскурсий, поездок по городам России и вечеров отдыха, проведение Уроков успеха и участие в работе Совета школы и Школьного родительского комитета – вся эта совместная деятельность даёт возможность родителям и детям взглянуть друг на друга с другой точки зрения, поучиться друг у друга, младшему поколению перенять опыт старшего. Родительское участие, без сомнения, бесценно.

О результативности моей педагогической деятельности могут говорить достижения как учащихся, так и моих личных. Достаточно сказать, что ребята были в числе участников областной краеведческой конференции обучающихся «Ульяновская область, край родной» и областной викторины «Арское в истории Симбирского края»,награждены грамотами за победу в конкурсе сочинений 1 Областного фамильного слета Кузнецовых, за победу в областном конкурсе на лучшую разработку экскурсии- турпохода «По родному краю с любовью», посвященном  66-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, диплом победителя областного интеллектуального марафона «Умники и умницы Симбирского края», были

призерами на II слете юных краеведов и лауреатами II Областного летнего фестиваля туризма и краеведения, стали победителями и призерами муниципальных этапов Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию.

О себе могу сказать, что являюсь победителем муниципального и участником областного конкурса «Самый классный классный», участником муниципального конкурса «Сердце отдаю детям», участником регионального конкурса «Интернет-ресурсов педагога», участником всероссийского конкурса для учителей «Я- классный руководитель», лауреатом Седьмых межрегиональных Давыдовских чтений», призером муниципального конкурса «Учитель года-2013», победителем конкурса методических разработок областной учительской газеты «После уроков», награждена грамотой Министерства образования и науки РФ..

Своим опытом я постоянно делюсь с коллегами. В 2008 году в сборнике «Здоровье детей- основа процветания России» была напечатана работа «Из опыта работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся в МОУ «Тагайская средняя общеобразовательная школа» Майнского района», созданная совместно с заместителем директора по воспитательной работе с детьми Кузнецовой О.Н.  Мой проект «Педагогика сотрудничества» был опубликован в 1 выпуске «Сборника педагогических идей Всероссийского слета учителей» в апреле 2012года.

На интернет - порталах для учителей (http://www. nsportal.ru, http://www.proshkolu.ru, http://www.uchportal.ru ) я размещаю разработки своих уроков и внеклассных мероприятий. Ежегодно с моими работами можно ознакомиться на страницах областной газеты «После уроков». А также мои статьи о жизни школы печатаются в районной газете «Ленинец».

В заключении хочу сказать, что школе принадлежит приоритетная роль в формировании социально-адаптированных личностей учащихся. Социальное  воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным. Но при этом педагог должен обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников, создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху, утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности, учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения и заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Только в этом случае учащиеся приобретут опыт:

1) высказывания и аргументации своих идей, позиций

2) вхождения в современное общество

3) освоения способов действий, позволяющих им соответствовать социальным тенденциям

4) Взаимодействия с различными социальными институтами современного общества

При этом задача педагога, чтобы ребёнок, общаясь в социуме, среди неблагоприятных условий, смог сделать выбор в лучшую сторону, чтоб эта личность не потерялась в обществе, чтоб она могла самореализоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

защита опыта

Я работаю по технологии критического мышления....

Представление к конкурсу "Учитель года-2013"

Презентация- представление учителя немецкого языка к конкурсу "Учитель года-2013"...

Защита опыта работы учителя биологии

Содержит информацию о применение педогагических технологии...

Защита опыта учителя иностранного языка Сидоренко Марины Александровны По теме: «Влияние дифференцированного подхода на формирование базовых грамматических умений

Защита опыта учителя иностранного языка Сидоренко Марины АлександровныПо теме:«Влияние дифференцированного подходана формирование базовыхграмматических умений...

Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей

Защита опыта работы по теме "Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся  для формирования  их социальной активности, коммуникативной  и информационной компетентностей"...

Защита опыта классного руководителя

Работа по программе  “Три Я ”.Цель программы:   Развитие человека, способного  к духовному и физическому саморазвитию в дружном классном коллективе единомышленников на ...